Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 16:17, курсовая работа
Целью данной курсовой работы являются: изучение зарубежной практики государственной поддержки инновационной деятельности и рассмотрение российского опыта в данной области на примере технопарка «Зеленоград».
Цель позволяют сформулировать основные задачи работы:
определение понятия инновационной деятельности;
изучение развития концепции инновационного менеджмента;
рассмотрение роли инновационного менеджмента в деятельности организации;
определение влияния инновационного менеджмента на эффективность деятельности предприятия;
сравнение российской и зарубежной практики государственного регулирования и поддержки инновационной деятельности;
рассмотрение реализации государственной поддержки инновационной деятельности на примере технопарка «Зеленоград».
Введение……………………………………………………………………………………. с 3-4
1 Теоретические аспекты инновационного менеджмента.
1.1 Понятие инновационной деятельности……………………………………………….с.5-10
1.2 Инновационный менеджмент: понятие, принципы, значение……………………с.11 - 15
1.3 Роль инновационного менеджмента в повышении эффективности деятельности организации. …………………………………………………………………………… с.15 - 20
2 Зарубежная и российская практика государственного регулирования инновационной деятельности.
2.1 Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности ……………………………………………………………………………с.21 - 28
2.2 Государственное регулирование инновационной деятельности в России ……с 28 - 35
2.3 Государственная поддержка инновационной деятельности на примере технопарка «Зеленоград». …………………………………………………………………………. с. 35 - 43
Заключение…………………………………………………………………………….с.43 - 44
Список использованной литературы………………
2
Министерство образования и науки
Факультет заочного обучения
Кафедра менеджмента
Курсовой проект
по дисциплине « Инновационный менеджмент»
на тему: «Организационное регулирование инновационной деятельности предприятия»
Выполнил:
Самара 2012 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Теоретические аспекты инновационного менеджмента.
1.1 Понятие инновационной деятельности………………………………………………
1.2 Инновационный менеджмент: понятие, принципы, значение……………………с.11 - 15
1.3 Роль инновационного менеджмента в повышении эффективности деятельности организации. …………………………………………………………………………… с.15 - 20
2 Зарубежная и российская практика государственного регулирования инновационной деятельности.
2.1 Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности ……………………………………………
2.2 Государственное регулирование инновационной деятельности в России ……с 28 - 35
2.3 Государственная поддержка инновационной деятельности на примере технопарка «Зеленоград». …………………………………………………………………………. с. 35 - 43
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………….с
Введение
В современных условиях инновационная деятельность в той или иной степени присуща любому производственному предприятию. Даже если предприятие не является лидером на рынке инноваций, то рано или поздно оно непременно столкнется с необходимостью производить замену морально устаревших технологий и продуктов. Таким образом, вопросы управления инновационной деятельностью являются весьма актуальными. Тем более что такая деятельность является очень сложной, сочетающей в себе разнообразные научные, технические, экономические, социальные, психологические проблемы.
Целью данной курсовой работы являются: изучение зарубежной практики государственной поддержки инновационной деятельности и рассмотрение российского опыта в данной области на примере технопарка «Зеленоград».
Цель позволяют сформулировать основные задачи работы:
определение понятия инновационной деятельности;
изучение развития концепции инновационного менеджмента;
рассмотрение роли инновационного менеджмента в деятельности организации;
определение влияния инновационного менеджмента на эффективность деятельности предприятия;
сравнение российской и зарубежной практики государственного регулирования и поддержки инновационной деятельности;
рассмотрение реализации государственной поддержки инновационной деятельности на примере технопарка «Зеленоград».
Объектом исследования выступает технопарк «Зеленоград».
Предмет исследования: вопросы государственного регулирования инновационной деятельности и государственной поддержки инновационных проектов.
Информационной базой данной работы выступают:
- труды российских и зарубежных исследователей;
- статистические данные;
- тексты федеральных законов;
- учебно-методическое пособие для бакалавров и специалистов дневного и вечернего отделений, обучающихся по направлению 080500 «Менеджмент» и специальности 080507 «Менеджмент организации»;
- источники сети Internet.
Решение всех вышеуказанных задач, на мой взгляд, позволит сделать выводы о значимости инновационной деятельности в современной экономической ситуации, а также, выявить основные направления развития инноваций и способы поддержки их развития.
1 Теоретические аспекты инновационного менеджмента
1.1 Понятие инновационной деятельности
Содержание инновационной деятельности, ее характерные черты и особенности находят отражение в таком фундаментальном понятии, как понятие инновации. Необходимо отметить, что это понятие и в российской, и в зарубежной литературе часто определяется по-разному.[1] Нужно иметь в виду, что широко употребляемый в научном обороте термин "инновация" происходит от латинского слова “innovus” (in - в и novus - новый), по содержанию термины "инновация" и "нововведения" могут рассматриваться как синонимы. Термин “нововведение” тесно связан и с понятием "новшество", и нередко эти термины отождествляются. Объединяющим началом этих понятий является рассмотрение инновации (нововведения) в двух значениях, т. е. как новшества (новое изделие, процессы, услуги) и как процесса его осуществления.[2]
Существует несколько подходов к определению сущности инноваций:
1. Инновация – это процесс (в технике, технологии, организации, производстве и т.д.) внедрения в практику каких-либо новых элементов, получающих общественное признание в виде рыночного (коммерческого) успеха.
