Основные этапы развития менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 20:17, доклад

Описание работы

Основные этапы развития менеджмента зарождались ещё с древних времён. Даже в самых древних обществах требовались личности, которые бы координировали и направляли деятельность групп (сбор пищи, строительство жилья и т.п.). К примеру, египетские пирамиды - это памятник управленческого искусства того времени, поскольку строительство таких уникальных сооружений требовало четкости в планировании, организации работы великого множества людей, контроля над их деятельностью. Рассматривая развитие теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов.

Содержание работы

1. Основные этапы развития менеджмента…………………..3
2. Зарождение управления как науки………………………....7
3. Список использованных источников……………………..10

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 27.26 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Кубанский государственный  университет»

(ФГБОУ ВПО «КубГУ»)

 

Экономический факультет

 

ДОКЛАД

Основные этапы  развития менеджмента

 

 

Работу выполнила:

бакалавр I курса экономического факультета

направления подготовки «Экономика»

группы 1                                                                                         Басенцян В.А.

 

Работу приняла:                                                                        Александрова Е.Н.

 

 

 

 

 

Краснодар 2012

Содержание

1. Основные этапы развития менеджмента…………………..3

2. Зарождение управления как науки………………………....7

3. Список использованных  источников……………………..10 

1. Основные этапы развития менеджмента

Сегодня вряд ли кто скажет, как и когда зародилось искусство  и наука управления. Менеджмент в  той или иной форме существовал  всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого  общества:

1.Политической - необходимость установления и поддержания порядка в группах;

2.Экономической - необходимость в изыскании, производстве и распределении ресурсов;

3.Оборонительной - защита от врагов и диких зверей.

Основные этапы развития менеджмента зарождались ещё  с древних времён. Даже в самых древних обществах требовались личности, которые бы координировали и направляли деятельность групп (сбор пищи, строительство жилья и т.п.). К примеру, египетские пирамиды - это памятник управленческого искусства того времени, поскольку строительство таких уникальных сооружений требовало четкости в планировании, организации работы великого множества людей, контроля над их деятельностью. Рассматривая развитие теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов.

 I период- древний период.

Наиболее длительным был  первый период развития управления - начиная  с 9-7 тыс. лет до н.э. примерно до ХУШ  в. Прежде чем выделиться в самостоятельную  область знаний, человечество тысячелетиями  по крупицам накапливало опыт управления.                                                                                                              Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода.                                                                          Примерно в 9-7 тысячелетии до н.э. в ряде мест Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства (охоты, сбора плодов и т.п.) к принципиально новой форме получения продуктов - их производству (производящая экономика). Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета в зарождении менеджмента, вехой в накоплении людьми определенных знаний в области управления.

В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным  хозяйством. В этот период (3000 - 2800 гг. до н.э..) сформировался достаточно развитый для того времени государственный  управленческий аппарат и его  обслуживающая прослойка (чиновники-писцы и пр.).

Одним из первых, кто дал  характеристику управления как особой сферы деятельности, был Сократ (470-399 гг. до н.э.). Он проанализировал различные  формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.

Платон (428-348 гг. до н.э.) дал  классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничить функции органов управления.

Александр Македонский (356-323 гг. до н.э.) развил теорию и практику управления войсками.

Приведенные материалы не охватывают всех событий и дат, которые  так или иначе характеризуют  процесс накопления знаний в области  управления, однако данный обзор позволяет в какой-то мере составить представление о том, на что обращалось внимание на самых ранних стадиях развития древнего искусства и новейшей науки - менеджмента.

II период - индустриальный период (1776-1890).

 Наибольшая заслуга  в развитии представлений о  государственном управлении в  этот период принадлежит А.  Смиту. Он является не только  представителем классической политической  экономии, но и специалистом в  области управления, так как сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.

Большое влияние на формирование многих сформировавшихся к настоящему времени научных направлений  и школ менеджмента оказало учение Р. Оуэна. Его идеи гуманизации управления производством, а также признание  необходимости обучения, улучшения  условий труда и быта рабочих  актуальны и сегодня.

Первый переворот в  теории и практике управления связан с созданием и использованием вычислительной техники. В 1833 г. английский математик Ч. Беббидж разработал проект "аналитической машины" - прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно.

III период - период систематизации (1856-1960).

 Наука об управлении  находится в постоянном движении. Формируются новые направления,  школы, течения, изменяется и  совершенствуется научный аппарат,  наконец, меняются сами исследователи  и их взгляды. С течением  времени менеджеры изменяли ориентиры  от потребностей своей конкретной  организации на изучение сил  управления, действующих в их  окружении. Некоторые из них  решали свои управленческие проблемы  теми способами, которые, казалось, срабатывали и в прошлые периоды.  Другие исследователи искали  более систематизированные подходы  к управлению. Их индивидуальные  успехи и провалы могут дать  ценные уроки для сегодняшних  менеджеров. 

 

IV период развития менеджмента.

IV период школы управления  — информационный период (1960 г.  по настоящее время).

Более поздние теории управления разработаны в основном представителями  количественной школы, часто называемой управленческой школой. Появление управленческой школы управления - следствие применения математики и компьютеров в управлении. Ее представители рассматривают управление как логический процесс, который может быть выражен математически. В 60-е гг. начинается широкая разработка концепций управления, опирающихся на использование математического аппарата, с помощью которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений менеджеров.

Формализация ряда управленческих функций, сочетание труда, человека и ЭВМ потребовали пересмотра структурных элементов организации (служб учета, маркетинга и т.п.). Появились  такие новые элементы внутрифирменного планирования, как имитационное моделирование  решений, методы анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение  оценки многоцелевых управленческих решений.

