Организационно-правовые формы предпринимательства. Особенности их формирования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в рассмотрении организационно-правовых форм предприятий и особенностей их формирования в России.
В соответствии с поставленной целью курсовой работы рассматриваются следующие задачи:
изучение понятия «приватизация», как условия формирования различных организационно-правовых форм предпринимательства;
определение и выявление основных принципов организационно-правовых форм функционирования предпринимательства;
экономической основы хозяйственных процессов в органах государственного и муниципального управления.

Файлы: 1 файл

курсовая менеджмент.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кооперативы

 
             Наименование кооператива должно содержать слова «производственный» или «артель», а число его членов не должно быть менее пяти человек. Кооператив имеет неделимые фонды, которые не могут быть опущены на погашение долга его членов.

Управление производственным кооперативом осуществляется его высшим органом – общим собрание. 

Председатель и правление кооператива руководят текущей деятельностью работников. Общее собрание может вносить изменения в устав, принимать и исключать членов кооператива, утверждать годовые отчеты и бухгалтерские балансы, распределение прибыли и убытков. Оно может принять решение о реорганизации и ликвидации кооператива.

Распределение доходов между членами кооператива происходит в соответствии с трудовым вкладом каждого его члена, а не по взносам, как в хозяйственных товариществах. Кооператив не может выпускать акции, но по решению общего сорания может быть реорганизован в акционерное общество или в хозяйственное товарищество.

Таковы основы предпринимательской и производственной деятельности хозяйственных товариществ, акционерных обществ и кооперативов, особенности управления или и принципы распределения доходов.

 

 

 

 

 

 

 

 
Государственные и муниципальные унитарные предприятия

 
               Государственное или муниципальное предприятие – это производственное учреждение: завод, фабрика и т.п. Законодательством РФ унитарным предприятием признаётся коммерческая организация,не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, которое является неделимым и не может быть распределено по вкладам, в том числе и между работниками предприятия. Оно принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Унитарные предприятия классифицируются по характеру прав, на основе которых за ними закрепляется неделимое имущество. По этому признаку выделяются унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления. 

 
Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения

 
               Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создаётся по решению государственного или муниципального органа. Такое предприятие владеет, пользуется и распоряжается ввереным ему имуществом с некоторымиограничениями по сравнению с правами собственника. Последний решает вопросы создания, реорганизации и ликвидации предприятия, определяет цели и задачи деятельности, назначает директора и др. Унитарное предприятие данного типа само отвечает по своим долгам. Оно может создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путём передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение, т.е. создавать дочернее предприятие. Ответственность за свои убытки несут сами предприятия данного типа. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

 
Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие)

 
         Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие), создается по решению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Правительство РФ утверждает его устав, назначает руководителя. В наименовании такого предприятия должно быть указано, что ого является казенным. Данные предприятия самостоятельно реализуют производимую ими продукцию в случае предоставления им такого права вышестоящим органом.

Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению Правительства Российской Федерации3. 

 

 

 

 

 

 

 

 
 Некоммерческие организации

 
             Некоммерческие организации – это юридические лица, у которых основной целью является не извлечение прибыли, а полученная от предпринимательской деятельности. Прибыль не распределяется среди участников, а направляется на достижение основных целей деятельности: социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих, а также на охрану здоровья граждан, развития физической культуры и спорта и иные общественные блага. 

 
 Потребительский кооператив

 
             Потребительский кооператив. Это добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников. Образуется он путём объединения имущественных паевых взносов (например, жилищно-строительный кооператив).

Доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами.

Управление кооперативом осуществляется комитетом - обычно это служащие, совмещающие эту работу с другой. Они выбираются членами кооператива. Текущую работу кооператива ведут управляющие, занятые здесь полный рабочий день, назначенные членами выборного комитета.

 

 

 

Общественные и религиозные организации (объединения)

 
           Общественные и религиозные объединения – организации, в которых граждане объединились добровольно на основе общности интересов, для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. К ним можно отнести: клубы охраны природы, собаководства, любители книг и т.д. 

Управление такими объединениями осуществляется руководителем, избранным путэм выборов на определенный срок. Члены объединений не отвечают по его обязательствам и долгам, и в свою очередь объединения не отвечают по обязательствам своих членов.

 

  
 Фонды

 
            Фонды - некоммерческая организация, которая не имеет членства, утвержденная на основе добровольных имущественных взносов, преследующая благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно-полезные цели. Ни учредители, ни фонд не отвечает по своим обязательствам.

Порядок управления фондом и порядок формирования его органов определяются его уставом, утверждаемым учредителями.

Устав фонда, помимо общеустановленных сведений, должен содержать информацию о цели фонда, указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

 

 

 

Учреждения

 
             Учреждение – некоммерческая организация, создаваемая собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций. Собственник за свой счёт полностью или частично финансирует его деятельность, наделяет необходимым имуществом, закрепленным за цчреждением в оперативное управление. Он несет субсидарную ответственность по обязательствам учреждения, если у того не хватает собственных денежных средств.

