Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 00:07, реферат
Для того, чтобы добиваться результатов, получать прибыли и вообще существовать организации, как и любой системе, необходимо ставить перед собой цели. Цели определяют направление деятельности, структуру предприятия и форму его организации. Цели необходимо на первичный этапах формирования самой организации, т.к. они задают ход всему остальному. Неправильно поставленные цели ведут предприятие к банкротству.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОУ ВПО «Волгоградский Государственный Университет»
Факультет управления и региональной экономики
Кафедра
менеджмента
Модульная работа №2
По дисциплине: «Операционный менеджмент»
На тему
«Основные методы целеполагания»
Выполнила: Леднева Д.А.
Гр. ЭУП-081
Проверил: к.э.н., доцент
Воловик
В.С.
Волгоград, 2011
Введение
Для того, чтобы добиваться результатов, получать прибыли и вообще существовать организации, как и любой системе, необходимо ставить перед собой цели. Цели определяют направление деятельности, структуру предприятия и форму его организации. Цели необходимо на первичный этапах формирования самой организации, т.к. они задают ход всему остальному. Неправильно поставленные цели ведут предприятие к банкротству.
Процесс формирования целей – целеполагание. Целеполагание – умение правильно ставить цели и добиваться их достижения. Для организаций – первичная фаза управления, выработки и принятия решений.
Создавать
цели предприятия необходимо внимательно,
комплексно, с учетом принципов целеполагания.
Правильно сформулированная главная
цель создает древо направленных на ее
достижение подчиненных целей и практических
задач наиболее эффективным способом,
повышая тем самым уровень прибыли предприятия.
При формировании целей необходимо соблюдать определенные правила, рамки, принципы постановки цели.
Основные принципы целеполагания:
Человек устроен таким образом, что отрицание существует в языке, но не существует в мышлении. Представьте такой сюжет из мультсериала «Ну погоди»: «Волк не гонится за зайцем». Какая картинка вспыхивает перед вашими глазами, когда вы думаете о такой ситуации? Кто-то представляет, как волк гонится за зайцем, а затем движение останавливается. У кого-то рисунок с зайцем, убегающим от волка, перечеркивается крест-накрест черными линиями. Кто-то представляет это еще как-нибудь по-другому, но каждый в той или иной форме представлял то, что отрицалось.
Формулируя цель негативно, как отрицание того, что не нравится, человек концентрирует свое внимание и усилия на проблеме, вместо того, чтобы стремиться к цели. Руководитель, который фокусирует свое внимание на том, «как бы не поругаться с партнерами», добьется скорее всего других результатов, чем руководитель, который концентрирует свои усилия над целью: «наладить хорошие отношения с партнерами».
Итак,
формулирование цели позитивно позволяет:
• использовать все ресурсы нашего мышления
(учитывая то, что мозг не способен напрямую
воспринимать негативно сформулированные
указания);
• Знать, что нужно организации, вместо
того, чтобы знать, что не нужно;
• Сконцентрировать внимание и усилия
на цели, вместо того, чтобы ограничивать
себя пониманием того, что не нужно.
Цель должна касаться того, кто ее формулирует, а не окружающих, поскольку невозможно заставить измениться других людей. Например «Я хочу, чтобы поставщики поставляли сырье по цене в 2 раза дешевле». И все... Теперь то, будет или нет достигнута цель, зависит в большей мере от поставщика, а нет от инициатора цели. Переформулировав же цель как: «Купить сырье по минимально возможно на рынке цене», вы достигаете того что процесс реализации цели переходит под ваш контроль и зависит в большей мере от вас и от ваших действий.
Результаты,
которые изначально в значительной
мере зависят от того, что другие
люди предпримут какие-то действия, не
являются хорошо сформулированными.
Третье,
на что следует обратить внимание
- это то, насколько конкретно
сформулирована цель. Если цель достаточно
расплывчата и неясна, то вероятность
того, что будет получен желаемый
результат достаточно мала. Важно найти
баланс в степени конкретизации цели.
