Организация как открытая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 20:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение организации как открытой системы управления.
В работе поставлены следующие задачи:
1. Дать понятие организации и рассмотреть ее характерные черты.
2. Рассмотреть основные элементы организации как системы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………….…………………………………………3
ГЛАВА I. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОТКРЫТАЯ СИСЕМА ………………….....5
1.1. Понятие организации и ее характерные черты ……….……………………5
1.2. Основные элементы организации как системы ……..……………………..7
1.3. Открытые и закрытые системы ……………………………………………..9
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИОННО ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ …………………...12
2.1. Основные виды организационно- правовых форм …………...…………..12
2.2. Правовые формы организаций в странах Западной Европы ….…………16
ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОТКРЫТАЯ СИСТЕМА НА ПРИМЕРЕ ФИЛИАЛА «СУРГУТГАЗТОРГ» ……..……………………………………….20
3.1. Филиал « СУРГУТГАЗТОРГ»: направление и специализация деятельности, юридический статус, структура управления ……….…………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……..…………………………28

Файлы: 1 файл

курсовая менедж..doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ …………………………….…………………………………………3

ГЛАВА I. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОТКРЫТАЯ СИСЕМА ………………….....5

1.1. Понятие организации и ее характерные черты ……….……………………5

1.2. Основные элементы организации как системы ……..……………………..7

1.3. Открытые и закрытые системы ……………………………………………..9

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИОННО ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ …………………...12

2.1. Основные виды организационно- правовых форм …………...…………..12

2.2. Правовые формы организаций в странах Западной Европы ….…………16

ГЛАВА III.  ОРГАНИЗАЦИЯ КАК   ОТКРЫТАЯ СИСТЕМА НА ПРИМЕРЕ ФИЛИАЛА «СУРГУТГАЗТОРГ» ……..……………………………………….20

3.1. Филиал « СУРГУТГАЗТОРГ»: направление и специализация деятельности, юридический статус, структура управления ……….…………20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………26

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……..…………………………28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность данной темы в том, что на сегодняшний день к пользованию системного подхода при принятии решений проявлялся все более широкий интерес со стороны специалистов по управлению и хозяйственных руководителей. Его все чаще называли новым типом управленческого мышления. И в настоящее время практически в любой научной работе по экономическим, управленческим проблемам содержатся ссылки на использование системного подхода. [2 ст. 84-86]

 Сущность системного подхода сводится к тому, что деятельность любой части системы оказывает некоторое влияние на деятельность всех других ее частей. Этот принцип есть следствие известного положения диалектики, требующего рассмотрения всех явлений в их причинной зависимости. Для оценки любого решения необходимо определить все существенные взаимосвязи и установить его влияние с учетом этих взаимосвязей на поведение всей системы, а не только ее части. Иначе говоря, при рассмотрении того или иного частного вопроса требуется оценить, как то или иное его решение может сказаться на системе в целом, разумеется, не усложняя исследование изучением второстепенных связей.

Цель работы – изучение организации как открытой системы управления.

В работе поставлены следующие задачи:

1. Дать понятие организации и рассмотреть ее характерные черты.

2. Рассмотреть основные элементы  организации как системы.

3. Рассмотреть организационно правовые - формы организаций.

4. Провести анализ системы управления  организацией на примере Филиал  «Сургутгазторг». 

Сплошь и рядом характерные  черты некоторой концепции легче  всего выделить не столько путем  ее подробного описания, сколько сопоставлением ее с другими концепциями.

 Принятие управленческих решений должно базироваться на все более полном и последовательном применении системного подхода. Это выражается в рассмотрении отдельных хозяйственных объектов любого уровня управления как особых систем, органически связанных и активно взаимодействующих с другими системами в рамках народно-хозяйственного комплекса, в выявлении роли каждой из них в общем процессе функционирования экономики.

Системный подход к организации  управления требует перехода от разрозненных, частных моделей экономики, изолированного рассмотрения экономических категорий  и отдельных частных вопросов к общей концепции, позволяющей видеть всю систему связей и отношений в экономике, весь комплекс параметров, определяющих наилучшие пути ее развития и способствующих выполнению намеченных планов. Такой же подход следует использовать при принятии решений на уровне отдельных организаций и предприятий. Те, «кто берется за частные вопросы без предварительного решения общих, тот неминуемо будет на каждом шагу бессознательно для себя «натыкаться» на эти общие вопросы». Системный подход прямо противоположен практике локального, временного решения проблем без учета последствий этих решений в будущем.

