Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2015 в 13:17, лекция
Организационная структура управления - это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых взаимоотношениях, которые обеспечивают их функционирование и развитие как единого целого. Элементами структуры могут быть как отдельные работники, службы так и отдельные звенья аппарата управления, а взаимосвязи между ними поддерживаются через горизонтальные и вертикальные связи, которые носят линейный и функциональный характер.
Организационная структура управления - это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых взаимоотношениях, которые обеспечивают их функционирование и развитие как единого целого. Элементами структуры могут быть как отдельные работники, службы так и отдельные звенья аппарата управления, а взаимосвязи между ними поддерживаются через горизонтальные и вертикальные связи, которые носят линейный и функциональный характер.
В основу создания линейно-функциональной организационной структуры положен так называемый "шахтный" принцип построения и специализации управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, финансы, персонал, разработки и исследования). По каждой из них формируется иерархия служб а результаты их работы оцениваются соответствующими показателями.
Линейно-штабная структура управления - предусматривает функциональное разделение управленческого труда в штабных службах разных уровней. Главная задача линейных руководителей в данном случае - координация действий функциональных служб и направления их на выполнение общих интересов.
Дивизиональная структура впервые была разработана в 20-х годах. Первыми такие изменения начали крупные предприятия, которые начали создавать производственные подразделения и предоставлять им определенную самостоятельность в осуществлении оперативной деятельности.
Главное свойство адаптивного (органического) типа структур управления - способность относительно быстро приспосабливаться к новым условиям.
В организациях, занимающихся различными направлениями деятельности создают так называемую матричную структуру, построенную по принципу двойного подчинения исполнителей: с одной стороны - непосредственному руководителю функциональной службы, с другой руководителю проекта. Преимущества: повышение эффективности использования персонала; гибкость структуры, повышение уровня компетентности на разных уровнях управления; обеспечение высокой целевой ориентации деятельности, быстрая адаптация к изменениям окружающей среды. Недостатки: дуализм управления; возможность возникновения конфликтных ситуаций в проектных группах; сложность, громоздкость, сложность внедрения в кризисных условиях хозяйствования.
Конгломератная организационная структура управления формируется за счет сочетания родных типов организационных структур.
Разделение труда в организации проходит по двум направлениям:
- Горизонтальная специализация - поэтапный распределение работ в организации (обеспечение - планирование - организация оказания услуг);
- Вертикальная специализация
- распределение работ по
Основываясь на конкретном подходе, теория управления выделяет четыре основных типа департаментизации:
1) линейная департаментизации
- предполагает относительную
2) функциональная департаментизации - работы группируются вокруг ресурсов (отдел планирования, отдел кадров, отдел финансов и т.д).
3) дивизиональная департаментизации - работы группируются вокруг результатов.
4) матричная департаментизации - это сбалансированный компромисс между делением и группировка работ вокруг ресурсов и вокруг результатов.
Вертикальные связи соединяют иерархические уровни в организации и ее частях.
Горизонтальные связи - это связи между двумя и более равными по статусу частями или членами организации. их главное назначение - способствовать наиболее эффективному взаимодействию частей организации.
Линейные связи - это взаимоотношения, при которых руководитель реализует свои властные права и осуществляет прямое руководство подчиненными.
Функциональные связи имеют целью обеспечения эффективной работы линейных подразделений, непосредственно участвующих в создании и предоставлении услуги.
Формальные связи - это связи координации, регулируемые установленными и принятыми в организации целями, политикой и процедурами.
Неформальные связи появляются тогда, когда формальные не выполняют своей роли.
Узкий масштаб подчиненности характеризуется минимальным количеством подчиненных у одного руководителя и большим количеством иерархических уровней. Преимущества: легче контролировать, высокое качество работы, быстрее идет обмен информацией. Недостатки: желание руководителя вмешиваться в работу подчиненных, длиннее и дороже взаимосвязи.
Широкий масштаб подчиненности имеет противоположные характеристики: максимально возможное количество подчиненных у одного руководителя и минимальное количество иерархий. Преимущества: широкое делегирование полномочий, сильная и квалифицированная команда. Недостатки: перегруженность руководства решением рутинных задач, сложности с контролем.
Основным отличием структуры большинства предприятий сферы услуг от структуры обычных производственных предприятий является то, что большинству структурных подразделений должна обеспечиваться высокая контактность с потребителями. В крупных сервисных предприятиях разделение на отделы основывается на функциях, выполняемых и процессах обслуживания.