Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 00:35, автореферат
Одним из важнейших направлений развития рыночной экономики Украины в настоящее время является повышение качества продукции и на этой основе повышение эффективности общественного производства. Выход из кризисного состояния сельскохозяйственных предприятий лежит на пути скорейшего освоения конкурентоспособной продукции, строгого соблюдения ее технических параметров, что в дальнейшем может привести к экономической стабилизации и росту производства. Для многих отраслей, предприятий - это, по существу, единственный путь к выживанию в условиях рынка.
Организационно – экономический механизм управления качеством молока
Животноводство - одна из важнейших составляющих сельского хозяйства страны.
На развитие животноводства правительством Украины в 2013 г. планируется выделить 650 млн грн. В частности, планируется увеличение поголовья КРС на 10%, а так же увеличение производства мяса и молока, для этого закупается, высокопродуктивный скот и модернизируются подкомплексы АПК.
Для успешного выполнения поставленных задач важны не только экстенсивные показатели, но и качество продукции и эффективность ее производства, в частности качество молока и молочной продукции.
Одним из важнейших направлений
развития рыночной экономики Украины в настоящее время является повышение
качества продукции и на этой основе повышение
эффективности общественного производства.
Выход из кризисного состояния сельскохозяйственных
предприятий лежит на пути скорейшего
освоения конкурентоспособной
Высокий уровень качества украинских товаров должен стать условием выхода. Выполнение украинскими производителями требований мирового рынка к качеству продукции и управлению качеством выпускаемых товаров позволит им стать равноправными партнерами в международном товарообороте.
Действующие в настоящее время методические, нормативные документы и рекомендации не разрешают всех организационно-экономических проблем развития молочного подкомплекса в соответствии со спецификой отрасли, рыночных производственных отношений и формирования качественного молочно-продуктового рынка. В многочисленных публикациях последних лет отражаются лишь отдельные аспекты организации и развития отраслей молочного производства и сфер подкомплекса, недостаточно освещается зарубежный опыт и отечественная прогрессивная практика деятельности предприятий.
Поэтому теоретические исследования данной проблемы и выработка практических рекомендаций по разработке и обоснованию выбора организационно-экономического механизма управления качеством продукции молочного подкомплекса отвечают современным требованиям науки и практики.
Организационно-экономический
механизм управления качеством молока
и молочной продукции представляет собой
управляемый процесс, имеющий комплексный
характер и заключающийся в учете и расчете
совокупности определенных факторов (аспектов),
влияющих на конечный результат исследования.
Этот процесс правомерно назвать "интегральное
качество продукта". Интегральное качество
продукта означает введение различных
изменений в существующую систему и структуру
определения качества, отражающих влияние
отдельных факторов в целях создания,
распространения и использования принципиально
нового или модифицированного новшества,
удовлетворяющего конкретные общественные
потребности и дающего экономический
и социальный эффект.
На качество молока и молочной продукции
оказывает влияние ряд факторов, внешних
(объективных) и внутренних (субъективных).
Учет влияния всех групп факторов позволит
улучшить качество молочной продукции
и сделать ее производство и реализацию
эффективными.
Влияние всех внешних (объективных) факторов сказывается на качестве производимого молока, которое в дальнейшем влияет на качество готовой продукции, получаемой при переработке на предприятиях молочной промышленности.
Организационно-экономический механизм управления качеством молочной продукции помимо внешних факторов включает целый ряд аспектов, которые может учитывать и регулировать само перерабатывающее предприятие. Это так называемые внутренние или субъективные факторы.
К ним относятся:
1). Технологические факторы. От выбора и современности применяемых технологий в процессе технологической переработки молока и производства основных видов молочной продукции зависит их качество, цена и, следовательно, экономика предприятия в целом. Технология и ассортимент выпускаемой продукции также тесно взаимосвязаны, каждый вид молочной продукции имеет свою технологию производства, поэтому ее четкое соблюдение будет являться залогом выпуска высококачественной продукции. Даже технология упаковки готовой молочной продукции может оказать влияние на ее качество (устойчивость упаковки в процессе производства и товародвижения, длительность хранения и т.д.).
