Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 12:17, курсовая работа
Цель работы - изучение организации как открытой системы управления.
В работе поставлены следующие задачи:
1. Дать понятие организации и рассмотреть ее характерные черты.
2. Рассмотреть модели организации.
3. Рассмотреть открытые и закрытые организации.
4. Изучить особенности управления организацией.
Введение……………………………………………………………………3
1. Сущность организации………………………………………………..5
1.1 Понятие организации……………………………………………...…..5
1.2. Принципы организации…………………………………………...…..9
1.3. Системный подход и процесс организации………………...………14
2. Модели организации………………………………………..……….20
2.1 Бюрократическая модель……………………………………………..20
2. 2Неоклассическая модель…………………………………....………...21
2.3 Профессиональная модель……………………………...…………....23
2.4. Модель принятия решений…………………...……………………...24
3. Открытые и закрытые системы……………..…………………....27
3.1 Понятие открытой и закрытой системы…………...……………….27
3.2. Значение открытости организации…………….…………………..31
4. Особенности управления организацией…….……………………38
Заключение…………………………………………………...……..…...49
Список использованных источников и литературы………...…......
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Сущность организации……………………………………………….
1.1 Понятие организации……………………………………………..
1.2. Принципы организации…………………………
1.3. Системный подход и
процесс организации………………...……
2. Модели организации………………………………………..……
2.1 Бюрократическая модель……………………………………………..20
2. 2Неоклассическая модель…………………………………....………...
2.3 Профессиональная модель……………………………...…………....23
2.4. Модель принятия решений…………………
3. Открытые и закрытые системы……………..…………………....27
3.1 Понятие открытой и закрытой системы…………...……………….27
3.2. Значение открытости организации…………….…………………..31
4. Особенности управления организацией…….……………………38
Заключение………………………………………………….
Список использованных источников и литературы………...…......50
Введение
В последние
десятилетия изучение
Косвенным путем
вклад в теорию организации
внесли специалисты,
Поскольку слова организация и система имеют сходное значение, важно понимать, что обозначается термином "организация". Так, система- (гр. -целое, составленное из частей, объединение) чаще всего определяется как -совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует некоторую целостность, единство.
Выделяют системы
материальные и абстрактные,
Цель работы - изучение организации как открытой системы управления.
В работе поставлены следующие задачи:
1. Дать понятие организации и рассмотреть ее характерные черты.
2. Рассмотреть модели организации.
3. Рассмотреть открытые и закрытые организации.
4. Изучить особенности управления организацией.
1.1 Понятие организации
Организация-(ла1 .-organizo-сообщаю стройный вид, устраиваю) -
1. внутренняя упорядоченность, взаимодействие, согласованность более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением;
2. совокупность процессов
или действий, ведущих к образованию
и совершенствованию
3. Объединение людей, совместно
реализующих некоторую
В общем смысле
под организацией (социальной организацией)
имеют в виду способы
В узком смысле
под организацией понимают
Одна из трудностей
определения этого понятия
Однако все организации обладают некоторыми общими элементами. Организации - это 1) социальные системы, т.е. люди, объединенные в группы; 2) их деятельность интегрирована (люди работают вместе, сообща) и 3) их действия целенаправленны (люди имеют цель, намерение).
В этой теме мы рассмотрим в первую очередь более формализованные, крупные организации, которые можно определить так: "Организация- это система средств и методов, с помощью которых большое число занятых сложными задачами людей, настолько большое, что исключается возможность личных контактов каждого лица с каждым, связывает себя с каждым другим лицом в процессе сознательного, систематического установления и последующего достижения взаимно согласованных целей".
Это определение подчеркивает постоянную взаимосвязь между людьми, совместно работающими для достижения определенных целей. Но социальную организацию можно определить и так: "Социальная организация - это непрерывная система дифференцированных и координируемых видов человеческой деятельности, заключающейся в использовании, преобразовании и объединении специфической совокупности трудовых, материальных, финансовых, интеллектуальных и природных ресурсов в некоторое уникальное, решающее проблемы целое. Функция этого целого состоит в удовлетворении частных потребностей человека путем взаимодействия с другими системами, включающими разные виды человеческой деятельности и ресурсы в их конкретном окружении".
Очевидно сходство между определением социальной, т.е. человеческой, организации и открытой системы с нечетко выраженной структурой потому, что открытой называют систему, постоянно осуществляющую обмен веществом, энергией и информацией со средой. Поведение организации, в противоположность поведению личности, характеризуется большей четкостью, предсказуемостью и стабильностью. Только ориентируя личность на выполнение общих целей, организация способна достичь их.
Существуют две противоречащие друг другу точки зрения относительно природы организаций. Для одной из них характерен рациональный или целевой подход к анализу природы организации. Эта точка зрения высказана в традиционной литературе по методам управления, где организацию рассматривают как рациональное средство достижения определенных целей. Это механистическая точка зрения; каждый функциональный элемент организации интегрирован в ней так, чтобы наиболее эффективно достигались общие цели.
