Организационное проектирование системы управления персоналом. Службы управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:07, лекция

Описание работы

1.Понятие системы управления персоналом организации, цели и функции.
2.Принципы и методы проектирования системы управления персоналом.
3. Службы управления персоналом: понятия, функции, задачи. Психологический портрет менеджера по управлению персоналом.

Файлы: 1 файл

ТЕМА3.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

ТЕМА:3 ОРГАНИЗАЦИОННОЕ  ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ. СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ.

 

Цель: знать технологию построения организационной системы УП, цели, задачи, функции, принципы и методы.

Познакомиться с работой кадровых служб и менеджеров по работе с персоналом.

 

ПЛАН:

1.Понятие  системы управления персоналом  организации, цели и функции.

2.Принципы  и методы проектирования системы  управления персоналом.

3. Службы  управления персоналом: понятия, функции, задачи. Психологический портрет менеджера по управлению персоналом.

 

 

 

 

 

1.Понятие  системы управления персоналом  организации, цели и функции.

 

 СИСТЕМА  УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ  – система,  в которой реализуется функция управления персоналом; включает подсистему общего и линейного руководства и ряд функциональных подсистем, специализирующихся на выполнении однородных функций.

 

 

 

 

           Подсистема общего и линейного руководства осуществляет управление организацией в целом, отдельными функциональными и производственными подразделениями.

Функции этой подсистемы выполняют: руководитель организации, его заместители, руководители функциональных и производственных подразделений, их заместители, мастера, бригадиры.


 

 

 

Подсистема  планирования и маркетинга персонала  осуществляет разработку кадровой политики и стратегии управления персоналом, анализирует кадровый потенциал, рынок труда, организует кадровое планирование, планирование и прогнозирование потребности в персонале, рекламу, поддерживает взаимосвязи с внешними источниками, обеспечивающими организацию кадрами.


 

 

 

 

Подсистема найма  и учета персонала организует наем персонала, собеседование, оценку, отбор и прием персонала, учет приема, перемещений, профессиональную ориентацию и рациональное использование  персонала, управление занятостью, делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом.


 

 

Подсистема  трудовых отношений анализирует  и регулирует групповые и личностные взаимоотношения, анализирует и  регулирует отношения руководства  и управления производственными  конфликтами и стрессами, проводит социально-психологическую диагностику, контролирует соблюдение этических норм взаимоотношений, управляет взаимодействием с профсоюзами.


 

 

Подсистема  условий труда выполняет следующие  функции:

- соблюдение  требований физиологии, эргономики труда, требований технической эстетики, охраны труда и окружающей среды, осуществление военизированной охраны организации и отдельных должностных лиц.


 

 

 

        Подсистема развития персонала осуществляет обучение переподготовку и повышение квалификации, введение в должность и адаптацию новых работников, оценку кандидатов на вакантную должность, текущую периодическую оценку кадров, организацию рационализаторской и изобретательской деятельности, реализацию деловой карьеры и служебно-профессионального продвижения, организацию работы с кадровым резервом.


 

 

 

 

            Подсистема мотивации поведения персонала выполняет следующую функцию:

- управление  мотивацией трудового поведения,  нормирование и тарификацию трудового  процесса, разработка систем оплаты труда, разработка форм участия персонала в прибылях и капитале, разработка форм морального поощрения персонала, организация нормативно-методического обеспечения  системы управления персоналом.


 

 

 

           Подсистема социального развития осуществляет: организацию общественного питания, управления жилищно-бытовым обслуживанием, развития культуры и физического воспитания, обеспечение охраны здоровья и отдыха, обеспечение детскими учреждениями, управление соц. конфликтами и стрессами, организацию соц. страхования.


 

Подсистема развития организационных структур управления выполняет функции:

- анализ  сложившейся  организационной  структуры управления, разработка  штатного расписания, формирования  новой орг. структуры управления, разработка и реализация рекомендаций по развитию стиля и методов руководства.


 

 

       Подсистема правового обеспечения осуществляет:

- решение  правовых вопросов трудовых отношений,  согласование распорядительных  и иных документов по управлению  персоналом, решение правовых вопросов хозяйственной деятельности, проведение консультаций по юридическим вопросам.

Подсистема  информационного  обеспечения выполняет  следующие функции:

- ведение  учета и статистики персонала,  информационное и техническое  обеспечение системы управления  персоналом, обеспечение персонала научно-технической информацией, организация работы органов массовой информации организации, организация патентно-лицензионной деятельности.

 


 

 

ФУНКЦИИ этих подсистем выполняются различными подразделениями по работе с кадрами организации. В зависимости от размеров организации состав подразделений меняется:

- в  мелких организациях одно подразделение  может выполнять функции нескольких  подсистем, а в крупных –  функции каждой из под систем, как правило, выполняет отдельное  подразделение.

 


 

 

 

 

 

2.Принципы  и методы проектирования системы  управления персоналом.

 

Различают две  группы принципов построения системы  управления персоналом в организации:

ПРИНЦИПЫ, характеризующие требования к формированию системы управления персоналом, и ПРИНЦИПЫ, определяющие направления развития системы управления персоналом.

