Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 16:18, курсовая работа
Основной целью данной курсовой работы является рассмотрение основных факторов эффективности менеджмента. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть концепции эффективности менеджмента;
оценить эффективность труда и оценить качество вклада менеджера в эффективность управления;
установить соответствия результатов деятельности личности требованиям организации;
оценить эффект внедрения информационных технологий.
Показателями, характеризующими работу аппарата управления являются стратегическая эффективность управления и своевременность принятия и осуществления управленческих решений.
При оценке эффективности управления необходимо комплексное применение всей системы обобщающих и частных показателей. Эффективность управленческой деятельности применительно к субъекту управления может характеризоваться количественными (экономический эффект) и качественными показателями (социальная эффективность), которые мы рассмотрим во втором и третьем вопросе соответственно.
2. Экономическая оценка эффективности
2.1. Показатели экономической эффективности
На уровне отдельных
предприятий в различных
Показатель эффективности использования материальных ресурсов (Эм) характеризует материалоемкость продукции:
где: МЗ – материальные затраты; ВП – стоимость выпущенной продукции.
Снижение материалоемкости продукции – одно из главных направлений повышения эффективности в промышленности и строительстве, так как затраты на материалы составляют более половины затрат на производство продукции этих отраслей. Как правило, это достигается внедрением новых ресурсосберегающих технологий, заменой дорогостоящих материалов более дешевыми.
Показатель эффективности
где: ОФ – стоимость основных производственных фондов; ВП – стоимость выпущенной продукции.
К основным производственным
фондам относятся: средства труда (производственные
здания и сооружения, машины, станки,
оборудование, транспортные средства и тому подобные) которые
участвуют в производстве. Важнейшими
направлениями повышения эффективности
использования основных фондов являются:
повышение коэффициента сменности работы
предприятия, сокращение потерь рабочего
времени оборудования и др.
Показателем эффективности капитальных
вложений (Эп) является срок окупаемости
капитальных вложений.
где: К – объем капитальных вложений; ∆П – прирост прибыли, вызванный этими капитальными вложениями за год.
Как известно, оптимальный
срок окупаемости капитальных
Показателем, характеризующим эффективность деятельности персонала (Эт), является производительность труда. На уровне предприятия она может быть определена как отношение.
где: ЧР – среднегодовая численность работников, занятых на предприятии.
Кроме того, производительность труда определяется выработкой продукции в единицу времени.
Повышение производительности труда зависит от ряда факторов: технического уровня производства, квалификации работников, качества и наличия в необходимом количестве материалов и т.д.
Материалоемкость, фондоотдача, окупаемость капиталовложений – это показатели характеризующие экономическую эффективность использования отдельных ресурсов. Между тем, на каждом предприятии необходимо определить обобщающий показатель, позволяющий оценить эффективность работы предприятия в целом. В условиях рынка таким показателем служит рентабельность, как отношение полученной прибыли к издержкам:
где: П – расчетная прибыль, т.е. прибыль оставшаяся в распоряжении предприятия; С – издержки, связанные с созданием и пополнением основных и оборотных средств.
Рентабельность качественно
характеризует работу предприятия
и отражает сопоставление прибыли
со всеми затратами. В различных
отраслях на уровне отдельных предприятий могут иметь место
специфические особенности.
Приведенные показатели экономической
эффективности менеджмента являются статическими.
Достоверность показателей
эффективности возрастает, если при
анализе форм эффективности менеджмента
учитывается ее динамический аспект.
В связи с этим показатели эффективности
менеджмента целесообразно рассматривать
в динамике посредством регистрации и
сравнения изменений за два или более
периода.
Динамический показатель эффективности менеджмента можно представить следующим образом:
где: Пп,Пб – конечные показатели (прибыль) предприятия, соответственно, в данном и базисном годах; Руп, Руб – расходы на управление, соответственно, в данном и базисных годах.
Коэффициент Эмд показывает, на сколько рублей за рассматриваемый период изменяется конечный показатель (прибыль) при изменении управленческих расходов на 1 руб. Он отражает динамику, темпы роста эффективности менеджмента.
Динамику экономической
где: Э1 и Э2 – экономическая эффективность управления предприятием, соответственно, в базисном и данном годах.
Приведенные динамические показатели целесообразно рассчитывать также при осуществлении коренных изменений системы управления организацией, при сравнении различных вариантов совершенствования системы управления. Оценка реальной взаимосвязи конкретных показателей эффективности менеджмента и перечисленных характеристик системы управления позволяет диагностировать систему управления, вскрывать ее потенциальные возможности, определять пути совершенствования.
2.2. Повышение эффективности управления
Каковы основные мероприятия повышения экономической эффективности управления?
Улучшение показателей
эффективности деятельности организации
возможно в результате разработки и
реализации организационно-технических
мероприятий комплексно отражающих
пути роста экономической
Предлагается следующая классификация мероприятий, связанных с ростом результата и снижением затрат ресурсов: технические, организационные, социально-экономические.
Технические мероприятия
направлены на совершенствование технологий,
оборудования, режимов переработки сырья, качества
применяемых ресурсов.
