Основные положения теории управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 13:46, доклад

Описание работы

Предприятие, осуществляя свою деятельность, вступает в различного рода отношения с другими предприятиями, организациями и отдельными гражданами. Оно имеет определенные права и обязанности (осуществлять предпринимательскую деятельность, обращаться за кредитом в банк) и выполняет определенные обязанности (заключает сделки, производит товары или предоставляет услуги в соответствии с заключенными договорами).

Файлы: 1 файл

МУК.docx

— 18.44 Кб (Скачать файл)

Анализ  экономической информации о результатах  финансово-хозяйственной деятельности фирмы в прошлом, настоящем и  будущем лежит в основе принятия управленческих решений, то есть в основе управления на уровне фирмы. Управление фирмой в рыночной экономике называется менеджментом. Согласно оксфордскому словарю английского языка слово "менеджмент" означает: способ, манеру общения с людьми; власть и искусство управления; особого рода умелость; административную единицу.

В современной трактовке менеджмент - это:

1) самостоятельный вид профессионально  осуществляемой деятельности по  эффективной организации хозяйственного процесса;

2) организация управления фирмой;

3) процесс принятия управленческих решений;

4) наука управления фирмой.

Как наука менеджмент формируется в  процессе поиска более рациональных способов управления, форм организации  производства в целях повышения  его эффективности. Необходимость  в исследовании проблем управления в связи с его усложнением  определилась в середине XIX века. С начала XX века последовательно сформировались четыре важнейшие концепции, в своем творческом развитии получившие воплощение в практической деятельности современных фирм. Это концепции научного управления; административного управления (классическая теория); управления с позиций психологии и человеческих отношений; управления с позиций науки о поведении.

Родоначальником концепции научного управления (1885-1920 гг.) является Фредерик Тейлор. В его  книге "Принципы научного управления" впервые менеджмент рассматривается  как наука, как самостоятельная  сфера деятельности. Было доказано, что в организации процесса труда  могут применяться точные расчеты, анализ, методы и подходы, используемые в науке и технике. Таким образом, разделялся исполнительский и управленческий труд, закладывались основы нормирования и стимулирования труда.

В рамках концепции административного  управления (1920-1956 г.г.) сформировалось понятие организационной структуры фирмы.

Исходя  из высказывания одного из представителей классической теории управления фирмой А. Файоля, "управлять означает предвидеть, согласовывать, организовывать, распоряжаться, контролировать". Управление рассматривается как универсальный, систематизированный, непрерывный процесс, основными функциями которого являются планирование, организация, контроль. Анри Файолем разработано 14 принципов управления (администрирования, в его терминологии): разделение труда; единство полномочий и ответственности; дисциплина; единоначалие; единство направления; подчиненность личных интересов общим; вознаграждение персонала; централизация труда в определенных границах; скалярная цепь (иерархичность); порядок; справедливость; стабильность рабочего места (предотвращение текучести); инициатива; корпоративный дух. Предприятие рассматривается как замкнутая система без учета влияния внешней среды.

 

Исследования  Абрахама Маслоу, Элтона Мэйо и других экономистов показали, что важнейшим фактором роста производительности труда служит повышение степени удовлетворенности работников условиями и результатами своего труда, отношениями внутри коллектива. Концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений наибольшее распространение получила в 30-50-е годы. В 60-е годы развивается концепция управления с позиций науки о поведении человека. Основной упор делается на активизацию личностного потенциала работников, на повышение эффективности человеческих ресурсов через систему мотивации, социальных коммуникаций, создание атмосферы делового сотрудничества в достижении целей фирмы.

Сегодня наука управления представлена целым  спектром часто трудно совместимых  друг с другом течений, школ, таких, как адаптация, глобальная стратегия, деловая ориентация, рыночное управление и др. Все эти понятия объединяет то, что они имеют практическую направленность на совершенствование  стратегии фирмы. Современный менеджмент отличают новые подходы (ситуационный, системный, процессуальный), широкое  использование математики, статистики и компьютерной техники.

Выше  было отмечено, что современный менеджмент может рассматриваться как самостоятельный  вид профессиональной деятельности. В качестве субъекта управленческой деятельности любого уровня (высшее руководство, среднее звено управления, низовое  звено управления) и специализации (производство, сбыт, финансы, НИОКР  и др.) выступает специалист-менеджер, а в качестве объекта хозяйственная  деятельность фирмы в целом или  конкретная сфера деятельности. К  менеджеру предъявляются очень  высокие требования (профессионализм, компетентность, умение видеть перспективу, способность к инновациям и т.п.), важнейшим из которых является умение управлять людьми.

Теория  управления фирмой имеет большое  значение для правильной организации  функционирования предприятия. Менеджмент-это  деятельность специалистов-менеджеров, которые на основе разрабатываемых  ими планов, определяют, кто, что, когда  и сколько должен делать, как это  делать, с кем вместе это делать, какова мотивация процесса труда  и, наконец, какой должна быть система  контроля. Менеджмент – это организация  и управление работой людей. Управление предприятием требует разносторонних знаний, научно- исследовательского подхода, стратегического и вариантного мышления, организаторских способностей, коммуникабельности, самостоятельности, новаторства, предприимчивости. Теория управления интересна тем, что она постоянно развивается. Не существует двух предприятий с абсолютно одинаковыми моделями управления, так как методы управления постоянно корректируются с учетом изменений, происходящих на рынке. Профессионализм и интуиция менеджера являются немаловажными элементами успешного управления, также как и участие коллектива в делах предприятия.

В данной работе сделана попытка осветить основные положения теории управления предприятием.

 Предприятие,  фирма, компания. Понятие и природа управления фирмой.

  Способы и типы управления  зависят, в первую очередь,  от вида и формы предприятия.  Предприятие – это имущественно обособленная хозяйственная единица, предназначенная для решения хозяйственно- производительных задач (производств потребительных благ - предметов и услуг) и способная к самовоспроизводству (обеспечению своего жизненного цикла).[1]

 Иногда  предприятия называют коммерческой  организацией, чтобы подчеркнуть  основную цель его деятельности, отделить от организации некоммерческой, т.е. организации, которая не  преследует цель извлечения прибыли  и не распределяет полученный  доход между участниками организации, (к таковым относятся, к примеру,  государственные учреждения, общественные  и религиозные организации, благотворительные фонды и проч.)

 Предприятие,  осуществляя свою деятельность, вступает в различного рода отношения с другими предприятиями, организациями и отдельными гражданами. Оно имеет определенные права и обязанности (осуществлять предпринимательскую деятельность, обращаться за кредитом в банк) и выполняет определенные обязанности (заключает сделки, производит товары или предоставляет услуги в соответствии с заключенными договорами). Однако права и обязанности – это нечто, присущее личности, человеку, гражданину. Это противоречие разрешается через признание предприятия субъектом права, т.е. лицом, которое может иметь гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления своей деятельности. Поэтому предприятие называется юридическим лицом, в отличие от гражданина – лица физического.

 Предприятие  как юридическое лицо заключает  договоры, исполняет сделки, но как  таковое оно не может ни  определить цель своей деятельности, ни подписать контракт, ни оформить человека на работу. Это делают люди, действующие от имени предприятия – по закону либо по поручению партнеров по предприятию, или специально избираемые органы юридического лица.

 Выделяют  три основных вида предприятий,  ориентированных на получение  прибыли: компания с одним владельцем, партнерство и корпорация


Информация о работе Основные положения теории управления предприятием