Стандартизация сырья, технологических процессов, упаковки, маркировки гарантирует качество продукта не только на стадии изготовления, но и при реализации. Сертификация продовольственных товаров, к числу которых относятся и молочные продукты, проводится на основе обязательных стандартов, которые содержат требования по гигиене, здравоохранению и охране окружающей среды. Сертификация молочной продукции позволяет объективно оценить качество товаров, способствует их продвижению на внутреннем и внешнем рынках, стимулирует изготовителей, повышает качество продукции, защищает потребителей от недоброкачественных и вредных для здоровья видов продукции, обеспечивает выпуск экологически чистой продукции, содействует экспорту и повышению конкурентоспособности продукции.
2). Технические факторы. Состояние и качество
технологического оборудования и основных
средств играют огромную роль. Показатели
свидетельствуют о крайне неэффективном
использовании производственных мощностей
на предприятиях молочной отрасли.
Большое значение для качества готовой
продукции имеет состояние основных средств.
Оборудование молочной промышленности
в последние годы стареет, показатель
износа основных средств по предприятиям
очень высокий, 75 - 80% основных средств
изношены и подлежат замене. Коэффициент
обновления основных средств составляет
в среднем 0,013, коэффициент выбытия основного
оборудования - 0,08. В последние годы снизилась
доля затрат на их приобретение - менее
20% против 52 - 56%, при этом недостаток средств
как собственных, так и заемных на приобретение
и модернизацию основных средств ощущается
всеми предприятиями. Другой проблемой
помимо состояния оборудования является
его неполное и неэффективное использование.
Так, коэффициенты экстенсивного использования
оборудования на предприятиях колеблются
от 0,45 до 0,61; коэффициенты интенсивного
использования - от 0,35 до 0,58; коэффициенты
интегрального использования оборудования
- от 0,16 до 0,35.
Механизация и автоматизация производственных
процессов существенно влияют на качество
готовой продукции. Так, для обеспечения
санитарно-гигиенических норм, сохранности
молока и в итоге его качества розлив молока
осуществляется на разливочно-упаковочных
автоматах и только при включенной бактерицидной
лампе. Изучение, анализ и учет технических
факторов, их существенное улучшение во
многом будут способствовать успеху предприятий.
НТП требует современного уровня производства
за счет механизации и автоматизации,
компьютеризации управления качеством
и контролем качества продукции.
3). Организационные факторы. Процесс управления качеством продукции сам по себе входит в систему организационных факторов. Но это лишь часть многочисленных организационных аспектов, включенных в организационно-экономический механизм. Трудно переоценить значение этой группы факторов для качества продукции. К ним относятся и организация технического и технологического обслуживания: состояние документации при сдаче-приемке молока и молочных продуктов; соблюдение стандартов, санитарных правил, технологии и их совершенствование, технические осмотры и организация всех видов ремонта оборудования; порядок выявления и учета брака на предприятиях молочной промышленности.
В условиях рыночной экономики большое внимание уделяется организации материальных потоков, применяются методы бюджетирования, нормирования запасов. Планомерность и ритмичность поставок сырья в течение года, организация бесперебойной и эффективной работы с поставщиками сырья, соблюдение сроков и объемов договоров - все это организационные факторы, управление которыми возложено на менеджмент предприятия. Современный менеджмент на предприятиях - это многофункциональный механизм, который включает и управление персоналом, и управление сбытом (маркетинг), и управление финансовыми потоками, которые самым тесным образом связаны с экономикой предприятия, а также менеджмент качества, наличие которого является обязательным на предприятиях западных стран. В отличие от украинских преуспевающих предприятий молочной промышленности на многих предприятиях страны нет должности менеджера по качеству.
