Организация контроля в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 11:25, курсовая работа

Описание работы

Дальнейшее развитие теории и практики менеджмента исследуется с выделением подходов, школ управления. Исторические процессы менеджмента структурируют по этапам развития управленческой мысли, выделяя определенные школы, следующие друг за другом во времени и дополняющие друг друга новыми содержательными аспектами понимания управления. В настоящее время достаточно сложно провести систематизацию сложившихся школ в управлении, так как представители различных школ используют теории и концепции других школ.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Вклад различных школ управления в теорию и практику менеджмента.…….5
1.1. Понятие школ менеджмента……………………………………………..5
Историческое развитие школ управления……………….………....5
Развитие подходов в управлении……………………………………6
1.2. Характеристика школ менеджмента…………………………………….8
Школа научного направления…………………………………….....8
Административная или классическая школа менеджмента……...11
Школа «человеческих отношений»…………………..………...….16
Математическая школа менеджмента…………………………......18
Организация контроля в менеджменте..………………………………………..20
Контроль как функция менеджмента...…………...……………………..20
Виды контроля ……………………………………………………………21
Организация процесса контроля в менеджменте….................................27
Свойства эффективного контроля ……………………………...……….30
Заключение……………………………………………………...……….…….……33
Библиографический список……………………………..…………………...……35

Файлы: 1 файл

курсовая Менеджмент1.docx

— 118.81 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

 

 

 

 

«САМАРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

 

 Введение……………………………………………………………………………...3

  1. Вклад различных школ управления в теорию и практику менеджмента.…….5

1.1. Понятие школ менеджмента……………………………………………..5

       Историческое развитие школ управления……………….………....5  

       Развитие подходов в управлении……………………………………6

 1.2. Характеристика школ менеджмента…………………………………….8

         Школа научного направления…………………………………….....8

              Административная или классическая школа менеджмента……...11

               Школа «человеческих отношений»…………………..………...….16

         Математическая школа менеджмента…………………………......18

  1. Организация контроля в менеджменте..………………………………………..20
    1. Контроль как функция менеджмента...…………...……………………..20
    2. Виды контроля ……………………………………………………………21
    3. Организация процесса контроля в менеджменте….................................27
    4. Свойства эффективного контроля ……………………………...……….30

Заключение……………………………………………………...……….…….……33

 Библиографический список……………………………..…………………...……35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

            1. Понятие «менеджмент» в последнее время все чаще и чаще употребляется в русском языке. Открываются «школы менеджеров», создаются «клубы менеджеров», проводятся «семинары менеджеров», но редко люди отдают себе отчет в том, что же именно скрывается за этим красивым словом1.

Слова «менеджер» и «менеджмент» употреблялись в английском языке  еще в прошлом столетии. Но лишь ко второй четверти XX века они постепенно начинают приобретать определенное значение, в соответствии с которым  менеджером является человек, организующий конкретную работу, руководствуясь современными методами.

В литературе менеджмент определяется как управление производством, система  методов, принципов, средств и форм управления, разработанных и применяемых  в развитых странах для повышения  эффективности производства или  иной общественной деятельности.

Исходя из исторической периодизации развития менеджмента, можно выделить три основных направления развития теории и практики менеджмента: это  товарная концепция (конец ХIХ –  начало ХХ в.), сбытовая (30–50-е гг.) и  маркетинговая (с конца 50-х – начала 60-х гг.). Подобное деление условно, ибо в настоящее время даже в развитых капиталистических странах можно встретить отдельные отрасли, осуществляющие свою деятельность, используя все перечисленные концепции2.

Дальнейшее развитие теории и практики менеджмента исследуется  с выделением подходов, школ управления. Исторические процессы менеджмента  структурируют по этапам развития управленческой мысли, выделяя определенные школы, следующие друг за другом во времени  и дополняющие друг друга новыми содержательными аспектами понимания  управления. В настоящее время  достаточно сложно провести систематизацию сложившихся школ в управлении, так  как представители различных  школ используют теории и концепции  других школ.

2. Почти все, что делает  руководитель, обращено в будущее.  Руководитель планирует достичь цели в какое-то время, точно зафиксированное как день, неделя или месяц, год или более отдаленный момент в будущем. За этот период многое может случиться, в том числе и много неблагополучных изменений. Работники могут отказаться выполнять свои обязанности в соответствии с планом. Могут быть приняты законы, запрещающие подход, который избрало руководство. На рынке может появиться новый сильный конкурент, который значительно затруднит организации реализацию ее целей. Или просто люди могут совершить ошибку при выполнении ими своих обязанностей.

Такие непредвиденные обстоятельства могут заставить организацию  отклониться от основного курса, намеченного руководством первоначально. И если руководство окажется неспособным  найти и исправить эти отклонения от первоначальных планов, прежде чем  организации будет нанесен серьезный  ущерб, достижение целей, возможно даже само выживание, будет поставлено под  угрозу.

Поэтому тему организации контроля автор считает актуальной в наши дни, ведь не зря во многих изданиях упоминают о тех неопределенностях, которые сопровождают процесс управления, и о необходимости рассматривать управление как своего рода бесконечный процесс. Контроль, попросту говоря, это процесс, при помощи которого руководство организации определяет, правильны ли его решения и не нуждаются ли они в известной корректировке.

Темы данной курсовой работы:

1. «Вклад различных школ управления в теорию и практику менеджмента». 2. «Организация контроля в менеджменте».

Целью данной работы является рассмотрение вопроса об историческом развитии теории и практики менеджмента с позиции различных школ и изучение функции контроля менеджмента.

