Основы безопасности труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 04:09, курсовая работа

Описание работы

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" под охраной труда понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Приведенное общее понятие охраны труда позволяет судить о ней как о многоуровневой системе мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий трудовой деятельности, осуществляемых государственными органами, органами местного самоуправления, работодателями и самими работниками.

Содержание работы

1. Основные направления государственной политики в области охраны труда………………………………………………………………………………….............3
2. Несчастные случаи на производстве, подлежащие расследованию и учету……………4
3. Опасные и вредные производственные факторы. Оптимальные, допускаемые, вредные, опасные, производственные факторы. Тяжесть, напряженность трудового процесса. Классы опасности вредных веществ ПДК……………………………………..7
4. Виды электропоражений. Классификация электротравм……………………………….11
5. Практическое задание…………………………………………………..............................16
6. Список литературы……………………………………………………...............................

Файлы: 1 файл

КР Основы безопасности труда.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Основные направления государственной политики в области охраны труда………………………………………………………………………………….............3
  2. Несчастные случаи на производстве, подлежащие расследованию и учету……………4
  3. Опасные и вредные производственные факторы. Оптимальные, допускаемые, вредные, опасные, производственные факторы. Тяжесть, напряженность трудового процесса. Классы опасности вредных веществ ПДК……………………………………..7
  4. Виды электропоражений. Классификация электротравм……………………………….11
  5. Практическое задание…………………………………………………..............................16
  6. Список литературы……………………………………………………...............................19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основные направления государственной политики в области охраны труда

 

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ             "Об основах охраны труда в Российской Федерации" под охраной труда понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. 
Приведенное общее понятие охраны труда позволяет судить о ней как о многоуровневой системе мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий трудовой деятельности, осуществляемых государственными органами, органами местного самоуправления, работодателями и самими работниками. Кроме этого, охрана труда с учетом данного определения предполагает рассмотрение этой проблемы, в различных аспектах: медицинском, техническом, социальном, экономическом и, наконец, в правовом аспекте, который образует правовую охрану труда.

Правовая охрана труда как институт трудового  права представляет собой систему правовых норм, непосредственно направленных на создание таких условий труда, которые обеспечивают сохранение в процессе труда жизни и здоровья работников, и обязательных для выполнения всеми субъектами трудовых правоотношений.

При этом под  условиями труда понимается совокупность факторов производственной среды и  трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работников.

Правовые нормы  по охране труда устанавливаются  как в централизованном порядке, так и на локальном уровне, находя свое отражение в коллективном договоре, соглашении по охране труда, принимаемых на предприятии. 
Основными источниками правовой охраны труда являются: главы X-XII КЗоТ РФ и Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", которым были признаны утратившими силу ранее действовавшие Основы законодательства РФ об охране труда от 6 августа 1993 г.

Правовая охрана труда рассматривается в следующих  трех значениях:

  1. Как основополагающие организации труда и трудового права;
  2. Как правовой институт трудового права, представляющий собой совокупность интегрированных между собой правовых норм, направленных на сохранение в процессе трудовой деятельности жизни и здоровья работников;
  3. Как составная часть (элемент) трудовых правоотношений, заключающаяся в субъективном праве каждого работника на труд в условиях, исключающих воздействие вредных и опасных производственных факторов или не превышающих допустимые уровни такого воздействия, которое закреплено прежде всего индивидуальным трудовым договором (контрактом) с работником, а также другими договорами о труде.

Организация работы по охране труда заключается в  планомерном и целенаправленном осуществлении различных мероприятий по охране труда в целях создания здоровых и безопасных условий труда как в целом на предприятии, в учреждении и организации, так и на отдельном рабочем месте. Подлежащие планированию и осуществлению мероприятия в области охраны труда предусмотрены Рекомендациями, утвержденными Постановлением Минтруда России от 27 февраля 1995 г. № 11. Данные мероприятия должны быть оформлены соответствующим разделом в коллективном договоре или отдельным соглашением по охране труда.

Нормативную основу системы управления охраной труда (СУОТ) составляют Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации», Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Уголовный кодекс РФ, постановление Правительства РФ №843 от 26.08.1995 г. «О мерах по улучшению условий и охраны труда», Система стандартов безопасности труда (ССБТ).

 

2. Несчастные  случаи на производстве, подлежащие  расследованию и учету

 

Под несчастными  случаями понимают результат воздействия  на работающего опасного или вредного производственного фактора.

Опасный производственный фактор, воздействуя на работающих приводит к травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья.

Вредный производственный фактор приводит к заболеванию или  к снижению работоспособности или  вызывает отравление.

Производственная  травма - несчастный случай на производстве, в результате которого последовало ранение или повреждение с утратой работоспособности не менее 1 рабочего дня.

В основу определения  тяжести производственных травм  положен принцип учета характера анатомических повреждений органов и систем, опасности имеющихся повреждений для жизни и здоровья пострадавшего.

Руководитель  производственного участка, цеха, где  произошел несчастный случай, обязан срочно сообщить о нем руководителю предприятия и в комитет профсоюза, а затем в течение 24 часов в составе комиссии расследовать данный несчастный случай.

Состав комиссии по расследованию входят: начальник  цеха (участка), инженер по охране труда  и общественный инспектор по охране труда.

Перед комиссией  стоят задачи:

1) Установить, что случай произошел на производстве.

2) Правильно  квалифицировать несчастный случай.

3) Выявить обстоятельства.

4) Установить  истинные причины травматизма.

5) Предложить  эффективные мероприятия и установить  сроки и ответственных исполнителей.

6) Правильно  и своевременно оформить материалы  расследования.

