Организация и информационное обеспечение анализа хозяйственной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 22:46, контрольная работа

Описание работы

Результативность АХД во многом зависит от правильной его организации, которая должна соответствовать ряду требований. Она должна носить научный характер, строиться на плановой основе, основываться на новейших методиках, обеспечивать действенность и эффективность аналитического процесса.
Аналитическая работа входит в служебные обязанности каждого руководителя, каждого менеджера, принимающего управленческие решения. Отсюда важным принципом ее организации является четкое распределение обязанностей по проведению анализа между отдельными исполнителями.

Содержание работы

1. Основные правила организации АХД…………………………... …..2
2. Организационные формы и исполнители АХД предприятия…...….3
3. Планирование аналитической работы…………………………...…...7
4. Информационное и методическое обеспечение анализа…….…...…8
5. Документальное оформление результатов анализа……………..….14
6. АРМ специалиста……………………………………………………..17
7. Список литературы……………………………………………......….21

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

                                            Содержание

  1. Основные правила организации АХД…………………………... …..2

  1. Организационные формы и исполнители АХД предприятия…...….3

  1. Планирование аналитической работы…………………………...…...7

  1. Информационное и методическое обеспечение анализа…….…...…8

  1. Документальное оформление результатов анализа……………..….14

  1. АРМ специалиста……………………………………………………..17

  1. Список литературы……………………………………………......….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ И  ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АНАЛИЗА  ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                     1. Основные правила организации АХД

     Результативность АХД во многом зависит от правильной его организации, которая должна соответствовать ряду требований. Она должна носить научный характер, строиться на плановой основе, основываться на новейших методиках, обеспечивать действенность и эффективность аналитического процесса. 
     Аналитическая работа входит в служебные обязанности каждого руководителя, каждого менеджера, принимающего управленческие решения.    Отсюда важным принципом ее организации является четкое распределение обязанностей по проведению анализа между отдельными исполнителями. От того, насколько рационально распределены обязанности, зависит, с одной стороны, полнота анализа, а с другой — предупреждается дублирование одной и той же работы различными службами, более эффективно используется служебное время различных специалистов. 
     Одним из принципов организации анализа на предприятиях является обеспечение экономичности и эффективности аналитического процесса, то есть выполнение наиболее полного и всестороннего исследования при минимуме затрат на его проведение. С этой целью при его проведении должны широко использоваться новейшие методики анализа, компьютерные технологии обработки информации, рациональные методы сбора и хранения данных. 
     Одно из требований, которое надо учитывать при организации аналитической работы, — ориентация на запросы конкретных пользователей анализа. Это дает возможность, с одной стороны, наиболее полно удовлетворять информационные запросы различных субъектов анализа, а с другой — минимизировать расходы на проведение анализа. 
     Важным принципом в организации аналитической работы на предприятии является ее регламентация и унификация. Регламентация предусматривает разработку для каждого исполнителя обязательного минимума таблиц и выходных форм анализа. Унификация (стандартизация) анализа предполагает создание типовых методик и инструкций, выходных форм и таблиц, стандартных программ, единых критериев оценки, что обеспечивает сопоставимость, сводимость результатов анализа на более высоком уровне управления, повышает объективность оценки деятельности внутрихозяйственных подразделений, уменьшает затраты времени на анализ и в итоге способствует повышению его эффективности.

 

     Аналитическая работа на предприятии подразделяется на следующие организационные:

  1. определение субъектов и объектов АХД, выбор организационных форм их исследования и распределение обязанностей между отдельными службами и подразделениями;
  2. планирование аналитической работы;
  3. информационное и методическое обеспечение АХД;
  4. оформление результатов анализа;
  5. контроль за внедрением в производство предложений, сделанных по результатам анализа.

 

 

      2. Организационные формы и исполнители АХД предприятия

 

