Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2015 в 08:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение современных основ организации и управления образовательным учреждением.
Объектом изучения является система управления образовательным учреждением.
Предметом - процесс организации и управления образовательным учреждением и его влияние на эффективность управления педагогическим коллективом.
Введение
Глава 1. Система управления образовательным учреждением
1.1 Понятие управления образовательным учреждением
1.2 Функции управления образовательным учреждением
1.3 Общие и специфические принципы управления образовательным учреждением
1.4 Организационная структура управления образовательным учреждением
Глава 2. Организация и руководство образовательным учреждением в современных условиях
2.1 Личностные качества и стиль управления современного руководителя
2.2 Кадровая политика образовательного учреждения на современном этапе
Заключение
Литература
Под управлением образовательным учреждением понимается систематическое, планомерное, сознательное и целенаправленное взаимодействие субъектов управления различного уровня в целях обеспечения эффективной деятельности образовательного учреждения.
Система управления образовательным учреждением - это совокупность скоординированных, взаимосвязанных между собой мероприятий, направленных на достижение значимой цели организации. К таким мероприятиям относятся управленческие функции, реализация принципов и применение эффективных методов управления.
Среди функций управления образовательным учреждением основными являются анализ, целеполагание и планирование, организацию, руководство, контроль и регулирование. Данные функции имеют специфическую для образовательного учреждения направленность и являются особыми, относительно самостоятельными видами деятельности, последовательно взаимосвязанными друг с другом этапами, полный состав которых образует единый управленческий цикл.
В практике работы образовательных учреждений учитываются как общие, так и специфические принципы управления. К специфическим принципам относятся: сочетание интересов детского и взрослого коллективов, педагогическая направленность управленческой деятельности в школе, принцип нормативности, принцип объективности, единство педагогических позиций, сочетание государственных и общественных начал.
К наиболее известным методам управления образовательным учреждениям на современном этапе относятся методы принятия управленческих решений (метод “мозгового штурма", дискуссия, “деловая игра", регламентный метод и др.) и методы их выполнения (методы коллективной и индивидуальной мотивации, административные методы и др.)
Существует несколько видов организационных структур управления образовательным учреждением: линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизиональная, проектная и матричная. Наиболее часто встречающаяся в современной практике организационная структура образовательного учреждения - линейно-функциональная структура.
Вертикальная структура управления образовательным учреждением представлена четырьмя уровнями: директор - заместители - педагоги - учащиеся. Каждый нижестоящий уровень субъекта управления является одновременно и объектом управления по отношению к вышестоящему уровню.
Важным элементом эффективной системы управления образовательным учреждением является стиль управления. Стиль управления - это определенная система предпочитаемых руководителем способов, методов и форм управленческой деятельности. Стиль руководства оказывает большое влияние на деятельность подчиненных, и эффективность работы организации. Сегодня наиболее значимым для руководителя образовательным учреждением определяется рефлексивный стиль управления, предполагающий введение таких ценностей в обиход управленца, как соуправление процессом обучения, совместное целеполагание, проектирование, преобразование содержания знаний, стимулирование научно-исследовательской деятельности учителей и т.п.
Важным показателем эффективного управления образовательным учреждением является стабильность педагогического и ученического коллектива. Поэтому сегодня руководитель образовательного учреждения должен находить пути решения кадровой проблемы оперируя средствами из директорского фонда, создавая собственную систему корпоративных стимулов, льгот, стратегий успеха, заботиться о морально-психологических и валеологических факторах стабильности коллектива.
Таким образом, понятие управления, еще десяток лет назад трактуемое только как командование, сегодня кардинально меняется: это регулирование информационных потоков и коммуникативных процессов, а не трансляция приказов сверху вниз. Это делегирование полномочий и совместное решение ключевых вопросов; ставка на компетентность и моральный авторитет. Приходя в образовательное учреждение, новый руководитель, менеджер должен решить множество проблем, таких как:
проблема управленческой политики в условиях реальной конкуренции образовательных учреждений;
проблема перехода к открытой и мобильной образовательной системе;
проблема привлечения и удержания квалифицированных кадров;
проблема изыскания дополнительных средств и ресурсов модернизации;
проблема создания условий, обеспечивающих адекватное времени качество образования;
проблема информационного обеспечения и обмена и др.
В ближайшее время руководителям образовательных учреждений, а так же всей системе образования России придется существенным образом поработать над разрешением данных проблем.
Литература
Бабетов А., Калужская М. Коммуникативная среда школы: опыт организации: Сборник методических материалов к образовательной программе повышения квалификации "Управление школой на основе коммуникативных технологий". - Екатеринбург: КОРИФЕЙ, 2003.
Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Психология управления. - Харьков, 1998.
Бодалев А.А. О качествах личности, нужных для успешного общения // Личность и общение: Избр. труды. - М., 1983.
Велков И.Г. Личность руководителя и стиль управления. - М., 1993.
Евдокимова М.В. Понятие управления и педагогического менеджмента. Великий Новгород, 2003.
Журавлев А.Л. Социально-психологические проблемы управления // Прикладные проблемы социальной психологии. - М., 1983.
Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. М.: Центр "Педагогический поиск", 2000,.
Кульневич В.Н. Критерии оценки управления качеством процесса образования. Управление качеством образования в муниципальном образовательном пространстве. Доклад на областной августовской конференции. - Ростов н/Д, 2001.
Ладанов И.Д. Практический менеджмент. М., 1992.
Михеев В.И. Социально-психологические аспекты управления. - М., 1975.
Моисеев А.М. Функции управления школой.
http://www.direktor.ru/
Педагогика / В.А. Сластенин, И. Ф, Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-пресс, 2000.
Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1998.
Пикельная В.С. Теоретические основы управления. - М., 1990.
Поташник М., Моисеев А. Управление современной школой // Директор школы. - 1997. - №6.
Радугин А.А., Радугин К.А. Введение в менеджмент. Социальные организации и управление. - Воронеж, 1995.
Розанова В. А, Психология управления. - М., 2000.
Руководство педагогическим коллективом: модели и методы/ Под. ред. Лазарева В.С. - М., 1995.
Свеницкий А.Л. Социальная психология управления. - Л., 1986.
Секреты умелого руководителя /Составитель И.В. Липсиц. - М., 1991.
Тейлор Ф.У. Менеджмент /Пер. с англ. М.: Конролинг, 1992.
Тутушкина М.К. Практическая психология для менеджеров. - М., 1996.
Управление персоналом организации / Под. ред. А.Я. Кибанова. М., 1997.
Файоль А. Общее и промышленное управление/Пер. с франц. - М.: ЦИТ, 1923.
Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. основы управленческой деятельности: управление персоналом, управленческая деятельность, управление на предприятии. М.,: Высшая школа, 1999.
Информация о работе Организация и руководство образовательным учреждением в современных условиях