Оглавление
Основные разделы и этапы работы
по формированию профессиограммы
1. Понятие «профессиограмма»
и ее основные разделы
Профессиограмма - это документ, содержащий
описание, во-первых, содержания работы
по определенной профессии (функции, обязанности,
задачи, операции), во-вторых, требований
к носителю определенной профессии (профессиональные,
деловые, личные качества). Документальной
формой профессиограммы могут быть словесное
описание, знаковый алгоритм, видеофильм,
компьютерная программа.
Понятие профессиограммы в психологии
труда – выделение и описание качеств
человека, необходимых для успешного выполнения
данной трудовой деятельности. Эти качества
называются ПВК – профессионально важные
качества.
Появление
первых профессиограмм и их использование
для отбора кадров, очевидно, следует отнести
к началу ХХ-го века. Именно тогда специалисты
автомобильных заводов Форда после анализа
содержания работ и определения соответствующих
требований к рабочим пришли к выводу,
что некоторые профессии вполне под силу
инвалидам.
В теории и практике управления персоналом
профессиограмма расценивается как документ,
который наряду с тарифно-квалификационными
справочниками способствует лучшему подбору
рабочих особо важных профессий. Различия
между взглядами авторов учебных пособий
или монографий заключается в том, как
лучше описать работу и какие требования
к работнику следует включать в профессиограмму.
В целом рекомендуют выделять в профессиограмме
шесть разделов:
1) профессия (общие сведения о
профессии; изменения, которые произошли
с развитием НТП; перспективы
развития профессии);
2) процесс труда (характеристика
процесса труда, сфера деятельности
и вид труда, продукция, орудия
труда, основные производственные
операции и профессиональные
обязанности, рабочее место, рабочая
поза);
3) санитарно-гигиенические условия
труда (работа в помещении или
на воздухе; шум, вибрация, освещение,
температура, режим труда и отдыха;
монотонность и темп труда; возможности
производственных травм, профзаболеваний:
медицинские показания; льготы и
компенсации);
4) психофизиологические требования
профессии к работнику (требования
к особенностям восприятия, мышления,
внимания, памяти; требования к эмоционально-волевым
качествам человека; требования
к деловым качествам);
5) профессиональные знания и
навыки (перечень необходимых знаний,
умений и навыков);
6) требования к подготовке и
повышению квалификации кадров (формы,
методы и сроки профессионального
обучения, перспектива профессионального
роста).
Автор учебного пособия по управлению
карьерой - С.И.Сотникова считает, что профессиограмма
должна иметь следующую структуру:
1) общие положения (профессия, распространенность
профессии, отрасль экономики, специальности);
2) подготовка кадров (типы учебных
заведений, формы подготовки, продолжительность
обучения, условия поступления, уровень
полученной квалификации, перспективы
профессионально-квалификационного
и должностного роста);
3) типовые производственные показатели
работы (сфера деятельности и
виды труда, типы основных орудий
труда, важнейшие производственные
операции, виды профессиональных
трудностей, ошибок, преобладающие
типы деятельности, формы организации
труда и характер социальных
связей);
4) санитарно-гигиенические условия
труда (микроклиматические условия,
режим труда и отдыха, травматизм,
профзаболевания, мероприятия по
охране труда);
5) медицинские противопоказания;
6) квалификационный профиль (общеобразовательная
подготовка, профессиональная подготовка,
общий уровень интеллекта, владение
словом, владение числом, пространственная
ориентация, восприятие формы, моторная
координация, склонность к научно-технической
деятельности, специфические способности).
Как следует из изложенного выше, профессиограмма
отличается от должностной инструкции
прежде всего двумя обстоятельствами:
1) в профессиограмме нет упоминаний
о правах и ответственности
работника, то есть о тех разделах,
которые делают должностную инструкцию
декларативной;
2) в профессиограмме описываются
условия труда на рабочем месте
и в несопоставимо большем
объеме излагаются требования
к работнику.
В настоящее время профессиограмма разрабатывается
специалистами на основе наблюдения за
работником в процессе труда, включая
проведение психофизиологических измерений,
хронометража, фотографии рабочего времени,
построения социометрических матриц взаимодействия
работников, анализа информационных потоков.