     Организационные формы АХД на предприятиях определяются составом аппарата и техническим уровнем управления. На крупных промышленных предприятиях деятельностью всех экономических служб управляет главный экономист, который является заместителем директора по экономическим вопросам. Он организует всю экономическую работу на предприятии, в том числе и по АХД. В непосредственном его подчинении находятся лаборатория экономики и организации производства, планово-экономический отдел, отделы труда и заработной платы, бухгалтерского учета, финансовый отдел и так далее. В отдельное структурное подразделение могут быть выделены отдел или группа экономического анализа. На средних и мелких предприятиях возглавляет аналитическую работу менеджер планового отдела или главный бухгалтер. 
     Экономический анализ входит в обязанности не только работников экономических служб, но и технических отделов (главного механика, энергетика, технолога, новой техники и другие). Им занимаются также цеховые службы, руководители бригад, участков и так далее. Это объясняется тем, что, какой бы квалификацией ни обладали работники экономических служб, только их силами не может быть глубоко и всесторонне сделан АХД предприятия. Только общими усилиями совместной работы экономистов, техников, технологов, руководителей разных производственных служб, обладающих разносторонними знаниями по изучаемому вопросу, можно комплексно исследовать поставленную проблему и найти наиболее оптимальный вариант ее решения. 
     Примерная схема распределения функций АХД может быть представлена следующим образом. Планово-экономический отдел осуществляет составление плана аналитической работы и контроль за его выполнением, методическое обеспечение анализа, организует и обобщает результаты анализа хозяйственной деятельности предприятия и его структурных подразделений, исследует наиболее стратегические, перспективные вопросы развития предприятия, составляет план оргтехмероприятий и контролирует его выполнение, разрабатывает и корректирует перспективные и текущие планы по итогам анализа. Управленческая бухгалтерия планирует, учитывает и анализирует затраты на производство продукции, ее себестоимость, финансовые результаты и т.д. 
Финансовая бухгалтерия (финансовый отдел) анализирует процесс формирования, размещения и эффективность использования капитала предприятия, денежные потоки, налоги, инвестиции, процесс формирования прибыли и ее использование, финансовое состояние предприятия, его платежеспособность. 
     Отдел труда и заработной платы анализирует состояние организации труда, выполнение плана мероприятий по повышению ее уровня, обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами по категориям и профессиям, уровень производительности труда, использование фонда рабочего времени, расходование фонда зарплаты. Отдел маркетинга изучает рынки сырья и рынки сбыта продукции, положение товаров на рынках сбыта, конкурентоспособность продукции и пути ее повышения, разрабатывает ценовую и структурную политику предприятия и другие вопросы, связанные с внешней средой функционирования предприятия.

     Производственный отдел анализирует выполнение плана выпуска продукции по объему и ассортименту, ритмичность производства, повышение качества продукции, внедрение новой техники и технологий, комплексной механизации и автоматизации производства, работу оборудования, расходование материальных ресурсов, длительность технологического цикла, комплектность выпуска продукции, общий технический и организационный уровень производства. 
     Отдел главного механика и энергетика изучает состояние эксплуатации машин и оборудования, выполнение планов-графиков ремонта и модернизации оборудования, качество и себестоимость ремонтов, полноту использования оборудования и производственных мощностей, рациональность потребления энергоресурсов. 
      Отдел технического контроля анализирует качество сырья и готовой продукции, брак и потери от брака, рекламации покупателей, мероприятия по сокращению брака, повышению качества продукции, соблюдению технологической дисциплины. 
     Отдел снабжения контролирует своевременность и качество материально-технического обеспечения производства, выполнение плана поставок по объему, номенклатуре, срокам, качеству, состояние и сохранность складских запасов, соблюдение норм отпуска материалов, транспортно-заготовительные расходы и другие.

     Отдел сбыта контролирует выполнение договорных обязательств и планов поставки продукции потребителям по объему, качеству, срокам, номенклатуре, состояние складских запасов и сохранность готовой продукции.

     Большая роль в проведении АХД отводится трудовым коллективам. Им даны достаточно широкие полномочия в планировании социального и экономического развития, обеспечении контроля за рациональным использованием материальных ресурсов, укреплении трудовой дисциплины, внедрении достижений науки и техники, улучшении условий и охраны труда и так далее.

     Совместная работа по проведению АХД позволяет обеспечить его комплексность и, главное, более квалифицированно, глубже изучить хозяйственную деятельность, ее результаты, полнее выявить неиспользованные резервы.

     Анализ деятельности предприятия проводится также специалистами вышестоящих органов управления, которые могут изучать отдельные вопросы или проводить комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия. По результатам этого анализа они могут в некоторой степени изменять экономические условия деятельности предприятия. 
     Вневедомственный АХД выполняется статистическими, финансовыми органами, налоговыми инспекциями, аудиторскими фирмами, банками, инвесторами, научно-исследовательскими институтами и так далее.   Статистические органы обобщают и анализируют статистическую отчетность и представляют результаты в соответствующие министерства и ведомства для практического использования. Налоговые инспекции анализируют выполнение предприятиями планов по прибыли, отчислению налогов в государственный бюджет, ведут контроль за рациональным использованием материальных и финансовых ресурсов. Банки, кредиторы и инвесторы изучают финансовое положение предприятия, его платежеспособность, кредитоспособность, эффективность использования кредитов, инвестиций и так далее.

     Для проведения разовых аналитических исследований, связанных с решением крупных стратегических проблем, предприятия могут пользоваться также услугами специалистов аудиторских и консалтинговых фирм, деятельность которых направлена на то, чтобы помочь клиенту разобраться в существующих и потенциальных проблемах бизнеса. 
     Использование всех форм внутрихозяйственного, ведомственного и вневедомственного анализа создает возможности для всестороннего изучения хозяйственной деятельности предприятия и наиболее полного поиска резервов повышения эффективности производства.

 

 

                      3. Планирование аналитической работы

 
     Важное условие, от которого зависит действенность и эффективность АХД, — планомерность его проведения. На каждом предприятии работа по проведению анализа должна планироваться. Могут составляться следующие планы:

1) комплексный  план аналитической работы предприятия;

2) тематические  планы.

