Основные принципы школы научного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 21:33, реферат

Описание работы

Сущность научного управления выражена Тейлором в следующих четырех основных положениях:
1.вместо волевых решений научно обосновывать каждый элемент работы;
2.с помощью определенных критериев отбирать, а затем обучать, образовывать и развивать рабочую силу;
3.тесно сотрудничать с людьми, обеспечивая при этом выполнение работы в соответствии с разработанными принципами науки;

Файлы: 1 файл

Основные принципы школы научного управления.docx

— 24.95 Кб (Скачать файл)

Основные принципы школы  научного управления:

  • Рациональная организация труда — предполагает замену традиционных методов работы рядом правил, сформированных на основе анализа работы, и последующую правильную расстановку рабочих и их обучение оптимальным приемам работы.
  • Разработка формальной структуры организации.
  • Определение мер по сотрудничеству управляющего и рабочего, т. е. разграничение исполнительных и управленческих функций.

Основателями школы научного управления являются:

Ф. У. Тейлор;

Френк и Лилия Гилберт;

Генри Гантт.

Сущность научного управления выражена Тейлором в следующих четырех  основных положениях:

1.вместо волевых решений научно обосновывать каждый элемент работы;

2.с помощью определенных критериев отбирать, а затем обучать, образовывать и развивать рабочую силу;

3.тесно сотрудничать с людьми, обеспечивая при этом выполнение работы в соответствии с разработанными принципами науки;

4.обеспечивать обоснованное разделение труда и ответственности между руководителем и работниками. Руководители выполняют ту работу, для которой они лучше подготовлены, чем рабочие, тогда как в прошлом почти вся работа и большая часть ответственности лежала на исполнителях.

Разделение планирования работ и их выполнения. Это разделение двух функций базируется на специализации труда как руководителей, так и рабочих, и на рациональном подходе к формированию иерархии управления в организациях. На каждом уровне организации происходит специализация функций. Функциональное руководство группой. Концепция функционального руководства группой состоит в делении работы управляющими таким образом, чтобы каждый человек (начиная с помощника управляющего и ниже) имел столько функций, сколько он может выполнить. Тейлор считал, что традиционные функции руководителя низовой группы сводятся к деятельности и по планированию, и по управлению (рис. 2.1).

Исследование в действии и во времени. Важнейшей чертой научного управления является системный анализ работы. Тейлор и его последователи предположили, что способ улучшить работу, а именно сделать ее более эффективной, состоит в определении: 1) наилучшего пути выполнения задания; 2) стандартного времени его выполнения. Взаимосвязь между исследованием действия и временем настолько тесна, что отделить одно от другого невозможно

Премиальная система заработной платы.

Отбор и обучение. Сторонники теории научного управления считали важнейшей  задачей руководителя отбор людей, способных отвечать требованиям  работы, а затем их обучение, с  тем, чтобы они могли выполнять  работу, как предписано.

Админ. Школа Файоля

Главная задача административной школы  – создание универсальных принципов  управления, соблюдая которые организация  будет успешно осуществлять свою деятельность.

Принципы управления, сформулированные А. Файолем.

  • Разделение труда,
  • Дисциплина.
  • Единоначалие.
  • Единство руководства. Виды деятельности, имеющие одну и ту же цель, должны иметь одного руководителя и следовать единому плану.
  • Власть и ответственность.
  • Подчинение частных интересов общим. Интересы работника или группы работников не должны ставиться выше интересов предприятия; интересы государства должны быть выше интересов гражданина или группы граждан.
  • Вознаграждение. Стимулирование труда работников должно быть справедливыми, и каждый работник должен знать, за что он получает вознаграждение и в каком размере.
  • Стабильность рабочего места для персонала. По мнению А. Файоля, слишком сильная текучесть кадров является одновременно и причиной, и следствием плохого управления.
  • Инициатива, т. е., по определению Файоля, обдумывание и выполнение плана. Файоль считал, что подчиненные должны получить возможность проявить личную инициативу, т. к. это стимулирует их к более эффективной деятельности.
  • Порядок, т. е. «всему (каждому) свое место, и все (каждый) на своем месте». Работник должен знать свои обязанности, меру ответственности и соблюдать должностные инструкции.
  • Справедливость.
  • Централизация. Файоль говорит о степени концентрации или рассредоточения власти в зависимости от сложившихся обстоятельств.
  • Скалярная цепь, т. е. «цепь начальников» от самого высшего до самого низшего ранга, от которой не нужно отказываться, но которую следует сократить, если слишком скрупулезное следование ей может помешать эффективному управлению.
  • Корпоративный дух, т. е. принцип «в единении – сила». А. Файоль считал, что в организации должна быть хорошо развита корпоративная культура, каждый работник должен понимать цель деятельности организации, ее миссию и свою роль для достижения поставленных целей.

Школа человеческих отношений

на рубеже 30-х гг. XX в. школы «человеческих  отношений», или «человеческого поведения».

Основатели школы «человеческих  отношений»: Элтон Мэйо и Фриц Ротлисбергер.

Основные представители.

• Дуглас Мак-Грегор • Крис Арджирис,.Ренсис Лайкерт –

• Основная идея школы «человеческих отношений» – сосредоточивать основное внимание на работнике, а не на его задании.

Предметом исследования школы «человеческих  отношений» являются:

• коммуникационные барьеры;

• психологические мотивы поведения людей в процессе производства;

• групповые нормы;

• групповые отношения;

• проблемы «конфликта и сотрудничества»;

• неформальная организация.

Основные положения школы «человеческих  отношений».

1. Человек является «социальным существом».

2. Строгая иерархия подчиненности, формализация организационных процессов несовместимы с «природой человека».

3. Решение «проблемы человека» – дело предпринимателей.

