Организационные формы и модели менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 16:17, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить основные модели менеджмента, для этого поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть американскую модель управления;
2. описать японскую систему управления;
3. исследовать европейскую модель управления;
4. постараться описать российскую модель управления: складывание и основание, основное ее содержание;
Объектом исследования являются модели менеджмента.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…3
Глава 1. Модели и формы менеджмента………………………………………5
1.1 Американская модель ....…………………………………………5
1.2 Японская модель………………………………………………….9
1.3 Европейская модель……………………….……………………...16
1.4 Российская модель……………………………………………….23
Глава 2. Опыт успешных компаний в возможности реализации эффективного менеджмента в России…………………………………………………………..29
Заключение………………………………………………………………………37
Список литературы……………………………………………………………..39

Файлы: 1 файл

организационные формы и модели менеджмента (1).docx

— 339.23 Кб (Скачать файл)

Российская Федерация

Министерство образования и науки

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Тюменский государственный университет»

 

Международный институт финансов, управления и бизнеса

Кафедра менеджмента

 

 

Курсовая  работа

По дисциплине: «Основы менеджмента»

На тему: «Организационные формы и модели менеджмента»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент гр.

 

Проверил:

 

 

 

 

 

Тюмень, 2011 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….…3

Глава 1. Модели и формы менеджмента………………………………………5

1.1 Американская модель ....…………………………………………5

1.2 Японская модель………………………………………………….9

1.3 Европейская модель……………………….……………………...16

1.4 Российская  модель……………………………………………….23

Глава 2. Опыт успешных компаний в возможности реализации эффективного менеджмента в России…………………………………………………………..29

Заключение………………………………………………………………………37

Список литературы……………………………………………………………..39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

За всю историю  существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и других областях с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в нашей стране господствовала административно-командная система управления, направлявшая в основном свои усилия на критику зарубежного опыта управления.

Однако, опыт ведения бизнеса и осуществления  менеджмента богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен для изучения.

Актуальность заключается в том, что создание собственной модели менеджмента требует, с одной стороны, изучения всего ценного, что содержится в зарубежной теории и практике, а с другой — использования его лучших достижений в своей деятельности. Американский менеджмент позволил США занять лидирующее положение среди стран западного мира и Японии. Кроме того, надо иметь в виду, что именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента. Его ведущее значение в мире сегодня неоспоримо, а влияние на развитие теории, практики наиболее велико. Тем не менее, нет нужды слепо следовать выводам американских теоретиков и рекомендациям их практиков, но знать их идеи, безусловно, необходимо. Этим объясняется актуальность данной работы.

Цель курсовой работы – изучить основные модели менеджмента, для этого поставлены следующие задачи:

1. рассмотреть  американскую модель управления;

2. описать  японскую систему управления;

3. исследовать  европейскую модель управления;

4. постараться  описать российскую модель управления: складывание и основание, основное  ее содержание;

Объектом  исследования являются модели менеджмента.

Предметом исследования – основные признаки и элементы каждой модели.

Основные  зарубежные модели управления наиболее доступно и полно рассматривают  М.Х. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури  в «Основах менеджмента». В учебнике И.И. Семеновой «История менеджмента» рассказано об исторических предпосылках создания современных моделей менеджмента. А.Б. Бахур в статье «Особенности национального менеджмента» произвел анализ свойств российской модели менеджмента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Модели и формы менеджмента

Структура управления корпорацией (акционерным  обществом) в конкретной стране определяется несколькими факторами: законодательством  и различными нормативными актами, регулирующими права и обязанности  всех участвующих сторон; фактически сложившейся структурой управления в данной стране; уставом каждого  акционерного общества.

Общей теории менеджмента, пригодной для всех времен и народов, не существует –  есть только общие принципы управления, которые порождают японскую, американскую, французскую или немецкую системы  менеджмента со своими неповторимыми  особенностями, поскольку учитывают  определённые национальные ценности, особенности национальной психологии, менталитета и т.д. [14]

При этом необходимо понимать, что  нельзя просто взять одну из моделей  и применять ее в другой стране. Процесс формирования определенной модели управления динамичный: структура  корпоративного управления всегда отвечает условиям и особенностям конкретной страны.