С другой стороны, существует подход к организации как к естественной системе; этот подход заостряет внимание на таких свойствах, процессах и механизмах адаптации организации, которые делают ее динамической, деятельной единицей. Эта точка зрения, в основном, ориентирована на открытую модель, которая подразумевает, что организация встречается с неопределенностью различной степени и должна развивать средства приспособления к изменяющейся среде.
Во многих современных работах по проблемам организации в качестве основы для анализа используется подход к организации как к естественной системе.
Человеческие организации имеют многообразные формы: всем известны предельно четкие военные организации, предпринимательские и политические организации, добровольные ассоциации, вроде спортивных федераций, и другие формы организации общественной деятельности. Одна из характерных особенностей современного общества состоит в увеличении размеров и сложности организации.
Во взаимоотношениях людей внутри организации существует иерархия (гр.- священная власть) -принцип структурной организации сложных многоуровневых систем, состоящий в упорядочении взаимодействий между уровнями в порядке от высшего к низшему.
Каждый из двух или более уровней выступает как управляющий по отношению ко всем нижележащим и как управляемый, подчиненный по отношению к вышележащим. В иерархически построенной системе каждый уровень специализируется на выполнении определенного круга функций, причем на более высоких уровнях иерархии преимущественно осуществляются функции согласования, интеграции. Иерархия в организации систем необходима в связи с тем, что управление в них связано с получением, переработкой и использованием больших массивов информации. На нижних уровнях используется конкретная, охватывающая лишь отдельные стороны функционирования системы, информация, а на более высокие уровни поступает обобщенная информация, характеризующая условия существования всей системы, и принимаются решения, относящиеся к системе в целом.
Относительно простым примером взаимоотношений внутри организации из знакомого нам окружения может служить университет. Прежде всего, существует организация или система, характеризующая университет в целом. Внутри него есть отдельные колледжи или факультеты. Имеется следующий уровень организации, который строится вокруг учебных групп и кафедр, т.е. соответствует преподаваемым дисциплинам. Помимо этих аспектов университетской жизни существуют и другие формы организации- землячества, профсоюзы или общества по интересам. Далее, на эти системы накладывается еще система обслуживания. Существует, наконец, большое разнообразие организационных взаимоотношений внутри университетской системы в рамках различных объединений выпускников или других групп по интересам. Рассматриваемый в целом университет представляет собой сложную систему подразделений, имеющих разнообразные цели, выполняющих множество функций и требующих постоянного руководства для оптимизации общих целей университета.
Аналогичные иерархические построения справедливы для большинства организованных систем, и каждую го них нельзя рассматривать как изолированную в себе сущность; они, вообще говоря, составляют только часть еще более крупных сложных систем.
1.2. Принципы организации.
Чтобы представить себе место теории организации в системе знаний, следует рассмотреть некоторые начальные концепции предпринимательской организации. Важнейшие концепции традиционной теории организации будут коротко рассмотрены дальше. В следующей теме мы обсудим те из них, которые развиваются неоклассической и профессиональной школами, теорией принятия решений и современной теорией организации.
Структура.
Для эффективного управления организацией необходимо, чтобы ее структура соответствовала целям и задачам деятельности предприятия и была приспособлена к ним. Организационная структура создает некоторый каркас, который является основой для формирования отдельных административных функций. Организационную структуру можно сравнить со скелетом живого организма - с основой конструкции, которая связывает воедино функционирующие отдельные части тела. Структура выявляет и устанавливает взаимоотношения сотрудников внутри организации. То есть, структура организации устанавливает некоторый общий набор предварительных положений и предпосылок, определяющих, какие члены организации несут ответственность за те или иные виды решений.
Структура организации определяет также структуру подцелей, которая служит критерием выбора при подготовке решений в различных частях организации. Она устанавливает ответственность подразделений организации за тщательное исследование отдельных элементов внешнего окружения и за передачу к соответствующим точкам информации о событиях, требующих особого внимания.
Иерархия.
С понятием структуры организации тесно связано понятие об иерархических взаимосвязях. Все большее количество организации имеют иерархическую природу. Почти каждая организация - церковь, университет или предприятие - состоит из подразделений, которые делятся на более мелкие организационные единицы, дробящиеся в свою очередь на еще более мелкие части. В классической теории организации понятию иерархической структуры соответствует так называемый принцип лестницы. Этот принцип предполагает деление власти и ответственности по вертикали иерархии и распределение обязанностей между подразделениями.
Иерархическая структура имеет важное значение для общей теории систем. Почти каждая система в природе и обществе имеет иерархическую структуру. Даже Вселенная состоит из множества сложных подсистем - Земля с ее собственной системой является подсистемой Галактики, которая, в свою очередь, является подсистемой в бесконечной последовательности других сверхсистем. Очень мелкие единицы иерархии, такие, как атом, являются комбинацией ряда подсистем, организованных в более крупную системную единицу. Иерархия представляет собой, по-видимому, общую закономерность природы.
Информация о работе Организация как открытая система управления