Организационная структура управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2015 в 13:17, лекция

Описание работы

Организационная структура управления - это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых взаимоотношениях, которые обеспечивают их функционирование и развитие как единого целого. Элементами структуры могут быть как отдельные работники, службы так и отдельные звенья аппарата управления, а взаимосвязи между ними поддерживаются через горизонтальные и вертикальные связи, которые носят линейный и функциональный характер.

Файлы: 1 файл

Организация узком смысле.docx

— 15.83 Кб (Скачать файл)

Организационная структура управления - это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых взаимоотношениях, которые обеспечивают их функционирование и развитие как единого целого. Элементами структуры могут быть как отдельные работники, службы так и отдельные звенья аппарата управления, а взаимосвязи между ними поддерживаются через горизонтальные и вертикальные связи, которые носят линейный и функциональный характер.

В основу создания линейно-функциональной организационной структуры положен так называемый "шахтный" принцип построения и специализации управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, финансы, персонал, разработки и исследования). По каждой из них формируется иерархия служб а результаты их работы оцениваются соответствующими показателями.

Линейно-штабная структура управления - предусматривает функциональное разделение управленческого труда в штабных службах разных уровней. Главная задача линейных руководителей в данном случае - координация действий функциональных служб и направления их на выполнение общих интересов.

Дивизиональная структура впервые была разработана в 20-х годах. Первыми такие изменения начали крупные предприятия, которые начали создавать производственные подразделения и предоставлять им определенную самостоятельность в осуществлении оперативной деятельности. 

Главное свойство адаптивного (органического) типа структур управления - способность относительно быстро приспосабливаться к новым условиям.

В организациях, занимающихся различными направлениями деятельности создают так называемую матричную структуру, построенную по принципу двойного подчинения исполнителей: с одной стороны - непосредственному руководителю функциональной службы, с другой руководителю проекта. Преимущества: повышение эффективности использования персонала; гибкость структуры, повышение уровня компетентности на разных уровнях управления; обеспечение высокой целевой ориентации деятельности, быстрая адаптация к изменениям окружающей среды. Недостатки: дуализм управления; возможность возникновения конфликтных ситуаций в проектных группах; сложность, громоздкость, сложность внедрения в кризисных условиях хозяйствования.

Конгломератная организационная структура управления формируется за счет сочетания родных типов организационных структур.

Разделение труда в организации проходит по двум направлениям:

- Горизонтальная  специализация - поэтапный распределение работ в организации (обеспечение - планирование - организация оказания услуг);

- Вертикальная специализация - распределение работ по уровням  иерархии в организации как в целом, так и в отдельных подразделениях.

Основываясь на конкретном подходе, теория управления выделяет четыре основных типа департаментизации:

1) линейная департаментизации - предполагает относительную автономность  в работе.

2) функциональная департаментизации - работы группируются вокруг ресурсов (отдел планирования, отдел кадров, отдел финансов и т.д).

3) дивизиональная  департаментизации - работы группируются  вокруг результатов.

4) матричная департаментизации - это сбалансированный компромисс между делением и группировка работ вокруг ресурсов и вокруг результатов.

Вертикальные связи соединяют иерархические уровни в организации и ее частях.

Горизонтальные связи - это связи между двумя и более равными по статусу частями или членами организации. их главное назначение - способствовать наиболее эффективному взаимодействию частей организации.

Линейные связи - это взаимоотношения, при которых руководитель реализует свои властные права и осуществляет прямое руководство подчиненными.

Функциональные связи имеют целью обеспечения эффективной работы линейных подразделений, непосредственно участвующих в создании и предоставлении услуги.

Формальные связи - это связи координации, регулируемые установленными и принятыми в организации целями, политикой и процедурами.

Неформальные связи появляются тогда, когда формальные не выполняют своей роли.

Узкий масштаб подчиненности характеризуется минимальным количеством подчиненных у одного руководителя и большим количеством иерархических уровней. Преимущества: легче контролировать, высокое качество работы, быстрее идет обмен информацией. Недостатки: желание руководителя вмешиваться в работу подчиненных, длиннее и дороже взаимосвязи.

Широкий масштаб подчиненности имеет противоположные характеристики: максимально возможное количество подчиненных у одного руководителя и минимальное количество иерархий. Преимущества: широкое делегирование полномочий, сильная и квалифицированная команда. Недостатки: перегруженность руководства решением рутинных задач, сложности с контролем.

Основным отличием структуры большинства предприятий сферы услуг от структуры обычных производственных предприятий является то, что большинству структурных подразделений должна обеспечиваться высокая контактность с потребителями. В крупных сервисных предприятиях разделение на отделы основывается на функциях, выполняемых и процессах обслуживания.


Информация о работе Организационная структура управления