Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 11:43, курсовая работа
Целью данной работы, является рассмотрение организации труда руководителей, а также моделирование методов его совершенствования. То есть: как организовать работу руководителя, чтобы его труд был наиболее эффективным. Но следует помнить, что труд руководителя настолько специфичен, что правильно организовать его довольно проблематично.
Достижение поставленной цели будет осуществлено, через решение следующих задач:
1.Определение специфики деятельности руководителей, факторов влияющих на эту деятельность
2.Рассмотрение методов совершенствования деятельности руководителя и условий управленческого труда
3.Практическое планирование совершенствования труда руководителя и экономии рабочего времени на примере ООО “МегаКом”
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА…….5
1.1. Понятие управленческого труда, особенности трудовой деятельности руководителя………………………………………………. 5
1.2. Системный подход в управлении……………………………………8
1.3. Рекомендации по совершенствованию деятельности руководителя и условий работы…………………………………………………………10
Глава 2. АНАЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА. ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА РУКОВОДИТЕЛЕЙ…………………………………………………………….16
2.1. Фотография рабочего дня руководителя, расчёт рационального использования рабочего времени, рекомендации по совершенствованию управленческого труда…….………………….…16
2.2. Планирование рабочего дня руководителя, принципы экономии рабочего времени………………………………………………………...24
2.. Примерный план рабочего дня руководителя отдела продаж ООО “МегаКом…………………………………………..……………………. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...…………….………………………………………………… 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ..........................................32
1.3. Рекомендации
по совершенствованию
Основные направления, которые будет рассмотрены в этом пункте, являются важными составляющими в организации труда руководителя. Необходимо отметить также, что все советы носят рекомендательный характер и важно учитывать реальные условия, в которых работает руководитель. При организации работы необходимо учитывать все нюансы во всем объеме и тесной взаимосвязи.
Прежде чем перейти
к рассмотрению организации рабочего
места, необходимо выяснить, что представляет
собой рабочее место
При рассмотрении вопроса организация рабочего места необходимо учитывать следующие моменты:
Антропометрические показатели (имеется ввиду рост, длина корпуса, длина рук и др.);
Рабочий кабинет можно также дополнить стендом, где будут располагаться образцы производимой продукции. Также необходимы большие настенные часы, которые были бы видны из любой точки кабинета. Живые цветы, шторы, продуманное цветовое оформление, все это создает комфорт и уют, а значит, помогает в работе. [7]
Документы и корреспонденция, в зависимости от источника делится на: входящие и исходящие.
Исходящие документ является своеобразной визитной карточкой организации. Вследствие этого все документы и вся корреспонденция должна быть составлена и написана грамотно. В основном печать исходящих документов находиться в ведении секретаря. Задача руководителя составить документ (руководитель должен составлять только те документы, которые не могут быть составлены кем-либо другим). В процессе составления документа, делового письма и другого большую помощь может оказать компьютер. Для этого достаточно вложить в память компьютера образцы деловых писем, документов и только вносить небольшие исправления.
Сложнее дело обстоит с входящими документами. В зависимости от размера предприятия растет количество корреспонденции, и самому руководителю просто немыслимо просматривать всю корреспонденцию. На помощь должен прийти секретарь или специальное подразделение, в обязанности которых входит:
- Регистрация поступающей корреспонденции.
- Сортировка в зависимости от предназначения.
- Отбор документов, которые адресованы руководителю или находятся в его прямой компетенции.
- Сортировка корреспонденции по степени важности. Наиболее рациональным и приемлемым является сортировка, позволяющая руководителю сразу оценить степень важности. Для этого можно, например, раскладывать корреспонденцию в специальные цветные папки. На столе у руководителя должен стоять специальный лоток для бумаг с несколькими отделениями, в которые он сможет класть корреспонденцию в зависимости от важности, исполнителей и другого.
Руководитель, просматривая
корреспонденцию в порядке важн
Хранить документы в
кабинете руководителя нет никакой
необходимости и поэтому в
обязанности секретаря или
Длительность деловых телефонных переговоров должна быть предельно минимальной при максимальной информативности.
Для того чтобы телефонный разговор продолжался минимальное количество времени, нужно его тщательно спланировать, предварительно составить короткую наметку и подобрать необходимые материалы, продумать разговор и записать основные вопросы, которые вы собираетесь выяснить, а также вопросы, которые могут возникнуть в ходе беседы.
Недостающую зрительную связь люди обычно стремятся восполнить излишним многословием или привлечением к разговору посторонних, что удлиняет беседу. Большинство телефонных разговоров можно уложить в три минуты, максимальная продолжительность их пять-шесть минут.