2. Нововведение (инновация) – это результат творческого процесса в виде нового продукта (техники, технологии, метода). Именно этого подхода придерживаются основные международные статистические стандарты в области науки и инноваций (руководство ЮНЕСКО, и руководство Фраскатти). Согласно этому стандарту, инновация – это конечный результат деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Установленные формы государственной статистической отчетности организации об инновационной деятельности РФ свидетельствуют об аналогичной трактовке инноваций и в российской практике, а именно: инновация – это внедренные на рынке новые, или значительно усовершенствованные продукты, услуги или методы их производства (передачи), внедренные в практике новые или усовершенствованные производственные процессы.
3.Рыночный подход. Нововведение (А.С. Коротаев) – это новое приложение научных и технических знаний, приводящее к рыночному успеху. А.А. Кутейников не разграничивает понятия «нововведение» и «инновация» и определяет их как новый способ удовлетворения сложившихся общественных потребностей, дающий прирост полезного эффекта и, как правило, основанный на достижениях науки и техники.
4.Финансовый подход. С точки зрения данного подхода инновация – это процесс инвестирования в новации, вложение средств в новой техники, технологии и научных институтов.
Существуют различные виды классификации инноваций. В зависимости от используемых критериев различают:
- по видам работ - научные, технические (конструкторские и технологические), опытно-экспериментальные и производственные инновации;
- по конкретным результатам процесса нововведений (инноваций) - патенты, изобретения, новые или модифицированные изделия, прогрессивные технологические процессы, услуги, стандарты, новые методы управления и организации производства;
- по степени новизны - принципиально новые, новые, модификационные (модифицирующие) и псевдоинновации (псевдонововведения);
- по предметному (вещественному) содержанию - продуктовые, технологические, социальн0-экономические, экологические, информационные, организационные и управленческие инновации;
- по виду эффекта - научно-технические, экономические, социальные, экологические, информационные и политические инновации;.
- по охвату основных сфер деятельности - производственно-
Понятие «инновация» тесно связано с понятием «инновационный процесс». Инновационный процесс представляет собой процесс создания и распространения нововведений (инноваций). Понятие «инновационного процесса» шире понятия «инновации», т.к. собственно инновация (нововведение) является одним из компонентов инновационного процесса.[4] В общем виде схема инновационного процесса представлена следующим образом. Первый компонент инновационного процесса – новации, т.е. новые идеи, знания – это результат законченных научных исследований (фундаментальных и прикладных), опытно-конструкторских разработок, иные научно-технические результаты. Вторым компонентом инновационного процесса является внедрение, введение новации в практическую деятельность, т.е. нововведение или инновация. Третьим компонентом инновационного процесса является диффузия инноваций, под которой подразумевается распространение уже однажды освоенной, реализованной инновации, т.е. применение инновационных продуктов, услуг или технологий в новых местах и условиях.
Деятельность по организации и осуществлению инновационного процесса называется инновационной деятельностью. Следовательно, инновационная деятельность – это использование результатов законченных научных исследований, опытно-конструкторских разработок либо иных научно-технических достижений для создания нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, их распространение, а также связанные с этим дополнительные научные исследования, разработки и опытно-конструкторские работы.
Иначе говоря, инновационная деятельность представляет собой взаимосвязанную совокупность видов работ по созданию и распространению инноваций. Основными видами инновационной деятельности являются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР); технологические работы, подготовка производства и проведение промышленных испытаний; приобретение патентов, лицензий и ноу-хау; инвестиционная деятельность, необходимая для реализации инновационных проектов; сертификация и стандартизация инновационных продуктов и изделий, необходимых для их изготовления; маркетинг и организация рынков сбыта инновационной продукции; подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности и др.
Основными элементами структуры инновационной деятельности являются инновационные проекты и программы и выполняющие их организации. Инновационная деятельность – это совместная деятельность множества участников рынка в едином инновационном процессе с целью создания и реализации инновации.[5]
В основе инновационной деятельности лежит научно-техническая деятельность. Понятие научно-технической деятельности разработано ЮНЕСКО и охватывает:
1) научные исследования и разработки;
2) научно-техническое образование и подготовку кадров;
3) научно-технические услуги.
Инновационная деятельность переводит научно-техническую деятельность в экономическое «русло», обеспечивая производственную и коммерческую реализацию научно-технических достижений. В инновационной деятельности выделяют следующие категории основных участников, классифицируя их по первоочередности:
1) новаторы;
2) ранние реципиенты (пионеры, лидеры);
3) имитаторы, которые в свою очередь делятся на:
a) ранее большинство;
б) отстающие.
Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, научные и исследовательские организации, малые научные предприятия. Они заинтересованы в получении дохода от продажи разработанного ими интеллектуального продукта, который со временем может стать инновацией.
Ранние реципиенты (пионеры, лидеры) − это производственные фирмы, первыми освоившие новшество, используя интеллектуальный продукт новаторов. Они стремятся к получению сверхприбыли путем скорейшего продвижения инновации на рынок. К фирмам-пионерам, прежде всего, относятся венчурные фирмы, работающие в малом бизнесе. В эту категорию попадают также и крупные корпорации, являющиеся лидерами в своих отраслях. Если такие фирмы имеют в своей структуре научные, научно- исследовательские, проектные подразделения, то они являются также и новаторами. Хотя и в этом случае они могут воспользоваться услугами чисто научных или проектных организаций, заключив с ними договор или купив патент (лицензию). Раннее большинство представлено фирмами-имитаторами, которые вслед за "пионерами" внедрили новшество в производство, что также обеспечивает им дополнительную прибыль.
Отстающие – это фирмы, которые сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску изделий новых для них, но которые либо уже морально устарели, либо не пользуются спросом на рынке из-за излишнего предложения. Поэтому зачастую отстающие фирмы вместо ожидаемой прибыли терпят убытки.
Информация о работе Организационное регулирование инновационной деятельности предприятия