Организация планирования на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 01:07, курсовая работа

Описание работы

Процесс управления предприятием складывается из многих функций. В их число входят следующие: планирование; организация; координация и регулирование; учет, контроль и анализ; активизация и стимулирование. Каждая функция характеризуется присущим ей технологическим процессом обработки информации и способом воздействия на управляемый объект. Функции управления всегда направлены на достижение целей управления.
Одной из функций управления любым предприятием является планирование. Многолетний опыт зарубежных фирм и предприятий Республики Беларусь предприятий показывает, что недооценка планирования предпринимательской деятельности в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление зачастую приводят к неоправданным экономическим потерям и, в конечном счете, к банкротству.

Содержание работы

Введение
Организация планирования на предприятии
Организация системы планирования на предприятии молочной
ОАО «Марийскмолпром»
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая!.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Организация планирования на предприятии
  2. Организация системы планирования на предприятии молочной

ОАО «Марийскмолпром»

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

Процесс управления предприятием складывается из многих функций. В их число входят следующие: планирование; организация; координация и регулирование; учет, контроль и анализ; активизация и стимулирование. Каждая функция характеризуется присущим ей технологическим процессом обработки информации и способом воздействия на управляемый объект. Функции управления всегда направлены на достижение целей управления.

Одной из функций управления любым предприятием является планирование. Многолетний опыт зарубежных фирм и  предприятий Республики Беларусь предприятий  показывает, что недооценка планирования предпринимательской деятельности в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление зачастую приводят к неоправданным экономическим потерям и, в конечном счете, к банкротству.

Современное предприятие является сложной системой, которой приходится управлять в нестабильных условиях перехода к рынку. Сложная природа предприятия требует предварительного анализа как его самого, так и внешней среды и выработки детальной последовательности действий по постановке целей и их реализации, т.е. побуждает формировать план. Одновременно динамичная и нестабильная внешняя среда делает неработающими жесткие и детерминированные планы.

Планирование хорошо работает в условиях стабильной, четкой, формализуемой и прогнозируемой среды. В этом случае планирование позволяет заранее предвидеть все основные наступающие события и вовремя принять все полезные меры, включая эффективное размещение и использование ресурсов.

Однако планирование может использоваться не только в условиях стабильной, четкой, формализуемой и предсказуемой среды, но и в условиях турбулентной, нечеткой и плохо прогнозируемой среды. Поэтому, тема курсовой работы является очень актуальной.

Объектом исследования в данной курсовой работе является система внутрифирменного планирования на предприятии и разработка на этой основе предложений по внедрению зарубежного опыта внутрифирменного планирования на отечественных предприятиях.

При написании данной работы были использованы теоретические  пособия и труды отечественных и зарубежных авторов по вопросам планирования.

 

1. Организация планирования  на предприятии

Проводимая в Республике Беларусь экономическая реформа  предоставила экономическую свободу  предприятиям, и многие руководители попытались частично или даже полностью (главным образом это относится к средним и малым предприятиям) освободится от планирования, считая его оковами для себя. Однако принятие решений на базе интуиции, импровизации, как правило, не приводит к оптимальным результатам и в условиях нормальной, некриминальной экономической деятельности. Тем более, в условиях развития рыночных отношений, роста и усиления конкуренции возрастает роль планирования.

В масштабе страны в целом  планирование не заменяется полностью  регулирующей функцией рынка. В зарубежных странах, где развита рыночная экономика, государство формирует стратегическое направление своего экономического развития, крупные социальные и научно-технические программы, бюджет страны, расходы на оборону и др.

Планирование как самостоятельная отрасль знаний является наукой, специализированным видом управленческой деятельности (профессией) и искусством.

Планирование как наука  представляет собой совокупность систематизированных  знаний о закономерностях формирования и функционирования различных хозяйственных систем. Наука планирования многоотраслевая. Отдельные ее разделы, например, оперативно-календарное планирование, всесторонне разработаны. Менее разработано тактическое и стратегическое планирование на предприятии.