    1. Американская модель

На протяжении всей истории менеджмента в эволюции научных подходов США играли одну из главных ролей. Так, в конце XIX века в этой стране были созданы благоприятные условия для формирования научного подхода к решению проблем управления производством. И по сей день США не потеряли лидирующего положения в менеджменте в силу ряда обстоятельств.

 Американская модель применяется  в корпорациях Великобритании, США,  Австралии, Новой Зеландии, Канады  и некоторых других странах.  Она характеризуется наличием  индивидуальных акционеров и  постоянно растущим числом независимых,  т. е. не связанных с корпорацией  акционеров (они называются «внешние»  акционеры или «аутсайдеры»), а  также четко разработанной законодательной основой, определяющей права и обязанности трех ключевых участников: управляющих, директоров и акционеров.

Управление как наука, научная дисциплина возникла в США в начале XX века. Основоположником науки управления по праву считается американский инженер и исследователь Ф. Тейлор (1856 – 1915). Предложенная им система организации труда и управленческих отношений вызвала «организационную революцию» в сфере производства и управления им. [21]

Безусловной заслугой научного менеджмента является и то, что в США уважают и  почитают труд менеджеров. Они немало сделали для повышения статуса  американского менеджера и развития качеств высокого уровня самообеспеченности, индивидуализма и личной инициативы (рис. 1.1.1).

          

 

Рис. 1.1.1 Модель организационного поведения  американских менеджеров: «Структурированный индивидуализм, скорость, напористость»

 

В 20—30-е  годы нашего столетия зародилась школа  человеческих отношений, в центре внимания которой находится человек. Возникновение  доктрины «человеческих отношений» обычно связывают с именами американских ученых Э. Мэйо и Ф.Ротлисбергера, которые  известны своими исследованиями в области  социологии производственных отношений.

Термин  «менеджмент человеческих ресурсов»  возник в 60-е гг. Модель «человеческие  ресурсы» рассматривается, как стратегическая и ориентирована на активную позицию  личности в организации. Каждый человек  должен отвечать за результаты своего труда и способствовать их достижению. В свою очередь, организация должна поощрять своих сотрудников. [20]

Современный американский менеджмент базируется на трех исторических предпосылках: наличие  рынка; индустриальный способ организации  производства; корпорация как основная форма предпринимательства.

Корпорации  имеют статус юридического лица, а  их акционеры - право на часть прибыли, распределяющейся пропорционально  количеству принадлежащих им акций. Корпорации пришли на смену небольшим  предприятиям, в которых вся собственность  принадлежала владельцам капитала, и  они полностью контролировали деятельность рабочих.

По мнению теоретиков менеджмента, создание корпораций повлекло за собой отделение собственности  от контроля над распоряжением ею, т. е. от власти. Реальная власть по управлению корпорацией перешла к ее правлению  и менеджерам. В модели американского  менеджмента и в настоящее  время корпорация является основной структурной единицей.

Американские  корпорации широко используют в своей  деятельности стратегическое управление, которое заключается в разработке долгосрочной стратегии и в осуществлении  управления в реальном масштабе времени. [6]

В настоящее  время в США получили распространение  четыре основные формы привлечения  рабочих к управлению: участие  рабочих в управлении трудом и  качеством продукции на уровне цеха; создание рабочих советов (совместных комитетов) рабочих и управляющих; разработка систем участия в прибыли; привлечение представителей рабочих  в советы директоров корпораций.

По мнению многих исследователей, развитая инфраструктура играет одну из важнейших ролей в  создании американского образа жизни. Федеральная власть на всех уровнях  экономики и во всех уголках страны стремится создать одинаковые условия  для бизнеса, полноценной жизни  и безопасности граждан. С одной  стороны, государство гарантирует  соблюдение прав бизнеса и человека, а с другой — воздействует на потоки капитала, товаров, услуг и  миграции рабочей силы. С конца 1990-х  гг. почти одна треть потребления  ВВП находится под непосредственным воздействием различных рычагов  управления государственных структур.

Устойчивость  спроса и последовательная реализация стратегических направлений экономики  достигается с помощью государственного рынка товаров и услуг, федеральной  контрактной системы, финансирования научно-исследовательских и конструкторских  разработок (НИОКР) и фундаментальных  научных исследований, поддержки  аграрного сектора.

