Основы планирования деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 16:06, лекция

Описание работы

1. Планирование как функция управления предприятием
2. Принципы планирования
3. Система планов, их структура и основные показатели

Файлы: 1 файл

Лекция 9.docx

— 28.02 Кб (Скачать файл)

Лекция 9 Основы планирования деятельности предприятия

  1. Планирование как функция управления предприятием
  2. Принципы планирования
  3. Система планов, их структура и основные показатели

 

1. Планирование  как функция управления предприятием

Управление производственной деятельностью по характеру воздействия на процесс производства предусматривает ряд функций, в составе которых выделяются организация, нормирование, планирование, координация, мотивация, контроль и регулирование.

Среди всей совокупности функций  управления ведущее место занимает планирование, так как оно призвано жестко регламентировать поведение предприятия ландшафтного строительства в процессе реализации поставленных перед ним целей. С его помощью предприятие должно осуществить самостоятельный выбор перспектив своего развития и скоординированных решений по использованию финансовых средств, материально-технических и трудовых ресурсов.

С позиций управления производством планирование предусматривает установление целей и задач хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, а также способов их достижения на основе формирования плановых заданий (мероприятий, действий), которые должны быть выполнены в заранее установленные сроки. При этом имеется в виду, что предприятие — это многоуровневая система, в которой объект управления вышестоящей системы превращается в субъект управления нижестоящей. Например, при цеховой структуре управления предприятием начальник участка (мастер) подчиняется непосредственно не директору строительной компанией, а прорабу. Последний из объекта управления директора предприятия превращается в субъект управления для начальника участка (мастера). Начальник участка (мастер) из объекта управления начальника цеха сам становится субъектом управления для рабочих своего участка. В каждой из подсистем управления независимо от ее уровня реализуется функция планирования. А поскольку подсистемы управления предприятием — часть единой системы, то цели их функционирования должны быть согласованы, но содержание планирования будет различным исходя из места и роли подсистемы в общей системе управления. План предприятия, цеха, участка, задание рабочему взаимосвязаны, но это разные по содержанию планы. Планирование — это процесс прогнозирования желаемого будущего.

Конечным результатом  такого процесса являются плановые решения — основа целенаправленной последующей деятельности. Планирование в условиях свободной рыночной экономики намного сложнее, чем при централизованной системе управления предприятиями, так как для них становится необходимостью самостоятельная разработка перспектив своего будущего развития.

2. Принципы планирования

Неотъемлемой  частью содержания плановой работы при  определении экономических возможностей предприятия является использование определенных принципов планирования. В условиях свободных рыночных отношений выделяют семь основных принципов планирования. К числу их относят принципы системности, самостоятельности, участия, непрерывности, гибкости, эффективности, специфичности. Содержание указанных принципов состоит в следующем:

  • принцип системности — предполагает, что предприятие — это 
    сложная, многоуровневая социально-экономическая система, со 
    стоящая из ряда подсистем, в каждой из которых осуществляется 
    функция планирования;
  • принцип самостоятельности — реализуется по вертикали пу 
    тем интеграции и дифференциации плановых заданий, а по гори 
    зонтали — путем координации планов структурных подразделе 
    ний предприятия;
  • принцип участия — включает в себя основные положения, 
    предусматривающие привлечение к плановой работе всего персо 
    нала предприятия;
  • принцип непрерывности — заключается в том, что процесс пла 
    нирования на предприятии должен осуществляться постоянно, а 
    разработанные планы по мере необходимости проходить стадию 
    корректировки;

«принцип гибкости — состоит в придании планам способности менять свои предварительные параметры, поэтому в них обычно предусматриваются резервы;

  • принцип эффективности — заключается в том, что затраты на 
    планирование не должны превышать эффекта от его применения;
  • принцип специфичности — заключается в том, что при состав 
    лении любых планов необходимо учитывать специфические осо 
    бенности производственного процесса (в ландшафтном строитель 
    стве это, прежде всего, длительность, зависимость от природно- 
    климатических факторов и сезонность выполнения работ).

Использование принципов  планирования позволяет:

  • планировать производственный процесс в соответствии с по 
    требностями производителей и потребителей;
  • оценивать выполнимость планов с точки зрения имеющихся 
    производственных мощностей;
  • существенно сокращать величину трудозатрат, материальных 
    издержек, запасов и незавершенного производства.

