Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 08:12, контрольная работа
Целью данной работы является подробное рассмотрение основных составляющих процесса управления.
К задачам же можно отнести:
описание функций управления и их взаимосвязи;
рассмотрение порядка действий и процедур, составляющих процесс управления.
Введение………………………………………………………………………...3
1. Понятие «управление» в различных подходах…………………………..5
2. Основные составляющие процесса управления..............................….…..7
2.1. Стратегическое планирование.......................................................…...7
2.2. Организация....................................................................................…..10
2.3. Мотивация………………………………….....................................…12
2.4. Контроль......................................................................................……..15
Заключение…………………………………………………………………….18
Список использованной литературы………………………………………...19
3
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие «управление» в различных подходах…………………………..5
2. Основные составляющие процесса управления....................
2.1. Стратегическое планирование..................
2.2. Организация...................
2.3. Мотивация…………………………………........
2.4. Контроль......................
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………...19
Введение
Термин «процесс» не принят в России в том контексте, в котором он будет использован в данной работе. Здесь и далее под процессами понимаются действия и процедуры, связанные с реализацией функций управления. Такое понимание процессов принято в международном сообществе. Процесс - это совокупность действий, приносящая результат.
Конкретно процесс управления затрагивает организацию и описание работ, но существует также процессы, ориентированные на продукт, т. е. касающиеся спецификации и производства продукта. Эти процессы определяются жизненным циклом проекта и зависят от области приложения. В проектах процессы управления проектами и процессы, ориентированные на продукт, накладываются и взаимодействуют. Например, цели проекта не могут быть определены при отсутствии понимания того, как создать продукт.
Актуальность выбранной мною темы обусловлена тем, что преобразования в политической жизни и социально-экономических отношениях в Российской Федерации, происходит в исключительно сложных условиях структурной перестройки хозяйства, перевода производства и социальной сферы на новые принципы функционирования, ограничения ресурсов и неразвитой инфраструктуры рынка. Все это ставит новые задачи перед специалистами, которые занимаются проблемами управления разнообразными предприятиями и учреждениями. Наблюдается кадровый кризис в среде профессиональных управленцев. Его последствия проявляются во всех сферах жизни в экономике, финансовой и банковской деятельности, в решении социальных вопросов, в науке и культуре, обороне и безопасности, межнациональной политике.
Целью данной работы является подробное рассмотрение основных составляющих процесса управления.
К задачам же можно отнести:
описание функций управления и их взаимосвязи;
рассмотрение порядка действий и процедур, составляющих процесс управления.
1. Понятие «управление» в различных подходах
Выполнение управленческих функций обязательно, если организация собирается добиться успеха. Практика управления так же стара, как и существование организаций. Ведь развитие управления как научной дисциплины представляло собой несколько подходов, которые часто совпадали. Объекты управления - это и техника, и люди. Следовательно, успехи в теории управления всегда зависели от успехов в других, связанных с управлением областях, таких, как математика, инженерные науки, психология, социология и антропология. По мере развития этих областей знаний исследователи в области управления, теоретики и практики узнавали все больше о факторах, влияющих на успех организации.
В связи с этим выделение различных школ в управлении заключает в себе фактически четыре разных подхода. Управление рассматривается с четырех различных точек зрения: это школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, а также науки управления, или количественных методов.
В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких, как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.
Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Ряд известных теоретиков американского менеджмента - Р. Уотермен, Т. Питерс, И. Ансофф сформулировали ряд новых подходов, которые в совокупности называются «тихой управленческой революцией». Суть ее заключается в определенном отходе от управленческого рационализма, от изначального убеждения, что успех фирмы определяется прежде всего рациональной организацией, снижением издержек, развитием специализации и т.д. Успех основан на системном и ситуационном подходах, утверждается стратегическое управление и отвергается технократическое мышление.
Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций. В частности, В. В. Репин и В. Г. Елиферов в книге «Процессный подход к управлению: моделирование бизнес-процессов» приводят четкие формальные критерии того, что означает внедрение в компании процессного подхода к управлению:
идентифицирована система (сеть) бизнес-процессов организации (100%-ный охват деятельности организации);
выполнена регламентация бизнес-процессов (и увязка процессов по входам/выходам по принципу "клиент-поставщик" на приемлемом уровне детализации);
разработана и внедрена система показателей для управления бизнес-процессами;
обеспечена работа владельцев процессов по циклу PDCA (регламентация управленческой деятельности руководителей, планирование улучшений, отчетность по показателям процессов и др.);
разработана и внедрена система мотивации персонала, стимулирующая сотрудников к непрерывному улучшению бизнес-процессов и предупреждению несоответствий. Из этого следует, что, действительно, нужно выделять, управлять и мотивировать.
Обобщая всю изложенную информацию, можно сказать, что на сегодняшний день существует великое множество концепций - система сбалансированных показателей, контроллинг, менеджмент качества и «шесть сигм», проектное и стратегическое управление, реинжиниринг и многие, многие другие, среди которых - и процессное управление.
2. Основные составляющие процесса управления
В настоящее время в управленческой мысли также широко распространен процессный подход к управлению, который рассматривает управление как процесс, состоящий из ряда определенных последовательный шагов - функций управления.
Каждая функция также представляет собой процесс, т.к. состоит из серии взаимосвязанных действий. Существует четыре основные функции управления:
планирование
организация
мотивация
контроль
Далее рассмотрим подробно каждую из этих составляющих процесса управления.
