Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 15:29, курсовая работа
Актуальность выбранной темы курсовой работы обуславливается тем, что в настоящее время независимо от должности, каждый человек должен принимать свои управленческие решения и уметь правильно их организовывать процесс их принятия.
Задачей этой курсовой работы является выявление процесса формирования управленческих решений, формы их разработки и реализации.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ……………………………..5
1.1 Организации процесса разработки и реализации управленческих решений……………………………………………………………….………….5
1.2 Формирование информационной базы………….……….………….6
1.3 Планирование процесса реализации решений и создание условий для его эффективного выполнения……………………..…………………….8
1.4 Типовой алгоритм формирования организационно-функциональной структуры механизма реализации решений…………………..…………11
1.5 Организация контроля реализации решения………………………12
1.6 Сущность и виды ответственности руководителей……………….14
2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧИСКИХ РЕШЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ ООО «АКАНТИТ»…..17
2.1 Основные формы разработки управленческих решений……..……...17
2.2 Основные формы реализации управленческих решений…………19
2.3 Принятие решения в процессе производства……………………...22
2.4 Методы принятия управленческих решений……………………...23
2.5 Практическое использование технологии принятия решения …24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………29
Организация разработки управленческого решения представляет собой сложный комплекс работ, охватывающий такие аспекты, как:
• мысленное представление процесса познания элементов технологии и организации;
• формулирование требований к качеству решений;
• определение количества и структуры этапов и операций процесса разработки решений;
• разработка блок-схемы (алгоритма) принятия решения;
• анализ и прогнозирование изменяющихся параметров внешней среды и объекта (предмета, проблемы) управленческого решения и его экономическое обоснование;
• организация выполнения решения.
Этапы и операции процесса принятия решения следующие:
1) выявление управленческой проблемы или задачи;
2) предварительная постановка цели;
3) сбор необходимой информации;
4) анализ информации;
5) определение исходных характеристик проблемы с учетом накладывания ограничений;
6) уточнение цели и критерия управления, окончательная их формулировка;
7) обоснование и построение формализованной модели проблемной ситуации;
8) разработка альтернативных вариантов решения проблемы;
9) выбор метода решения;
10) экономическое обоснование выбранного решения;
11) согласование решения с органами управления и исполнителями;
12) окончательное оформление и утверждение решения;
13) организация выполнения решения;
14) контроль выполнения решения;
15) стимулирование повышения качества работ, экономии ресурсов и соблюдения сроков;
16) установление обратной связи с лицом, принимающим решение, и, при необходимости, корректировка цели и задач.
Проектирование любых процессов осуществляется на основе анализа и разработки мер по углублению межпроизводственной, внутрипроизводственной, технологической и функциональной специализации. Факторами углубления любой формы специализации являются унификация, типизация и стандартизация операций, процедур, методов, информации и других элементов систем управления.
На рисунке 1 представлена упрощенная блок-схема разработки управленческого решения.
Основными принципами рациональной организации любых процессов являются пропорциональность, непрерывность, параллельность, прямоточность, ритмичность, а также концентрация однородных предметов труда (деталей, информации, документов и т.п.) в одном месте, гибкость процесса. Рассмотрим эти принципы подробнее.
Пропорциональность — принцип, выполнение которого обеспечивает равную пропускную способность разных рабочих мест одного процесса, пропорциональное обеспечение рабочих мест информацией, материальными ресурсами, кадрами и т.д.
Пропорциональность определяется по формуле
где Мmin — минимальная пропускная способность или параметр рабочего места в технологической цепи (например, мощность, разряд работ, объем и качество информации и т.п.);
Mmax — максимальная способность.
Непрерывность — принцип рациональной организации процессов, определяемый отношением рабочего времени к общей продолжительности процесса
,
где ТРАБ — продолжительность рабочего времени;
ТЦ — общая продолжительность процесса, включающая простои или пролеживания предмета труда между рабочими местами, на рабочих местах и т.п.
Параллельность — принцип рациональной организации процессов, характеризующий степень совмещения операций во времени. Виды сочетаний операций: последовательное, параллельное и параллельно-последовательное.
Коэффициент параллельности рекомендуется определять по формуле
Прямоточность — принцип рациональной организации процессов, характеризующий оптимальность пути прохождения предмета труда, информации и т.п.
Коэффициент прямоточности рекомендуется определять по формуле
где Допт — оптимальная длина пути прохождения предмета труда, исключающего лишние звенья, возвраты на прежнее место;
Дфакт — фактическая длина пути прохождения предмета труда.
Ритмичность — принцип рациональной организации процессов, характеризующий равномерность их выполнения во времени.
Коэффициент ритмичности рекомендуется определять по формуле
где — фактический объем выполненной работы за анализируемый период (декада, месяц, квартал) в пределах плана (свыше плана не учитывается);
— плановый объем работ.
1.3. Информационное обеспечение процесса разработки решений.
Информационное обеспечение — одно из важнейших обеспечивающих функций, качество которой является определяющим фактором обоснованности принимаемого решения и эффективности функционирования системы менеджмента. В динамике информационное обеспечение как процесс входит в понятие коммуникация.