 

 Все  принципы построения системы  управления персоналом реализуются  во взаимодействии.

 

Принципы построения системы управления персоналом в  организации

 

Наименование 

принципов

 

Содержание

Принципы, характеризующие требования к формированию системы управления персоналом

Обусловленности,

Функций УП целями производства

Функции управления персоналом формируются  и изменяются непроизвольно, а в  следствии с потребностями и  целями организации.

Первичности функций УП

Состав  подсистем системы управления персоналом, организационная структура, требования к работникам и их численность  зависят от содержания, количества и трудоемкости функций управления персоналом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оптимальности соотношения интра и –инфрафункций  УП

Определяет  пропорции между функциями, направлениями  на организацию системы управления персоналом (интрафункции), и функциями  управления персоналом (инфрафункции).

Оптимального 

соотношения управленческих ориентаций

 Диктует необходимость опережения ориентации функций УП на развитие производства по сравнению с функциями, направленными на обеспечения функционирования производства.

Потенциальных имитаций

Временное выбытие отдельных работников не должно прерывать процесс осуществления. Для этого каждый работник системы управления персоналом должен уметь имитировать функции вышестоящего, нижестоящего сотрудника и одного - двух работников своего уровня.

Экономичности

Предполагает  наиболее эффективную и экономичную организацию системы УП, снижение доли затрат на единицу выпускаемой продукции, повышение эффективности производства. В случае если после проведения мероприятий по совершенствованию системы УП увеличились затраты на управление, они должны перекрываться эффектом в производственной системе, полученным в результате их осуществления.

Прогрессивности

Соответствие  системы УП передовым отечественным  и зарубежным аналогам.

Перспективности

При формировании системы УП следует учитывать  перспективы развития организации.

Комплексности

При формировании системы УП следует учитывать  все факторы, воздействующие на систему  управления (связи с вышестоящими органами, договорные связи, состояние  объекта управления).

Оперативности

Современное принятие решений по анализу и совершенствованию системы УП, предупреждающих или оперативно устраняющих отклонения.

Оптимальности

Многовариантная проработка предложений по формированию системы УП и выбор наиболее рационального  варианта для конкретных условий  производства.

Простоты

Чем проще  система управления персоналом, тем  лучше она работает, безусловно, при этом исключается упрощение  системы УП в ущерб производства.

Научности

Разработка  мероприятий по формированию системы  УП должна основываться на достижениях  современной науки в области управления персоналом и учитывать изменения законов развития общественного производства в рыночных условиях.

Иерархичности

В любых  вертикальных разрезах системы УП должны обеспечиваться иерархическое взаимодействие между звеньями управления (структурными подразделениями или отдельными руководителями), принципиальной характеристикой которого является несимметричная передача информации «вниз»(дезагрегирование, детализация) и «вверх» (агрегирование) по системе управления.

Автономности

В любых  горизонтальных и вертикальных разрезах системы УП должно обеспечиваться рациональная автономность структурных подразделений  или отдельных руководителей.

Согласованности

 Взаимодействия  между иерархическими звеньями  по вертикали, а также между  относительно автономными звеньями системы УП по горизонтали должны быть в целом согласованы с основными целями организации и синхронизированы во времени.

Устойчивости

Для обеспечения  устойчивого функционирования системы  УП необходимо предусматривать специальные «локальные регуляторы», которые при отклонении от заданной цели организации ставят того или иного работника подразделения в невыгодное положение и побуждают их к регулированию системы управления персоналом.

Многоаспектности

УП  как по вертикали, так и по горизонтали может осуществляться по различным каналам: административно – хозяйственному, экономическому, правовому и т. п.

Прозрачности

Система УП должна обладать концептуальным единством, содержать единую и доступную терминологию; Система УП должна деятельность всех подразделений и руководителей должна строиться на единых «несущих конструкциях» (этапах, фазах, функциях) для различных по экономическому содержанию процессов УП.

Комфортности

Система УП должна обеспечивать максимум удобств, для творческих процессов обоснования, выработки, принятия и реализации решений человеком.

 

Принципы, определяющие направления развития системы управления персоналом

Концентрации

Рассматривается в двух направлениях: (1) концентрация усилий работников отдельного подразделения или всей системы управления персоналом на решение основных задач и (2) концентрация однородных функций в одном подразделении системы УП, что устраняет дублирование.

Специализации

Разделение труда  в системе УП (выделяется труд руководителей, специалистов и других служащих). Формируются отдельные подразделения, специализирующиеся на выполнении однородных функций.

Параллельности

Предполагает  одновременное выполнение отдельных  управленческих решений, повышает оперативность  управления персоналом.

Адаптивности, гибкости

Означает приспосабливаемость  системы управления персоналом к  изменяющимся целям объекта управления и условиям его работы

Преемственности

Предполагает  общую методическую основу проведения работ по совершенствованию системы  УП на различных её уровнях и различными специалистами.

Непрерывности

Отсутствие  перерывов в работе работников системы  УП и  подразделений, уменьшение времени  пролеживания документов, простоя технических  средств управлении.

