Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 10:48, курсовая работа
В условиях современной рыночной экономики менеджмент является одним из основных элементов успешной деятельности предприятия. В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения. Менеджмент - это эффективное управление, критерии оценки которого меняются в зависимости от типа организации, отрасли, в которой он функционирует, его социальной значимости и многих других параметров. Проблема нахождения методов и форм эффективного менеджмента была в свое время уже изучена многими классиками дисциплины, такими, например, как А. Файоль или Ф. Тейлор, нам известно, сколько интеллектуальных усилий было ими затрачено при разработке теории эффективного менеджмента и выделения принципов и правил результативного управления.
Введение
В условиях современной рыночной экономики
менеджмент является одним из основных
элементов успешной деятельности предприятия.
В настоящее время трудно назвать
более важную и многогранную сферу
деятельности, чем менеджмент, от которого
в значительной мере зависят и
эффективность производства, и качество
обслуживания населения. Менеджмент -
это эффективное управление, критерии
оценки которого меняются в зависимости
от типа организации, отрасли, в которой
он функционирует, его социальной значимости
и многих других параметров. Проблема
нахождения методов и форм эффективного
менеджмента была в свое время уже изучена
многими классиками дисциплины, такими,
например, как А. Файоль или Ф. Тейлор, нам
известно, сколько интеллектуальных усилий
было ими затрачено при разработке теории
эффективного менеджмента и выделения
принципов и правил результативного управления.
В результате расширения сферы управленческих
исследований и совершенствования их
методологии и техники, возникли школы
и направления в менеджменте, которые
делали акценты, например, на мотивации
и взаимоотношениях людей в процессе труда
(школа человеческих отношений и психологическая
школа), совершенствовании организационных
структур (системный анализ, структурно-функциональный
подход), оптимизации трудовых процессов
(научная организация труда), организационной
культуре, коммуникациях и т.д. Возникновение
различных школ и направлений теории менеджмента
было основано исключительно на реальных
проблемах в бизнесе. Например, в первой
четверти XX века, в период бурного развития
тяжелой индустрии, требовалось большое
количество низкоквалифицированных рабочих,
которые были обеспокоены главным образом
тем, как подороже продать свой труд. В
свою очередь, собственники и управляющие
предприятиями были заинтересованы в
том, чтобы получить за оговоренную оплату
труда максимальную трудовую отдачу от
нанятых работников. Решение сложившейся
проблемы, а именно методы выполнения
требований обоих сторон, были озвучены
в «школе научного менеджмента» (Ф. Тейлор,
Г. Гантт, X. Эмерсон и др.). В 30--50-е годы в
США требования к рабочей силе изменились:
возник дефицит высококвалифицированных
рабочих, выполняющих сложную работу на
дорогостоящем оборудовании. Управление
таким персоналом требовало развитой
системы мотивации, учета разнообразия
ожиданий от работы, роста затрат на переподготовку
и повышение квалификации кадров. Отклик
на эти новые потребности бизнеса со стороны
теории менеджмента выразился в появлении
психологической школы, которая сконцентрировала
внимание на проблемах человеческого
фактора на производстве. Существует еще
масса подобных примеров изменений условий
ведения бизнеса, и соответствующих теоретических
разработок, предлагающих новые условия
организации труда и управления. Не является
исключением из этого ряда и возникновение
теории стратегического менеджмента.
Из которой следует, что стратегический
менеджмент есть процесс планирования,
определения и осуществления деятельности
организации в долговременной перспективе.
Возникновение «стратегического менеджмента»
как самостоятельной научной дисциплины
также было связано с новыми условиями
деятельности корпораций, прежде всего
в США, сложившимися к началу 1960-х годов.
Эти условия определялись, во-первых, технологическими
взрывами, вызванными научно-технической
революцией, требующими прогнозирования
новых производственно-
1. Сущность стратегического менеджмента
1.1 Подходы стратегического менеджмента
В научной и методической литературе
представлено достаточное количество
вариантов определений
* анализ окружения,
* цели и средства, основывающиеся на определении долгосрочных целей организации и путей их достижения;
* деятельностный подход, ставящий во главу угла деятельность по реализации стратегии.
