Основные принципы менеджмента. Понятие и содержание функций менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 23:36, реферат

Описание работы

Принципы менеджмента - это общие закономерности, в рамках которых реализуются связи (отношения) между различными структурами (элементами) управленческой системы, отражающиеся при постановке практических задач управления.
Основным принципом менеджмента является принцип оптимального сочетания, централизации и децентрализации в управлении.

Содержание работы

1. Основные принципы менеджмента.
2. Понятие и содержание функций менеджмента.

Файлы: 1 файл

Доклад.docx

— 40.88 Кб (Скачать файл)
 

Доклад

На тему: «Основные принципы менеджмента. Понятие и содержание функций менеджмента».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

2012 год

Содержание

  1. Основные принципы менеджмента.
  2. Понятие и содержание функций менеджмента.

 

Принципы менеджмента

Принципы менеджмента - это общие  закономерности, в рамках которых  реализуются связи (отношения) между  различными структурами (элементами) управленческой системы, отражающиеся при постановке практических задач управления.

Основным принципом менеджмента  является принцип оптимального сочетания, централизации и децентрализации в управлении.

Проблема сочетания централизации  и децентрализации в менеджменте - это проблема распределения полномочий на принятие конкретно определенных решений на каждом уровне управленческой иерархии Оптимальным вариантом  считается подход, когда централизованными  являются решения, относящиеся к  разработке политики - целей и стратегии  фирмы в целом, а да централизованными - решения, относящиеся к оперативному управлению.

Под децентрализацией понимается передача права принятия решений низовому оперативно-хозяйственному звену - производственным отделения пользующимся хозяйственной самостоятельностью. Это предполагает высокую степень координации деятельности на всех уровнях управления фирмой, выступающее как единое целое.

Принцип сочетания централизации  и децентрализации в менеджменте  предполагает необходимость умелого  использования единоначалия и коллегиальности. Под единоначалием понимается предоставление высшему руководителю фирмы или  подразделения такой полноты  власти, которая необходима для принятия решений, и персональной ответственности  за порученное дело.

Коллегиальность предполагает выработку  коллективного решения на основе мнений руководителей разного, уровня и прежде всего исполнителей конкретных решений - руководителей производственных отделений. Коллегиальное повышает объективность принимаемых решений, их обоснованность и способствует полной реализации таких решений. Однако принятие коллегиальных решений происходит намного медленнее, чем индивидуальных.

Разновидностью коллегиальности  является коллективность принятия

решения. Коллективные решения, как  правило, принимаются большинством голосов например, на собрании акционеров. Роль руководства здесь сводится к подготовке и обоснованию решений, предлагаемых к обсуждению и принятию на коллективной основе.

Другим важным принципом менеджмента  является принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности используется принцип единства команды. Менеджеры осуществляют свои связи на один уровень вверх или вниз от своего уровня. Подчиненный должен выполнять поставленные ему задачи и периодически отчитываться за их выполнение. Каждая должность в иерархии управления наделена конкретными предоставленными ей правами, и менеджер, занимающий соответствующую должность, несет полную ответственность за возложенные на него задачи выполняет определенные функции. Ни один руководитель не может передать задание по выполнению решения, минуя непосредственного подчиненного. Отдельным моментом в реализации такого принципа является то, что руководитель может оказаться изолированным от сферы своей ответственности, поскольку "посредственные подчиненные могут препятствовать его личным и прямым контактам с низовыми звеньями управленческой структуры.

Одним из важнейших принципов современного менеджмента является демократизация управления, основанная на корпоративной организации собственности, денежные средства многих людей, вложенные в акции, поставлены под единое управление.Принципы управления фирмами определяются многими факторами в частности, масштабами, профилем и технологией производства; характером и разнообразием выпускаемой продукции; степенью использования электронно-вычислительных методов обработки информации; объемом заграничной деятельности и ее формами.

Практически каждая фирма имеет  свою организацию управления, которая  постоянно совершенствуется путем  применения таких форм и методов, которые бы обеспечивали наиболее высокие  прибыли, высокую конкурентоспособность  выпускной продукции и способствовали проникновению в новые сферы  деятельности и званию прочных позиций  на рынках. важнейшими принципами управленческой деятельности являются принципы реализации и децентрализации, которые кладутся в основу организационных управления.

Централизованная форма управления предусматривает осуществление  руководства деятельностью входящих в фирму предприятий из одного центра.

Регламентацию и координацию их деятельности, полное отсутствие у  них хозяйственной самостоятельности  вплоть до того, что их ответственность  за сбыт продукции

Такая форма организации управления используется обычно небольшими компаниями, выпускающими один вид продукции  или продукцию одной отрасли, технологический процесс которой  тесно увязан, работающими преимущественно  бывающих отраслях промышленности и  ориентирующимися на местный или  национальный рынок.

Централизованное управление небольшой  по размерам компанией, выпущен один вид продукции, организуется довольно просто. Высшее руководство обычно состоит из президента компании, который  выступает одновременно управляющим, и двух вице-президентов, один из которых  занимается производством продукции  по вопросам ее технологии, другой занимается сбытом продукции всем, что с этим связано. Такие вопросы, как правовая защита интересов компании в ее деловых отношениях с другими фирмами и государством, ведение бухгалтерии обычно поручаются специализированным фирмам.

Централизованное управление крупной  фирмой, выпускающей один вид продукции, более сложно. Президент здесь  осуществляет только общее руководство: компанией, а вице-президенты руководят  определенными секторами деятельное помощью соответствующих управляющих. Так, например, вице-президенту, занимающемуся  финансовыми вопросами, подчиняются  казначей, ревизор и управляющий  по закупкам (снабжению). Вице-президенту по производству подчиняется управляющий  научно-технической работой и  главный инженер предприятия. В президент по сбыту тоже имеет двух управляющих - одного по сбыту и маркетингу. В обязанность последнего входит изучение рынка, организация рекламы, использование всех форм и методов для продвижения продукции компании рынках.