Школа поведенческих  наук

Начало 50-х

Среди наиболее крупных представителей поведенческого направления можно  отметить Криса Арджириса, Ренсиса Лайкерта, Дугласа Мак-Грегора, Фредерика Герцберга, Абрахама Маслоу. Мотивами поступков людей, по их мнению, являются не экономические силы, как считали сторонники и последователи школы научного управления, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег.

Школа поведенческих наук явилась  своего рода продолжением школы «человеческих отношений»

Основополагающие принципы управления, сформулированные поведенческой школой которые широко используются в кадровом менеджменте современной организации

- лояльность к работающим;

- ответственность как обязательное условие успешного менеджмента;

- создание психологического климата,  способствующего раскрытию способностей работников организации;

- установление долевого участия  каждого сотрудника в общих  результатах;

использование методов работы с  людьми, обеспечивающих их удовлетворенность работой;

- умение менеджера слушать всех, с кем он сталкивается (исполнителей, покупателей, поставщиков и т.п.);

- соблюдение менеджером этических норм в бизнесе;

- честность и доверие к персоналу,  высокое качество личной работы  менеджера и ее постоянное  совершенствование.

Прагматическая школа

В основе теории этой школы лежало изучение и последующее распространение  конкретного опыта управления фирмами, военными организациями, что явилось  наиболее полезным способом совершенствования  менеджмента. Отсюда и название школы  — эмпирическая (эмпирия — опыт). Ее представители — Э. Петерсон, Г. Саймон, Р. Дэвис, А. Чандл, Э. Дейл и др.

Эмпирическая школа в менеджменте  стала новым этапом в развитии представлений об управлении. Наиболее заметными представителями этого  направления были П. Друкер, Д. Миллер, Р. Дэвис. В основе взглядов сторонников этой школы лежало представление о том, что любые рекомендации по управлению нельзя дать, если не было собрано достаточное количество конкретных данных, касающихся конкретной ситуации.

Именно по этой причине данная школа  была названа эмпирической.

Следовательно, эмпирическая школа  изначально противопоставила себя некоторым  предшествующим направлениям менеджмента, в частности, поведенческой школе  и школе человеческих отношений. Последние подходили к объекту  исследования менеджмента «предвзято», то есть заранее зная, в чем заключается его сущность.

В рамках эмпирической школы решались два основных вопроса. Во-первых, это  практические исследования деятельности менеджеров. Благодаря им последние  смогли сформулировать много достаточно ценных рекомендаций, вошедших в обиход современного менеджмента. Эмпирическая школа в целом негативно относилась к работам университетских профессоров.Во-вторых, эмпирическая школа предложила развернутую концепцию современного капитализма. С позиции этой школы, современный капитализм существенно отличается от капитализма в стадии его зарождения. Изначально капитализм действительно был основан на эксплуатации человека человеком; в этом плане эмпирики были согласны с той позицией по отношению к капитализму, которую выразил Маркс и его последователи.

На современном этапе, с точки  зрения эмпирической школы, люди в капиталистическом  обществе равны и имеют равные возможности в том, что касается получения и распределения прибыли. При этом практические исследования, проведенные сторонниками эмпирической школы, стали важным моментом в обосновании: они смогли со ссылкой на результаты практических исследований показать, что в структуре производственных отношений капиталистического общества произошли изменения.

Эмпирическая школа ориентировалась  в основном на практические рекомендации руководителям. Характерным для  нее утверждением является, например, следующее: «Убедитесь в том, что  ваши сообщения не противоречат вашим  действиям», или «Поддерживайте обратную связь в процессе общения». Подобные рекомендации носят исключительно  практический характер и нередко  не предполагают общей теории, которая  могла бы их объединить.

По этой причине разработки эмпирического  направления нередко обвинялись в ненаучности (что в целом было справедливым упреком).

Количественная школа

Количественная школа (Р. Аккоф, С. Бир, Д. Экман, А. Энтховен,       Э. Квейд) сформировалась на основе достижений в области математики, кибернетики, теории вероятностей, статистики, компьютерных технологий

Ключевые положения современных взглядов на менеджмент таковы:

1)    отказ от управленческого  рационализма традиционных школ, согласно которым успех организации  зависит от качества управления  факторами внутренней среды (внутренними  переменными), признание активной  роли внешней среды организации;

2)    формирование гибкости  и адаптивности организации к  постоянно изменяющимся факторам  внешней среды является приоритетной  задачей менеджмента;

3)    использование в управлении  основных положений теории систем, которая требует рассматривать  организацию как единство составных  элементов, взаимодействующих с  внешней средой (признание организации  открытой системой)4

4)    использование ситуационного  подхода к управлению, т.е.выработка управленческих решений с учетом характеристик конкретной ситуации, а не готовых универсальных формул и алгоритмов;

5)    признание социальной  ответственности менеджмента пред  обществом в целом и людьми, работающими в организации.

На основе выводов различных школ теоретического менеджмента сложились следующие подходы к эффективному управлению: процессный,  системный, поведенческий, ситуационный

Процессный подход рассматривает управление как набор взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации, контроля. Успех организации зависит, таким образом, от качественного выполнения менеджерами этих функций.

системный подход отказывается рассматривать менеджмент как некий набор общих принципов и правил, считая ключом к эффективному управлению комплексное решение любых проблем организации на основе системности как типа мышления.

Поведенческий подход считает ключевым фактором успеха в управлении поведение руководителя и взаимоотношения в рабочих группах и организации в целом.Ситуационный подход предполагает необходимость анализа конкретных обстоятельств и факторов, воздействующих на организацию в данный момент времени, так как только ситуационные решения являются условием эффективного менеджмента.


Информация о работе Основные принципы школы научного управления