Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2012 в 10:19, курсовая работа
Современный менеджмент рассматривает организационную культуру как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и работников на общие цели. Существует несколько определений организационной (корпоративной) культуры.
Современный менеджмент рассматривает организационную культуру как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и работников на общие цели. Существует несколько определений организационной (корпоративной) культуры.
Исходя из этих определений под организационной (корпоративной) культурой понимаются в основном ценности и нормы, разделяемые большинством членов организации, а также их внешние проявления (организационное поведение).
Организационная культура выполняет две основные функции:
• внутренней интеграции: осуществляет внутреннюю интеграцию членов организации таким образом, что они знают, как им следует взаимодействовать друг с другом;
• внешней адаптации: помогает организации адаптироваться к внешней среде.
Основные элементы организационной культуры:
• Поведенческие стереотипы: общий язык, используемый членами организации; обычаи и традиции, которых они придерживаются; ритуалы, совершаемые ими в определенных ситуациях.
• Групповые нормы: свойственные группам стандарты и образцы, регламентирующие поведение их членов.
• Провозглашаемые ценности: артикулированные, объявляемые во всеуслышание принципы и ценности, к реализации которых стремится организация или группа («качество продукции», «лидерство на рынке» и т.п.).
• Философия организации: наиболее общие политические и идеологические принципы, которыми определяются ее действия по отношению к служащим, клиентам или посредникам.
• Правила игры: правила поведения при работе в организации; традиции и ограничения, которые следует усвоить новичку для того, чтобы стать полноценным членом организации; «заведенный порядок».
• Организационный климат: чувство, определяемое физическим составом группы и характерной манерой взаимодействия членов организации друг с другом, клиентами или иными сторонними лицами.
• Существующий практический опыт: методы и технические приемы, используемые членами группы для достижения определенных целей; способность осуществлять определенные действия, передаваемая из поколения в поколение и не требующая обязательной письменной фиксации.
Формирование
организационной культуры — это попытка
конструктивного влияния на социально-психологическую
атмосферу, поведение сотрудников. Формируя
в рамках организационной культуры определенные
установки, систему ценностей или «модель
мира» у персонала организации, можно
прогнозировать, планировать и стимулировать
желаемое поведение. Однако при этом всегда
необходимо учитывать стихийно сложившуюся
в данной организации корпоративную культуру.
Часто в бизнес-среде руководители пытаются
сформировать философию своего предприятия,
где декларируют прогрессивные ценности,
нормы, и получают не соответствующие
своим желаниям и вложениям средств результаты.
Происходит это отчасти и потому, что искусственно
внедряемые организационные нормы и ценности
вступают в конфликт с реально существующими
и поэтому активно отвергаются большинством
членов организации.
Формирование организационной культуры
обычно осуществляется в процессе профессиональной
адаптации персонала
Наряду
с уровнями и элементами выделены
типы организационной культуры. Одна
из самых популярных типологий предложена
К. Камероном и Р. Куинном. В ее основу положены
четыре группы критериев, определяющих
стержневые ценности организации:
• гибкость и дискретность,
• стабильность и контроль,
• внутренний фокус и интеграция,
• внешний фокус и дифференциация.
Клановая организационная культура: очень дружественное место работы, где у людей масса общего. Организации (подразделения) похожи на большие семьи. Лидеры или главы организаций воспринимаются как воспитатели и даже как родители. Организация держится вместе благодаря преданности и традиции. Высока ее обязательность. Организация делает акцент на долгосрочной выгоде совершенствования личности, придает значение высокой степени сплоченности коллектива и моральному климату. Успех определяется как доброе чувство к потребителям и забота о людях. При этом типе организационной культуры организация поощряет бригадную работу, участие людей в бизнесе и согласие.
Адхократическая организационная культура (от лат. ad hoc — «по случаю»): динамичное предпринимательское и творческое место работы. Ради общего успеха работники готовы на личные жертвы и риск. Лидеры считаются новаторами и людьми, готовыми рисковать. Связующей сущностью организации становится преданность экспериментированию и новаторству. Подчеркивается необходимость деятельности на переднем рубеже. В долгосрочной перспективе организация делает акцент на росте и обретении новых ресурсов. Успех означает производство/предоставление уникальных и новых продуктов и/или услуг. Важно быть лидером на рынке продукции или услуг. Организация поощряет личную инициативу, творчество и свободу.
