Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 11:39, курсовая работа
Цель данной работы заключается в рассмотрении организационно-правовых форм предприятий и особенностей их формирования в России.
В соответствии с поставленной целью курсовой работы рассматриваются следующие задачи:
изучение понятия «приватизация», как условия формирования различных организационно-правовых форм предпринимательства;
определение и выявление основных принципов организационно-правовых форм функционирования предпринимательства;
экономической основы хозяйственных процессов в органах государственного и муниципального управления.
Наименование кооператива должно содержать
слова «производственный» или «артель»,
а число его членов не должно быть менее
пяти человек. Кооператив имеет неделимые
фонды, которые не могут быть опущены на
погашение долга его членов.
Управление производственным кооперативом осуществляется его высшим органом – общим собрание.
Председатель и правление кооператива руководят текущей деятельностью работников. Общее собрание может вносить изменения в устав, принимать и исключать членов кооператива, утверждать годовые отчеты и бухгалтерские балансы, распределение прибыли и убытков. Оно может принять решение о реорганизации и ликвидации кооператива.
Распределение доходов между членами кооператива происходит в соответствии с трудовым вкладом каждого его члена, а не по взносам, как в хозяйственных товариществах. Кооператив не может выпускать акции, но по решению общего сорания может быть реорганизован в акционерное общество или в хозяйственное товарищество.
Таковы основы предпринимательской и производственной деятельности хозяйственных товариществ, акционерных обществ и кооперативов, особенности управления или и принципы распределения доходов.
Государственные
и муниципальные унитарные предприятия
Государственное или муниципальное предприятие
– это производственное учреждение: завод,
фабрика и т.п. Законодательством РФ унитарным
предприятием признаётся коммерческая
организация,не наделенная правом собственности
на закрепленное за ней собственником
имущество, которое является неделимым
и не может быть распределено по вкладам,
в том числе и между работниками предприятия.
Оно принадлежит предприятию на праве
хозяйственного ведения или оперативного
управления.
В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.
Унитарные предприятия классифицируются по характеру прав, на основе которых за ними закрепляется неделимое имущество. По этому признаку выделяются унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления.
Унитарное предприятие, основанное на
праве хозяйственного ведения, создаётся
по решению государственного или муниципального
органа. Такое предприятие владеет, пользуется
и распоряжается ввереным ему имуществом
с некоторымиограничениями по сравнению
с правами собственника. Последний решает
вопросы создания, реорганизации и ликвидации
предприятия, определяет цели и задачи
деятельности, назначает директора и др.
Унитарное предприятие данного типа само
отвечает по своим долгам. Оно может создавать
в качестве юридического лица другое унитарное
предприятие путём передачи ему в установленном
порядке части своего имущества в хозяйственное
ведение, т.е. создавать дочернее предприятие.
Ответственность за свои убытки несут
сами предприятия данного типа. Собственник
имеет право на получение части прибыли
от использования имущества, находящегося
в хозяйственном ведении предприятия.
Унитарное
предприятие, основанное на праве оперативного
управления (федеральное казенное предприятие),
создается по решению Правительства Российской
Федерации на базе имущества, находящегося
в федеральной собственности. Правительство
РФ утверждает его устав, назначает руководителя.
В наименовании такого предприятия должно
быть указано, что ого является казенным.
Данные предприятия самостоятельно реализуют
производимую ими продукцию в случае предоставления
им такого права вышестоящим органом.
Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению Правительства Российской Федерации3.
Некоммерческие организации – это юридические
лица, у которых основной целью является
не извлечение прибыли, а полученная от
предпринимательской деятельности. Прибыль
не распределяется среди участников, а
направляется на достижение основных
целей деятельности: социальных, благотворительных,
культурных, образовательных, научных
и управленческих, а также на охрану здоровья
граждан, развития физической культуры
и спорта и иные общественные блага.
Потребительский кооператив. Это добровольное
объединение граждан и юридических лиц
на основе членства с целью удовлетворения
материальных и иных потребностей участников.
Образуется он путём объединения имущественных
паевых взносов (например, жилищно-строительный
кооператив).
Доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами.
Управление кооперативом осуществляется комитетом - обычно это служащие, совмещающие эту работу с другой. Они выбираются членами кооператива. Текущую работу кооператива ведут управляющие, занятые здесь полный рабочий день, назначенные членами выборного комитета.
Общественные и религиозные объединения
– организации, в которых граждане объединились
добровольно на основе общности интересов,
для удовлетворения духовных или иных
нематериальных потребностей. К ним можно
отнести: клубы охраны природы, собаководства,
любители книг и т.д.
Управление такими объединениями осуществляется руководителем, избранным путэм выборов на определенный срок. Члены объединений не отвечают по его обязательствам и долгам, и в свою очередь объединения не отвечают по обязательствам своих членов.
Фонды
Фонды - некоммерческая организация, которая
не имеет членства, утвержденная на основе
добровольных имущественных взносов,
преследующая благотворительные, культурные,
образовательные и иные общественно-полезные
цели. Ни учредители, ни фонд не отвечает
по своим обязательствам.
Порядок управления фондом и порядок формирования его органов определяются его уставом, утверждаемым учредителями.
Устав фонда, помимо общеустановленных сведений, должен содержать информацию о цели фонда, указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.