Ритмичности

Выполнение одинакового объема работ в равные промежутки времени и регулярность повторения функций УП.

Прямоточности

Упорядоченность и целенаправленность необходимой  информации по выработке определенного решения. Она бывает горизонтальной и вертикальной (взаимосвязи между функциональными подразделениями и взаимосвязи между различными уровнями управления.


 

ИНСТРУМЕНТАРИЙ (МЕТОДЫ) ПОСТРОЕНИЯ И АНАЛИЗА  СИСТЕМЫ  УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ.

 

Рассмотрим  некоторые из них:

 Системный анализ – ориентирует исследователя на изучение системы УП в целом и составляющих её компонентов: цели, функции, задачи, организационную структуру, кадров, технических средств управления, информации, методов управления людьми, управленческих решений на выявление многообразных типов связей этих компонентов между собой и внешней средой и сведение их в единую общую картину.

Метод декомпозиции – позволяет расчленить сложные явления на более простые (систему УП можно разделить на подсистемы).

Метод структуризации целей –предусматривает количественное и качественное преобразование целей организации в целом и целей системы УП с точки зрения их  соответствия целям организации.

Динамический  метод - предусматривает расположение данных в динамическом ряду и исключение из него случайных отклонений. Тогда ряд отражает устойчивую тенденцию. Он применяется при исчислении количественных показателей, характеризующих систему УП.

Метод сравнений – он применяется при сравнении существующей системы УП с подобной системой передовой организации или зарубежным её аналогом.

Метод последовательной подстановки – позволяет изучить влияние каждого фактора на формирование системы УП.

Экспертно-аналитический  метод –основывается на привлечении высококвалифицированных специалистов по управлению персоналом – экспертов, где затем изучается их мнение и принимается один из предложенных вариантов.

Нормативный метод - он предусматривает применение системы нормативов, которые определяют состав и содержание функций по УП.

Параметрический метод- Задача этого метода –установление функциональных зависимостей между параметрами элементов производственной системы и системы УП для выявления степени их соответствия.

Метод функционально-стоимостного анализа-

этот метод позволяет выбрать такой вариант построения системы УП, который требует наименьших затрат.

Метод главных компонент-позволяет отразить в одном показателе свойства десятков показателей. Это дает возможность сравнить показателей одной системы УП, с таким же множеством показателей другой системы УП.

Балансовый метод-позволяет произвести балансовые сопоставления, увязки.

Опытный метод – базируется на опыте предшествующей системы данного периода системы УП и опыте другой аналогичной.

Метод аналогий – базируется на разработке типовых решений (например, типовой оргструктуры управления персоналом) и определении границ и условий их применения.

Метод творческих совещаний- предполагает коллективное обсуждение направлений развития системы управления персоналом группой специалистов и руководителей.

Метод коллективного блокнота- (банка идей)-предполагает выдвижение независимых идей каждым экспертом с последующей их коллективной оценкой на совещании по поиску путей совершенствования системы УП.

Метод контрольных вопросов - заключается в активизации творческого поиска решения задач совершенствования системы УП, с помощью заранее подготовленного списка наводящих вопросов.

Метод 6-5-3 - предназначен для систематизации процесса нахождения идей по развитию системы УП. Суть метода в том, что каждый из 6-ти экспертов записывает на листе бумаги по три идеи и передает другим членам экспертной команды, где каждый предлагает ещё по три идеи, по окончании процедуры на каждом из шести листов бумаги будет по 18 вариантов решений, а всего окажется 108 вариантов.

Морфологический анализ – позволяет решение сложной задачи, первоначальному решению подзадач. (в столбик выписываются все функции управления персоналом, а затем против каждой функции указывается построчное всевозможные варианты ее выполнения, получаем морфологическую матрицу при помощи, которой и решается сложная задача.

 

ВЫВОД : Все методы также как и принципы органично связаны между собой и соблюдение их при построении системы УП дает возможность выстроить подвижную, оперативную и эффективную систему УП.

 

3. Службы  управления персоналом: понятия,  функции, задачи. Психологический  портрет менеджера по управлению персоналом.

 

Ключевые  слова:

Принципы  построения системы УП;

Принципы  направления развития системы УП;

Методы  построения системы УП;

Служба  УП;

Функции службы УП;

Задачи  менеджера по УП;

Организационные структуры организаций;

Виды  организационных структур.

 

Вопросы для  самостоятельного изучения:

1.Перечислите факторы,  оказывающие воздействия на людей  в процессе производства?

2.Какие методы применяются при обследовании и анализе системы УП?

3.Какие принципы необходимо  учитывать при построении системы УП?

4.Спроектируйте взаимосвязи  кадровой службы в оргструктуре  ваших виртуальных организаций.

5.Составте схему системы  управления персоналом крупной  организации.

6. Составьте схему подсистем системы управления персоналом.

7.Составте схему функций основных подразделений службы управления персоналом ваших виртуальных организаций.

8.Каие принципы необходимо  учитывать при   планировании  развития системы управления  персоналом и почему?

Информация о работе Организационное проектирование системы управления персоналом. Службы управления персоналом