Предметом является наука об управлении.

 

 

 

 

 

  1. Вклад различных школ управления в теорию и практику менеджмента.

1.1. Понятие школ менеджмента

Историческое  развитие школ управления

Великая индустриальная революция XVII–XIX вв. оказала гораздо более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предшествующие революции. Именно на этом этапе и начал развиваться менеджмент в том виде, в котором мы привыкли воспринимать это слово. Именно тогда появилась потребность в талантливых управленцах, которые могли бы выработать свою стратегию управления фирмой и развития бизнеса и привести фирму к успеху, или, в крайнем случае, спасти ее от банкротства3.

К концу XIX – началу XX в. появились первые работы, в которых была сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ науки менеджмента. Это было ответом на потребности промышленного развития, массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ.

Как самостоятельная наука  менеджмент зародился на рубеже XIX–XX вв. Именно в этот период появились первые работы, посвященные управлению хозяйственной деятельностью.

Во многом это было предопределено потребностями капиталистического общества. Разделение труда привело  к тому, что производство стало  очень сложным, а, следовательно, усложнились  и механизмы управления им.

Кроме того, было осознано, что  без эффективного управления невозможно нормальное функционирование предприятия, которое предполагает в том числе и получение прибыли. Это и стало основной предпосылкой формирования представлений об управлении.

Впервые идея менеджмента  как особой специализации, особой профессии  была высказана, по-видимому, в 1866 г. американским бизнесменом Г. Тауном. Таун выступил на собрании американского общества инженеров механиков с докладом, в котором говорил о необходимости подготовки специалистов-управленцев.

Классическое  направление менеджмента включало в себя три области:

– научный менеджмент – акцент делался на научно обоснованную организацию производства, рациональность и преподнесение менеджмента в виде промышленного (Ф.У. Тейлор, Г. Гант, Ф. Гилберт);

– административный менеджмент – внимание уделялось организации в целом и таким функциям как планирование, организация, командная цепочка, координация и контроль (А. Файоль, М.П. Фоллет);

– концепция бюрократических организаций предполагала четкое определение должностных обязанностей и ответственности работников, ведение формальной отчетности, разделение собственности и управления, что должно было строиться на безличной, рациональной основе (М. Вебер).

В целом период доминирования  классического направления менеджмента  был плодотворным – появилась  наука управления, новое фундаментальное  понятие, повысилась эффективность.

 

Развитие подходов в управлении

К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления.

Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.

В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированны на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды. 
Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов, как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всею соответствует данной ситуации.

Подходы на основе выделения  школ управления. В первой половине двадцатого века получили развитие четыре четко различаемые школы управленческой мысли. Хронологически они могут быть перечислены в следующем порядке: школа научного управления, административная шкала, шкала психологии и человеческих отношений и шкала науки управления (или количественная школа). Самые убежденные приверженцы каждого из этих направлений полагали в свое время, что им удалось найти ключ к наиболее эффективному достижению целей организации. Более поздние исследования и неудачные попытки применить теоретические открытия школ на практике доказали, что многие ответы на вопросы управления были лишь частично правильными в ограниченных ситуациях. И тем не менее, каждая из этих школ внесла значительный и ощутимый вклад в данную область. Даже самые прогрессивные современные организации до сих пор используют определенные концепции и приемы, возникшие в рамках данных школ.

Ученые выделяют множество подходов в управлении. Так, представляет интерес классификация Г. Кунца, который выделил следующие подходы к управлению:

1. Эмпирический подход.

2. Подход с точки зрения поведения  человека.

3. Подход с точки зрения общественной  системы.

4. Математический подход.

5. Операционный подход.

Несколько иначе рассматривает  принципы организации управления фирмой Дж.О. Шоннеси, группирующий школы управления следующим образом:

1. Классический подход.

2. Теория человеческих отношений,  бихевиоральный подход.

3. Системный подход.

4. Ситуационные теории организации.

Ученые выделяют также  и другие школы или теории. Например,

1. Теория индустриального менеджмента.

2. Школа «научного управления».

3. Теория бюрократической организации  управления.

4. Теория «человеческого фактора  в управлении».

5. Концепция «производственной  демократии».

Анализ приведенных подходов, касается, прежде всего, «процессного подхода», «системного подхода» и «ситуационного подхода», т.е. имеет место искусственное  и неоправданное разделение. С  одной стороны, освещаются методы исследования управления, с другой, рассматривается  менеджмент с выделением школ, подменяются  понятия «метод исследования управления»  понятием «подход к управлению». В самом деле, последние являются методами исследования менеджмента  в рамках школ управления.

1.2. Характеристика школ менеджмента

Полагаю, что, несмотря на определенное разнообразие в выделении школ и  направлений, можно выделить четыре основные сложившиеся школы4:

1. Школа научного управления.

2. Административная или классическая  школа.

3. Школа человеческих отношений.

4. Математическая школа управления.

Такая классификация условна, ибо  в рамках каждой из названных школ можно выделить целый ряд направлений, причем все они взаимосвязаны  и взаимно обусловлены.

 

Школа научного направления

 

Появление школы научного управления во многих исследованиях определяется теоретической и практической системой управления Ф.У. Тейлора (1856–1915). Теория А. Смита положила начало всем ветвям политэкономии, а система Тейлора – всему последующему менеджменту. Известный ученый в области управления П. Дракер считал, что тейлоризм – это скала, на которой мы воздвигаем нашу дисциплину.

Информация о работе Организация контроля в менеджменте