В сущности, то, что мы сегодня  называем менеджментом, зародилось во времена промышленной революции  в XIX в. Возникновение фабрики как  первичного типа производства и необходимость  обеспечения работой больших  групп людей означали, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех работников. Для этих целей обучали лучших работников - обучали для того, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Это и были первые менеджеры.

 

 

 

 

 

 

 

2. Зарождение управления как науки

Управление экономикой зародилось вместе с самой экономикой, ибо  уже изначально экономика была управляемой  системой. Да иначе и не может  быть. Ведь само слово "экономика" в переводе с древнегреческого означает ведение хозяйства в соответствии с законами, правилами, нормами. Но ведь законы и правила есть не что иное, как управление правда, в Древней Греции хозяйство было в основном натуральным, домашним, так что экономика мыслилась скорее не как хозяйство страны, а как домоводство. Но ведь и домоводство немыслимо без управления домашним хозяйством.

Древнейшие документы, в  которых были записаны правила и  нормы экономического поведения  людей, денежные и имущественные  отношения между гражданами и  государством, рабом и господином, правомерно считать законами. Первые законы, возникшие в государствах Древнего Востока, относятся к XX веку до новой эры. В древневавилонском  царстве действовали законы царя Хаммурапи, царствовавшего с 1792 по 1750 год  до новой эры. В этих законах, высеченных на базальтовом столбе клинописным  текстом, установлены экономические  правила и нормы рабовладельческих  отношений и денежного обращения, аренды земли, оплаты труда наемных  работников натуральными продуктами, золотом и серебром. В старовавилонских хозяйственных и юридических  документах предусматривались взаимные договорные и долговые обязательства, штрафы за их нарушение.

Судя по записям на глиняных табличках, еще ранее, в древней  Шумерии существовало регулирование  торговых отношений, коммерческих сделок.

Древнеегипетские памятники  письменности не оставляют сомнения в том, что египтяне вырабатывали принципы и правила управления подчиненными со стороны руководителя.

В Древней Греции и Древнем  Риме управление экономикой становится предметом обстоятельных исследований, научного анализа. Выдающиеся греческие философы Ксенофонт, Платон, Аристотель, будучи первыми учеными-экономистами, оставили свой след и в зарождении науки об управлении хозяйством, работниками, трудовым процессом. В трудах этих ученых высказаны мысли о специализации, разделении, оплате труда, управлении натуральным хозяйством, обменом, торговлей. В Древнем Риме ученые, писатели, политические деятели уделяют большое внимание организации труда рабов, ведению сельского хозяйства, правовым основам управления собственностью. Именно в Риме произошло выделение таких функций управления собственностью, как владение, распоряжение, пользование, что было зафиксировано в римском праве. Здесь же формулируются представления об иерархии и иерархических структурах управления, закладываются основы оперативного управления, календарного планирования.

Права и отношения, связанные  с управлением собственностью, регламентированы также в "Законах Ману", господствовавших в Индии в VI веке до новой эры. В более поздних древнеиндийских  трактатах мудрецов-брахманов, в  частности в трактате "Артхамастра", излагаются основы управления хозяйством, содержится описание государственного и хозяйственного устройства Древней  Индии, правила купли-продажи, найма  работников, заключения сделок, осуществления  торговых операций, ценообразования.

Древнекитайский философ Конфуций, живший в 551—479 годах до нашей эры, изложил взгляды на умственный и физический труд, отношения между рабовладельцами и рабами. В IV—III веках до нашей эры в Китае был распространен трактат "Гуань-цзы", в котором излагались проблемы управления экономикой, касающиеся рыночных отношений, торговли, налогов, земледелия и ремесел, денежного обращения.

Не стояла в стороне  от вопросов управления и церковь. Характерно, что иерархическая вертикаль  управления по цепочке "папа — кардиналы  — архиепископы — епископы — священники", установленная римской католической церковью, закрепилась на многие века.

Определенный отпечаток  на управление экономикой наложило и  военное искусство, опыт организации  боевых действий, управления войсками.

Становление феодально-крепостнического, а затем и капиталистического строя также было связано с  трансформацией форм и методов управления экономикой в целом и экономическими объектами разной природы. Но в этот довольно продолжительный период истории  теория управления экономикой, наука  управления практически не существовали, во всяком случае, не оформились в целостную  систему взглядов, единую научную  концепцию. Да и сама экономическая  наука находилась не в лучшем состоянии, ведь она зародилась, по сути, в XVII—XVIII веках. Так что экономическая практика, опыт управления объектами экономической природы, искусный человеческий ум находили, отвергали, изменяли и улучшали формы и методы управления и на макроэкономическом и на микроэкономическом уровнях. Справедливости ради отметим, что и в наше время управление экономикой опирается не только и не столько на науку, сколько на опыт, практику, искусство способных руководителей. Но основы теории управления как науки существуют уже более ста лет в виде самостоятельной отрасли знаний, опирающейся на определенные принципы, концепции, научные школы.

 

 

Список использованных источников

1. Кравченко А.И. История менеджмента:  Учебное пособие. –                             Академический проект,  2009г.- с. 560

2.Менеджмент организации: Учебное пособие./Под ред. Ланкина В.Е.   Таганрог: ТРТУ, 2006г. – с. 304

3.Петров В.В. Школы менеджмента: Учебник, 2005г. – с.286

 


Информация о работе Основные этапы развития менеджмента