Основные направления развития менеджмента в странах рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Новая отечественная система хозяйствования, отметившая уже первое десятилетие
своего существования в условиях формирования рыночной среды функционирования,
заложила основные черты будущего развития экономики Украины. А эффективная
цивилизованная экономика – это прежде всего эффективное управление ее
организациями, основанное на мировых достижениях развития и использования
современного менеджмента.

Содержание работы

Вступление. ....................................3
I. Историческое развитие науки «управление»
и современная концепция менеджмента. ........ 5
1.1. Развитие теории и практики менеджмента. ........ 6
1.2. Особенности становления
современного менеджмента в Украине. ........ 9
1.3. Современные концепции менеджмента. ........ 16
ІІ. Менеджмент инновационной деятельности. ................31
III. Классификация направлений менеджмента. ........ 38
Заключение. .............. 43
Список использованной литературы. ............ 44

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 58.87 Кб (Скачать файл)

экономической среды. Полезность, полезная функция – это отличие нововведения

от открытия и изобретения. Открытие и изобретение не имеют социальной или

экономической ценности, если они не становятся основой нововведения на рынке.

Новатор применяет нечто новое и впервые. Новинкой оно является не только для

него самого, а и для всех. Тот кто использует уже существующее нововведение,

являющееся новым для него, но не для других, новатором не является. Он

является имитатором – правильно использует то, что уже известно и доступно за

пределами его организации. Правда, для самой организации результаты во многих

аспектах подобны. И нововведение, созданное самой организацией, и адаптация

уже существующего нововведения нарушают статус-кво и отражаются на балансе

сил и влияний в организации.

Менеджеры склонны путать понятия нововведение и адаптация

нововведения. Для того, что бы избежать путаницы, целесообразно обозначить

диффузию или адаптацию того, что новое для организации, но не для внешнего

мира. Когда говорится о нововведении, то внимание сосредотачивается не на нем

самом, а подчеркивается новизна явления для организации, а это, собственно, и

есть главным для менеджера. Различия между нововведением и обновлением

фундаментальны. Нововведение – это своего рода игра в преимущество, доступная

лишь не многим. Они первые, другим придется лишь наследовать их пример.

Нововведение не обязательно для всех фирм, но обновление обязательно. Когда

конкуренты добиваются снижения затрат, используя новые технологии, тогда нет

другого пути, кроме наследования их примера. И лишь в том случае, когда данная

фирма претендует на лидерство в создании новых технологии, ей необходимо

заниматься нововведениями. Таким образом, необходимость нововведений зависит от

позиции фирмы относительно существующей технологии.

Создатель новой технологии выделяется благодаря нововведению, руководствуясь

при этом такими категориями, как жизненный цикл изделия и экономическая

эффективность, а не продуктивность. Такая стратегия нацелена на то, что бы

превзойти конкурентов, создав новое изделие или новый вид услуги, нечто

такое, что будет признано уникальным в масштабе всей отрасли. А уникальность

может быть достигнута лишь в том случае, если фирма обладает собственными

уникальными знаниями и умениями, принадлежащими данной отрасли (сфере).

Пользователь новой технологии имитирует нововведение путем обновления. Его

стратегия направлена на достижение лидерства в снижении производственных

затрат и требует энергичной борьбы за экономически выгодные масштабы

производства, за снижение себестоимости, жесткий контроль за накладными

расходами на исследования и разработки, сервис, сбытовую сеть и рекламу.

Техническое нововведение – не единственный способ заработать деньги.

Нововведение важно только для тех организаций, которые продают лицензии. А

главная цель достичь преимущества, быть лучшим – доступна лишь не многим.

Итак, главная цель – это правильно использовать то, что уже известно и

доступно. В этом случае большую пользу могут принести консультанты.

В случае принятия инновационного решения менеджеры имеют дело с такой

ситуацией, когда нужно сделать выбор, а очевидных готовых альтернатив нет.

Поэтому в данном случае следует переключиться с рационального мышления на

творческое.

Процедура творческого поиска предусматривает определенную последовательность

действий в направлении к определенному результату, поддающемуся проверке. Она

совершенно не является бесконтрольным подходом, при котором ставка делается на

случайное прозрение. В управленческой деятельности термин

творчество часто неправильно толкуется и используется. В общепринятом

понимании это понятие означает оригинальное открытие. На практике исследования

в абсолютно новых направлениях ведутся очень редко. Большинство инноваций – это

обычное расширение разнообразия уже известного. Основная часть творческих

усилий менеджеров направлена на усовершенствование существующих продуктов,

процессов и методов.