 

 

 Понятие и содержание функций менеджмента

 

Современный менеджмент основывается на использовании системного анализа  и синтеза, на компьютерных технологиях  сбора, передачи, обработки и хранения информации. Содержание менеджмента  определяется составом функций и  процессов управления, осуществляемых в организации.

Модифицированное и уточнённое при помощи теорий систем и ситуационного  подхода представление о менеджменте  в виде процесса является наиболее широко принятой моделью управления [1.С. 35].

Исходя из данного подхода  содержание процесса менеджмента рассматривается в его функциях, под которыми принято понимать состав общих задач менеджмента, решаемых при создании и в процессе функционирования организации. Речь идёт о таких задачах менеджмента, состав и содержание которых в минимальной степени зависят от специфики деятельности (масштабов, отраслевой принадлежности, назначения и т.п.) и составляют содержание любого процесса менеджмента. Многообразие организаций, их сложность и разнообразие условий функционирования чрезвычайно затрудняют любую попытку типизации процессов менеджмента ими и регламентации состава функций менеджмента.

Однако систематизация функций  менеджмента необходима для каждой организации как средство дифференциации задач управления, закрепления их за отдельными исполнителями и специализации  органов управления в организациях.

Функции менеджмента представляют собой обособленные, относительно однородные направления управленческой деятельности, составляющие процесс менеджмента (Приложение А).

В теоретических работах  и практической деятельности используются различные подходы к систематизации функций менеджмента.

Предвидеть- изучать будущее, устанавливать программу действий.

Организовывать – строить  двойной организм предприятия (материальный и социальный). Распоряжаться –  приводить в действие персонал предприятия.

Согласовывать – связывать, объединять, сочетать все действия и усилия.

Контролировать – наблюдать, что бы всё происходило по установленным  правилам и отданным распоряжениям.

В течение 20 столетия содержание функций и название некоторых  претерпело существенные изменения. Это  обусловлено изменениями в экономике  и социальной структуре общества[2].

Все функции менеджмента  можно разделить по двум признакам: по содержанию процесса управления (основные функции) и по направлению воздействия на объекты управления (специфические или конкретные функции).

Основные функции являются основополагающими всего процесса менеджмента, а специфические функции  отражают особенности конкретной управленческой деятельности работников. Они изучаются  специальными дисциплинами:

– товароведение, организация коммерческой деятельности, бухгалтерский учет, планирование, правоведение и др.

Наиболее полное содержание менеджмента как процесса отражают основные функции. Они являются общим  условием управления социальными и  социально – экономическими процессам.

Многовековое развитие предопределило выделение управленческой деятельности в отдельную функцию, которая  по своему назначению и содержанию отличается от производственной. Главным преобразованием этого периода в области менеджмента было его отделение от собственности и зарождение профессионального управления.

Впервые функциональную администрацию  ввёл Тейлор, предложивший заменить старый аппарат новым руководящим персоналом. Тейлор ввёл в организацию управления два новых отдела: плановое бюро и отдел кадров. Расширение круга  обязанностей к повышению степени  ответственности администрации.

Идеи функциональной администрации  и принцип единоначалия соединил Анри Файоль. В его теории администрирования существуют две части: первая связана с пониманием функций. Вторая – с пониманием принципов. У Файоля функция определяет сферу деятельности, ответственности и компетенции управленца. Она отвечает на вопрос, что делает руководитель.

Файоль выделяет пять функций администрации: предвидение, организация, распределение, координация и контроль. Исторически это означало шаг вперёд. Ещё недавно Адам Смит, подчёркивая значение управления, никак не дифференцировал управленческие функции. Единственной функцией оставалась инвестиция (вложение капитала и приобретение рабочей силы и оборудования). Тейлор продвинулся дальше и ввёл функцию планирования. В качестве самостоятельных действий управленца он назвал контроль и рассматривал предвидение и координирование в качестве самостоятельных видов деятельности, но он никогда не говорил ни о каких функциях менеджмента.

Файоль не просто перечислил основные функции, он заложил основы особого направления в менеджменте – структурно – функционального подхода. Функциональным его нужно считать потому, что управленческие функции – несущий элемент всего каркаса управления. Структурным – потому, что функции определяют структуру организации. У Тейлора одна функция (планирование) – одно структурное подразделение, у Файоля – пять функций и целая система функциональных служб.

Важно понять, что Файоль имел в виду под этими функциями:

Планирование – это  прогнозирование и подготовка к  будущему. Неспособность планировать  означает некомпетентность менеджера.

Организация – это обеспечение  бизнеса всем необходимым для  функционирования (оборудование, материалы, финансирование, люди), причём важнейшим  элементом здесь является учебная  подготовка менеджера.

Командная деятельность –  средство выполнения организационной  работы; в ограниченной своей сути это – управление подчиненными.

Координация – гармонизация деятельности для достижения успеха.

Контроль – проверка и  надзор за тем, чтобы сё шло так, как  запланировано.

Современное определение  управления включает в себя все файолевские функции; разработанная им модель функций оказалась настолько плодотворной, что явилась основой для конкретизации данного понятия современными школами и направлениями менеджмента. В современной теории управления к функциям относят; планирование, организацию, мотивацию, контроль и координацию. Каждая из основных функций является для организации жизненно важной [6.С. 45].

Информация о работе Основные принципы менеджмента. Понятие и содержание функций менеджмента