Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 11:07, курсовая работа
Цель работы – разработать предложения по совершенствованию управления фирмой.
Задачи работы:
рассмотреть предприятие как объект управления
раскрыть факторы влияния на систему управления
отобразить систему управления предприятием
Введение
1. Предприятие как объект управления
1.1. Факторы влияния на систему управления
1.2. Система управления предприятием
2. Внутренняя корпоративная среда организации технологии
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Внутренняя среда организации
2.3 SWOT-анализ ОАО «УАЗ
2.4 Анализ структуры
3. Организационная культура предприятия и эффективность производственной деятельности
Заключение
Список литературы
После этого осуществляется внедрение мероприятий для реализации принятых решений. Как правило, оперативные решения, принимаемые руководством, направляются на устранение и предупреждение отклонений от технологии и требуемых характеристик продукции при управлении производством, а также на улучшение продукции и производственного процесса. Но кроме этого принимаемые меры могут быть направлены на корректировку ранее принятых оперативных планов, а также на сферу ответственности высшего руководства, например, на изменение организации работ, на повышение квалификации и мотивации персонала, а также на выбор более квалифицированных поставщиков материалов и комплектующих изделий.
После завершения процесса производства продукция поставляется заказчику или на рынки сбыта, и поставщик получает от них реакцию на поставленную продукцию (обратная связь). Таким образом, цикл управления заканчивается выполнением той же функции, с которой он и начинался — взаимодействием с внешней средой.
Для завершения создания системы управления необходимо разработать нормативные документы, указывающие, как надо выполнять указанные выше функции их исполнителями. Только после этого, можно будет сказать, что система управления предприятием сформирована. [5]
2. Внутренняя корпоративная среда организации технологии.
2.1 Краткая характеристика предприятия.
Ульяновский автомобильный завод является одним из ведущих российских автомобильных заводов, специализирующимся на выпуске полноприводных автомобилей-внедорожников УАЗ и легких коммерческих автомобилей.
Руководство завода: председатель Совета директоров, генеральный директор ОАО «Северсталь-авто» – В.А.Швецов, исполнительный директор ОАО «УАЗ» – С.П.Юрасов.
В настоящее время 66,07% акций УАЗа принадлежит ОАО «Северсталь-Авто». Государство (в лице ФАУФИ) в настоящее время является собственником 13,19% акций завода. Остальные 20% акций УАЗа принадлежат портфельным инвесторам и трудовому коллективу.
Мощности завода – 100 тысяч автомобилей в год.
Текущий объем производства – более 66 тысяч автомобилей в год.
Оборот – 17 млрд. руб. в год.
Численность работающих – 16 тыс. человек.
В состав завода входят основные виды автомобильного производства – штамповочное, сварочное, окрасочное, сборочное и цех контрольных испытаний автомобилей. Кроме того, на производственной площадке УАЗа находятся металлургическое и станкоинструментальные производства, выделенные в отдельные бизнес-единицы.
2.2 Внутренняя среда организации.
Определение роли и места технологий в области менеджмента и управления всем комплексом различных направлений деятельности организации должно быть ориентировано на прагматические результаты, обеспечивающие продвижение наиболее прогрессивных и современных технологий управления в практическую деятельность. Эффективность работы компании на рынке определяется наличием у неё системы управления, основанной на стратегии развития, являющейся ранжированной по приоритетам системой взаимодействия внедрённых технологий. Алгоритм выбора, исследования и внесения технологии в корпоративную среду фирмы представлен на рис. 4.
Рис.4. Алгоритм выбора, исследования и внедрения технологий управления.
Систему управления предприятием можно рассматривать как интегрированную систему управления технологиями, выстроенную по заданному алгоритму и приоритетам. Для принятия решения о необходимости разработки или покупки управленческой технологии компании исследуют её.
Выбор и исследование технологии, предполагаемой к внедрению, начинают с предметно-ориентированного описания элементов технологии и параметров её сети поддержки во взаимодействии с элементами и параметрами внутренней корпоративной среды фирмы. Определение свойств и атрибутов ядра и сети поддержки технологий описывают в терминах единого словаря принятых на фирме понятий. [13]
Внутреннюю корпоративную среду в описываемом подходе можно рассматривать состоящей из пяти основных частей (рис.5):
Рис. 5 Основные составляющие внутренней корпоративной среды компании.
