Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 20:31, реферат
На отношения, складывающиеся между субъектами организации, влияют многочисленные факторы внешней среды и специфические факторы самой организации. Социально-трудовые отношения — это объективно существующие взаимозависимость и взаимодействие субъектов этих отношений в процессе труда, нацеленные на регулирование качества трудовой жизни. ормальные организационные отношения по поводу разделения труда, прав, ответственности закрепляются также в таких документах, как «Трудовой распорядок», «Положение о подразделении», а на уровне работник—работодатель — в «Трудовом договоре».
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА
На отношения, складывающиеся между
субъектами организации, влияют многочисленные
факторы внешней среды и
Социально-трудовые отношения — это объективно существующие взаимозависимость и взаимодействие субъектов этих отношений в процессе труда, нацеленные на регулирование качества трудовой жизни.
В системе социально-трудовых отношений выделяются следующие структурные составляющие:
• субъекты (индивиды, группы, организации, государство) и уровни социально-трудовых отношений (в зависимости от особенностей субъектов и свойств социально экономического пространства их действия);
• предметы социально-трудовых отношений и их структура.
В зависимости от жизненного цикла человека и его задач
предметом его отношений с организацией могут быть трудовое самоопределение, профориентация, найм, развитие, профподготовка, оценка труда, вознаграждение, увольнение и т. п. На уровне отношений групп типа работодатель - работники — кадровая политика, аттестация, контроль деятельности, оценка эффективности труда, организация труда,
трудовые конфликты, мотивация
к труду и т. п. Все многообразие
социально-экономических
• принципы и типы социально-трудовых отношений. Базисную роль в формировании типов социально-трудовых отношений играют принципы равенства или неравенства прав и возможностей субъектов социально-трудовых отношений. Принцип солидарности предполагает совместную ответственность людей, основанную на личной ответственности и согласии, единодушии и общности интересов. Принцип партнерства реализуется в форме двупартизма или трипартизма. Солидарность, партнерство предполагает демократический тип социально-трудовых отношений, индустриальную демократию. Патерналистический тип отношений возникает при жесткой регламентации социально-трудовых отношений со стороны организации при одновременной заботе о благополучии работников. В отсутствие заботы о работниках возникает крайняя организационная форма такого типа — бюрократия.
Конфликт как тип социально-
Отношения между работодателем и представляющей его интересы администрацией, с одной стороны, и трудовым коллективом и представляющим его интересы профсоюзом или советом, с другой, выявляются и во многом устанавливаются и процессе переговоров по поводу заключения коллективного договора. Переговоры на уровне корпорации более вероятны и успешны в тех странах, где более развита демократия и профсоюзное движение. Обычно дискуссии ведутся вокруг оплаты и условий труда, но зачастую касаются и многих других аспектов: права сторон в области найма и увольнения, трудовые отношения с отдельными группами работников (женский труд, молодежный труд, труд ветеранов) и т. п.
Формальные организационные
В качестве критерия развитости социально-трудовых
отношений целесообразно
Термин индустриальная демократия используется для обозначения тех структур и институциональных механизмов, которые предоставляют работникам предприятий (или лицам, представляющим их интересы) возможность влиять на принятие решений, имеющих отношение к их работе. Индустриальная демократия, или, как обычно говорят в США, партисипация (соучастие) работников в управлении, может быть установлена прямо или косвенно (через представителей) посредством либо законодательных актов, либо системы контрактов, или же она может быть предоставлена работникам предприятия их работодателем. Модели организации участия работников в процессе принятия решений по своему происхождению могут быть разделены на две категории: основанные на юридической базе и основанные на проявлении доброй воли работодателя. Формы соучастия, основанные на юридической базе, определяются коллективным договором (представительство работников в совете директоров корпорации, рабочие советы или же представительство работников через их профсоюзы). Формы соучастия работников в процессе принятия решений, устанавливаемые в некотором смысле работодателем, как правило, не определяют точно и подробно права работников по вовлеченности в процесс принятия решений.