В соответствии с законами, принятыми во многих штатах органами стратегического планирования (находящимися под непосредственным руководством губернатора), были разработаны  конкретные направления реформирования схем регулирования и стимулирования предпринимательства.

Следует отметить, что в США малый и  крупный бизнес тесно взаимосвязаны. Считается, что малый бизнес помогает менеджеру получить доходы (физического  лица) и личный успех, а в крупном  бизнесе за счет развития предпринимательских  качеств — создать условия  для успеха организации.

Главные связи между малым и крупным  предприятием формируются и развиваются  с помощью инвестиций.

Характеристика  формирования американской модели менеджмента  будет неполной, если не отметить современные  нововведения в управлении инновационно-технологическим  развитием.

  1. Большинство штатов оказывают повышенный интерес к экономическому развитию, основанному на достижениях науки и технологий (успех «амбициозных» штатов — заразителен). Усилена их роль в привлечении инвестиций, создании высокотехнологичных организаций и укреплении партнерства университетов и промышленности.
  2. Национальная ассоциация губернаторов (National Governors Association — NGA) учредила в 1986 г. рабочую группу с целью распространения новых подходов и форм кооперации правительств штатов, промышленности и академических институтов. В настоящее время эта организация известна как Совет по науке и технологиям штатов (Science and Technology Council of States - STCS).
  3. Федеральная поддержка использования новых технологий реализовалась в форме федерального законодательства и решений антимонопольного суда, открывающих дорогу кооперации непосредственно между самими компаниями, а также между компаниями и правительством.
  4. Региональные центры передачи технологий (Regional Technology Transfer Centers — RTTC) систематизируют и согласовывают технологические инициативы штатов и территорий не только с федеральными научно-технологическими организациями, но и с NASA.

Взаимное  согласование интересов государства  и частного сектора экономики  используется в качестве инструмента  технологической конверсии нового типа. Этот процесс осуществляется в течение последних 20 лет.

Американские  ученые продолжают ставить и разрабатывать  реальные проблемы менеджмента. Американская практика подбора руководящих работников делает главный акцент на хорошие  организаторские способности, а  не на знания специалиста.

    1. Японская модель

Японская система менеджмента  признана наиболее эффективной во всем мире и главная причина ее успеха – умение работать с людьми. Основным богатством страны японцы считают свои человеческие ресурсы.

В последние годы во всем мире возрастает интерес к японским формам и методам  управления, т.к. быстрое успешное развитие экономики этой страны позволило  ей занять лидирующее положение в  мире.

Японская  система управления развивалась  частично под влиянием местных традиций, частично – вследствие американской оккупации после второй мировой  войны, частично – как реакция  на необходимость борьбы с бедностью  и разрухой после войны.

Японский менеджмент постоянно  использует наиболее полезные концепции  управления западных стран, их методы и технику, приспосабливая их к своим  национальным особенностям, сохраняя и усиливая тем самым свои ценности и способствуя установлению особого  стиля мышления и методов, присущих только японским менеджерам.

Сущностью японского менеджмента является управление людьми. Японская модель основывается на философии «мы все одна семья», поэтому самая важная задача японских менеджеров – установить нормальные отношения с работниками, сформировать понимание того, что рабочие и  менеджеры одна семья. Компании, которым  удалось это сделать, достигли наибольшего  успеха. Кроме того, в Японии сложилась  традиция подчинения старшему по возрасту, позиция которого одобряется группой.

Японский  менеджмент, основанный на коллективизме, использовал все морально-психологические  рычаги воздействия на личность. Прежде всего, это чувство долга перед  коллективом, что в японском менталитете  почти тождественно чувству стыда.

Основные  черты японской системы управления определяет ряд концепций, отсутствующих  в американской модели. Важнейшими из них являются система пожизненного найма и процесс коллективного  принятия решений. Другой немаловажной особенностью японского менеджмента  является концепция непрерывного обучения. Японцы уверены, что непрерывное  обучение приводит к постоянному  совершенствованию мастерства. Каждый человек путем непрерывного обучения может улучшить выполнение своей работы.

Информация о работе Организационные формы и модели менеджмента