В заключение необходимо отметить, что все телефонные звонки должны проходить через секретаря, который перенаправляет звонки в то или иное подразделение и переключает на руководителя, если звонки предназначены для него. Это позволит сэкономить время руководителя. [12]
Утром руководитель может проводить планерки, конференции. Они, как правило, носят кратковременный характер (максимум 15 мин) и повторяемость. На них докладывается проделанная работа за предыдущий день и решается, что делать на сегодняшний день. Основными требованиями здесь являются краткость изложения и максимальная информативность.
Совещания, в противоположность планеркам, более долговременны и не носят, как правило, столь повторяющегося характера. На совещаниях обсуждаются важные вопросы и принимаются коллективные решения. Совещание является эффективной формой выработки групповых решений. От того насколько эффективно оно проводится, зависит качество принятых решений. Спланированные и организованные определенным образом совещания помогают уменьшит потери времени и повысить качество вырабатываемых решений. При подготовки к совещанию необходимо:
- Четко и однозначно определить тему совещания и ее цель;
- Определить: можно ли за одно совещание решить несколько вопросов;
- Тщательно разработать повестку дня, выбрать наиболее целесообразную последовательность вопросов;
- Заранее познакомить участников с теми фактами, которые могут обсуждаться в ходе дискуссии;
- Как можно раньше послать приглашение участникам;
- Выбрать помещение для заседаний (кабинет руководителя или специальная комната) с хорошей вентиляцией и нормальной температурой;
- Участникам совещания выработать возможные решения по предлагаемым вопросам.
Четкие планирование, подготовка и проведение беседы займут меньше времени, чем случайная беседа. [4]
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА. ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА РУКОВОДИТЕЛЕЙ.
2.1. Фотография рабочего дня руководителя, расчёт рационального использования рабочего времени, рекомендации по совершенствованию управленческого труда
Для осуществления практических расчётов выбрана фирма ООО “МегаКом”, осуществляющая продажу программных продуктов и оказание консалтинговых услуг по их обслуживанию. В Таблице 1 приведены данные о затратах рабочего времени на осуществление управленческой работы руководителя отдела продаж ООО “МегаКом”.[8]
Таблица 1.
«Данные о затратах рабочего времени по элементам работы и перерывов руководителя отдела продаж»
Наименование элементов труда или затрат рабочего времени |
Затраты времени, мин. |
1. Деловая переписка |
12 |
2. Составление плана рабочего дня |
7 |
3. Телефонные разговоры с поставщиками |
43 |
4. Анализ отчётов от менеджеров |
60 |
5. Подписание договоров с поставщиками и покупателями |
12 |
6. Разработка на основе
полученных отчётов |
92 |
7. Доведение рекомендаций до сведения менеджеров |
24 |
8. Совещание с руководителями других отделов |
47 |
9. Поиск новых каналов сбыта, установление деловых контактов и договорённостей |
48 |
10. Ежедневный просмотр
текущей информации о |
15 |
11. Приём клиентов по вопросам заключенных договоров |
40 |
Продолжение таблицы № 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В соответствии с трудовым кодексом рабочий день должен длиться 8 часов (480 минут), как было отмечено ранее, рабочий день руководителя отличается от рабочего дня обычного работника нелимитированностью, что и наблюдается в конкретном случае: рабочий день руководителя длится на 22 минуты дольше определённого ТК РФ. Кроме того, большинство специалистов по менеджменту считают, что, если вам постоянно необходимо дополнительное время, то, как правило, это означает, что вы не смогли организовать свой день. [14] Исходя из данных таблицы №1. проведем индексацию затрат рабочего времени, результаты которой отразим в Таблице №2: Индексация затрат рабочего времени по видам: ВР - время работы; ОТЛ - время на отдых; ПНР - время перерывов из-за нарушения режимов работы или недостатков в организации производства; ПНД -время перерывов из-за нарушений трудовой дисциплины. Индексация затрат рабочего времени по содержанию труда: О -время основной работы; ПЗ - подготовительно-заключительное время; ОРМ - время на обслуживание рабочего места. Индексация затрат рабочего времени по характеру деятельности: О-А -время административно- Т - время творческой работы; Ф-Л -время формально-логической работы; И - время технической или исполнительской работы. [13] Таблица №2 «Классификация затрат рабочего времени руководителя отдела продаж»
