Основные направления регулирования государством инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 01:19, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время перед Россией стоит задача «коренного пересмотра модели экономического развития и ускоренного перехода к экономике знаний». Именно это предусмотрено в документах, определяющих развитие России в краткосрочной и долгосрочной перспективе, в частности, в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года , Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года , Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и др.

Содержание работы

1.Основные направления регулирования государством инновационной деятельности……………………………………………………………….……..3
2. Виды инноваций………………………………………………………………..8
3. Содержание инновационной деятельности…………………………………12
4.Список литературы…………………………………………………………....14

Файлы: 1 файл

Инновационный менеджмент.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ЧИТИНСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по курсу: ИННОВАЦИОННЫЙ  МЕНЕДЖМЕНТ

ВАРИАНТ № 1

 

 

 

                                                                                        Выполнила: студентка

                                                                                   5 курса, группа 19-07

                                                                                        Лоскутникова.Е.В.    

                                                                                        Проверила:

            

 

 

ЧИТА-2012 Г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.Основные направления  регулирования государством инновационной  деятельности……………………………………………………………….……..3

2. Виды инноваций………………………………………………………………..8

3. Содержание инновационной деятельности…………………………………12

4.Список литературы…………………………………………………………....14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные направления  регулирования государством инновационной  деятельности

                     В настоящее время перед Россией стоит задача «коренного пересмотра модели экономического развития и ускоренного перехода к экономике знаний». Именно это предусмотрено в документах, определяющих развитие России в краткосрочной и долгосрочной перспективе, в частности, в  Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года , Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года , Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и др. Но переход к экономике инновационного типа, функционирование инновационной системы требуют комплекса организационных, экономических, управленческих и политических решений. Одним из важнейших условий достижения поставленной цели является снятие правовых барьеров на пути разработки научно-технической продукции и внедрении полученных результатов в хозяйственную практику. Речь идет о разработке системного законодательного обеспечения инновационной деятельности, установлении обоснованных и долговременных правил отношений между участниками инновационного и инвестиционного процесса.

В целом государственное  регулирование инвестиционной и  инвестиционной деятельности включает в себя:

  • Разработку и реализацию эффективной модели государственного стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности на базе доступных инструментов экономической политики;
  • Подготовку и осуществление комплекса мероприятий, направленных на формирование благоприятного инвестиционного климата в регионах Российской Федерации;
  • Разработку и принятие совокупности мер, призванных способствовать активизации инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов, опирающейся на инструменты государственно-частного партнерства;
  • Содействие формированию устойчивых деловых контактов между отечественным бизнес-сообществом и зарубежными партнерами, в частности, финансовыми институтами, в целях привлечения в экономику активов всех видов;
  • Разработку концептуальных основ, принципов и направлений формирования системы государственного регулирования инновационной сферы экономики;
  • Подготовку и инициацию совокупности мер институционального, бюджетно-налогового, денежно-кредитного и административного характера, призванных способствовать интенсификации инновационных процессов в народном хозяйстве республики, воссозданию инновационно-восприимчивой и инновационно-генерирующей экономической среды;
  • Оказание всестороннего содействия процессам ускоренного развития полноценной инновационной инфраструктуры;
  • Стимулирование инновационной деятельности действующих предприятий, содействие созданию новых инновационных компаний;
  • Повышение спроса на инновационную продукцию, поддержку инновационной направленности сектора науки и образования;
  • Усовершенствование корпоративного, налогового, экспортно-импортного законодательства.

В 2010 году в рамках исследования, проведенного Экспертами Российской экономической школы, компании PricewaterhousCoopers в России и Центром технологий и инноваций PwC, в сотрудничестве с Российской венчурной компанией и Российской корпорацией нанотехнологий был проведен опрос руководителей 100 крупных предприятий в России, более 50 % из которых с годовым оборотом свыше 1 миллиарда долларов в год, оборот остальных – составляет от 100 миллионов до 1 миллиарда в год.

Согласно данному исследованию, шкала наиболее значимых барьеров, мешающих инновационной активности в Российской Федерации представлена на рис.1:

Рис.1. Шкала барьеров, мешающих инновационной активности в Российской Федерации

Данный график показывает, что, по мнению представителей крупного бизнеса, наиболее существенным барьером, замедляющим инновационную активность в стране является избыточная бюрократизированность (86%). На втором и третьем месте  соответственно  отмечены несовершенная законодательная среда, в том числе недостаточная защита прав инвесторов (77%), и недоступность финансирования для стартапов и инновационных проектов (75%).

Таким образом, исследование «Инновационная активность крупного бизнеса в России: механизмы, барьеры, перспективы» наглядно демонстрирует необходимость совершенствования нормативно-правовых актов, регулирующих инновационную и инвестиционную деятельность на федеральном и региональном уровне.

Деятельность, связанную со стимулированием  разработки технологических инноваций, внедрением в реальном секторе отечественной экономики и инвестиционной деятельностью регулирует более 500 нормативно-правовых актов.

В том числе, государственная политика в области развития инновационной  системы в долгосрочной перспективе будет реализовываться в соответствии с Концепцией долгосрочного социального экономического развития на период до 2020 года, Стратегией социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, Концепцией долгосрочного прогноза научно-технологического развития РФ на период до 2025 года, Прогнозу научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу, Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации  на период до 2015 года, Комплексной программой научно-технологического развития и технологической модернизации экономики Российской Федерации до 2015 года, Основными направлениями государственной политики в области развития инновационной системы.