Организационная среда представлена:
Состояние внутренней корпоративной среды зависит от влияния таких внешних факторов, как законодательная база государства, политическая и экономическая составляющие государственной политики, социальные и культурные особенности региона, специфика функционирования фирмы, качество и содержание государственных и отраслевых стандартов.
Никакая система или подсистема управления не будет функционировать, если в расчёт не будет взята поведенческая функция персонала. Именно персонал определяет функционирование всех вышеперечисленных сред. Поэтому отдельным самостоятельным фактором формирования системы стратегического управления развитием фирмы является разработка и внедрение системы управления персоналом.
Определяющей в системе управления трудовыми ресурсами фирмы является необходимость найти и определить возможности реализации рационального поведения сотрудника фирмы — оптимального для него и одновременно полезного для фирмы. Условия, которые позволяют персоналу оптимально удовлетворять свои интересы при рациональном поведении по отношению к фирме, являются критериальными. Эти условия должны быть прозрачны для персонала и отражать мотивацию его рационального поведения, включая материальные и моральные стимулы, условия карьерного продвижения по службе.
Каждая новая управленческая концепция призвана отражать определённую технологию или комплекс управленческих технологий, направленных на получение конкретных конкурентных преимуществ.
Введение понятий технологического ядра и сети поддержки технологий позволяет сделать ряд методологических выводов, представляющих интерес для практического менеджмента.
Вопрос о формировании сети поддержки технологий, складывающейся на фирме, как набора технологий из различных областей знаний позволяет топ-менеджерам обеспечить условия достижения поставленных целей управления всем комплексом процессов на фирме наиболее эффективным путём, формировать этапы и переходы планируемой эволюции к будущим, более совершенным системам управления. Поэтому разработку и внедрение любых систем управления компании рассматривают и концептуально проектируют как интегрированную модель взаимодействия различных технологических ядер с учётом формирования достаточно сложной гиперсети поддержки технологий, отвечающей критериям заданной эффективности. Именно менеджмент должен проектировать сеть поддержки технологий с тем, чтобы в конечном итоге создать эффективную систему управления организацией.
В последние три года Ульяновский автомобильный завод демонстрирует стабильные объемы производства и продаж. По итогам 2006 года УАЗ произвел и продал более 66 000 автомобилей, что сопоставимо с уровнем 2005 года. В 2007 году предприятие планирует произвести и продать около 67 000 автомобилей.
На внутреннем рынке основными потребителями УАЗа являются коммерческие и бюджетные организации, широко представленные в регионах, а также сельхозпроизводители и государственные структуры.
Вместе с тем, в последнее время с началом выпуска нового автомобиля УАЗ ПАТРИОТ, среди потребителей резко возрос процент физических лиц, так как данный внедорожник рассчитан, прежде всего, на личную эксплуатацию.
Что касается экспорта, то он по-прежнему занимает значительную долю в общем объеме продаж УАЗа. По итогам 2006 года УАЗ поставил на экспорт 12 500 автомобилей. За последние годы заводу удалось создать разветвленную дилерскую сеть в СНГ, а также вернуться на свои традиционные рынки, потерянные в постсоветские годы – в страны Азии (Могнолия Вьетнам). Ближнего Востока (Сирия, Афганистан), Африки (Ангола, Нигерия) и Латинской Америки (Куба, Колумбия, Уругвай, Никарагуа). С целью увеличения экспортных продаж создаются сборочные производства автомобилей УАЗ за рубежом (в частности такие проекты действуют во Вьетнаме и на Кубе).
Для улучшения финансового состояния предприятия и повышения его прибыльности в течение последних трех лет на Уазе активно реализуются комплексные программы сокращения издержек и построения производственной системы УАЗа на основе принципов бережливого производства. Благодаря проделанной работе с привлечением консультантов японской компании Culman за последнее время на УАЗе были достигнуты следующие показатели:
– снижение дефектности производимой продукции на 60%;
– снижение уровня незавершенного производства на 38%;
– снижение среднесуточного времени простоя оборудования на 86%;
– рост производительности труда на 15%.
Экономический эффект, полученный за счет этих изменений, сказался на финансовых результатах завода за последние несколько лет.
Таблица 1.
Показатели работы ОАО «УАЗ»
за 2005 г., 2006 г., 1 полугодие и 7 месяцев 2007г.
