Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 20:33, реферат
1. Основные понятия и категории управления качеством
Понятие качества.
Под управлением качеством продукции понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование.
Понятие качества продукции регламентировано в Российской Федерации государственным стандартом, ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения»: «Качество – совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением».
Покупатель считает качественной ту продукцию, которая отвечает условиям потребления независимо от того, какие специфические потребности ей предназначалось удовлетворять.
До недавнего времени при решении проблем качества предприятия ориентировались на технический уровень качества продукции без учета потребностей рынка. Вместе с тем, следует отметить, что отечественная система управления качеством внесла существенный вклад в развитие подходов к управлению качеством продукции во всем мире. В этом вопросе отечественный опыт учтен при разработке международных стандартов по системам качества.
Система качества, регламентированная международным стандартом ИСО 9004, охватывает весь жизненный цикл изделия от проектирования до утилизации и распространяется на такие элементы системы, как маркетинг, материально-техническое обеспечение, сбыт, обслуживание.
Управление качеством
Система управления качеством продукции
– совокупность управляющих органов
и объектов управления, взаимодействующих
с помощью материально-
Государственная аттестация продукции
– система организационно-
Прогнозирование качества продукции
– определение вероятных
Планирование качества продукции – установление обоснованных заданий по выпуску продукции с требуемыми значениями показателей качества на заданный момент времени или в течение заданного интервала времени.
Контроль качества продукции – проверка соответствия показателей качества продукции установленным требованиям.
Надзор за качеством продукции – контроль качества продукции, осуществляемый специальными органами.
Квалиметрия – область науки, предметом которой являются количественные методы оценки качества продукции.
4. Принципы управления качеством
В основу международных стандартов ИСО серии 9000:2000 положены восемь принципов управления качеством. Ниже изложено содержание этих принципов всеобщего управления качеством.
Принцип 1. Ориентация (или фокус) на потребителя. В основе этого принципа — анализ рынка и потребностей потребителей. Результаты анализа служат механизмом, запускающим производство. Выпуская продукт, уже не ограничиваются выполнением формальных требований заказчика, а пытаются предугадать его желания.
Принцип 2. Лидерство. Лидерство –
ключевой принцип системы менеджмента
качества, без которого система менеджмента
качества (СМК) скорее фикция, чем реальность.
Управление предприятием, руководство
проектами, создание, внедрение и
эксплуатация СМК – это области
деятельности, где необходимо лидерство.
С представлением о лидерстве
тесно связана концепция
Принцип 3. Вовлечение персонала. Вовлечение
персонала на практике означает систематическую
возможность каждого сотрудника
участвовать в выработке и
реализации управленческих решений. Такая
возможность рождает в людях
чувство ответственности и
Принцип 4. Процессный подход. Все виды
деятельности в организации рассматриваются
как процессы. Процессы – это
логически упорядоченные
Принцип 5. Системный подход. Системный
подход требует координации всех
аспектов деятельности, постоянного
планирования и доведения планов
до каждого рабочего места, с тем,
чтобы можно было анализировать
и корректировать их выполнение по
xoдy дела. Этот принцип предполагает
представление организации как
системы взаимодействующих
Принцип 6. Непрерывное улучшение.
При систематическом улучшении
процессов постепенно появляется возможность
снижения потерь и соответственно цены
продукции за счет растущего «зазора»
между себестоимостью и ценой. Такое
снижение цены ведет к расширению
рыночной ниши, что, в свою очередь,
приводит к снижению себестоимости
за счет эффекта масштаба. Этот механизм
называют цепной реакцией Деминга. Постоянное
улучшение начинается с человека,
с совершенствования его личных
качеств, знаний, навыков и умений.
Наиболее важный аспект непрерывного
совершенствования – это
Принцип 7. Подход к принятию решений на основе фактов. Принимать решения на основе фактов – значит отличать достоверные факты от ложных или сомнительных. Основа этого подхода – измерения, производимые для получения данных о процессах, и одновременно накапливание информации, которая постепенно превращается в знания.
Принцип 8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Этот принцип нацелен на создание новых отношений с поставщиками. При постоянных отношениях с поставщиками можно говорить об управлении цепочками добавленных ценностей для потребителей. Действительно, поиск поставщика и налаживание отношений с ним – дело долгое и дорогое. Всегда следует стремиться к постоянным отношениям с поставщиками.
Список литературы
Информация о работе Основные понятия и категории управления качеством