Основные концепции лидерства: сравнительный анализ и пути реализации в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Для повышения конкурентоспособности бизнеса, большей управляемости предприятия, выработки стратегии дальнейшего развития необходимо грамотно выстроить бизнес-процессы, разработать оптимальную оргструктуру, собрать сплоченную команду управленцев и создать в коллективе здоровый психологический климат. Все это в состоянии обеспечить только лидер-руководитель, умеющий правильно расставить управленцев в сложной иерархической структуре крупного предприятия.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………….3
Глава I. Основы лидерства: понятие, сущность и типология
§ 1.1. Понятие и содержание лидерства…………………………………………..5
§ 1. 2. Типология лидерства………………………………………………………...9
Глава II. Практические аспекты изучения лидерства
§ 2.1. Макиавеллизм в управлении……………………………………………….16
§ 2.2. Властный аспект организационного лидерства …………………………..19
Глава III.Основные концепции лидерства, их сущность и специфика
§ 3.1. Ситуационные подходы к эффективному лидерству: континуум лидерского поведения Танненбаума – Шмидта. Модели ситуационного лидерства Фидлера, Херсея и Бланшарда………………………………………...22
§ 3.2. Подход с позиции личных качеств, поведенческий подход………………26
§ 3.3. Реализация основных концепций лидерства в современных условиях……………………………………………………………………………..29
Заключение …………………………………………………………………………30
Список источников и литературы ………………………………………………...31

Файлы: 1 файл

концепции лидерства.doc

— 223.00 Кб (Скачать файл)

Современные специалисты в области менеджмента считают, что лидерство – это всегда определенное социальное отношение. В него следует включить по крайней мере четыре переменных: характеристики лидера; позиции, потребности и прочие характеристики его последователей; характеристики организации (ее цель, структура, природа задач, подлежащих выполнению); социальную, экономическую и политическую среду.27

Таким образом, личностные особенности лидера не могут не рассматриваться в более широком контексте. Участие в организации ведет к появлению социального «пласта» в анализе психологических характеристик лидерства и менеджмента.

Новые экономические условия приводят к появлению новых организационных форм и особых стилей лидерства. Как и управление в целом, лидерство в какой-то мере является искусством, поэтому успешным окажется лидер, способный при необходимости изменить стиль руководства, т.е. ориентироваться на реальные условия производства и окружающей среды.

Заключение

Закончив рассмотрение вышеобозначенной курсовой работы, автор приходит к следующим выводам:

1. Слово  «лидер» в переводе с английского («leader») означает «ведущий», «руководящий». Лидерство это проявление индивидом  его способности оказывать решающее  влияние на других людей, организовывать  и направлять их действия.

Ключевые компетенции лидера: определение направления (общее видение цели, стратегия, формирование организационной культуры);  объединение людей (формирование и управление коммуникацией, создание коалиций, налаживание связей); мотивация и побуждение (стимулирование активности и творчества, поддержание ценностей и эмоций, обучение).

3. Различают  три типа лидерства: деловое лидерство, которое характерно для групп, возникающих на основе производственных  целей; эмоциональное лидерство, возникающее  в социально-психологических группах на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного общения и ситуативное лидерство.

4. В науке  выделяют следующие подходы лидерства: -подход с позиции личных качеств (1930-е гг.) объясняет лидерство наличием определенного набора общих для всех лидеров личных качеств. Однако практикой наличие стандартного набора качеств, который приводит к достижению успеха во всех ситуациях, не подтверждено; поведенческий подход (1940–50-е гг.) рассматривает лидерство как набор образцов поведения руководителя по отношению к подчиненным; ситуационный подход (начало 1960-х гг.) утверждает, что решающую роль для эффективности лидерства играют ситуационные факторы, при этом не отвергает важность личностных и поведенческих характеристик; современные подходы (1990-е гг.) постулируют эффективность адаптивного руководства – руководства, ориентированного на реальность. Новые экономические условия приводят к появлению новых организационных форм и особых стилей лидерства.

Список источников и литературы

1. Авдеев  В.В. Управление персоналом: технология формирования команды.  М.: Финансы и статистика, 2002. С. 544 с.

2. Аширов  Д.А. Организационное поведение. М.: ТК Велби, Проспект, 2006. С. 360

3. Блондель  Ж. Политическое лидерство: Путь  к всеобъемлющему анализу. М.: Российская академия управления, 1992. С. 135

4. Егорова  М.С. Макиавеллизм в структуре  личностных свойств [Электронный  ресурс] // Вестник Перм. гос. пед. ун-та. Серия 10, Дифференциальная психология. 2009. Вып. 1/2.

5. Захарова  Т.И. Организационное поведение.  М.: ЕАОИ, 2008. С. 330

6. Знаков  В. В. Макиавеллизм, манипулятивное  поведение и взаимопонимание  в межличностном общении // Вопросы  психол. 2002. № 6. С. 54.