В качестве предмета науки планирования (не путать с предметом планирования как управленческой деятельности) выступают отношения, которые складываются между участниками производственного процесса по поводу установления и реализации приоритетов, целей, пропорций и комплекса мероприятий, обеспечивающих их достижение.

Планирование производства, как особый вид управленческой деятельности, обеспечивает целенаправленность и  согласованность работы всех участников производственного процесса. Планирование обособилось в самостоятельный вид деятельности в ходе разделения труда, возникновения кооперации и увеличения масштабов производства

Хотя элементы планирования присущи любому процессу труда, лишь на определенной ступени развития производства планирование выделилось в самостоятельную  функцию общественного труда.

В настоящее время  в связи с переходом к рыночным методам хозяйствования в науке  и практической работе идет переосмысление места и роли планирования в управлении экономикой. Планирование как функция  может занимать в управлении различное положение. В зависимости от этого принято различать два типа управления: базирующееся на принципах централизованного планирования и основанное на рыночных механизмах регулирования.

Планирование является также искусством. Деятельность руководителя и специалиста, занимающихся решением процессом планирования, имеет свои особенности, которые вытекают из творческого характера их труда. Процесс принятия плановых решений, как правило, сопровождается переработкой больших объемов управленческой информации, связан с решением проблем достоверности и неопределенности информации, необходимостью организации коллективного труда и поиском групповых критериев предпочтений при формировании и оценке альтернативных вариантов решений.

Процесс управления предприятием складывается из многих функций. В их число входят следующие: планирование; организация; координация и регулирование; учет, контроль и анализ; активизация и стимулирование. Каждая функция характеризуется присущим ей технологическим процессом обработки информации и способом воздействия на управляемый объект. Функции управления всегда направлены на достижение целей управления. Поскольку цель управления формируется в рамках функции «планирование-прогнозирование», можно сказать, что данная функция в системе функций управления предприятием является центральной. Функции управления в своей основе объективны и являются формами реализации отношений управления, через которые, в свою очередь, реализуются требования экономических законов развития производства. Поэтому процесс управления выступает как объективно предопределенная система функций, которая носит название управленческого цикла, а сами функции называются стадиями управленческого цикла

Таким образом, планирование - это процесс обработки информации по обоснованию предстоящих действий, определение наилучших способов достижения целей. Планировать свое предпринимательство необходимо. Часто бывает, что технологически предпринимательство просчитывается безупречно, однако экономические расчеты не выполняются, что и приводит к неудачам в предпринимательстве. Необходимо заранее составить план экономической деятельности предприятия. Важно экономически грамотно разработать план закупки сырья, материалов, топлива, комплектующих деталей и полуфабрикатов. От этого зависят эффективность производства, размер налога на добавленную стоимость, оборачиваемость оборотных средств, рентабельность производства. Непродуманная политика закупок приводит к неэффективному использованию оборотных средств. Неправильно спланированные реальные затраты на производство и реализацию продукции приводят к банкротству хозяйствующего субъекта.

Процесс планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений, поэтому и  в рыночной экономике от него не отказываются.

Предприятия должны учитывать, что планирование - это метод управления, выступающий как основное средство использования экономических законов в процессе хозяйствования. Планирование базируется на данных прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе.

План является руководством к действию, к исполнению. Он используется для обоснования предпринимательской  идеи, ее перспективности, для обоснования  финансового оздоровления предприятия  и реальности возврата полученных кредитов с целью пополнения оборотных средств. Причем план необходим не только крупным и средним, но и малым предприятиям

Планирование можно  классифицировать по различным направлениям:

1. По степени охвата  сфер деятельности:

- общее планирование, т. е. планирование всех сфер  деятельности предприятия;

-частное планирование, т. е. планирование определенных  сфер деятельности.

2. По содержанию (видам)  планирования:

- технико-экономическое:  поиск новых возможностей, создание  определенных предпосылок;

- оперативно-производственное - реализация возможностей и контроль текущего хода производства.

3. По объектам функционирования:

- планирование производства;

- планирование сбыта;

- планирование финансов;

- планирование кадров.

