Организационные методы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 15:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение организационных методов управления и анализ их применения в строительстве.
Задачи курсовой работы:
дать определение таким понятиям, как «метод», «управление», «организационные методы управления» и др;
выявить сущность организационных методов управления;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….3
Теоретические основы применения методов управления………………………5
Понятие методовуправления………………………………………………....5
Классификация методов управления………………………………………...7
Сущность и структура организационных методов управления………………..9
Классификация организационных методов управления……………………....14
Использование организационных методов управления в строительстве.........17
Заключение…………………………………………………………………………..21
Список литературы………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая Ире.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


 

Кафедра управления

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине «Менеджмент»

 

 

На тему: « Организационные методы управления»

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………….3

  1. Теоретические основы применения методов управления………………………5
    1. Понятие методовуправления………………………………………………....5
    2. Классификация методов управления………………………………………...7
  2. Сущность и структура организационных методов управления………………..9
  3. Классификация организационных методов управления……………………....14
  4. Использование организационных методов управления в строительстве.........17                             

Заключение…………………………………………………………………………..21

Список литературы………………………………………………………………….22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Управление представляет собой осознанную и целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды, общества, живой и неживой природы, техники.

Элементы, на которые направлена эта деятельность, называется субъектом управления, которым может быть отдельный человек или группа людей. Если управление имеет официальный характер, то его субъект организационно и юридически оформляется в виде должности или совокупности должностей, образующих подразделение управления.

Целенаправленная деятельность руководящего состава – это и есть формирование системы управления персоналом, планирование кадровой работы, проведение маркетинга персонала, определение кадрового потенциала и потребности организации в персонале. Технология управления персоналом организации охватывает широкий спектр функций от приема до увольнения кадров.

Эта тема актуальна всегда, так как на предприятиях, в организации работают люди, без которых трудовой процесс невозможно представить. И как любой процесс он должен быть организован. Этим и занимается система управления, включающая различные виды методов.

Целью данной курсовой работы является изучение организационных методов управления и анализ их применения в строительстве.

Задачи курсовой работы:

  • дать определение таким понятиям, как «метод», «управление», «организационные методы управления» и др;
  • выявить сущность организационных методов управления;
  • рассмотреть классификацию организационных методов управления;
  • оценить значимость организационных методов управления в строительстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие методов управления

 

В переводе с греческого слово «метод» означает «путь к чему-либо». В русском языке данный термин имеет два значения:

1) способ, прием познания, исследования, анализа, диагностики  явлений, процессов, систем;

2) способ, прием выполнения  какой-либо деятельности, образ действия.

В первом случае речь идет о методах той или иной науки, в частности социального управления или менеджмента — исторический и системный подход, эксперимент, моделирование, ситуационный анализ, организационная диагностика и другие. То есть в данном значении метод дает ответ на вопрос: «Как это узнать, проанализировать, исследовать?»

Во втором случае методы рассматриваются применительно к управленческой деятельности, процессу управления, работе руководителя.

Общим для первого и второго значений выступает слово «как» — сначала узнать, а потом действовать или начинать действовать, а в процессе работы что-то познавать. Поэтому в методах управления взаимосвязаны эти две важнейшие стороны — познавательная и деятельностная. Методы управления имеют определенные особенности:

— направлены на достижение целей и задач. Как только «возникает» целевой элемент, сразу появляется потребность в методах. Методы — это инструмент целенаправленной деятельности;

— практическим действиям предшествуют анализ, оценка конкретных условий, обстановки, ситуации. Чем глубже их познание, тем обоснованнее выбор нужных способов. В этой связи методы сбора, обработки и анализа информации относят к методам управления;

— методы, как правило, выбираются из возможных способов, поскольку имеет место (в явной или скрытой форме) оценка по критерию «какой метод или образ действия результативнее, эффективнее, целесообразнее?»

Таким образом, методы управления — это способы, приемы практических действий, направленные на достижение целей, задач, основанные на анализе информации; выбранные из возможных вариантов. 

Методы управления тесно связаны с принципами управления. Принципы управления - это основополагающие, фундаментальные правила, которые должны соблюдаться при осуществлении управления, обеспечивать достижение заданных целей. Необходимо отметить, что хотя между комплектностью и системностью есть много общего, эти понятия нельзя полностью отождествлять. Системность - это, прежде всего, взаимосвязь частей, составляющих единое целое. Комплексность же предполагает учет всех аспектов явления, полноту их охвата. «Комплексный подход позволяет учесть всю совокупность факторов, воздействующих на течение общественных процессов, определить место и значение каждого из них в общественной системе, выделить основные задачи, решив которые возможно успешно разрешить все многообразие управленческих задач» .

Методы выступают в качестве способов реализации принципов. Они носят более альтернативный характер, возможен их выбор, замена одного другим. Методы управления также существуют объективно, их нельзя произвольно придумать, изобрести, они вытекают из принципов управления, обусловлены ими. Однако они в отличие от принципов более вариативны. Задача руководителя как раз и состоит в том, чтобы с учетом конкретных условий и специфики управляемых объектов выбрать оптимальный путь, обеспечивающий наиболее полную реализацию принципов управления.