Нормативно-правовые акты, регулирующие инновационную и инвестиционную деятельность можно классифицировать по принципу разделения сферы их влияния, в частности, можно выделить:

  • сферу научно-технической политики;
  • инновационную и инвестиционную инфраструктуру;
  • сферу налогового и инвестиционного регулирования;
  • авторское право.

Основными нормативно-правовыми  актами, регулирующими сферу научно-технической  политики являются:

  • Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ  «О науке и государственной научно-технической политике», регулирующие отношения между субъектами научной, научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и научно-технической продукции;
  • Постановление Правительства РФ от 22.04.2009 г. N 340 "Об утверждении Правил формирования, корректировки реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации". Настоящие правила устанавливают порядок формирования, корректировки и реализации приоритетных направлений развития науки, технологий Российской Федерации; и др.

С целью обеспечения  реального внедрения в производство вновь создаваемых результатов  научно-технической деятельности приняты  нормативно-законодательные акты, определяющие инновационную и инвестиционную инфраструктуру, к ним относятся:

  • Постановление Правительства РФ от 16.06.2004 N 281 "О Федеральном агентстве по науке и инновациям». В данном Постановлении определены функции Федерального агентства по науке и инновациям по реализации государственной политики, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности, определены полномочия и порядок организации деятельности указанного агентства;

 

 

 

 

 

 

 

Виды инноваций

 

               Управление инновационной деятельностью может быть успешным при условии длительного изучения инноваций, что необходимо для их отбора и использования. Прежде всего, необходимо различать инновации и несущественные видоизменения в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения, то есть цвет и т.п.); незначительные технические или внешние изменения в продуктах, оставляющие неизменными конструктивное исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; расширение номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.  
Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.  
В промышленности различаются два типа технологических инноваций – продуктовые и процессные.  
                Продуктовые инновации охватывают внедрение технологически новых или усовершенствованных продуктов. Технологически новый продукт (радикальная продуктовая инновация) - это продукт, чьи технологические характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав используемых материалов и компонентов) или предполагаемое использование принципиально новые либо существенно отличаются от аналогичных ранее производимых продуктов. Такие инновации могут быть основаны на принципиально новых технологиях либо на сочетании существующих технологий в новом их применении (в том числе на использовании результатов исследований и разработок). Примером инноваций радикального типа (принципиально новых) могут служить микропроцессоры и кассетные видеомагнитофоны. Первый портативный кассетный плеер, сочетавший в себе существенные принципы построения магнитофонов и миниатюрных ушных громкоговорителей, являлся инновацией второго типа. В обоих случаях ни одно готовое изделие не выпускалось ранее.  
Технологически усовершенствованный продукт (в терминологии Руководства Осло - инкрементальная продуктовая инновация) - это существующий продукт, качественные или стоимостные характеристики которого были заметно улучшены за счет использования более эффективных компонентов и материалов, частичного изменения одной или ряда технических подсистем (для комплексной продукции).  
       Процессные инновации включают разработку и внедрение технологически новых или значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов. Инновации такого рода могут быть основаны на использовании нового производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса или их совокупности, а также на использование результатов исследований и разработок. Такие инновации нацелены, как правило, на повышение эффективности производства или передачи уже существующей на предприятии продукции, но иногда предназначаются также и передачи уже существующий на предприятии продукции, но иногда предназначаются также и для производства и поставки технологически новых или усовершенствованных продуктов, которые не могут быть произведены или поставлены с использованием обычных производственных методов.

Перечисленные виды инноваций  отличаются друг от друга по степени  охвата стадий жизненного цикла.  
Достаточно полную классификацию инноваций предложил А.И. Пригожин:

  1. По распространенности:

- единичные;

- диффузные.

  1. По месту в производственном цикле:

-сырьевые;

-обеспечивающие (связывающие);

-продуктовые.

  1. По преемственности:

-замещающие;

-отменяющие;

-возвратные;

-открывающие;

-ретровведения.

  1. По охвату:

-локальные;

-системные;

-стратегические.

  1. По инновационному потенциалу и степени новизны:

-радикальные;

-комбинаторные;

-совершенствующие.

                     Два последних направления классификации, учитывающие масштаб и новизну инноваций, интенсивность инновационного изменения в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имеют значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений.  
            Оригинальное инновационное наблюдение было сделано Н.Д. Кондратьевым в 20-х годах, который обнаружил существование так называемых «больших циклов» или, как их называют за рубежом, «длинных волн». Н.Д. Кондратьев указал на наличие взаимосвязи длинных волн с техническим развитием производства, привлекая к анализу данные о научно-технических открытиях, показывая волнообразный характер их динамики. Он исследовал динамику нововведений, отличая их от открытий и изобретений. Динамика нововведений исследуется в разрезе фаз большого цикла. В исследованиях Н.Д. Кондратьева впервые просматриваются основы так называемого кластерного подхода. Н.Д. Кондратьев показал, что нововведения распределяются по времени неравномерно, появляясь группами, то есть, говоря современным языком, кластерами. Рекомендации Н. Д. Кондратьева могут быть использованы при выработке инновационной стратегии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание инновационной деятельности

 

Инновационная деятельность связана с созданием, освоением и распространением инновации.

Информация о работе Основные направления регулирования государством инновационной деятельности