Продолжение таблицы №2
Проведем анализ затрат рабочего времени в следующих направлениях: 1. Экстенсивность использования рабочего времени Для оценки результативности использования рабочего времени можно применить коэффициент экстенсивности, отражающий использование фонда рабочего времени: А) без учета времени на отдых и личные надобности: Кэ = (Ф - (ПНР+ОТЛ+ПНД)) / Ф = 1 - (ПНР+ОТЛ+ПНД) / Ф; Кэ = 1 - (20+20) / 502 = 0,921; Нормативное значение Кэ без учета времени на отдых составляет 0,94, таким образом рабочий процесс организован достаточно рационально, отклонения составляют - 0,019. Б) с учетом времени на отдых и личные надобности: Кэ = (Ф - (ПНР+ПНД)) / Ф = 1 - (ПНР+ПНД) / Ф; Кэ = 1 - (20) / 502 = 0,961; Нормативное значение Кэ с учетом времени на отдых и личные надобности составляет 1,0, таким образом, производственные процессы организованы достаточно рационально, отклонения составляют лишь - 0,019. Коэффициент потерь времени, из-за нарушений режима работы: Кпнр = ПНР / Ф; Кпнр = 20 / 502 = 0,039; Нормативное значение коэффициента Кпнр при рациональной организации управленческого труда равны 0,00, нашем случае подобное значение коэффициента имеет место в связи с влиянием внешних факторов, а именно интенсивным движением на дорогах. Котл= ОТЛ / Ф; Котл = 20 / 502 = 0,039; Значение Котл - коэффициента времени регламентированных перерывов в работе равен 0,039, ниже нормативного значения составляющего 0,06 времени рабочего дня. При недостаточном отдыхе руководителя в течение дня возможно снижение концентрации внимания, раздражительность, общая усталость, что негативно скажется на осуществлении управления. [19] 2. Рациональность использования
рабочего времени отражается
в следующих показателях, Таблица №3 «Рациональность использования рабочего времени руководителя отдела продаж ООО “МегаКом»
На основе анализа рациональности использования рабочего времени можно сделать вывод о чрезмерных затратах времени на подготовительно-заключительную часть работы. Коэффициент рациональности использования основного рабочего времени почти идеален. Достаточно высок коэффициент исполнительской работы, что, при учёте большого объёма работы рекомендательного характера, указывает на авторитарный стиль управления не только в отделе, но в компании в целом [1] На основе результатов анализа использования рабочего времени руководителя отдела продаж, предложения по совершенствованию организации труда и улучшению использования рабочего времени представим в таблице №4 Таблица №4 «Мероприятия по совершенствованию организации труда и улучшению использования рабочего времени инженера-конструктора»
Определим влияние реализации предлагаемых мероприятий по совершенствованию организации труда и улучшению использования рабочего времени инженера-конструктора на повышение эффективности его труда (П): Пэ = экономия времени/основное фактическое время * 100% Пэ = 68/459 * 100% = 14,8%. Таким образом, реализация предлагаемых мероприятий по совершенствованию организации труда по направлению экстенсивности использования рабочего времени, фактически повысит эффективность труда руководителя на 14,8%. При этом стоит отметить, что путём такой экономии мы увеличили время отдыха руководителя в течении дня, что также будет способствовать эффективности труда. [15,18] 2.2. Планирование рабочего дня руководителя, принципы экономии рабочего времени Основной проблемой оптимального использования рабочего времени руководителя является перегруженность. Можно выделить три причины, усугубляющие перегруженность: -малая степень делегирования ответственности; -неверно избранные приоритеты; слишком большая погруженность в повседневные хлопоты. При рении этой проблемы можно использовать следующие принципы: 1. Принцип Парето. В.