Анализ окружения. Примером такого подхода может служить определение, предложенное А. Роувом с соавторами, согласно которому стратегический менеджмент является «процессом принятия решений, который объединяет внутренние организационные возможности с угрозами и благоприятными возможностями, предоставляемыми внешней средой». Подобным образом определяют стратегический менеджмент также и Д. Шендел, и К. Хаттен, рассматривая его как «процесс определения и установления связи организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с этим окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям». Этот подход тесно связан с методами стратегического планирования, привлекателен своей простотой в понимании последовательности действий менеджеров - разработчиков стратегии, а также ясными и относительно несложными методологическими установками. Однако при его использовании зачастую внутренние возможности организации остаются незадействованными, хотя во многих случаях они могли бы успешно нейтрализовать угрозы, исходящие из внешней среды.
Цели и средства. Такое понимание природы стратегического менеджмента представлено, например, в определении У. Глука и Л. Джауха, согласно которому стратегический менеджмент -- это «направление в теории принятия решений, которое нацелено на развитие эффективной стратегии (или стратегий) для оказания содействия в достижении корпоративных целей». В данном случае использование слова «направление» в связи с теорией принятия решений показывает, что стратегический менеджмент ставит своей целью разработку серии решений разного уровня, между которыми существует взаимосвязь и которые организованы в соответствии с определенным образом полагаемой иерархией их важности для достижения организационных целей. К этому подходу можно отнести и определение А. Томпсона и А. Стрикленда, определяющих стратегический менеджмент как «план управления фирмой, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей», а также Дж. Пирса и Р. Робертсона, представляющих стратегический менеджмент как «набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь целей организации».
Деятельностный подход. Он акцентирует внимание на последовательности действий для осуществления стратегического управления и поэтому объединяет два предшествующих. Так, например, Г. Джонсон и К. Скулз выделяют следующую последовательность действий стратегического менеджмента:
* анализ текущего положения
организации в конкурентной
* выбор, который предполагает
разработку и оценку
* имплементация - процесс реализации, осуществления выбранной стратегии.
Анализ в этой модели соответствует подходу с позиций оценки организационного окружения, так как на этом этапе деятельность руководителей направлена на выяснение переменных среды, которые важны для разработки стратегии. Этап стратегического выбора соответствует логическому анализу ситуации при принятии решений. Здесь действия означают разработку средств для осуществления стратегии. Действия на этом этапе предполагают осуществление контроля, на основании которого определяются необходимые корректировки.
Предложенные к пониманию
Заключение
Понятие «менеджмент» широко известно не только специалистам в области управления. В самом общем смысле менеджмент означает профессионализм или даже искусство в деле эффективного управления организацией. При этом эффективное управление может обозначать разные понятия. Например, неуклонное и последовательное продвижение в направлении установленных целей, или результаты, свидетельствующие о росте прибыли или снижении числа жалоб клиентов. Под этим могут подразумеваться успехи в повышении качества обслуживания, расширении сети филиалов или внедрении новых технологий производства. Ряд примеров подобного рода, показывающих широту понимания менеджмента, можно продолжить.
Стратегический менеджмент заставляет всерьез задумываться о будущем организации, он позволяет:
* формулировать на рациональной
основе возможные стратегии и
определять, в какой мере подходит
организации та или иная
* находить альтернативные пути
развития бизнеса, чтобы
* развивать умение
* более эффективно и грамотно размещать ресурсы организации;
* понимать природу и значение неопределенностей и рисков в развитии бизнеса;
* использовать методологию
* связывать в единый комплекс
взаимозависимых элементов
* стимулировать мотивацию и
энтузиазм сотрудников,
* преодолевать сопротивление
Стратегический менеджмент развивает широту управленческого мышления руководителей, делает их более полезными для организации. Руководители, имеющие знания и навыки в области стратегического менеджмента, имеют больше шансов добиться быстрого роста по служебной лестнице. А начинающим руководителям стратегический менеджмент позволяет достаточно быстро понять, как работает организация, какова взаимосвязь ее структурных компонентов, какова роль отдельных индивидов в принятии важных организационных решений.
Список используемой литературы
1. А.Т. Зуб «Стратегический
2. Р.А. Фатхудтинов «Стратегический менеджмент. Учебник», 2005г. - 448с.
3. Г.Я. Гольдштейн «Основы
4. А.И. Кравченко «История