Будучи одной  из функции управления, планирование является процессом разработки целевых программ, включая определение технико-экономических показателей производственной деятельности предприятия ландшафтного строительства в условиях ограничений по времени и ресурсам.

Основой планирования служат различные планы, которые  представляют собой комплекс заданий, объединенных общей целью по производству и реализации продукции.

Планы дают возможность  осуществлять производственный процесс на предприятиях ландшафтного строительства в соответствии с потребностями заказчиков и потребителей, выполнять заказы в определенной последовательности и в установленные сроки.

 

3.Система планов, их структура  и основные показатели

В зависимости  от срока и степени детализации  плановых расчетов планирование должно быть перспективным, текущим и оперативным.

Перспективное планирование должно охватывать период прогнозируемого действия производственного цикла.

Текущее планирование — это разработка планов на один год с разбивкой по кварталам.

Оперативное планирование способствует равномерному выполнению текущего плана производства в соответствии с установленной номенклатурой продукции в оптимальном количестве, в установленные сроки, с наименьшей длительностью производственного цикла.

В зависимости  от перспектив развития предприятия  и поставленных задач планирование подразделяется на стратегическое, тактическое и бизнес-план.

Стратегическое  планирование должно быть нацелено на поиск новых возможностей для предприятия исходя из глобальных целей и поставленных задач развития.

Тактическое планирование должно обеспечить осуществление целей стратегического планирования, создать предпосылки для реализации возможностей предприятия по увеличению объемов производства, росту производительности труда, снижению затрат, повышению качества продукции.

Бизнес-план предназначен для оценки целесообразности внедрения того или иного проектного или инвестиционного мероприятия.

Кроме того, в  зависимости от обязательности плановых заданий на предприятиях ландшафтного строительства планирование подразделяется на директивное и индикативное.

Директивное планирование предусматривает беспрекословное осуществление решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования.

Индикативное планирование носит рекомендательный характер. В его составе могут быть и обязательные задания, но их число должно быть весьма ограничено.

Бизнес-план. Действующая в современных условиях система планирования производственной деятельности большое внимание уделяет разработке бизнес-плана.

Главными задачами бизнес-плана являются:

  • определение конкретных направлений развития предприятия, 
    выявление его целевых рынков и места на них;
  • конкретизация целей предприятия, стратегии и тактики их 
    достижения;
  • проработка организационных и кадровых вопросов, условий 
    мотивации труда работников;
  • оценка финансовых возможностей для реализации инвести 
    ционных проектов;
  • разработка маркетинговых операций по изучению рынка, рек 
    лама и стимулирование продаж, ценообразование, условия сбыта;
  • уточнение для ценообразования производственных и сбыто 
    вых издержек по созданию и реализации товаров и услуг.

Состав, структура  и объем бизнес-плана определяются спецификой вида деятельности, размером предприятия и целью составления. Очевидно, чем крупнее предприятие, чем сложнее его функциональная деятельность, тем полнее, а также обоснованнее требования по объему разделов бизнес-плана. Для небольшого предприятия он значительно проще по составу, структуре и объему, чем такой же план крупного производства. Состав и структура бизнес-плана также зависят от размера предполагаемого рынка сбыта, наличия конкурентов и перспектив роста создаваемого предприятия. Чем крупнее рынок сбыта, тем большее количество его сегментов необходимо учитывать. Наличие большого количества конкурентов требует изучения наиболее крупных из них, их товаров и услуг, что вызывает усложнения структуры бизнес-плана. Особенно важные для предприятия сегменты рынка, наиболее важные конкуренты могут быть внесены в его особый раздел для пристального изучения.

В мировой практике сформировался набор основных требований к содержанию бизнес-плана:

1. Исполнительное резюме (краткое содержание}. Этот пункт должен отвечать на вопросы о том, для чего и в каком размере требу-

ются инвестиции, в чем суть проекта строительства и каковы его основные параметры.