Иерархическая организационная культура: очень формализованное и структурированное место работы. Часто ее называют бюрократическим типом организационной культуры. Тем, что делают люди, управляют процедуры. Лидеры гордятся тем, что они — рационально мыслящие координаторы и организаторы. Ценится поддержание главного хода деятельности организации. Организацию объединяют формальные правила и официальная политика. Управление работниками предполагает озабоченность гарантией занятости и обеспечением долгосрочной предсказуемости.
Рыночная культура. Этот тип организационной культуры доминирует в организациях, ориентированных на результаты. Ее главная забота — выполнение поставленной задачи. Люди целеустремленны и соперничают между собой. Лидеры — твердые руководители и суровые конкуренты. Они непоколебимы и требовательны. Организацию связывает воедино акцент на стремлении побеждать. Репутация и успех составляют предмет общего радения. Стиль организации — жестко проводимая линия на конкурентоспособность.
Нормы организационной культуры — общепринятые стандарты индивидуального и группового поведения, признаваемые приемлемыми в данной организации, сложившиеся с течением времени в результате взаимодействия ее членов. Нормы о.к определяют отношение к явлениям, важным для организации, отношение к работе в целом. Понимание норм о. к. формируется разделяемыми установками, ценностями и ожиданиями. Чем в большей степени человек ценит свою принадлежность к той или иной организации, тем в большей степени его поведение будет совпадать с ее нормами. Во многих случаях Н. о. к. вообще не объявляются и не регламентируются организацией, но каким-то образом становятся известными всем ее членам. Они могут доводиться в устной или, реже, в письменной форме.
Восприятие норм организационной культуры членами группы часто бывает неодинаковым. Это может привести к возникновению противоречий во взаимодействии и общении. Нормы могут быть разными (чаще всего так и бывает) для всех сотрудников либо только для отдельных лиц. Они призваны подсказать членам организации, какое поведение и какая работа ожидаются от них. Нормы, принятые группой, оказывают сильное влияние на поведение отдельной личности и на то, в каком направлении будет работать группа: на достижение целей организации или на противодействие им.
Нормы
организационной культуры. могут
иметь положительный и
В современной
литературе существует довольно много
определений понятия организационная
культура. Как и многие другие понятия
организационно-управленческих дисциплин,
концепция организационной культуры не
имеет универсального определения. Возможны
лишь разнообразные функциональные описания
культурной области, которые всякий раз
формулируются в зависимости от конкретных
целей исследования, но целостного - сущностного
- определения культуры, получившего общепризнанное
распространение, нет.
Термин “культура” у всех на слуху, однако
эта известность слова очень обманчива.
Безусловно, дать грамотное краткое определение
любому широкому понятию (даже давно устоявшемуся)
очень трудно. Такие определения и характеристики
легко даются “со стороны”, т.е. теми,
кто не является профессионалами в соответствующей
сфере. Специалисты же всегда дискутируют,
спорят между собой. Вместе с тем трудности
определения для них обусловлены, конечно
не ограниченностью их взглядов, а хорошо
осознаваемой сложностью понятия, исторической
эволюцией его содержания, пересечением
с другими концепциями и т.д.
Следует отметить, что если в признании
наличия феномена организационной культуры
академические и деловые круги практически
единодушны, то в содержательной трактовке
её определений такого единодушия не было
и нет. Вообще, как считает П. Фрост, организационная
культура - концептуально “скользкое”
понятие. К тому же научное осмысление
этого явления находится ещё на стадии
первичного обобщения, которой также присущ
широкий плюрализм подходов, иногда, к
сожалению, переходящих даже в анархизм
(как, например, категоричные утверждения
некоторых учёных - Гэласа, Мейера, Гэша
и др. - о «тупиковости» исследований в
этой области). Отсюда и приводящая в замешательство
«пестрота», разнородность литературы
по организационной культуре.
Большинство авторов сходится на том,
что культура организации представляет
собой сложную композицию важных предположений
(часто не поддающихся формулированию),
бездоказательно принимаемых и разделяемых
членами коллектива. Часто организационная
культура трактуется как принимаемые
большей частью организации философия
и идеология управления, предположения,
ценностные ориентации, верования, ожидания,
расположения и нормы, лежащие в основе
отношений и взаимодействий как внутри
организации, так и за её пределами.
