Основные функции менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 18:21, реферат

Описание работы

Сегодня наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную и необратимую перестройку. В социально-политической жизни это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике - от административно-командной системы к рынку. Такие изменения в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения нас самих.
Важная часть этого изменения, как показывает мировой опыт -постижение науки и искусства менеджмента.

Содержание работы

Введение................................................................................................2

1. Теоретические основы менеджмента.............................................4

2. Функции менеджмента....................................................................7

2.1. Планирование...............................................................................9

2.2 Организация..................................................................................14

2.3 Контроль.......................................................................................18

2.4 Мотивация....................................................................................20

Список литературы............................................................................24

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 41.38 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

Введение................................................................................................2

 

1. Теоретические основы менеджмента.............................................4

 

2. Функции менеджмента....................................................................7                       

 

2.1. Планирование...............................................................................9

 

2.2 Организация..................................................................................14

 

2.3 Контроль.......................................................................................18

 

2.4 Мотивация....................................................................................20

 

Список литературы............................................................................24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Сегодня наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную и необратимую  перестройку. В социально-политической жизни это переход от тоталитаризма  к демократии, в экономике - от административно-командной  системы к рынку. Такие изменения  в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения  нас самих.

Важная часть этого  изменения, как показывает мировой  опыт -постижение науки и искусства  менеджмента.

Менеджмент - современная  система управления предприятием, действующая  в условиях рыночной экономики. Термин «Менеджмент» по сути является аналогом термина « управление», его синонимом. Однако есть отличие. Управление относится к живой и неживой сфере. Например, управление техникой, биологическими процессами, государством. Т.е. управление является  более широким понятием. Менеджмент применяется только в управлении социально-экономическими системами. Менеджмент это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности для достижения намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.

Система менеджмента –  это совокупность различных составляющих элементов: принципов управления, функций, методов, технологий, информационного обеспечения, материального, технического обеспечения в условиях АСУ, а также правового обеспечения.

Процесс управления (менеджмент) имеет четыре взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация  и контроль.

 

 

 

 

1. Теоретические  основы менеджмента

 

В зарубежной и отечественной  литературе существует множество трактовок  понятия «менеджмент».

Менеджмент - вид профессиональной деятельности, управленческий труд, который  включает: предмет труда (информация), средства труда (организационные и  технические) и менеджера, обладающего  определенными знаниями и умениями.

Менеджмент – самостоятельная  область знаний, требующая освоения, для успешного выполнения профессиональной деятельности менеджера.

Менеджмент - наука, использующая количественные методы и моделирование  при принятии управленческих решений..

Менеджмент - искусство управления, требующее личных способностей и  творческого потенциала менеджера.

Менеджмент – совокупность общих (планирование, организация, мотивация  и контроль) и специальных функций  управления.

Менеджмент – это профессионально  осуществляемое управление любой хозяйственной  деятельностью организации (предприятия, фирмы) в рыночных условиях, направленное на получение прибыли путем рационального  использования ресурсов.

Менеджмент – это особая динамическая организация управления, необходимая экономически самостоятельному хозяйственному объекту, гибкая система  предприимчивого и инновационного руководства, способная чутко реагировать  на конъюнктуру рынка, условия конкуренции  и своевременно перестраиваться  с учетом требований внешней среды.

В общедоступном понимании  менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

Термин «управление» шире термина «менеджмент», т.к. применяется  к различным сферам и видам  человеческой деятельности. Термин «менеджмент» применяется к управлению социально-экономическими процессами на уровне организации, действующей в рыночных условиях.

Менеджмент – это управление в условиях рыночной экономики.

Менеджмент как тип  рыночного управления имеет следующие  отличительные черты:

    • ориентация на человека;
    • ориентация на потребителя;
    • полная ориентация на рынок;
    • постоянное совершенствование системы управления организацией.

В настоящее время к  менеджменту применяют следующие  научные подходы.

А). Процессный подход появился в 20-х годах XX века и существует до настоящего времени. Это первый исторически  сложившийся подход. Он был предложен  классической административной школой. Этот подход рассматривает менеджмент как непрерывную серию взаимосвязанных  управленческих функций, определяет менеджмент как процесс, в котором деятельность направлена на достижение целей организации. В соответствии с процессным подходом каждая из управленческих функций тоже является процессом.

Процессный подход понимает менеджмент как простое одномерное взаимодействие людей в организации  и не учитывает влияние на управленческую деятельность внешней среды.

Б). Системный подход появился в 50-е годы XX века и существует в  наши дни. Системный подход – это  способ мышления по отношению к организации  и управлению. Он предполагает исследование объекта анализа как системы, включающей в себя составные компоненты (подсистемы), без которых невозможно функционирование объекта в целом. При анализе рассматриваются  внутренние связи между компонентами и внешние связи объекта. Применение системного подхода к менеджменту  помогает увидеть организацию в единстве составляющих её частей, которые неразрывно переплетаются с внешним миром.

Система – совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование с новым  свойством, которым не обладает в  отдельности ни один из ее элементов.