Организационные мероприятия направлены
на совершенствование организации учета,
производства и труда, сокращения цикла
производства, ремонта и экономии ресурсов.
Социально-экономические мероприятия направлены на улучшение условий труда и отдыха, применение мер стимулирования и ответственности, мотивации роста качества и производительности труда, развития корпоративного духа во имя целей организации.
2.3. Социальная оценка эффективности
Как же можно характеризовать социальную эффективность?
Оценка социальной эффективности отражает
социальный результат управленческой
деятельности и характеризует степень
использования потенциальных возможностей
коллектива для осуществления миссии
фирмы, ее общественную значимость.
Показатели социальной эффективности управления характеризуются только результирующими составляющими, основные из них:
· повышение научно-технического уровня управления;
· уровень интеграции процессов управления;
· повышение квалификации менеджеров;
· повышение уровня обоснованности принимаемых решений;
· формирование организационной культуры;
· управляемость системы;
· удовлетворенность трудом;
· завоевание общественного доверия;
· усиление социальной ответственности организации;
· экологические последствия.
3. Оценка эффективности
деятельности менеджера и
В современных условиях
бизнеса на российских предприятиях
недостаточное внимание уделяется
проблемам труда и оценке его
эффективности, и в частности эффективности
работы менеджеров и персонала.
Для оценки эффективности работы менеджера,
необходимо определить, с помощью каких
форм и по каким направлениям оценивается
деятельность менеджера и персонала.
3.1. Формы оценки деятельности менеджера
Каким показателем можно оценить вклад менеджера в деятельность организации?
В зависимости от постановки цели при определении результата деятельности менеджера выбираются соответствующие формы ее оценки (к.46). В настоящее время наиболее широкое применение получили следующие формы оценки деятельности менеджера: анкетирование, психологический аудит, собеседование, графологический анализ, изучение кадровых документов, оценочные испытания.
Формы оценки менеджера: анкетирование, психологический аудит, собеседование, графологический анализ, изучение кадровых документов, оценочные испытания.
Исходя из форм, оценку
деятельности менеджера, можно разделить
на два главных направления. Это
оценка эффективности труда менеджера
Оценка эффективности труда менеджера, в свою очередь, является комплексным процессом и состоит из следующих этапов:
· оценка личного вклада менеджера в деятельность организации;
· оценка эффективности использования рабочего времени менеджера;
· оценка результатов работы менеджера;
· оценка содержания труда менеджера.
Личностные и профессиональные качества менеджера являются теми средствами, которые применяются им каждодневно в процессе анализа и принятия управленческих решений, контроля, за их выполнением. При проведении аттестации работников, как правило, оценка проводится по трем группам качеств:
· профессионализм и компетентность;
· деловые качества;
· личные характеристики.
Значительное место в оценке деятельности менеджера занимает проблема определения личного вклада менеджера в итогах деятельности компании. В настоящее время существует несколько подходов к решению данной проблемы, а именно: определять личный вклад по удельному весу заработной платы работников аппарата управления в себестоимости готовой продукции или измерять личный вклад с помощью показателя выработки на одного работающего с учетом сложности труда и качества продукции. Но в конечном итоге предлагаемые варианты сводятся к их первоначальному назначению – вычислению затрат предприятия на содержание аппарата управления, что не отвечает поставленной задаче – определению личного вклада управленца.
3.2. Оценка вклада
менеджера в эффективность
Чем можно измерить персональный вклад менеджера в деятельность организации? Интересный подход к оценке личного вклада нашли в японской корпорации «Сони». Он подразумевает измерение вклада менеджера с помощью управленческой добавленной стоимости.
Управленческая добавленная стоимость – это разница между расходами предприятия на содержание менеджеров и ценностью, которая ими создается. Управленческая добавленная стоимость рассчитывается с учетом добавленной бизнесом стоимости и добавленной акционерами стоимости:
УДС = ДБС – ДАС – ОИ – УИ
где: УДС – управленческая добавленная стоимость; ДБС – добавленная бизнесом стоимость; ДАС – добавленная акционерами стоимость; ОИ – операционные издержки; УИ – управленческие издержки.
Добавленная акционерами стоимость – это величина дохода, который могли бы получить акционеры при альтернативном инвестировании собственного капитала. Объем добавленной акционерами стоимости может выражаться банковской процентной ставкой, умноженной на величину собственного капитала.
Операционные издержки – это фонд заработной платы, амортизационные исчисления, а так же текущие расходы.
Управленческие издержки – это расходы на содержание управленческого персонала.
Добавленная бизнесом стоимость – это разница между величиной общего дохода фирмы от реализации товаров и услуг и объемов затрат и налогов. В затраты включаются: расходы на сырье и материалы, запасные части, электроэнергию, услуги, платежи по банковским кредитам.
ДБС = ОД – ЗН
где: ОД – общий доход
фирмы; ЗН – затраты и налоги.
Отрицательное значение УДС говорит о
неэффективной деятельности менеджера.
Информация о работе Основные факторы эффективности менеджмента