Менеджеры чаще всего оказываются в ситуации, когда они должны вырабатывать

новые, более эффективные пути решения проблем или достижения результатов. А

это лучше делать при помощи инновационного процесса, чем неконтролируемого

творческого полета. Вот некоторые общие принципы организации инновационной

деятельности:

     Первый принцип. Создать инновационный климат  в работе, который бы

допускал отклонение от общепринятого, «необоснованные» идеи и другие формы

работы в коллективе. Если не ввести правила, поощряющие свободу действий

(естественно, в известных  пределах), то инновационная деятельность  не будет

развиваться. Из всех принципов организации инновационной деятельности этот

самый важный;

     Второй принцип. Начинать с простых и доступных  альтернатив. В большинстве

проблемных ситуаций нет необходимости переделывать мир. В лучшем случае

необходимо провести скромные усовершенствования или исправления. Поэтому,

прежде всего, следует рассмотреть уже известные решения, которые использовались

ранее или которые используются в других подразделениях и сейчас;

     Третий принцип. Не начинайте сразу с поиска  идеального решения. Поскольку

большинство приемлемых решений, как правило, возникают во время выбора лучшего

решения из нескольких, конкурирующих между собой, было бы нереалистично

ожидать, что какая то альтернатива окажется идеальной с первой попытки. Вместе

с тем не стоит отбрасывать сразу те альтернативы, которые по вашему мнению, не

является идеальным. Такое отбрасывание произойдет позже при помощи более

систематического анализа при сравнении альтернатив;

     Четвертый принцип. Привлекайте людей, охотно принимайте  помощь в

выработке широкого круга альтернатив. Хотя группа работников – не всегда самый

эффективный способ для решения проблем, она может оказаться очень эффективной

формой выработки наиболее широкого спектра варианта решения. Использование идей

других или реагирование на них поможет выработать более новаторские и более

практичные решения, чем это может сделать отдельный человек. Групповое

обсуждение компенсирует свойственную отдельному человеку склонность

придерживаться однажды выбранной версии. Это дает возможность посмотреть на

ситуацию со стороны и повысить объективность процесса выработки альтернатив.

Сами по себе инновации не гарантируют коммерческого успеха. Менеджер должен

тонко ощущать баланс между стабильностью, гарантирующей доведение процесса

управления до совершенства, например между традиционной технологией, и

усилиями по внедрению новой технологии. Естественно, возникает вопрос: чем

руководствоваться менеджеру при утверждении решения о судьбе новой технологии

на его предприятии? Для такой ситуации существует несколько правил.

     Правило первое. При выборе новой технологии  менеджеры исходят из ее

привлекательности и возможностей, которые она обещает. На самом деле нужно

исходить из того, насколько она будет отвечать требованиям потребителей.

     Правило второе. При выборе новой технологии  необходимо исходить не только

из анализа теоретической рациональности и целесообразности ее внедрения, а и

учитывать сильное влияние существующей практики и прошлый опыт (то, что ранее

было неперспективным, сегодня может быть эффективным).

     Правило третье. Все усовершенствования и нововведения  в конце-концов

будут восприняты, введены и переняты. Необходимо осознавать, что большинство из

них не увенчаются успехом. Если открытие или изобретение допускает разрешение

прогнозируемой проблемы, оно будет внедряться крайне медленно, даже при

условии, что это новое слово в науке. Поэтому менеджерам стоит помнить, что

открытие – это полдела. Необходимо предприятие, которое возьмет на себя риск

стать лидером в его введении. На это способно не каждое предприятие.

     Правило четвертое. Технологические усовершенствования  не имеют

самостоятельной ценности. Только потребитель определяет их настоящую ценность.

     Правило пятое. Не всегда выигрывают принципиально  новые технологии. На

самом деле новое – не всегда лучше. Эволюционный путь, в отличие от

революционного, всегда менее рискованный, быстрее дает практический эффект и не

требует настолько резкого увеличения затрат. Менеджер должен иметь трезвый

подход.

     Правило шестое. На практике решающим фактором  часто являются не новые

технологии, а инфраструктура, необходимая для их внедрения. Изобретение нового

материала с уникальными свойствами еще ничего не означает, если для его

производства не хватает сырья, квалификации инженеров и производственных

мощностей.