7. Иванова-Швец  Л.Н., Корсакова А.А., Тарасова С.Л. Управление персоналом.  М.: ЕАОИ, 2008. С. 200

8. Кабушкин  Н.И. Основы менеджмента.  11-е изд., испр. - М.: Новое знание, 2009. С. 336

9. Кибанов  А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом  организации: стратегия, маркетинг, интернационализация. М.: Инфра-М, 2009. С. 301

10. Менеджмент  организации. Учебное пособие под  ред. Ланкина В.Е. Таганрог, ТРТУ, 2006. С. 265

11. Михалева  Е.П. Менеджмент. Конспект лекций. М.: Юрайт-Издат, 2009. С. 192

12. Мунтян М.А. Конспекты лекций по  политологии. М., ИСН, 2007. С. 175

13. Немов  Р.С., Алтунина И.Р. Социальная психология. СПб. 2008. С. 167.

14. Общий  и специальный менеджмент.  Под  ред. Гапоненко А.Л., Панкрухина А.П. М.: Изд-во РАГС, 2001. С. 568

15. Ольшанский  Д.В. Политико-психологическая типология  лидерства. Политическая психология. М. 2002 г.

16. Организационное  поведение.  Под ред. Латфуллина  Г.Р., Громовой О.Н. СПб.: Питер, 2004. С. 432

17. Основы  менеджмента.  Под ред. Афоничкина  А.И. СПб.: Питер, 2007. С. 528

18. Полукаров  В.Л.Основы менеджмента. М.: Кнорус, 2008. С. 240

19. Прыгин Б.Д. Руководство и лидерство. - СПб., Питер, 2007. С. 173

20. Тебекин А.В., Касаев Б.С. Менеджмент  организации. Учебник. 3-е изд. Перераб. М., Кнорус, 2011. С. 414

21. Уманский Л.И. Личность. Организаторская  деятельность. Коллектив. Избранные  труды. Кострома, КГУ, 2008. С. 208

22. Управление  персоналом в современных организациях.  Джеральд Коул. М.: Вершина, 2004. С. 352

23. Downton, J. (1973), Rebel Leadership: Commitment and Charisma in the Revolutionary Process, New York: Free Press.

 

 

1 Мунтян М.А. Конспекты лекций по политологии. М., ИСН, 2007. С. 175

2 Блондель Ж. Политическое лидерство: Путь к всеобъемлющему анализу. М.: Российская академия управления, 1992. С. 135

3 Downton, J. (1973), Rebel Leadership: Commitment and Charisma in the Revolutionary Process, New York: Free Press.

4 Тебекин А.В., Касаев Б.С. Менеджмент организации. Учебник. 3-е изд. Перераб. М., Кнорус, 2011. С. 414

5 Менеджмент организации. Учебное пособие под ред. Ланкина В.Е. Таганрог, ТРТУ, 2006. С. 265

6 Ольшанский Д.В. Политико-психологическая типология лидерства. Политическая психология. М. 2002 г.

7 Там же.

8 Немов Р.С., Алтунина И.Р. Социальная психология. СПб. 2008. С. 167.

9 Ольшанский Д. В. Основы политической психологии. М. 2001. С. 252

10 Захарова Т.И. Организационное поведение.  М.: ЕАОИ, 2008. С. 330

 

11 Уманский Л.И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив. Избранные труды. Кострома, КГУ, 2008. С. 208

12 Прыгин Б.Д. Руководство и лидерство. - СПб., Питер, 2007. С. 173

13 Полукаров В.Л.Основы менеджмента. М.: Кнорус, 2008. С. 240

 

14 Егорова М.С. Макиавеллизм в структуре личностных свойств [Электронный ресурс] // Вестник Перм. гос. пед. ун-та. Серия 10, Дифференциальная психология. 2009. Вып. 1/2.

15 Основы менеджмента.  Под ред. Афоничкина А.И. СПб.: Питер, 2007. С. 528

16 Знаков В. В. Макиавеллизм, манипулятивное поведение и взаимопонимание в межличностном общении // Вопросы психол. 2002. № 6. С. 54.

17 Кабушкин Н.И. Основы менеджмента.  11-е изд., испр. - М.: Новое знание, 2009. С. 336

 

18 Аширов Д.А. Организационное поведение. М.: ТК Велби, Проспект, 2006. С. 360

 

19 Михалева Е.П. Менеджмент. Конспект лекций. М.: Юрайт-Издат, 2009. С. 192

 

20 Организационное поведение.  Под ред. Латфуллина Г.Р., Громовой О.Н. СПб.: Питер, 2004. С. 432

 

21 Захарова Т.И. Организационное поведение.  М.: ЕАОИ, 2008. С. 330

 

22 Примечание: «продает» решение = аргументирует решение.

23 Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация. М.: Инфра-М, 2009. С. 301

 

24 Иванова-Швец Л.Н., Корсакова А.А., Тарасова С.Л. Управление персоналом.  М.: ЕАОИ, 2008. С. 200

 

25 Общий и специальный менеджмент.  Под ред. Гапоненко А.Л., Панкрухина А.П. М.: Изд-во РАГС, 2001. С. 568

 

26 Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды.  М.: Финансы и статистика, 2002. С. 544

 

27 Управление персоналом в современных организациях.  Джеральд Коул. М.: Вершина, 2004. С. 352


Информация о работе Основные концепции лидерства: сравнительный анализ и пути реализации в современных условиях