Э. Джакус (1952 г.): “Культура предприятия
- это вошедший в привычку, ставший традицией
образ мышления и способ действия, который
в большей или меньшей степени разделяют
все работники предприятия и который должен
быть усвоен и хотя бы частично принят
новичками, чтобы новые члены коллектива
стали “своими”.
Д. Элдридж и А. Кромби (1974 г.): “Под культурой
организации следует понимать уникальную
совокупность норм, ценностей, убеждений,
образцов поведения и т.п., которые определяют
способ объединения групп и отдельных
личностей в организацию для достижения
поставленных перед ней целей”.
Х. Шварц и С. Дэвис (1981 г.): “Культура...
представляет собой комплекс убеждений
и ожиданий, разделяемый членами организации.
Эти убеждения и ожидания формируют нормы,
которые в значительной степени определяют
поведение в организации отдельных личностей
и групп”.
К. Голд (1982 г.): “Корпоративная культура
- это уникальные характеристики воспринимаемых
особенностей организации, того, что отличает
её от всех других в отрасли”.
М. Пакановский и Н. О’Доннел-Тружиллио
(1982 г.): “Организационная культура - это
не просто одна из составляющих проблемы,
это сама проблема в целом. На наш взгляд,
культура - это не то, что организация имеет,
а то, чем она является”.
В. Сате (1982 г.): “Культура представляет
собой набор важных установок (часто не
формулируемых), разделяемых членами того
или иного общества”.
Э. Шайн (1985 г.): “Организационная культура
- это комплекс базовых предположений,
изобретённый, обнаруженный или разработанный
группой для того, чтобы научиться справляться
с проблемами внешней адаптации и внутренней
интеграции. Необходимо, чтобы этот комплекс
функционировал достаточно долго, подтвердил
свою состоятельность, и потому он должен
передаваться новым членам организации
как правильный образ мышления и чувств
в отношении упомянутых проблем”.
Г. Морган (1986 г.): “Культура” в метафорическом
смысле - это один из способов осуществления
организационной деятельности посредством
использования языка, фольклора, традиций
и других средств передачи основных ценностей,
убеждений, идеологии, которые направляют
деятельность предприятия в нужное русло”.
К. Шольц (1987 г.): “Корпоративная культура
представляет собой неявное, невидимое
и неформальное сознание организации,
которое управляет поведением людей и,
в свою очередь, само формируется под воздействием
их поведения”.
Д. Дреннан (1992 г.): “Культура организации
- это всё то, что для последней типично:
её характерные черты, превалирующие отношения,
сформировавшиеся образцы принятых норм
поведения”.
П. Добсон, А. Уильямс, М. Уолтерс (1993 г.):
“Культура - это общие для всех и относительно
устойчивые убеждения, отношения и ценности,
существующие внутри организации”.
Э. Браун (1995 г.): “Организационная культура
- это набор убеждений, ценностей и усвоенных
способов решения реальных проблем, сформировавшийся
за время жизни организации и имеющей
тенденцию проявления в различных материальных
формах и в поведении членов организации”.
[9, стр. 71-72]
Д. Олдхэм (ЛИНК): “Чтобы понять, что такое
культура организации, необходимо рассмотреть
методы выполнения работы и то, как обращаются
с людьми в этой организации”. [6, стр. 38]
М.Х. Мескон: “Атмосфера или климат в организации
называется её культурой. Культура отражает
преобладающие обычаи, нравы и отражения
в организации”. [5, стр. 277]
С. Мишон и П. Штерн: “Организационная
культура есть совокупность поведений,
символов, ритуалов и мифов, которые соответствуют
разделяемым ценностям, присущим предприятию,
и передаются каждому члену из уст в уста
в качестве жизненного опыта”. [8, стр.
50]
П.Б. Вейлл: “Культура - это система отношений,
действий и артефактов, которая выдерживает
испытание временем и формирует у членов
данного культурного общества довольно
уникальную общую для них психологию”.
[6, стр. 38-39]
Е.Н. Штейн: “Организационная культура
есть набор приёмов и правил решения проблем
внешней адаптации и внутренней интеграции
работников, правил, оправдавших себя
в прошлом и подтвердивших свою актуальность”.
[8, стр. 51]
Н. Лемэтр: “Культура предприятия - это
система представлений, символов, ценностей
и образцов поведения, разделяемая всеми
его членами”. [8, стр. 52]
Несмотря на очевидное разнообразие определений
и толкований организационной культуры,
в них есть общие моменты.