Прежде всего, разработчики профессиограммы
руководствуются мнением опытных работников
изучаемой профессии и их руководителей.
Высокая трудоемкость и необходимость
использования технических средств позволяют
отнести профессиограмму к числу дорогих
методов описания работы и требований
к исполнителю.
Профессиограммы разрабатываются, как
правило, на крупных промышленных предприятиях
для массовых профессий (например, рабочий-сборщик
главного конвейера автомобильного завода).
Значительные трудовые и материальные
затраты оправдываются повышением эффективности
отбора персонала и сокращением текучести.
2. Этапы работы
по формированию профессиограммы.
Принципы составления профессиограммы
Выделяют два основных этапа по формированию
профессиограммы:
1 этап – проведение экспертных
оценок. Опрос людей, разбирающихся в этой
профессии о профессии, качеств, необходимых
для этой профессии.
2 этап – подбор инструментов,
которые бы измеряли эти качества и адаптировали
на успешность и неуспешность.
Анализ психологических особенностей
трудовой деятельности (профессии) основывается
на всестороннем ее изучении и определенной
систематизации полученных количественных
и качественных данных. Цель – установление
особенностей взаимоотношения субъекта
труда с компонентами деятельности (ее
содержанием, средствами, условиями, организацией)
и ее функционального обеспечения. Комплексный
метод изучения и описания содержательных
и структурных характеристик профессии
называется профессиографией. Итогом
изучения деятельности должна быть ее
профессиограмма – описание различных
объективных характеристик профессии,
и психограмма – описание психологических
характеристик деятельности.
Составление профессиограммы
производится в соответствии со следующими
принципами:
1. Специфичность (конкретность)
описания определенной деятельности.
2. Комплексность изучения.
3. Динамичность изучения (с
учетом развития, изменения деятельности).
4. Системность (изучение взаимосвязей
и взаимовлияний отдельных характеристик
деятельности).
5. Идентичность приемов (для
корректного сравнения профессий).
6. Использование качественно-количественных
характеристик.
Профессиограмма
должна содержать характеристику:
- общих сведений о профессии
(наименование, назначение, обязанности
персонала, показатели результативности
труда и т.д.);
- содержания деятельности
(анализ основных задач, особенности потоков
информации, анализ ошибок и т.д.);
- средств деятельности (тип
средств отображения информации и органов
управления, их размещение, обзор, досягаемость
до рукояток и т.д.).
В общем виде профессиограмма
определяется как «описательно-технологическая
характеристика различных видов профессиональной
деятельности», сделанная по определенной
схеме и для решения определенных задач.
Существуют разные подходы
к выделению порядка и уровней анализа
профессиональной деятельности, и различные
типы профессиограмм (для решения конкретных
профессиографических задач):
1. Информационные профессиограммы
(используются в профконсультировании
и профориентировании).
2. Ориентировочно-диагностические
профессиограммы (для выявления причин
сбоев, аварий, низкой эффективности труда).
3. Конструктивные (для совершенствования
эргатической системы на основе проектирования
новых образцов техники).
4. Методические (для подбора
адекватных методов исследования данной
эргатической системы).
5. Диагностические.
При составлении профессиограммы
нужно ответить на следующие вопросы:
1. Что делает человек? (очерк,
описание оборудования, использовать
наблюдение и самонаблюдение).
2. Как человек делает? (анализ
действий).
3. Для чего человек делает?
4. Что вовлечено? (нужно отразить
те особенности, которыми должен обладать
человек, чтобы исправно выполнять свою
работу).
Список источников и литературы
- Абдуллина О.А. Мониторинг
качества профессиональной подготовки
// Высшее образование в России. 1998.
- Гарбер
Е.И., Козача В.В. Методика профессиографии.
Саратов: Изд-во Саратов. Ун-та, 1992
- Маслов Е.В. Управление персоналом
предприятия: Учебное пособие / Под ред.
П.В.Шеметова. — М.: ИНФРА-М, НГАЭиУ: Новосибирск:
1998,
- Сотникова С.И. Управление карьерой:
Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001
- Управление
персоналом организации: Учебник / Под
ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 1997
- http://termin.bposd.ru/
- http://www.profigrama.ru/
- http://www.grandars.ru/
- https://ru.wikipedia.org
- http://psinovo.ru/