Каждый несчастный случай должен быть зарегистрирован  в журнале, оформляют актом по форме Н-1 в 4-х экземплярах и  хранят 45 лет.

На основании  актов (Н-1) администрация предприятия составляет отчет о пострадавших и о затратах на мероприятия по охране труда по форме 7-ТВН.

После оформления акт (Н-1) должен быть представлен главному инженеру предприятия, который обязан за 24 часа рассмотреть, утвердить акт и принять меры к устранению причин, вызвавших несчастный случай. По одному экземпляру утвержденного акта (с перечнем мероприятий по устранению причин вызвавших несчастный случай) главный инженер направляет начальнику цеха (участка), комитету профсоюза и техническому инспектору труда.

По материалам расследования и в соответствии с решением комитета профсоюза руководитель предприятия издает приказ с указанием  сроков исполнения мероприятий по устранению причин, вызвавших несчастный случай, и лиц, ответственных за их выполнение.

По результатам расследования могут быть сделаны следующие выводы: ответственна администрация (не было инструктажа, неправильный инструктаж, рабочее место не соответствует правилам охраны труда, нет спецодежды и т.д.); ответственен пострадавший; ответственны и администрация, и пострадавший (смешанная ответственность).

 

Специальное расследование.

Специальному  расследованию подлежат:

1). Групповой несчастный случай независимо от тяжести травм;

2). Несчастный случай с тяжелым исходом (определяется по характеру повреждений);

3).   Несчастный случай со смертельным исходом.

Во всех этих случаях руководитель предприятия обязан сообщать руководству вышестоящей организации, техническому инспектору труда, областному, городскому и т.д. комитету профсоюза, совету профсоюзов, прокуратуру по месту, где произошел несчастный случай, местным органам государственного технического надзора. О несчастных случаях со смертельным исходом предприятие сообщает министерству, центральный комитет профсоюза.

Схема сообщения  о несчастном случае на производстве:

1) название предприятия, министерства, ведомства;

2) обстоятельства: дата, время (местное), место происшествия, выполняемая работа и обстоятельства, при которых произошел несчастный случай;

3) число пострадавших;

4) число погибших;

5) фамилия, имя, отчество, профессия, должность погибшего;

6) дата, время отправления сообщения, фамилия, имя, отчество, должность лица, подписавшего сообщение.

О несчастном случае с числом погибших два и более  человек центральный комитет профсоюза и совет профсоюза сообщает ВЦСПС.

Комиссия: технический (главный технический) инспектор  труда центрального комитета профсоюза или совета профсоюзов; представитель вышестоящей организации, руководитель (заместитель руководителя) предприятия, представитель профсоюза предприятия.

Специальное расследование  группового несчастного случая, при котором погибло до четырех человек, проводится комиссией в составе главного технического инспектора труда центрального комитета профсоюза, совета профсоюзов или заведующим отдела охраны труда центрального комитета профсоюз, руководителя вышестоящей организации, руководителя предприятия, председателя комитета предприятия.

Расследование несчастных случаев, при которых погибло, пять и более человек, проводится комиссией назначаемой министром или советом министров России. В комиссию входят представители органов здравоохранения, социального обеспечения, профсоюзов, технического надзора труда и представители соответствующих органов надзора.

Комиссия по специальному расследованию немедленно расследует несчастный случай, в течение десяти дней составляет акт специального расследования и оформляет другую необходимую документацию.

Материалы специального расследования должны включать:

1) акт специального  расследования с приложением  к нему заверенной копии акта (Н-1) на каждого пострадавшего;

2) заключение  технического инспектора труда  центрального комитета профсоюза  или совета профсоюзов по несчастному  случаю;

3) планы, схемы,  фотографии места происшествия;

4) объяснения  очевидцев, должностных лиц, ответственных за соблюдение СОБТ и охраны труда;

5) выписку из  журнала о прохождении пострадавшими  обучения и инструктажа;

6) медицинское  заключение о характере и тяжести  повреждения пострадавшего, причинах смерти;

7) заключение  специалистов, экспертов, результаты лабораторных и других исследований, экспериментов и других анализов;

8) справки о  материальном ущербе в связи  с аварией;

9) выписки из  положений, инструкций, приказов  и других актов, устанавливающие меры обеспечения безопасности труда и ответственных за них лиц.

Технический инспектор, проводивший расследование, в десятидневный  срок направляет материалы специального расследования на предприятие, в  вышестоящую организацию; Акт подписывается  всеми лицами, участвовавшими в расследовании. Единой формы акта не существует.

 

  1. Опасные и вредные производственные факторы. Оптимальные, допускаемые, вредные, опасные, производственные факторы. Тяжесть, напряженность трудового процесса. Классы опасности вредных веществ ПДК

 

Человек живет, трудится, обитает в окружающей его  среде и всегда попадает под действие следующих факторов: температура, влажность, подвижность, загазованность, излучения, шум, вибрация, инфразвук, ультразвук. Перечисленные факторы относятся к санитарно-гигиеническим и подразделяются на вредные и опасные.  В определенных ситуациях человек может оказаться под воздействием электрического тока и в пожароопасных ситуациях.

Вредное и опасное  воздействие указанных факторов исключается, если они не превышают определенных своих значений, которые называются нормативными. Следовательно, все перечисленные факторы подвергаются нормированию.

На производстве необходимо обеспечить требования к  гигиене труда, создать безопасные условия труда.

Вредный производственный фактор - фактор среды и трудового  процесса, воздействие которого на работающего при определенных условиях  (интенсивность, длительность и др.) может вызывать профессиональное заболевание, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства.

Информация о работе Основы безопасности труда