Парето открыл эффект 2. Определение важности
осуществляемой деятельности А - задачи: очень важные и срочные - выполнять немедленно. В - задачи: важные, несрочные - определить, в какие сроки их следует выполнять. С - задачи: менее важные, но срочные - делегировать. Дела, которые не являются ни важными, ни срочными не должны отвлекать внимание руководителя. Наибольшая опасность для руководителя заключается в увеличении срочностью (С - задачами), в то время как В - задачи (или даже А - задачи) остаются невыполненными. [22] Рекомендуется пользоваться следующей схемой: 1)поставить перед собой задачи. На этой основе составить перечень дел (на длительный период); 2)изучить перечень дел. Крупные задачи разбить на мелкие (морфологический анализ); 3)установить конкретную дату исполнения каждой задачи и подзадачи; 4)на первое место в календаре поставить дела с фиксированным сроком выполнения (например, подготовка к совещанию, которое должно состояться в этот день). Наивысшим приоритетом должны пользоваться также задачи, требующие больших усилий (например, выработка новой стратегии, вопрос о реконструкции и т.д.). [17] Специалисты рекомендуют включать в эту группу и “неприятные” задачи, выполнение которых может явиться причиной плохого настроения (например, неприятный разговор с подчиненным). К делам второй степени важности можно отнести различного рода среднесрочную работу, а также работу, связанную с выполнением обычных функций. На третье место следует поставить второстепенную работу, невыполнение которой не будет иметь сколько-нибудь значительных отрицательных последствий (малозначащие телефонные звонки и т.д.): внести в календарь срочные дела, которые возникли накануне; попытаться сократить список работ. При планировании рабочего дня рекомендуется: -не планировать более трех важных и более десяти дел в целом на один день; -планировать выполнение наиболее важных, сложных и наименее приятных дел на наиболее благоприятное для Вас время суток; оставлять легкие и приятные дела на конец рабочего дня; -не приступать к выполнению новой задачи до завершения предыдущей; если Вас прервали, то следует вернуться к незавершенному делу; -Вписывать невыполненные дела в календарь на следующий день, а если одна и та же задача появляется в вашем календаре в течение нескольких дней подряд, подумать о том, нельзя ли от нее отказаться, передать на исполнение другому лицу. [21] 2.3. Примерный
план рабочего дня Циклограмма, в форме
которой будет предложен Структурирование заданий и контроль приводят к тому, что руководитель осознаёт последовательность и приоритеты собственной работы, оправданность временных затрат. Документ позволяет ему проанализировать - на что были потрачены силы и что дало эффект. Но наилучшим образом циклограмма помогла в адаптации и создании стандартов эффективной работы. Составление циклограммы, таким образом, представляет собой инструмент, позволяющий многое осознать, сделать работу специалистов прозрачной для всех сотрудников (особенно для новичков). Он обнажает критерии, помогает увидеть скрытые двойные стандарты внутренней организации бизнеса. Для сильных лидеров это является самым мощным ресурсом внутренних, позитивных изменений и преобразований в компании. Циклограмма обычно является
хорошим индикатором часто Циклограмма также является необычайно полезным инструментом для оптимизации тайм-менеджмента сотрудника, так как помогает в последующем эффективно провести хронометраж всех своих дел. Если на вопрос: “Чем ты занимался вчера? “ сотрудник рассказывает о своих увлекательных, но непродуктивных делах, руководитель может резонно задать только один вопрос: “А разве это входит в твою циклограмму?” Рабочий день руководителя
начинается в 8 часов утра, начиная
с этой временной точки строим
циклограмму рабочего дня, построение
её основывается на функциях наиболее
часто выполняемых руководителе Таблица №5 Циклограмма рабочего дня руководителя отдела продаж ООО “МегаКом”
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе рассмотрена достаточно актуальная на настоящий момент - “проектирование рациональной организации труда руководителей”. Целью данной работы было рассмотрение труда руководителя, а также указание основных путей совершенствования организации труда руководителя.
В первой главе были кратко рассмотрены особенности труда руководителя, рассмотрена системность в управлении и даны общие рекомендации по совершенствованию выполняемых руководителем функций, а также условий его труда - его рабочего места. Рекомендации по организации рабочего места руководителя даны в соответствии с установленными нормативами.
Далее в работе рассматривался рабочий день руководителя отдела продаж ООО “МегаКом”. На основе показателей затрат рабочего времени, полученных из фотографии рабочего дня, была рассчитаны коэффициенты использования рабочего времени. На основе этих коэффициентов и общего исследования можно дать следующие рекомендации.
Необходимо делегирование полномочий менеджерам отдела, а именно таких функций как подписание контрактов, при этом текст контракта предварительно согласовывается с руководителем. Кроме этого возможно допущение большей инициативы менеджерам в выборе тактики общения с клиентами, построения бизнес-процесса. Всё это не только снимет излишнюю нагрузку с руководителя, но и упрочит позиции менеджера перед клиентами.
Кроме этого необходима прочная кооперация между руководителем и его секретарём, высокая степень доверия. Это позволит руководителю освободиться от выполнения части формальных функций.
Необходимо также при планировании рабочего дня учитывать внешние факторы, такие как интенсивность движения на дорогах и график работы учреждений, которые необходимо посетить руководителю. Это также позволит существенно сократить временные затраты. Увеличить время на отдых, Что поможет избежать переутомления и соответственно будет способствовать увеличению эффективности труда
Но все мероприятия, проводимые с целью увеличения производительности труда и сокращением затрат рабочего времени руководителя, будут напрасными если руководитель будет продолжать придерживаться авторитарного метода управления. Такой руководитель привык решать все сам, забывая при этом, что тратит напрасно много времени; не анализирует свою работу с целью выявления резервов снижения затрат рабочего времени; не посвящает время самообразованию.
Основным моментом в
совершенствовании организации