 

 

 

 

 

 

    1. Классификация методов управления

 

Методы управления классифицируются по различным признакам:

  • по масштабам применения — общие, распространяющиеся на всю деятельность компании, и частные, применяемые к отдельным составным частям этой компании или, наоборот, к внешней среде (потребители, посредники и др.);
  • по отраслям и сферам применения — в федеральном управлении, торговле, промышленности, образовании и др.;
  • по роли на различных этапах жизнедеятельности организации — методы вывода из кризиса, стабилизирующие, развивающие и др.;
  • по степени опосредованности воздействия — прямые и косвенные;
  • по уровню обобщения управленческих знаний — методы теории и практики управления;
  • по управленческим функциям — методы прогнозирования, планирования, организации, координации, мотивации, контроля и т. п.;
  • по конкретным объектам управления и характеру поставленной производственной задачи и др.

В отношении критерия управления объектами и задачами, существует целый спектр методов управления. Разработаны методы финансового, антикризисного, инновационного менеджмента, методы управления рисками, производством, сбытом, коммуникациями, качеством, персоналом, проектами, малыми и крупными предприятиями и т. д., а также методы управления бизнес-процессами, взаимодействием бизнес-структур между собой и с клиентами и другие.

Традиционная общепризнанная классификация группирует методы управления по характеру воздействия: экономические, организационные (организационно-распорядительные) и социально-психологические.

Спецификой экономических методов является воздействие на материальные интересы людей, ориентация на выполнение определенных показателей ими заданий и на вознаграждение за их выполнение.

Организационные методы базируются на властных и правовых мотивациях и обеспечивают повышение эффективности работы фирмы за счет лучшей организации деятельности работников и подразделений.

Социально-психологические методы - Совокупность приемов, используемых в науках, изучающих деятельность человека и межличностные отношения.

Такое группирование достаточно условно, так как эти методы имеют очень много схожего и взаимно проникают друг в друга. В то же время они имеют определенные различия в способах воздействия на объекты управления, что и позволяет рассматривать каждый из них в отдельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность и структура организационных методов управления

 

Любой экономический механизм требует организаторской, распорядительной деятельности, координации усилий работников отдельных подразделений, отдельных функций, отдельных элементов управляемой системы. Задача организационно-распорядительной или организационно-административной деятельности состоит в координации действий подчиненных. Организационно-административное воздействие обеспечивает четкость, дисциплинированность и порядок работы в коллективе. Организационные методы решают те же задачи, что и экономические, но отличаются формами и приемами воздействия. Различие в том, что экономические методы разрешают руководителям выбирать различные формы и приемы воздействия для решения определенной задачи, организационно-распорядительные же методы предполагают однозначное воздействие, продиктованное приказом или распоряжением.

Первая концепция организационных методов была разработана в 20-х годах видным деятелем научной организации труда П.М. Керженцевым. Для нее характерны следующие особенности: учет опыта использования организационных методов в военной, государственной, партийной сферах и в зарубежной практике; эти методы применяют в своей деятельности руководители разных уровней и сфер трудовой занятости; они представляют такую совокупность мер, способов и приемов, с помощью которых создается, направляется и разрушается организация (в последнем случае — с помощью методов дезорганизации). В состав организационных методов он включал:

  • организационный план (организационное планирование);
  • инструктирование;
  • формы инструктирования: директива (лозунг); постановление (декрет), инструкция, приказ;
  • распределение сил;
  • организация заново и реорганизация;
  • ориентация;
  • переговоры;
  • методы дезорганизации;
  • организационные приемы.

В настоящее время организационные методы предусматривают разработку организационных решений, определение необходимых ресурсов, сроков исполнения, ответственных лиц и предполагают контроль исполнения, за которым следуют новые организационно-распорядительные действия. Они в основном опираются на власть руководителя, его права, присущую организации дисциплину. Руководитель или менеджер в этом случае является администратором. Не следует путать организационно-административные методы с волевыми и субъективными методами руководства, т.е. с администрированием.

Организационно-распорядительные методы отличает четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний, невыполнение которых рассматривается как прямое нарушение дисциплины и влечет за собой определенные взыскания. Директивные команды обязательны для выполнения, причем в установленные сроки, даже если это невыгодно исполнителю. Эти методы – методы принуждения.

В общем виде система организационно-распорядительных методов может быть представлена как совокупность двух равнозначных элементов:

1. Воздействие на структуру  управления (регламентация деятельности  и нормирование в системе управления)

2. Воздействие на процесс  управления (подготовка, принятие, организация выполнения и контроль за управленческими решениями).

Организационное воздействие на структуру управления осуществляется в большинстве случаев путем организационного регламентирования, нормирования, организационно-методического инструктирования.

Организационное регламентирование определяет то, чем должен заниматься руководитель и представлено положениями о структурных подразделениях, устанавливающими задачи, функции, права, обязанности и ответственность подразделений и служб предприятия и их руководителей. На основе положений составляется штатное расписание данного подразделения, организуется его повседневная деятельность. Применение положений позволяет оценивать результаты деятельности структурного подразделения, принимать решения о моральном и материальном стимулирование его работников. На промышленных предприятиях действуют различные положения об отделах и службах (технических, производственных, экономических и т.д.), например «Положение об отделе главного конструктора», «Положение об отделе главного технолога», «Положение о цехе», «Положение о совете производственной бригады» и др.

Информация о работе Организационные методы управления