Учреждение – некоммерческая организация,
создаваемая собственником для осуществления
управленческих, социально-культурных
и иных функций. Собственник за свой счёт
полностью или частично финансирует его
деятельность, наделяет необходимым имуществом,
закрепленным за цчреждением в оперативное
управление. Он несет субсидарную ответственность
по обязательствам учреждения, если у
того не хватает собственных денежных
средств.
Управление учреждением осуществляется назначенным собственником или, по его поручению, определенным органом, руководителем.
Объединения
юридических лиц (ассоциации и союзы)
Объединения юридических лиц возникают
тогда, когда коммерческие организации
(ассоциации и союзы) договорились между
собой об объединении в целях координации
их предпринимательской деятельности,
а также представления и защиты общих
имущественных интересов. В этом случае
такие объединения являются некоммерческими
организациями.
Свои услуги эти организации оказывают на безвозмездной основе и расходы покрывают за счёт взносов участников.
Управление ассоциациями и союзами осуществляется на основе решений общего собрания членов, являющегося высшим органом управления. В ассоциации создаётся хозяйственный совет, в который входят руководители организаций. Совет изюирает правление, его председателя и образует исполнительскую дирекцию.
Член ассоциации может быть исключен из нее по решению остающихся участников в случаях и в порядке, установленных учредительными документами ассоциации.
С согласия членов ассоциации в нее может войти новый участник.
Вступление в ассоциацию нового участника может быть
обусловлено его субсидиарной ответственностью по обязательствам
ассоциации, возникшим до его
вступления4.
Муниципальное управление — относительно
новое явление в современной России. Объектом
муниципального управления является муниципальное
образование — населенная территория,
на которой осуществляется местное самоуправление.
В качестве субъекта муниципального управления
выступают население муниципального образования
— местное сообщество, а также органы
местного самоуправления, избранные населением
и действующие от его имени. Предмет муниципального
управления — регулирование социально-экономических
процессов на территории муниципального
образования в интересах местного сообщества
и на основе эффективного использования
местных ресурсов.
Поскольку муниципалитет, с одной стороны, является некоммерческой организацией, он не имеет целью получение прибыли. С другой стороны, он должен иметь сбалансированный бюджет. Поэтому ключевая задача муниципальной экономической политики состоит в оптимизации соотношений между объемом бюджетных услуг и потребностью
в имуществе и в финансовых средствах.
Функции органов местного самоуправления по управлению экономическими ресурсами территории сводятся к их эффективному использованию и преобразованию в жизненные блага для населения.
Экономическая политика муниципального образования может изменяться в зависимости от многих факторов: географического положения, отраслевой структуры градообразующей сферы и соответствующего типа муниципального образования (административный центр, транспортный узел, промышленный или ресурсодобывающий центр, научный центр, культурный центр и т. д.), социально-демографического состава населения, уровня квалификации его трудоспособной части и т. п. Выбор наиболее эффективных в конкретной ситуации направлений и методов экономической политики муниципального образования служит одним из важнейших условий его развития.
В развитии местного самоуправления важное значение имеет обеспечение его деятельности соответствующими материальными ресурсами. О местном самоуправлении можно говорить лишь тогда, когда оно обеспечено экономически, что подтверждается всем предшествующим опытом.
Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства бюджета муниципального образования, а также имущественные права муниципального образования.находящееся в муниципальной собственности имущество.
Рассмотрим подробнее, что представляют собой имущество, находящееся в муниципальной собственности, а также имущественные права муниципальных образований.
Муниципальная собственность – одна из трех основных форм собственности, установленных Конституцией РФ наряду с частной и государственной, субъектами права которой выступают муниципальные образования, а права по владению, пользованию и распоряжению осуществляют органы местного самоуправления..
Термин «собственность» в муниципальном законодательстве, как правило, употребляется в основном в юридическом смысле, обозначая вещные права, права лица на определенную вещь, включающего в себя правомочия владеть, пользоваться и распоряжаться этой вещью.
Муниципальная собственность – это имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям – муниципальным районам, городским округам, внутригородским территориям городов федерального значения.
Однако население непосредственно может осуществлять такие права только в небольших муниципальных образованиях. Поэтому от имени муниципального образования приобретают и осуществляют имущественные и иные права и обязанности глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.
Вместе с тем, закрепление в ГК РФ именно муниципального образования, т.е. территориально организованного населения как основного субъекта – участника имущественных отношений, имеет важное принципиальное значение. И когда органы местного самоуправления или их должностные лица осуществляют сделки с муниципальным имуществом, заключая договоры купли – продажи, аренды, найма и др., такие сделки считаются заключенными от имени населения муниципального образования.
Поэтому очень важно формировать у населения сознание собственника, хозяина, понимание того, что органы местного самоуправления должны действовать в соответствии с их интересами – интересами собственников муниципального имущества.
Расширению экономической основы местного самоуправления способствуют также продолжающиеся реформы по перераспределению полномочий (соответственно и имущества), а также разграничение муниципального имущества в связи с переходом к «двухтиповой» модели территориальной организации местного самоуправления.
Муниципальная собственность признается и защищается равным образом наряду с государственной.
Средства местного бюджета – это следующая составная часть экономической основы местного самоуправления.