Признаки системы:

1. Сложность объекта и  его целостность.

2. Способность делиться  на подсистемы (это не отделы).

3. Быть, как правило, элементом  системы более высокого уровня.

4. Способность образовывать  единство с внешней средой.

В любой организации можно  выделить систему управления – это  совокупность элементов, объединенных информационными связями и процессами, направленным на достижение целей организации.

Система управления включает управляющую подсистему (субъект  управления) и управляемую подсистему (объект управления).

В). Ситуационный подход –  появился в 60-е годы XX века, существует в наше время. Он основан на предположении, что в менеджменте организации  не существует только одного набора принципов, которые могут быть использованы во всех ситуациях, т.е. отвергаются  любые универсальные принципы менеджмента.

Современный менеджмент, учитывая достижения всех школ и направлений, интегрирует их в процессе управления. Основными моментами современной  системы взглядов на менеджмент («новая управленческая парадигма») являются следующие:

    • отказ от управленческого рационализма классических школ менеджмента,
    • использование в менеджменте теории систем,
    • применение к управлению ситуационного подхода,

 

    • признание социальной ответственности менеджмента как перед обществом в целом, так и перед отдельными работниками организации.

 

 

2. Функции менеджмента.

 

Функция – широко распространенное понятие, применяемое в философии, биологии, математике и др. науках.

Функцией в менеджменте  называют особый вид управленческой деятельности, с помощью которой  субъект управления воздействует на управляемый объект.

Процесс менеджмента –  это совокупность и непрерывная последовательность взаимосвязанный действий управленческих работников по реализации функций менеджмента, осуществляемых по определенной технологии, направленных на достижение целей социально – экономической системы.

Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид  управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления). Конечным результатом  управления является выработка управленческого  воздействия, команды, приказа, направленных на достижение поставленной цели. Один работник может выполнять несколько  функций, несколько работников могу выполнять одну функцию. Каждая функция  менеджмента представляет собой  сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности – это со вокупность функций, связанных  единым управленческим циклом.

Анри Файоль разработчик  теории административного управления в начале 20 века выделил 5 исходных функций  административного процесса: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль.

   Предвидеть - изучать  будущее, устанавливать программу  действий. Организовывать – строить  двойной организм предприятия  (материальный и  социальный). Распоряжаться – приводить в  действие персонал предприятия.  Согласовывать – связывать, объединять, сочетать все действия и усилия. Контролировать - наблюдать, что  бы всё происходило по установленным  правилам и отданным распоряжениям.

В течение 20 столетия содержание функций и название некоторых  претерпело  существенные изменения  в сравнении с теми, которые  приведены в работах А. Фойля. Это обусловлено изменениями  в экономике и социальной структуре общества.

Все функции менеджмента  можно разделить по двум признакам: по содержанию процесса управления (основные функции) и по направлению воздействия на объекты управления (специфические или конкретные функции).

Основные функции являются основополагающими всего процесса менеджмента, а специфические функции  отражают особенности конкретной управленческой деятельности работников. Они изучаются  специальными дисциплинами: товароведение, организация коммерческой деятельности, бухгалтерский учет, планирование, правоведение и др.

 Наиболее полное содержание  менеджмента как процесса отражают  основные функции. Они являются  общим условием управления социальными  и  социально - экономическими процессами.

Основными функциями менеджмента являются:

Предвидение – прогнозирование, целеполагание, стратегическое планирование.

Прогнозирование – это  предвидение результатов деятельности предприятия.

Целеполагание - это постановка и формирование целей в соответствии с потребностью общества в производимой предприятием продукции (услугах), в  обеспечении  ресурсообеспеченности целей и реализуемости.

Цели – это конкретные желаемые результаты, которых стремится  достичь коллектив в процессе своей деятельности.

Цели могут быть различные: экономические, социальные, маркетинговые и др.

Социально-экономические  и в особенности производственно-хозяйственные  системы являются многоцелевыми.

Основная задача менеджеров – добиться реальных конечных результатов  деятельности. Менеджеры должны правильно  определить, уяснить свои цели, поставить  цели  персоналу с тем, чтобы  определить и уточнить исходные данные, выяснить сильные и слабые стороны  системы и эффективно их использовать.

Менеджер должен постоянно  контролировать цели и результаты их достижения. В процессе управления осуществляется постоянный процесс согласования и определение взаимного соответствия целей и результатов.

 

2.1. Планирование

Планирование – основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих достижение поставленных целей. Планирование применяется к важным решениям, определяющим дальнейшее развитие фирмы. Согласно концепции  немецкого профессора Д.Хана планирование - это ориентированный в будущее  систематический процесс принятия решений.  Сущность планирования проявляется  в конкретизации целей развития фирмы и каждого подразделения  в отдельности на установленный  период: определение хозяйственных  задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявление  материальных трудовых и финансовых ресурсов для решения поставленных задач. Планирование дает возможность  заблаговременно учесть внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального  функционирования и развития фирмы, предприятия или др. структурного подразделения.

Информация о работе Основные функции менеджмента