Существенным для обеспечения качества продукции является составление схем организации информационных потоков, в том числе рационально построенный документооборот. Для интеграции информационных процессов, используемых на различных этапах жизненного цикла продукции, была разработана так называемая CALS-идеология, реализованная позже в виде CALS-технологий. Системность информационного подхода заключается в охвате всех стадий жизненного цикла продукции от замысла до утилизации, что позволяет решить комплекс проблем обеспечения эффективности производства высококачественной и конкурентоспособной продукции. Использование единого информационного пространства при производстве продукции позволяет значительно повысить эффективность производства в сравнении с использованием традиционных технологий. Очень немногие российские предприятия используют CALS-системы управления качеством продукции, однако результаты применения их на ряде отечественных предприятий позволяют в будущем организовать их широкомасштабное внедрение, что даст возможность каждому предприятию получить эффективный инструмент повышения качества и конкурентоспособности производимой продукции.
4). Экономические факторы. Важное значение для обеспечения качества продукции имеют такие факторы, как формирование издержек, ценообразование, распределение прибыли, инвестиции. Качество продукции в значительной степени зависит от правильного применения мер экономического стимулирования как предприятий и их подразделений, так и каждого рабочего, специалиста, руководителя. Государство стимулирует хозяйства через закупочные цены на сырье, которые формируются в соответствии с установленными в стандартах требованиями к качеству. Чем лучше качество, тем выше закупочная цена, тем выше заинтересованность коллектива и каждого его работника в улучшении качества продукции.
Цены на сырье, в свою очередь, влияют на себестоимость, цену и прибыль готовой продукции. В основе формирования цен на молочную продукцию преобладают материальные издержки производства. Тем не менее уровень их призван обеспечить не только возмещение материальных издержек, но и получение накоплений, необходимых предприятиям для расширенного воспроизводства и стимулирования производительности труда и качества продукции. Причем процесс улучшения качества продукции, как правило, связан с дополнительными издержками, которые должны компенсироваться через цену. Такой подход позволяет стимулировать улучшение качества продукции, заинтересованность предприятия производить ценные и необходимые обществу продукты.
Значительная обусловленность
качества молокопродуктов от качества
исходного сырья требует
Качество продукции должно более полно
стимулироваться закупочными ценами на
основе их дифференциации в зависимости
от сортности молока.
Различие закупочных цен в регионах на молоко высшего, 1-го и 2-го сортов находится в пределах 30 - 35%, а по отношению к несортовому - до 50%. Однако в пределах одного сорта различия между максимальной и минимальной ценой могут быть до 30 - 40%, они связаны с дополнительными требованиями к качеству молока, предъявляемыми молочными заводами. В этом имеются большие резервы повышения доходности молочного производства. Опыт таких хозяйств показывает, что наряду с повышением надоев до 4000 - 5000 кг на одну корову в год рост рентабельности на 15 - 20% возможно обеспечивать за счет молока повышенной сортности. Закупочные цены по сортам, надбавки к базисной цене могут устанавливаться самими молочными заводами: приемочные цены могут зависеть от способов и сроков оплаты за сырье и определяться в контрактах наряду с требованиями к сдаваемой продукции.
Однако молочная промышленность, закупая
сырье по строго дифференцированным
ценам, часто при дальнейшей переработке
не учитывает его сортность, включая
его в себестоимость по единой
цене. При этом теряются стимулы
эффективной переработки высококачественного
сырья. На наш взгляд, качество молока
должно учитываться в себестоимости конечной
продукции, включаясь в нее тоже по дифференцированным
ценам. Этот факт должен учитываться и
при формировании розничных цен на молокопродукты.
Таким образом, совершенствование системы
цен при ее ориентации на повышенные требования
к качеству закупаемого сырья должно быть
направлено: на увеличение выхода конечной
пищевой продукции из единицы сырья, снижение
потерь биологических веществ, производство
экологически чистых молочных продуктов,
использование высококачественного сырья.
Наряду с изложенным
подходом ценовой механизм должен быть
ориентирован на мотивацию отдельных
направлений и производств, имеющих
стратегическое значение для организационно-экономическ
Информация о работе Организационно – экономический механизм управления качеством молока