     Комплексный план аналитической работы обычно составляется на один год. В нем прежде всего намечается перечень объектов анализа, подлежащих изучению, определяются цели анализа. Затем разрабатывается система показателей, анализ которых обеспечивает достижение поставленной цели. 
     В плане в обязательном порядке предусматривается периодичность проведения анализа по каждому объекту (раз в год, поквартально, ежемесячно, подекадно, ежедневно), сроки выполнения аналитической работы (например, к 3-му числу следующего месяца). 
     В плане необходимо указать состав исполнителей анализа по каждому вопросу и распределение обязанностей между ними. Следует также предусмотреть источники информационного и методического обеспечения анализа по каждому изучаемому вопросу (номер инструкции или компьютерной программы). В плане указываются также внешние и внутренние пользователи анализа.

     Тематические планы проведения анализа по глобальным проблемам, которые требуют углубленного изучения, содержат объекты, субъекты, этапы, сроки проведения анализа, его исполнителей, формы отчетности и др. 
     Контроль за выполнением планов анализа осуществляет заместитель руководителя предприятия по экономическим вопросам или лицо, на которое возложены обязанности по управлению анализом в целом.

 

 

      4. Информационное и методическое обеспечение анализа

 
     Результативность АХД в значительной степени зависит от его информационного и методического обеспечения. Все источники данных для АХД делятся на нормативно-плановые, учетные и внеучетные. 
     К источникам информации нормативно-планового характера относятся все типы планов, которые разрабатываются на предприятии (перспективные, текущие, оперативные, технологические карты), а также нормативные материалы, сметы, ценники, проектные задания и другие. 
     Источники информации учетного характера — это все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также все виды отчетности, первичная учетная документация. 
     Ведущая роль в информационном обеспечении анализа принадлежит бухгалтерскому учету и отчетности, где наиболее полно отражаются хозяйственные явления, процессы, их результаты. Своевременный и полный анализ данных, которые содержатся в первичных и сводных учетных регистрах и отчетности, обеспечивает принятие необходимых корректирующих мер, направленных на достижение лучших результатов хозяйствования. 
     Данные статистического учета и отчетности предприятия используются для углубленного изучения тенденций основных показателей и факторов, формирующих их уровень. Изучение данных макроэкономической статистики в целом по отрасли или народному хозяйству необходимо для оценки внешних условий функционирования предприятия и степени хозяйственных и финансовых рисков.

     Оперативный учет и отчетность способствуют более своевременному по сравнению со статистикой или бухгалтерским учетом обеспечению анализа необходимыми данными (например, о производстве и отгрузке продукции, о состоянии производственных запасов) и тем самым создают условия для повышения эффективности аналитических исследований. 
     Учетным документом, согласно нашей классификации, является и экономический паспорт предприятия, где накапливаются данные о результатах хозяйственной деятельности за несколько лет. Значительная детализация показателей, которые содержатся в паспорте, позволяет провести многочисленные исследования динамики, выявить тенденции и закономерности развития экономики предприятия.

     С расширением компьютерной техники появились новые машинные источники информации. К ним относятся данные, которые содержатся в оперативной памяти ПЭВМ, на гибких дисках, а также выдаются в виде разнообразных машинограмм.

 

Внеучетные  источники информации — это документы, регулирующие хозяйственную деятельность, а также данные, характеризующие  изменение внешней среды функционирования предприятия:

  1. официальные документы, которыми обязано пользоваться предприятие в своей деятельности: законы государства, указы президента, постановления правительства, приказы вышестоящих органов управления, акты ревизий и проверок, приказы и распоряжения руководителей предприятия, решения совета директоров, собраний акционеров и так далее.
  2. хозяйственно-правовые документы: договоры, соглашения, решения арбитража и судебных органов, рекламации.
  3. научно-техническая информация (публикации, отчеты по результатам научно-исследовательской работы и другие).
  4. Техническая и технологическая документация.
  5. материалы специальных обследований состояния производства на отдельных рабочих местах — хронометраж, фотография и т.п.
  6. информация об основных контрагентах предприятия — поставщиках и покупателях. Данные о поставщиках необходимы для прогнозирования их надежности и ценовой политики. Сведения о покупателях требуются для характеристики их текущей и долгосрочной платежеспособности.
  7. данные об основных конкурентах, полученные из разных источников информации — Интернета, радио, телевидения, газет, журналов, информационных бюллетеней и другие.
  8. данные о состоянии рынка материальных ресурсов (объемы рынков, уровень и динамика цен на отдельные виды ресурсов).
  9. сведения о состоянии рынка капитала (ставки рефинансирования, официальные курсы иностранных валют, ставки коммерческих банков по кредитам и депозитам и другие).
  10. данные о состоянии фондового рынка (цены спроса и предложения по основным видам ценных бумаг, объемы и цены сделок по основным видам фондовых инструментов, сводный индекс динамики цен на фондовом рынке).
  11. данные Госкомстата об изменениях макроэкономической ситуации в стране и другие.

Информация о работе Организация и информационное обеспечение анализа хозяйственной деятельности