Таким образом, системный  подход основан на глубоких исследованиях  причинных связей и закономерностей  развития социально-экономических  процессов. Расширение применения системного подхода при принятии управленческих решений будет способствовать повышению эффективности функционирования экономической системы страны в целом и ее отдельных объектов.

ГЛАВА I. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОТКРЫТАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ

                      

                         1.1 Понятие организации и ее характерные черты

 

Первым крупным специалистом в  области системного подхода был Честер Бернар (1886-1961). Он считал, что организация - это "система сознательно скоординированных действий, в которой руководитель является самым важным стратегическим фактором", что руководитель может достигнуть превосходных результатов в своей работе, только выполнив три важных условия: обеспечив систему коммуникаций, предприняв усилия, необходимые для действия системы, сформулировав и определив цели системы.

Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Организация (организованность) является неотъемлемым свойством любой системы.

Таким образом, понятие  «организация» может трактоваться как:

- внутренняя упорядоченность и согласованность, взаимодействие           автономных частей целого, обусловленные его строением (как свойство любых систем);

- совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;

- объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур (СЭС) - как форма существования социально-экономических, производственно-хозяйственных систем.

Всеобъемлющий характер понятия «организация» отметил русский философ и экономист А.А. Богданов, который рассматривал теорию организации как всеобщую организационную науку. [4 стр. 34.]

Все социально-экономические  системы (предприятия, фирмы, концерны и т.д.) являются организациями.

Организация – это  группа людей (как минимум двое), деятельность которых сознательно  координируется для достижения общей  цели или нескольких целей. Это определение относится к формальным организациям, т.е. специально созданным, в которых управление осуществляет специально назначенный руководитель.

Организация - это пространственно-временная  структура производственных факторов и их взаимодействие с целью получения  максимальных качественных и количественных результатов в самое короткое время и при минимальных затратах факторов производства.

Организация обладает следующими общими признаками:

1. Определение ее характера  кадрами и менеджером; объединение  процессов, которые без этого  взаимодействуют нецеленаправленно или неэффективно.

2. Сохранение как предварительно запланированного порядка процесса, так и оперативного, зависящего от ситуации реагирования работника и менеджера. Незапланированные действия предполагают установление ответственности в менеджменте.

3. Определенная, зависящая от процесса гибкость, что обеспечивает функционирование системы в изменяющихся условиях.

4. Единство рабочих  процессов и процессов управления, как результата разумного разделения  труда.

Основными законами рациональной организации выступают: упорядочение задач в соответствии с важнейшими точками процесса; приведение управленческих задач в соответствии с принципами компетентности и ответственности (согласование компетентности и ответственности, согласование "поля решения" и доступной информации, способность компетентных функциональных единиц принять к решению новые задачи); обязательное распределение ответственности (не за сферу, а за "процесс"); короткие пути управления; баланс стабильности и гибкости; способность к целеориентированной самоорганизации и активности; желательность стабильности циклически повторяемых действий.

Таким образом, можно  сделать вывод, что Организация  – это единство состояния и  процесса, так как она обеспечивает стабильные организационные решения, но является сама лишь относительно стабильной вследствие постоянного развития внешней и внутренней сред фирмы.

          1.2. Основные элементы организации как системы

 

 Организация является основной функцией управления, суть которой – осуществление определенной структурированности, внутренней упорядоченности, согласованности взаимодействия относительно автономных частей в системном объекте. [5. стр. 146-148.]

Независимо от типа и  масштабов деятельности каждая организация (фирма) должна быть некоторым образом упорядочена (организована). Существует ряд общих принципов, которыми следует руководствоваться любой организации в процессе своей деятельности:

  1. определение и детализация целей;
  2. определение приемов, способов деятельности, способствующих достижению этих целей;
  3. поручение различных задач индивидуумам (разделение труда) и объединение их в управляемые рабочие группы;
  4. координация, согласование различных видов деятельности, порученных каждой группе;
  5. обеспечение единства целей;
  6. установление эффективного контроля.