Так в большинстве определений авторы
ссылаются на образцы базовых предположений,
которых придерживаются члены организации
в своём поведении и действиях. Эти предположения
часто связаны с видением окружающей среды
(группы, организации, общества, мира) и
регулирующих её переменных (природа,
пространство, время, работа, отношения
и т.д.). Нередко бывает трудно сформулировать
это видение применительно к организации.
Ценности (или ценностные ориентации),
которых может придерживаться индивид,
являются второй общей категорией, включаемой
авторами в определение организационной
культуры. Ценности ориентируют индивида
в том, какое поведение следует считать
допустимым или недопустимым. Так, в некоторых
организациях считается, что “клиент
всегда прав”, поэтому в них недопустимо
обвинять клиента за неудачу в работе
членов организации. В других - может быть
всё наоборот. Однако и в том, и в другом
случае принятая ценность помогает индивиду
понять то, как он должен действовать в
конкретной ситуации.
И наконец, третьим общим атрибутом понятия
организационной культуры считается “символика”,
посредством которой ценностные ориентации
“передаются” членам организации. Многие
фирмы имеют специальные, предназначенные
для всех документы, в которых они детально
описывают свои ценностные ориентации.
Однако содержание и значение последних
наиболее полно раскрываются работникам
через “ходячие” истории, легенды и мифы.
Их рассказывают, пересказывают, толкуют.
В результате этого они иногда оказывают
большее влияние на индивидов, чем те ценности,
которые записаны в рекламном буклете
компании.
Используя то общее, что присуще многим
определениям, можно понимать организационную
культуру следующим образом.
Организационная культура - это набор
наиболее важных предположений, принимаемых
членами организации и получающих выражение
в заявляемых организацией ценностях,
задающих людям ориентиры их поведения
и действий. Эти ценностные ориентации
передаются индивидом через “символические”
средства духовного и материального внутриорганизационного
окружения. [1, стр. 327]
Во избежании некоторой бессистемности
приведённых определений представляется
важным предпринять их классификацию.
Очевидно, что все определения организационной
культуры можно разделить в первую очередь
на те, которые характеризуют организационную
культуру как метафору (например, Морган),
и те, которые утверждают, что организационная
культура - это реально существующий объективно-субъективный
феномен. В свою очередь, среди сторонников
последнего подхода можно выделить тех,
кто считает, что культура компании - это
и есть сама организация в целом (например,
Пакановский), и тех, кто заявляет, что
организационная культура представляет
собой лишь набор определённых характеристик
(например, Э. Браун).
Преследователи
метафорического подхода
Впрочем, большинство учённых склонны
полагать, что организационная культура
- это всё же реально существующий, хотя
и двойственный, объективно-субъективный
феномен. При этом, правда, сложно согласиться
с позицией тех, кто утверждает, что культура
организации - это сама организация. Ведь
при таком подходе понятие организационной
культуры, в сущности, - ничто, и его просто
невозможно использовать для анализа
различных аспектов функционирования
организации. В конечном итоге эта точка
зрения сливается с подходом к культуре
как к метафоре.
Как представляется, одна из главных причин
существующего плюрализма во взглядах
на корпоративную культуру состоит в том,
что разные учёные, говоря о культуре,
имеют в виду различные её аспекты. Наверное,
бессмысленно спорить о том, какой из подходов
является единственно правильным. Ведь
у культуры нет какой-то универсальной
“формулы”, которую нужно “открыть”.
Каждый взгляд имеет право на существование
и зависит от того, что конкретно интересует
того или иного исследователя. [9, стр. 74]
Очень верную характеристику организационной
культуре дал в своё время известный голландский
учёный Хофстиде, назвав её “психологическим
активом организации, который может быть
использован для прогнозирования финансовых
результатов деятельности фирмы через
пять лет”. [9, стр. 71]
Если классическая теория менеджмента
под термином организация понимает прежде
всего деловую организацию (корпорацию),
то применительно к сфере бизнеса организационная
культура получила и своё второе, весьма
распространённое, название - “корпоративная
культура”
ВВЕДЕНИЕ
Время, в которое мы живем - эпоха перемен. Наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную и необратимую перестройку. В социально-политической жизни - это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике - от административно-командной системы к рынку. Такие изменения в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения нас самих. Очень важны эти изменения в организации. Организация составляет основу мира менеджеров, которые формируют ее культуру.