Чем более полным является представление
о том, чего вы хотите, тем лучше мозг может
проанализировать цель и заметить возможности
для ее достижения.
Чем подробнее представляется цель, тем вероятнее, что достигнута будет именно та цель, которую хотите. Например, если руководитель дает поручение своему подчиненному: «Купить книгу по бухучету». То как вы думаете, из какого спектра возможностей придется выбирать подчиненному, решая эту задачу? Если он купит книгу десяти летней давности (или не тех авторов, или не по той цене), то кто будет виноват в бессмысленно потраченных деньгах, подчиненный или руководитель? То, что нужно сделать, так это сформулировать результат настолько конкретно, чтобы точно знать чего вы хотите получить и исключить все возможные неверные толкования.
Для этого в цель включается:
- Масштаб, объем цели (в единицах сбыта, денежном или натуральном выражении);
- Критерии
начала (определены условия
- Критерии завершения (определены условия
завершения работы над целью);
- Необходимые ресурсы (есть четкое представление
о необходимых ресурсах).
Принцип
«соответствия желаниям»
Как
мы уже было выяснено, при постановке
цели необходимо указывать конкретные
ее результаты. Принцип «реалистичности»
же говорит о том, что эти конкретный
результаты должны быть достижимыми. Не
элементарными, а определены именно
так, чтобы работники предприятия и сама
организация в целом, при реализации целей
развивалась, росла, а не находилась
в одной точке развития. Например, предприятие
в своих целях указывает ежегодный прирост
сбыта на 10%, при условии, что на данном
этапе рост сбыта равен 5% в год. Если бы
предприятие поставило цель увеличивать
сбыть в два раза ежегодно, цель была бы
нереалистичной, следовательно, неосуществленной.
Правила
целеполагания и правила
а) цели должны отражать интересы собственников, в числе которых могут быть отдельные физические лица, институциональные инвесторы либо те и другие вместе;
б) целеполагание как процесс зависит от структуры корпоративного управления, взаимоотношения собственников и менеджеров компании;
в) цели компании могут вступить в противоречия с отдельными людьми и организациями, так или иначе связанными с деятельностью компании, - с группами влияния (если цели компании вступают в противоречие с их интересами, это может создать проблемы в достижении целей);
г) целеполагание должно отражать особенности внешней среды - функционирования экономики и отрасли, в которой оперирует компания;
д) все
сотрудники, принимающие решения
в компании, должны быть ознакомлены
с ее целями, представлять цели своего
подразделения в рамках компании,
принимать решения и
Вся система целей компании должна отвечать требованиям SMART :
1) Цели
должны быть связанными с |
|
2) Цели должны быть измеримыми - то, что нельзя измерить, невозможно достичь; | |
3) Цели
должны быть достижимыми - постановка
недостижимых целей может |
|
4) Цели должны быть реальными - должны быть понятными и ясными; | |
5) Цели должны быть определенными во времени |
Заключение
Целеполагание – умение правильно ставить цели и добиваться их достижения. Для организаций – первичная фаза управления, выработки и принятия решений. Цели определяют направление деятельности, структуру предприятия и форму его организации. Для того, чтобы добиваться результатов, получать прибыли и вообще существовать организации, как и любой системе, необходимо ставить перед собой цели.
Правильно сформулированная главная цель, созданная по всем принципам целеполагания, создает древо направленных на ее достижение подчиненных целей и практических задач наиболее эффективным способом, повышая тем самым уровень прибыли предприятия.
Список
используемой литературы:
1.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2006. - 670 с.
2. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник для вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 511с.
3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: учебное пособие. - пер. с англ. - М.: Дело, 2002. - 704 с.
4. Блинов А.Ю. Управление по целям в медиабизнесе. // Вестник московского университета. Серия 6. Экономика. - 2005. - №2. - с.103-109.
5. Кочурова
Л. Модель управления по целям и результатам.
// Проблемы теории и практики управления.
- 2005. - №4. - с.90-95.