Классификация основных типов индустриальной демократии включает:
• самоуправление работников (старая Югославия);
• производственные кооперативы (Испания, г. Мандрагон);
• введение сотрудников в совет директоров (Германия);
• рабочие советы и подобные им институты (Германия и Нидерланды);
• инициативы профсоюзов (Англия);
• программы самоуправления внутри цеха (Швеция, США).
Экономическая демократия. Двумя основными
формами собственности
Производственные кооперативы
представляют собой ин¬дустриальные
фирмы, которые находятся в
ESOP характерны главным образом для США, где планы получения прибыли, учитывающие распределение акций компании среди ее работников, получили весьма широкое распространение. Логика, являющаяся основой для создания ESOP, заключается в том, что подобные планы распределения прибыли (иначе говоря, планы, подразумевающие стимулирование работников предприятия) обеспечивают работникам компании финансовую (либо психологическую) заинтересованность в росте как собственности, так и самой компании. Как и в случае с производственными кооперативами, некоторые ЕSOP появились на свет благодаря философским представлениям собственников предприятий, разделявших убеждения в необходимости соучастия работников и причастности их к процессу распределения собственности предприятий.
Изменение социального контракта. Раньше социальный контракт между работником и работодателем предусматривал, что сотрудник будет использовать свои способности, навыки, знания и профессиональное мастерство, проявлять лояльность. В обмен на это сотрудник ожидал, что работодатель будет платить ему зарплату, предоставлять льготы, работу, продвигать и обучать в течение всей трудовой жизни. Однако серьезные изменения окружающей среды уничтожили старый социальный контракт. Многие организации уменьшились в размерах и значительно сократили свой персонал. Оставшиеся сотрудники питают мало надежд относительно стабильности. В быстро развивающихся компаниях специалисты приглашаются на время реализации определенного проекта. Проекты постоянно меняются, так же как и индивидуальные задания. После завершения проекта сотруднику поручают работу в новом проекте и так далее. Каждый проект требует новых участников, руководителей и нового графика работы. Сотрудники могут работать в виртуальной среде, так что они редко встречаются друг с другом лицом к лицу. Часто компания даже не предоставляет участникам проекта отдельного рабочего места. Карьера имеет теперь не вертикальную — иерархическую, — а горизонтальную направленность. Сотрудники добиваются успеха только в том случае, если дела у организации идут хорошо, в противном случае они рискуют просто потерять работу. В частности, в обучающихся организациях от каждого сотрудника ожидают, что он будет самомотивированным работником, который умеет превосходно налаживать межличностные контакты и постоянно приобретать новые навыки.
Ниже в табл. 4 указаны некоторые характеристики нового социального контракта.
Однако многие работники не готовы к сотрудничеству на более высоком уровне и к расширению круга своей ответственности. Отсутствие стабильности вызывает стрессы, и работодателю значительно сложнее, чем раньше, добиться лояльности и энтузиазма персонала. Кроме того, как показывают исследования, большинство работников понимают, что вносят существенный вклад в успех своей компании, но при этом они убеждены, что их самоотверженный труд недооценивается. Некоторые организации не могут удержать у себя хороших специалистов, поскольку доверие между работником и работодателем оказалось подорвано. Чтобы решить эти проблемы, отделы по работе с персоналом должны помогать компаниям создавать условия для разного вида обучения и возможности для карьерного развития сотрудников, разрабатывать и внедрять системы компенсаций, вознаграждений и стимулирования.
Таблица 4. Характеристики нового и старого социального контракта
Субъект
Новый контракт
Старый контракт
Работник
Способность самостоятельно находить работу, личная ответственность. Партнер в развитии бизнеса. Обучающийся
Стабильность работы. Придаток машины. Знающий
Работодатель
Непрерывное обучение персонала, горизонтальное развитие карьеры, стимулирующие компенсации. Возможности творческого развития. Творческие задания. Широкий обмен информацией, доступность ресурсов
Традиционный компенсационный пакет. Стандартные программы обучения. Однообразная работа. Ограниченный доступ к информации
Информация о работе Организационные отношения в системе менеджмента