4. По периодам (охвату  отрезка времени):

- текущее технико-экономическое планирование, охватывающее отрезок времени от месяца до 1 года работы предприятия;

- перспективное технико-экономическое  планирование, охватывающее отрезок  времени свыше года (с разбивкой  на среднесрочное - на срок  до 5 лет и долгосрочное планирование - на срок более 5 лет).

В качестве оценки эффективности  планирования используют несколько  критериев:

- полнота планирования, т. е. степень охвата планированием  всех подразделений предприятий;

- непрерывность планирования;

- гибкость планирования, т. е. возможность оперативной корректировки планов;

- возможность контроля  за выполнением плана.

В странах с развитой рыночной экономикой выделяют следующие  фазы планирования:

- выработка глобальных  целей (стратегий) фирмы;

- выработка локальных  целей (стратегий) фирмы;

- анализ внутренней  и внешней среды фирмы;

- поиск альтернатив  и оценка наилучшей альтернативы;

- прогнозирование;

- принятие решения,  постановка планового задания;

- разработка производственного  (внутреннего) плана.

Формы планирования зависят  также и от размеров предприятия. Крупное предприятие, как правило, осуществляет процесс планирования целиком, без существенных изъятий. Сложно организованная фирма нуждается как в стратегическом плане, так и в среднесрочных планах и программах, а также во всех разновидностях оперативного планирования. Большая фирма должна заботиться о подготовке и реализации проектов развития новых товаров, новых подразделений.

Фирмы более скромных размеров часто упрощают процесс  планирования, сводя его к составлению 5-летнего стратегического плана и годичных оперативных планов.

На уровне хозяйствующего субъекта осуществляется как стратегическое (долгосрочное) планирование, так и  текущее технико-экономическое планирование, а также оперативно-производственное планирование как детализация разработок текущих планов предприятия в целом, его крупных цехов и малых производственных подразделений вплоть до рабочего места.

Деятельность, связанную  с планированием, можно разделить  на несколько основных этапов:

1. Процесс составления  планов, или непосредственный процесс планирования, то есть принятие решений о будущих целях организации и способах их достижения. Результатом процесса планирования является система планов.

2. Деятельность по  осуществлению плановых решений.  Результатами этой деятельности являются реальные показатели деятельности организации.

3. Контроль результатов.  На этом этапе происходит сравнение  реальных результатов с плановыми  показателями, а также создание  предпосылок для корректировки  действий организации в нужном  направлении. Несмотря на то, что контроль является последним этапом плановой деятельности, его значение очень велико, поскольку контроль определяет эффективность планового процесса в организации.

Таким образом, процесс  планирования является первым этапом общей деятельности фирмы.

Процесс планирования - это  не простая последовательность операций по составлению планов и не процедура, смысл которой в том, что одно событие обязательно должно произойти  вслед за другим. Процесс требует  большой гибкости и управленческого  искусства. Если определенные моменты процесса не соответствуют поставленным организацией целям, они могут быть обойдены, что невозможно в процедуре. Участвующие в процессе планирования люди не просто выполняют предписанные им функции, а действуют творчески и способны к изменению характера действия, если этого требуют обстоятельства [8, с.69].

Процесс планирования состоит  из ряда этапов, следующих друг за другом.

Первый этап. Фирма  проводит исследования внешней и  внутренней среды организации. Определяет главные компоненты организационной среды, выделяет те из них, которые действительно имеют значение для организации, проводит сбор и отслеживание информации об этих компонентах, составляет прогнозы будущего состояния среды, производит оценку реального положения фирмы.

Второй этап. Фирма  устанавливает желаемые направления  и ориентиры своей деятельности: видение, миссию, комплекс целей. Иногда этап установления целей предшествует анализу среды.

Третий этап. Стратегический анализ. Фирма сравнивает цели (желаемые показатели) и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды (ограничивающих достижение желаемых показателей), определяет разрыв между ними. При помощи методов стратегического анализа формируются различные варианты стратегии.

Четвертый этап. Производятся выбор одной из альтернативных стратегий и ее проработка.

Пятый этап. Подготавливается окончательный стратегический план деятельности фирмы.

Информация о работе Организация планирования на предприятии