  1. Описание фирмы держателя проекта. Указываются история 
    предприятия, его текущее состояние, назначение и характер про 
    водимых работ, особенности технологии. Отражаются позиции 
    предприятия в бизнесе; указываются его сильные и слабые сторо 
    ны, современный и желаемый имидж; какие конкретные шаги 
    необходимо сделать для достижения поставленной цели.
  2. Описание ландшафтных строительных работ (продукции, ус 
    луг). Приводятся общее описание работ, сфера их применения. В этом 
    же разделе также осуществляется оценка готовности ландшафт 
    ных работ к выходу на рынок, указывается наличие патентов, 
    лицензий, ГОСТов и стандартов.
  3. План маркетинга. Определяется спрос на предлагаемые лан 
    дшафтные работы (продукцию), анализируются сегменты рынка, 
    наличие конкуренции, а также отношение правительства и мест 
    ной администрации к бизнесу, определяется стратегия маркетин 
    га.
  4. Организационный план. Приводятся сведения о владельцах 
    предприятия и ее менеджерах, которые будут играть ведущую 
    роль в реализации проекта. Описывается организационная схема 
    по связям и разделению ответственности персонала в рамках уп 
    равленческой, служебной, производственной структурах. Также 
    рассматривается кадровая политика и стратегия управления пер 
    соналом, повышения квалификации персонала и порядок опла 
    ты труда.
  5. Производственный план. Указывается место строительства, 
    потребные производственные мощности, оборудование, где его 
    будут использовать, а также на каких условиях оно будет при 
    обретаться. Описывается, какие и на каких условиях будут заку 
    паться материалы и комплектующие изделия. В плане также от 
    мечается репутация поставщиков и опыт работы с ними, ука 
    зываются варианты производственной кооперации и с какими 
    организациями, а также лимит поставок необходимых ресур 
    сов.
  6. Анализ рынков. Выявляются факторы, увеличивающие или умень 
    шающие конкретные виды рисков, связанные с реализацией проек 
    та; проводится анализ рисков; определяются факторы, оказываю 
    щие влияние на величину самих рисков; оцениваются конкретные 
    виды рисков и их уровни, а также мероприятия по их снижению.

8. Финансовый план. Этот пункт содержит три части:

  • план доходов и расходов, который описывает прогноз объема 
    продаж и дает оценку всех статей расходов расчетного баланса;
  • план денежных поступлений и выплат. Он составляется на 
    основе предыдущего плана, в нем показывается денежная нали 
    чность, ее распределение по месяцам;

• балансовый план, отражающий состояние активов и пасси 
вов предприятия.

Обычно в бизнес-плане  финансовый план составляется на весь период ландшафтного строительства  и ухода, причем данные даются с помесячной разбивкой.

9. Приложение к бизнес-плану. Приводятся все финансовые расчеты; предлагаются результаты технической экспертизы и документы, которые имеет фирма в поддержку проекта. Например, приводятся предварительные соглашения с заказчиками проекта.

Помимо этого  в приложении могут описываться  документы о правах на интеллектуальную собственность, отчеты предприятия о финансовом состоянии, включая все балансовые расчеты и таблицы.

Бизнес-план позволяет  устанавливать емкость и перспективу развития рынка ландшафтного строительства. Он дает возможность соизмерять затраты с ценами для прогнозирования прибыли, обнаруживать в текущем планировании финансово-хозяйственной деятельности возможные просчеты и ошибки.

Бизнес-план должен дать возможность инвестору оценить  проект, а также показать следующее:

  • предлагаемый товар (работа, услуга) конкурентоспособны и 
    на них имеется достаточный платежеспособный спрос;
  • имеются необходимые производственные и ресурсные воз 
    можности;
  • реализация проекта в приемлемый срок будет осуществлена;
  • инвестирование проекта выгодно.

В России при  предоставлении государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств бюджета развития Российской Федерации для бизнес-плана установлены специальные формы. Для получения этих гарантий инвесторы участвуют в инвестиционных конкурсах. Инвесторы представляют в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации заявки. А в финансовом плане приводится объем финансирования проекта по его источникам с документальными подтверждениями от отдельных кредитодателей. Бизнес-план применяется также для получения государственных гарантий для реализации инвестиционных проектов на конкурсной основе за счет средств бюджета Российской Федерации. Положение об оценке эффективности таких проектов приведено в постановлении Правительства РФ от 22.11.1997 № 1470. Инвесторы, желающие получить бюджетное финансирование или государственные гарантии, участвуют в инвестиционных конкурсах. Эффективность проекта при этом оценивается по показателям срока окупаемости, точки безубыточности и бюджетного эффекта. Бюджетный эффект проекта определяется как сальдо поступлений и выплат федерального бюджета в связи с реализацией данного проекта. Кроме этого принимается во внимание и социальный эффект предложенных мероприятий.

Информация о работе Основы планирования деятельности предприятия