В современном взаимозависимом мире внедрение нововведения должно быть

соотнесено со всеми другими элементами производственной системы. Эффект от

этих нововведений зависит от готовности и способности всей системы воспринять

их.

К причинам или побуждающим мотивам, которые вынуждают организации внедрять

нововведения, прежде всего, относятся такие: 1) поиск решения проблем,

возникающих в деятельности организаций; 2) наследование других организаций

(кто-то внедряет эту  технологию, и мы не отстанем); 3) желание улучшить свое

мастерство в конкретной деятельности; 4) интуитивные представления, что

нововведение может улучшить деятельность организации; 5) поддержка или

повышение престижа; 6) реализация знаний о новых технологиях и другие

нововведения работников, которые приходят в организацию из высших учебных

заведений, после повышения квалификации или из других организаций; 7)

обеспечение нужд людей, которые обретают удовлетворение в инновационной

деятельности, как дети в игре; 8) советы консультантов в период реорганизации

на предприятии; 9) нужды потребителей; 10) конкурентная борьба на рынке,

желание получить прибыль в конкурентной борьбе.

Принимая во внимание степень новизны и предмет инновации, ученые разделяют их на

три группы: новинка мирового масштаба – изобретение не имеющее аналога,

это первое в мире внедрение изменения; новинка в масштабах страны –

инновация имеет воспроизводственно-адаптационный характер: не имеет аналога в

стране, но существует за границей; новинка в масштабе одного предприятия –

инновации, имеющие аналоги на других предприятиях в данной стране, а также

инновации, пригодные к применению только на одном предприятии.

Организационные инновации на предприятии являются организационным

усовершенствованием его функционирования как целого, а также организационным

усовершенствованием отдельных его подразделений с целью получения

соответствующих экономических результатов. Организационные инновации могут

проявляться в двух основных формах: организационные инновации, не связанные с

техническими инновациями, целью которых является улучшение деятельности и

использования, имеющихся трудовых и финансово-материальных ресурсов;

организационные инновации, вызванные техническими инновациями, с которыми они

активно взаимодействуют и содействуют росту экономической эффективности.

              III.    Классификация направлений  менеджмента.             

Всемирная история возникновения и становления науки менеджмента

классифицируется видными мировыми исследователями по различным научным и

практическим направлениям деятельности по управлению организацией.

Эти достижения группируются по десяти направлениям, при этом некоторые из них

в настоящее время изучаются как отдельные дисциплины:

·        финансы и бухгалтерский учет;

·        бизнес-экономикс;

·        сравнительный менеджмент;

·        трудовые отношения и методы управления человеческими отношениями;

·        производственный менеджмент;

·        маркетинг;

·        исследование операций / систем и управленческие информационные

системы (УИС);

·        организационное поведение;

·        стратегия;

·        общий менеджмент.

По некоторым данным, самый первый известный вклад в развитие такой

самостоятельной в настоящее время области управленческого мышления, как

финансы и бухгалтерский учет, сделал Лука Пачоли, живший во Флоренции в

эпоху Ренессанса в XV в.

В эпоху бурного развития производства (ХХ в.) потребовалось создание более

сложных методов ведения отчетности. Так, уже с этого времени бухучет

развивался в качестве самостоятельной университетской дисциплины в Германии,

Франции, США, несколько позже – в России. Важнейший вклад в развитие этой

дисциплины внесли такие ученые, как Г. Бенсон, Т. Лимпберг, У. Пэйтон, Э.

Шмаленбах и др.

     Бизнес-экономикс  рассматривает поведение организаций, рынков, отраслей,

т.е. в более широком смысле подразумевает «описание и прогнозирование

взаимосвязанного поведения на макроэкономическом уровне».

Пожалуй, первым и наиболее известным ученым, определившим наши представления

о возможности подобных связей, был Адам Смит (XVII в.). Это направление

управленческой мысли выразилось в развитии бизнес-экономикс, микроэкономики,

макроэкономики и теории фирмы. Среди виднейших ученых-исследователей этого

направления менеджмента наиболее известными являются А. Маршалл, Г. Саймон,

Дж. М. Кейнс, М. Фридман, Дж. К. Гэлбрейт, Й. Шумпетр, П. Сэмюэлсон и др.

Информация о работе Основные направления развития менеджмента в странах рыночной экономики