Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 21:33, реферат
Сущность научного управления выражена Тейлором в следующих четырех основных положениях:
1.вместо волевых решений научно обосновывать каждый элемент работы;
2.с помощью определенных критериев отбирать, а затем обучать, образовывать и развивать рабочую силу;
3.тесно сотрудничать с людьми, обеспечивая при этом выполнение работы в соответствии с разработанными принципами науки;
Основные принципы школы научного управления:
Основателями школы научного управления являются:
Ф. У. Тейлор;
Френк и Лилия Гилберт;
Генри Гантт.
Сущность научного управления выражена Тейлором в следующих четырех основных положениях:
1.вместо волевых решений научно обосновывать каждый элемент работы;
2.с помощью определенных критериев отбирать, а затем обучать, образовывать и развивать рабочую силу;
3.тесно сотрудничать с людьми, обеспечивая при этом выполнение работы в соответствии с разработанными принципами науки;
4.обеспечивать обоснованное разделение труда и ответственности между руководителем и работниками. Руководители выполняют ту работу, для которой они лучше подготовлены, чем рабочие, тогда как в прошлом почти вся работа и большая часть ответственности лежала на исполнителях.
Разделение планирования работ и их выполнения. Это разделение двух функций базируется на специализации труда как руководителей, так и рабочих, и на рациональном подходе к формированию иерархии управления в организациях. На каждом уровне организации происходит специализация функций. Функциональное руководство группой. Концепция функционального руководства группой состоит в делении работы управляющими таким образом, чтобы каждый человек (начиная с помощника управляющего и ниже) имел столько функций, сколько он может выполнить. Тейлор считал, что традиционные функции руководителя низовой группы сводятся к деятельности и по планированию, и по управлению (рис. 2.1).
Исследование в действии и во времени. Важнейшей чертой научного управления является системный анализ работы. Тейлор и его последователи предположили, что способ улучшить работу, а именно сделать ее более эффективной, состоит в определении: 1) наилучшего пути выполнения задания; 2) стандартного времени его выполнения. Взаимосвязь между исследованием действия и временем настолько тесна, что отделить одно от другого невозможно
Премиальная система заработной платы.
Отбор и обучение. Сторонники теории научного управления считали важнейшей задачей руководителя отбор людей, способных отвечать требованиям работы, а затем их обучение, с тем, чтобы они могли выполнять работу, как предписано.
Админ. Школа Файоля
Главная задача административной школы – создание универсальных принципов управления, соблюдая которые организация будет успешно осуществлять свою деятельность.
Принципы управления, сформулированные А. Файолем.
Школа человеческих отношений
на рубеже 30-х гг. XX в. школы «человеческих отношений», или «человеческого поведения».
Основатели школы «
Основные представители.
• Дуглас Мак-Грегор • Крис Арджирис,.Ренсис Лайкерт –
• Основная идея школы «человеческих отношений» – сосредоточивать основное внимание на работнике, а не на его задании.
Предметом исследования школы «человеческих отношений» являются:
• коммуникационные барьеры;
• психологические мотивы поведения людей в процессе производства;
• групповые нормы;
• групповые отношения;
• проблемы «конфликта и сотрудничества»;
• неформальная организация.
Основные положения школы «
1. Человек является «социальным существом».
2. Строгая иерархия подчиненности, формализация организационных процессов несовместимы с «природой человека».
3. Решение «проблемы человека» – дело предпринимателей.
Школа поведенческих наук
Начало 50-х
Среди наиболее крупных представителей поведенческого направления можно отметить Криса Арджириса, Ренсиса Лайкерта, Дугласа Мак-Грегора, Фредерика Герцберга, Абрахама Маслоу. Мотивами поступков людей, по их мнению, являются не экономические силы, как считали сторонники и последователи школы научного управления, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег.
Школа поведенческих наук явилась своего рода продолжением школы «человеческих отношений»
Основополагающие принципы управления, сформулированные поведенческой школой которые широко используются в кадровом менеджменте современной организации
- лояльность к работающим;
- ответственность как
- создание психологического
- установление долевого участия каждого сотрудника в общих результатах;
использование методов работы с людьми, обеспечивающих их удовлетворенность работой;
- умение менеджера слушать всех, с кем он сталкивается (исполнителей, покупателей, поставщиков и т.п.);
- соблюдение менеджером этических норм в бизнесе;
- честность и доверие к
Прагматическая школа
В основе теории этой школы лежало изучение и последующее распространение конкретного опыта управления фирмами, военными организациями, что явилось наиболее полезным способом совершенствования менеджмента. Отсюда и название школы — эмпирическая (эмпирия — опыт). Ее представители — Э. Петерсон, Г. Саймон, Р. Дэвис, А. Чандл, Э. Дейл и др.
Эмпирическая школа в
Именно по этой причине данная школа была названа эмпирической.
Следовательно, эмпирическая школа изначально противопоставила себя некоторым предшествующим направлениям менеджмента, в частности, поведенческой школе и школе человеческих отношений. Последние подходили к объекту исследования менеджмента «предвзято», то есть заранее зная, в чем заключается его сущность.
В рамках эмпирической школы решались
два основных вопроса. Во-первых, это
практические исследования деятельности
менеджеров. Благодаря им последние
смогли сформулировать много достаточно
ценных рекомендаций, вошедших в обиход
современного менеджмента. Эмпирическая
школа в целом негативно
На современном этапе, с точки
зрения эмпирической школы, люди в капиталистическом
обществе равны и имеют равные
возможности в том, что касается
получения и распределения
Эмпирическая школа
По этой причине разработки эмпирического направления нередко обвинялись в ненаучности (что в целом было справедливым упреком).
Количественная школа
Количественная школа (Р. Аккоф, С. Бир, Д. Экман, А. Энтховен, Э. Квейд) сформировалась на основе достижений в области математики, кибернетики, теории вероятностей, статистики, компьютерных технологий
Ключевые положения современных взглядов на менеджмент таковы:
1) отказ от управленческого
рационализма традиционных
2) формирование гибкости
и адаптивности организации к
постоянно изменяющимся
3) использование в управлении
основных положений теории
4) использование ситуационного подхода к управлению, т.е.выработка управленческих решений с учетом характеристик конкретной ситуации, а не готовых универсальных формул и алгоритмов;
5) признание социальной
ответственности менеджмента
На основе выводов различных школ теоретического менеджмента сложились следующие подходы к эффективному управлению: процессный, системный, поведенческий, ситуационный
Процессный подход рассматривает управление как набор взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации, контроля. Успех организации зависит, таким образом, от качественного выполнения менеджерами этих функций.
системный подход отказывается рассматривать менеджмент как некий набор общих принципов и правил, считая ключом к эффективному управлению комплексное решение любых проблем организации на основе системности как типа мышления.
Поведенческий подход считает ключевым фактором успеха в управлении поведение руководителя и взаимоотношения в рабочих группах и организации в целом.Ситуационный подход предполагает необходимость анализа конкретных обстоятельств и факторов, воздействующих на организацию в данный момент времени, так как только ситуационные решения являются условием эффективного менеджмента.
Информация о работе Основные принципы школы научного управления