Наименование |
2005 г. отчет |
2006 г. отчет |
1 полугодие 2007 г. отчет |
7 месяцев 2007г. отчет |
Продажа автомобилей и машкомплектов марки УАЗ, шт. |
66 310 |
66 120 |
33 174 |
38 515 |
в том числе: легковые |
28 853 |
28 823 |
14 847 |
17 322 |
из них:UAZ Patriot |
3 873 |
10 051 |
5 575 |
6 419 |
грузовые |
5 308 |
4 493 |
2 533 |
2 998 |
спецавтомобили |
13 924 |
15 491 |
7 625 |
8 576 |
автобусы |
17 819 |
17 217 |
8 168 |
9 618 |
машкомплекты |
406 |
96 |
1 |
1 |
Продажа запасных частей собственного производства, млн. руб. |
1 044 |
1 083 |
588 |
695 |
Выручка от продаж, млн. руб. |
15 197 |
17 120 |
10 155 |
11 940 |
Прибыль от продаж, млн. руб. |
862 |
1 593 |
964 |
1 154 |
Рентабельность продаж, % |
5,7 |
9,3 |
9,5 |
9,7 |
Чистая прибыль, млн. руб. |
370 |
920 |
469 |
647 |
Средняя заработная плата (с дочерними обществами без УФ) руб. |
7 695 |
8 965 |
10 560 |
10 902 |
в том числе ОАО «УАЗ», руб. |
7 775 |
9 165 |
10 853 |
11 210 |
Среднесписочная численность работающих (с дочерними обществами без УФ), чел. |
19 714 |
16 982 |
16 209 |
16 204 |
в том числе ОАО «УАЗ», чел. |
15 418 |
12 196 |
11 672 |
11 679 |
Уплачено налогов (с дочерними обществами и УФ), млн. руб.,*в том числе: |
940 |
1 793 |
710 |
1 004 |
Федеральный бюджет |
111 |
741 |
127 |
231 |
Областной бюджет |
199 |
413 |
247 |
360 |
Местный бюджет |
177 |
187 |
91 |
124 |
Внебюджетные фонды |
454 |
451 |
244 |
289 |
2.4 Анализ структуры.
Функциональная структура предприятия зависит от особенностей производственного процесса и совершенно не зависит от размеров фирмы.
На основе функциональной структуры строится производственная структура предприятия, то есть, конкретный состав цехов, подразделений и служб предприятия в зависимости от типа производства и выбранной организации производства (по технологическому или предметно-замкнутому принципу) и размеров предприятия.
Таким образом, функциональная структура предприятия является базой для разработки производственной структуры, на основе которой создается организационная структура управления с учетом выбранной системы:
- линейной;
- функциональной;
- линейно-функциональной;
- дивизиональной;
- матричной;
- тензорной (множественной).
В промышленном производстве наиболее широкое распространение получила линейно-функциональная организационная структура управления.
Линейные руководители при ней являются единоначальниками и полностью отвечают за работу подразделения (директор, зам. директора по производству, начальник цеха, начальник участка, старший мастер, мастер, бригадир). Функциональные руководители (главный инженер, главный экономист, главный бухгалтер и т.д.) составляют штаб директора и руководят функциональными службами (ОГК, ОГМ, ОГЭ и т.д.).
В указанных структурах руководство показано только на уровне исполнительных органов, а высшее руководство (совет директоров, наблюдательный совет и т.д.) не показаны, так как зависят от организационно-правовой формы предприятия.
3. Организационная
культура предприятия и
Постоянные изменения во внешней среде, усложнения в производственной и коммерческой деятельности предприятий, повышение значения фактора времени, расширение пространства предприятия и увеличение объёмов и скорости получения информации и новых знаний повышают значимость внутренних источников экономического роста, способных обеспечить прирост производства. Важнейшим ресурсом, способным создать гибкую, адаптивную и тем самым эффективную производственную систему, является организационная культура предприятия, поскольку именно она определяет, как. каким образом и с какими затратами достигаются результаты его деятельности, обусловливая изменение соотношения между объемом производства и измеряемыми затратами.
Организационная культура является оболочкой любого предприятия в том числе и ОАО «УАЗ». Определяя состояние социальной системы, в рамках которой все факторы произволе та преобразуются в конечные результаты, организационная культура предприятия я мнется важнейшим инструментом управления, лежащим в основе построения любой экономической модели деятельности.