Управление учреждением осуществляется назначенным собственником или, по его поручению, определенным органом, руководителем.

 

Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) 
 
              Объединения юридических лиц возникают тогда, когда коммерческие организации (ассоциации и союзы) договорились между собой об объединении в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов. В этом случае такие объединения являются некоммерческими организациями.

Свои услуги эти организации оказывают на безвозмездной основе и расходы покрывают за счёт взносов участников.

Управление ассоциациями и союзами осуществляется на основе решений общего собрания членов, являющегося высшим органом управления. В ассоциации создаётся хозяйственный совет, в который входят руководители организаций. Совет изюирает правление, его председателя и образует исполнительскую дирекцию.

Член ассоциации может быть исключен из нее по решению остающихся участников в случаях и в порядке, установленных учредительными документами ассоциации. 

С согласия членов ассоциации в нее может войти новый участник.

Вступление в ассоциацию нового участника может быть

обусловлено   его   субсидиарной   ответственностью по   обязательствам

ассоциации, возникшим до его вступления4.  

  Экономическая основа хозяйственных процессов в органах государственного и муниципального управления

 
               Муниципальное управление — относительно новое явление в современной России. Объектом муниципального управления является муниципальное образование — населенная территория, на которой осуществляется местное самоуправление. В качестве субъекта муниципального управления выступают население муниципального образования — местное сообщество, а также органы местного самоуправления, избранные населением и действующие от его имени. Предмет муниципального управления — регулирование социально-экономических процессов на территории муниципального образования в интересах местного сообщества и на основе эффективного использования местных ресурсов.

Поскольку муниципалитет, с одной стороны, является некоммерческой организацией, он не имеет целью получение прибыли. С другой стороны, он должен иметь сбалансированный бюджет. Поэтому ключевая задача муниципальной экономической политики состоит в оптимизации соотношений   между объемом бюджетных  услуг    и      потребностью

в имуществе и в финансовых средствах.

 Функции органов местного самоуправления по управлению экономическими ресурсами территории сводятся к их эффективному использованию и преобразованию в жизненные блага для населения. 

Экономическая политика муниципального образования может изменяться в зависимости от многих факторов: географического положения, отраслевой структуры градообразующей сферы и соответствующего типа муниципального образования (административный центр, транспортный узел, промышленный или ресурсодобывающий центр, научный центр, культурный центр и т. д.), социально-демографического состава населения, уровня квалификации его трудоспособной части и т. п. Выбор наиболее эффективных в конкретной ситуации направлений и методов экономической политики муниципального образования служит одним из важнейших условий его развития. 

В развитии местного самоуправления важное значение имеет обеспечение его деятельности соответствующими материальными ресурсами. О местном самоуправлении можно говорить лишь тогда, когда оно обеспечено экономически, что подтверждается всем предшествующим опытом. 

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства бюджета муниципального образования, а также имущественные права муниципального образования.находящееся в муниципальной собственности имущество. 

Рассмотрим подробнее, что представляют собой имущество, находящееся в муниципальной собственности, а также имущественные права муниципальных образований.

Муниципальная собственность – одна из трех основных форм собственности, установленных Конституцией РФ наряду с частной и государственной, субъектами права которой выступают муниципальные образования, а права по владению, пользованию и распоряжению осуществляют органы местного самоуправления..

Термин «собственность» в муниципальном законодательстве, как правило, употребляется в основном в юридическом смысле, обозначая вещные права, права лица на определенную вещь, включающего в себя правомочия владеть, пользоваться и распоряжаться этой вещью.

Муниципальная собственность – это имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям – муниципальным районам, городским округам, внутригородским территориям городов федерального значения.

Однако население непосредственно может осуществлять такие права только в небольших муниципальных образованиях. Поэтому от имени муниципального образования приобретают и осуществляют имущественные и иные права и обязанности глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.

Вместе с тем, закрепление в ГК РФ именно муниципального образования, т.е. территориально организованного населения как основного субъекта – участника имущественных отношений, имеет важное принципиальное значение. И когда органы местного самоуправления или их должностные лица осуществляют сделки с муниципальным имуществом, заключая договоры купли – продажи, аренды, найма и др., такие сделки считаются заключенными от имени населения муниципального образования.

Поэтому очень важно формировать у населения сознание собственника, хозяина, понимание того, что органы местного самоуправления должны действовать в соответствии с их интересами – интересами собственников муниципального имущества.

Расширению экономической основы местного самоуправления способствуют также продолжающиеся реформы по перераспределению полномочий (соответственно и имущества), а также разграничение муниципального имущества в связи с переходом к «двухтиповой» модели территориальной организации местного самоуправления.

Муниципальная собственность признается и защищается равным образом наряду с государственной.

Средства местного бюджета – это следующая составная часть экономической основы местного самоуправления.

Информация о работе Организационно-правовые формы предпринимательства. Особенности их формирования в России