В ходе изучения организаций в рамках системного подхода выяснилось, что социальная организация как система обладает рядом специфических свойств, которые отличают ее от других систем (биологических, технических и т.д.). Но системно-теоретические исследования организаций и процессов управления с позиций общей теории систем оказались неэффективными в силу отвлеченного характера общесистемных концепций.

Рассматривая организацию в целом с привлечением системного подхода, действительно можно сказать, что она, как и всякая система, представляет собой порядок, обусловленный планомерным, правильным расположением частей в целом, определенным взаимосвязями частей. Однако организация обладает специфическими, присущими только ей свойствами. В связи с этим возникла необходимость разработать специальную теорию систем применительно к организациям. Американский ученый Дж. Миллер определил следующие главные элементы системной модели организации:

  1. организация представляется как «упорядоченность подсистем и компонентов в трехмерном пространстве в данный момент времени»;
  2. организация может рассматриваться как сложный процесс, основой которого являются все изменения материальных объектов и информации;
  3. в организациях присутствуют подсистемы, которые являются составными частями системы (управленческая, экономическая, технологическая и др.);
  4. в организациях возникают организационные отношения (по поводу целей, межличностные, властные, информационные и т.д.);

в организациях протекают системные подпроцессы (властные, материально-энергетические и т.д.). [6 стр.13-18.]

Основными отличиями организации от других систем (например, от биологических) Миллер считает наличие самостоятельных целей системы и сложной управленческой подсистемы, которая представляется как многоуровневая и организованная по иерархическому принципу.

Миллер описывает главную, управленческую подсистему как некоторое решающее устройство, которое состоит из личностей, находящихся на высшем уровне власти и принимающих ответственные  для организации решения.

Таким образом, любая организация состоит из подсистем, каждая из которых может рассматриваться как система более низкого уровня. В то же время сама организация, имея некоторое количество уровней подсистем, в свою очередь может рассматриваться как подсистема в системе более высокого порядка (например, предприятие, выступая как самостоятельная система, делится на ряд цехов-подсистем и одновременно как подсистема входит в производственное объединение). Свойство объекта быть одновременно и подсистемой, и сложной системой с наличием элементов подсистем определяется как свойство рекурсивности.

Итак, можно сделать вывод, что при изучении организации с позиций системного подхода на первом плане выступают: а) деление организации на подсистемы; б) вертикальные и горизонтальные связи организации. Сравнение схем, построенных на основе простого анализа и системного подхода, показывает, что при системном подходе основное внимание уделяется подсистемам организации и связям между отдельными системными единицами.

 

1.3. Открытые и закрытые системы

 

Существуют два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытые системы, имеющие жесткие фиксированные  границы, ее действия относительно независимы от окружающей систему среды. ( Рисунок 1.1.)

Как правило, исследователи  и практики, рассматривая отдельные структурные единицы организации, занимаясь проблемами управления и применения властного воздействия руководителей и подчиненных и др., лишь частично учитывают влияние внешнего окружения, не задумываясь о том, что организация является неотъемлемой частью внешней среды. Но в случае подхода к организации как к закрытой, самодостаточной системе влияние внешнего окружения учитывается в виде действия отдельных факторов, возмущающих и даже изменяющих внутреннюю структуру организации. [13 стр. 21-27.]

 

 

  Рисунок 1.1. Внешняя среда организации 

Открытая система –  это система, взаимодействующая  с внешней средой, приспосабливающаяся к изменением в ней. Энергия, информация, материалы - это объекты обмена с внешней средой через потенциальные границы системы. Открытая система признает динамическое взаимодействие с окружающим миром. Организации получают свое сырье и человеческие ресурсы из окружающего мира. Они зависят от клиентов и заказчиков из внешнего мира, потребляющих их продукцию. Банки, активно взаимодействующие с окружающим миром, используют депозиты, обращают их в кредиты и в инвестиции, используют полученную прибыль для поддержания самих себя, для развития, для выплаты дивидендов и уплаты налогов.

Информация о работе Организация как открытая система