Коммуникация — это обмен информацией, на основе которого руководство получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений и доводит принятые решения до работников фирмы. Коммуникация — это сложный процесс, состоящий из взаимосвязанных шагов. Каждый из этих шагов очень нужен для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу. Каждый шаг — это пункт, в котором, если мы будем небрежны и не будем думать о том, что делаем, смысл может быть утрачен.
В процессе разработки управленческого решения очень важна взаимосвязь между всеми лицами, заинтересованными в принятии решения.
На рисунке 2 представлены функциональные группы субъектов разработки управленческого решения и их возможный состав в коммуникативной связи в процессах разработки и реализации управленческих решений.
Руководитель 50—90% всего времени тратит на коммуникации. Руководитель занимается этим, чтобы реализовать свои роли в межличностных отношениях, информационном обмене и процессах принятия решений по функциям управления. Обмен информацией представляет одну из самых сложных проблем на любом уровне иерархии.
В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента:
1. Отправитель — лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее.
2. Сообщение — собственно информация, закодированная с помощью символов.
3. Канал — средство передачи информации.
4. Получатель — лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.
При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задача — составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Это трудно, ибо каждый этап является одновременно точкой, в которой смысл может быть искажен или полностью утрачен. Указанные взаимосвязанные этапы следующие:
1. Зарождение идеи.
2. Кодирование и выбор канала.
3. Передача.
4. Декодирование.
Основные требования к качеству информации:
• своевременность;
• достоверность (с определенной вероятностью);
• достаточность;
• надежность (с определенной степенью риска);
• комплексность системы информации (по качеству и ресурсоемкости товара, условиям по стадиям жизненного цикла товаров фирмы и конкурентов и т.д.);
• адресность;
• правовая корректность информации;
• многократность использования;
• высокая скорость сбора, обработки и передачи;
• возможность кодирования;
• актуальность информации.
1.4. Роль руководителя в процессе разработки управленческих решений
Человеческий фактор предполагает, что в сложном процессе разработки управленческих решений ключевую роль играет человек. Это и руководитель, и ведущий специалист, и рядовой исполнитель. От слаженной работы всех работников зависит качество решений и эффективность совместной деятельности.
Человеческий фактор принятия управленческих решений включает:
1) Умелое делегирование полномочий.
2) Осуществление коммуникаций, наличие обратной связи с персоналом и потребителями.
3) Поведенческие особенности руководителей, организационная культура.
4) Стиль руководства, отношение к нанятому персоналу и организация совместной работы с целью разработки управленческих решений.
5) Методы кадровой работы и система управления персоналом.
6) Своевременное предупреждение конфликтов.
Делегирование полномочий, обратная связь с персоналом, модель поведения руководителя, отношение к работникам, стиль общения с потребителем, климат, культура организации, все это факторы взаимодействия человека и процессов в организации. Особое значение придается способностям менеджеров, руководителей организовать персонал, привлечь его для участия в процессе разработки решений. Коллегиальные и коллективные решения более эффективны, нежели индивидуальные, поэтому руководитель должен умело направлять персонал к осуществлению целей организации и делегировать полномочия для решения задач.
Делегирование полномочий — это передача прав и ответственности от вышестоящего руководителя к нижестоящему, от линейного руководителя к руководителю штабной структуры, от руководителя непосредственно к подчиненному.
Умелое делегирование полномочий — неотъемлемая составляющая процесса принятия коллективных управленческих решений. Если руководитель не делегирует полномочия, то управленческие решения принимаются им единолично.
Причины нежелания делегировать полномочия или напротив, принимать ответственность на себя, кроются в особенностях психологии личности работников. Значимым является: эмоциональное взаимодействие между членами трудового коллектива, избранные управляющими модели поведения и формы контроля за исполнением решений, обратная связь с подчиненными, мотивирование работников для участия в процессе разработки ответственных решений.
Только сами руководители могут сделать процесс делегирования полномочий и разработки совместных управленческих решений эффективным. Руководитель направляет, стимулирует, организовывает, определяет политику, формирует культуру организации.
Поведенческие особенности руководителей влияют на стиль их руководства, избираемые формы и методы принятия управленческих решений.
Таблица 1. Влияние стиля руководства на процесс принятия управленческих решений | ||||
Стиль руководства | Типы управленческих решений | Организационные структуры | Методы разработки решений | Контроль за исполнением решений |
Авторитар-ный | Индивидуальные | Централизованные | Анализ ситуации, построение сценариев, моделирование | Регулярный, жесткий контроль |
Демократи-ческий | Коллективные
| Высоко децентрализо-ванные | Дельфи, экспертное прогнозирование и моделирование, открытое обсуждение проблем | Мягкие формы контроля, доверие подчиненным |
Либеральный | Коллегиальные | Средне децентрализо-ванные | Метод деловых совещаний, прогнозирование и решение проблем в малой группе | Различные формы контроля (в зависимости от объекта контроля) |
Информация о работе Организация процесса разработки управленческих решений