2.1. Стратегическое планирование
Управление как процесс начинается со стратегического планирования, т.к. оно обеспечивает основу для всех последующих управленческих решений. Планирование - это процесс подготовки на перспективу решений о том, что должно быть сделано, как, кем, когда и какие и сколько должно быть использовано ресурсов. Планирование разбивается на 3 части: стратегическое планирование на срок от 2 до 5 лет; текущее - сроком на 1 год; оперативное - на срок менее 1 года. Стратегическое планирование - набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, т.е. детальных, всесторонних, комплексных планов, предназначенных для обеспечения осуществления миссии организации и достижения ее долговременных целей.
В современных быстроменяющихся условиях фирма должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного объема информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах, поэтому именно стратегическое планирование является единственным способом прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает высшему руководству средства создания плана на длительный срок, основу для принятия решений и формально способствует снижению риска при принятии этих решений. Таким образом, стратегия - это долгосрочное определение направлений развития организации, ее цели при предоставлении свободы исполнителям в меняющихся условиях. Стратегическое планирование также является процессом и состоит из последовательных, взаимосвязанных этапов:
a) постановка цели
Первым и, может быть, самым существенным решением при планировании будет выбор целей организации. Основная общая цель организации - четко выраженная причина ее существования - обозначается как ее миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии. Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. Постановка целей - это временный процесс, поскольку в течение деятельности предприятия может выясниться, что те или иные параметры изменились, что приводит к необходимости изменения цели.
Для доведения целей до конкретного исполнителя используется метод управления по целям, разработанный П. Дракером. Основными принципами метода являются то, что каждый руководитель, от наивысшего до самого высшего уровня, должен иметь четкие цели, которые обеспечивают поддержку целей руководителей, находящихся на более высоком уровне, и должен работать для выполнения целей руководителя высшего звена.
Процесс стратегического управления будет успешным в той степени, в какой высшее руководство участвует в формулировании целей и в какой мере эти цели отражают ценности руководства и реалии фирмы.
После установления миссии и целей переходят к диагностическому этапу стратегического планирования. Первым шагом здесь является изучение внешней среды и ее анализ.
Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Угрозы и возможности, с которыми сталкивается организация, можно выделить в семь областей. Этими областями (факторами) являются: экономика, политика, рынок, конкуренция, технология, социальное поведение и международное положение.
b) реализация стратегического плана
Стратегическое планирование приобретает смысл тогда, когда оно реализуется. После выбора основополагающей общей стратегии ее необходимо реализовать, объединив с другими организационными функциями.
Важным механизмом увязки стратегии является разработка планов и ориентиров: тактики, политики, процедур и правил. Тактика представляет собой конкретные краткосрочные стратегии. Политика представляет общие ориентиры для действий и принятия решений. Процедуры предписывают действия, которые должны быть предприняты в конкретной ситуации. Правила точно указывают, что следует делать в конкретной ситуации.
c) оценка стратегического плана
Непрерывная оценка стратегического плана имеет чрезвычайное значение для долгосрочного успеха плана. Оценка стратегии проводится путем сравнения результатов работы с целями. Процесс оценки используется в качестве механизма обратной связи для корректировки стратегии. Чтобы быть эффективной, оценка должна проводиться системно и непрерывно. Надлежащим образом разработанный процесс должен охватывать все уровни - сверху вниз.
d) планирование и успех организации
Организация, создающая стратегические планы, может потерпеть неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле. Тем не менее, формальное планирование может создать ряд важных и часто существенных благоприятных факторов для организации.
Стратегическое планирование дает основу для принятия решения. Формальное планирование способствует снижению риска при принятии решения. Планирование, поскольку оно служит для формулирования установленных целей, помогает создать единство общей цели внутри организации.
2.2. Организация
Организация - это процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения его целей.
Чтобы планы были реализованы, руководство должно найти эффективный способ сочетания планов, т. е. с оптимальным результатом. Организовать - значит создать некую структуру. Чтобы планы были реализованы, руководство должно найти эффективный способ сочетания планов, т. е. с оптимальным результатом. Организация как процесс представляет собой функцию по координации многих задач.
Существует два основных аспекта организационного процесса:
a) деление организации на подразделения соответственно целям и стратегиям
Большинство организаций сегодня используют бюрократические структуры управления. Традиционной структурой бюрократии является функциональная организация, при которой последняя разбивается на подразделения, выполняющие специализированные функции. Поскольку чисто функциональные структуры оказались не слишком эффективными, крупные организации перешли к использованию дивизиональных структур. Основными типами такой структуры являются дивизиональные структуры, ориентированные или на различные виды продукции, или на различные группы потребителей, или на различные регионы. Выбор в пользу той или иной структуры определяется важностью этого элемента в стратегических планах организации.
Преимущества бюрократических структур управления состоят в четком разделении труда, иерархической соподчиненности сотрудников и органов управления, профессиональном росте, базирующемся на компетентности, и в упорядоченной системе правил и стандартов, определяющих функционирование организации. В рамках любой структуры можно сделать упор на децентрализацию полномочий с тем, чтобы дать нижестоящим руководителям право самим принимать важные решения.
b) делегирование полномочий
Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
Информация о работе Основные составляющие процесса управления