Особенности американской модели управления и возможность ее использования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 23:45, контрольная работа

Описание работы

За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей [22,с.231]. К сожалению, Российская наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в России господствовала административно-командная система управления, направлявшая в основном свои усилия на критику зарубежного опыта управления.

Содержание работы

Введение………………………………………………….………………..3
Американская модель менеджмента……………….……………...4
1.1. Становление американской модели менеджмента………………….4
1.2. Характерные черты Американской модели
менеджмента……………………………………………………….………7
Современный российский менеджмент ………………………….15
2.1. Формирование российского менеджмента………………….……15
2.2. Возможность использования Американской модели
менеджмента в России……………… ………………………………….21
Заключение……………………………………...…...……………………27
Список использованных источников……………..……………………..29

Файлы: 1 файл

Особенности американской модели управления и возможность ее использования в России.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Особенности американской модели управления и возможность  ее использования в России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………….………………..3

  1. Американская модель менеджмента……………….……………...4

1.1. Становление американской модели менеджмента………………….4

1.2. Характерные черты Американской модели

менеджмента……………………………………………………….………7

  1. Современный российский менеджмент ………………………….15

2.1. Формирование российского менеджмента………………….……15

2.2. Возможность использования Американской модели

менеджмента в России………………  ………………………………….21

Заключение……………………………………...…...……………………27

Список использованных источников……………..……………………..29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  темы заключается в том, что создание собственной модели менеджмента  требует, с одной стороны, изучения всего ценного, что содержится в зарубежной теории и практике, а с другой – использования его лучших достижений в своей деятельности.

За всю историю  существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей [22,с.231]. К сожалению, Российская наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в России господствовала административно-командная система управления, направлявшая в основном свои усилия на критику зарубежного опыта управления.

Однако, опыт ведения  бизнеса и осуществления менеджмента  богат, зачастую неоднозначен. Во всем многообразии теорий и явлений живой практики американский менеджмент был и остается наиболее мощной «управленческой цивилизацией». Американский менеджмент позволил США занять лидирующее положение среди стран западного мира и Японии. Кроме того, надо иметь в виду, что именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента. Его ведущее значение в мире сегодня неоспоримо, а влияние на развитие теории, практики наиболее велико. Тем не менее, нет нужды слепо следовать выводам американских теоретиков и рекомендациям их практиков, но знать и их идеи необходимо.

 

 

  1. Американская модель менеджмента

 

    1. Становление американской модели менеджмента

 

Менеджмент  как социально-экономическое учение появился в США в конце 19 века. Этому способствовал целый ряд факторов, среди которых следует отметить демократичность страны, трудолюбие граждан, высокий престиж образования, а также отсутствие государственного вмешательства в экономику. Страна была свободна от консервативных догм старого света, а создание монополий приводило к усложнению управления ими. В этих условиях возникновение научного менеджмента стало ответом на потребности бизнеса.

Другие факторы возникновения американского менеджмента – это так называемые «реформаторы труда», куда входили умеренно или консервативно настроенные бизнесмены, промышленники и политические деятели. Их внимание – проблемы взаимоотношений рабочих и работодателей, социокультурного окружения и условий труда, различные благотворительные проекты и программы, например, улучшение трудовой морали, физического комфорта на производстве, жилищных условий, социального страхования.

Американский  менеджмент формировался в конце 19 – начале 20 вв. в условиях создания крупных иерархических структур, разделения управленческого и исполнительского труда; введения норм и стандартов, установление должности наемного менеджера, их обязанностей и ответственности. В 19 в.в США усиливается роль администрации как в частном, так и в государственном секторе, собственность теряет индивидуальный характер (акционерные общества и пр.) и становится корпоративной. Корпорация – это аналог акционерного общества [6, с.143]. Создаются механизмы поддержания иерархической структуры, которая исключает конкуренцию, выборы и оценку работников по деловым качествам. В американском обществе повышается социальная значимость «чина», происходит тотальная бюрократизация управленческого аппарата. Предприятия – гиганты испытывают потребность в рациональной организации труда, в четкой, взаимосвязанной работе всех подразделений и менеджеров с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами.

Великая индустриальная революция 17 - 18 веков оказала гораздо более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предшествующие революции. По мере того как индустрия перерастала границы мануфактуры и созревала современная система акционерного капитала, владельцы капитала все более удалялись от занятия бизнесом. Руководитель – собственник был заменен сотнями и тысячами акционеров. Появилась новая, диверсифицированная форма собственности. Вместо единого руководителя – собственника появились несколько наёмных менеджеров, рекрутировавшихся из всех, а не только привилегированных классов.

Следующий этап развития: менеджеров много и каждый следит за конкретной функцией. После этого единый менеджер – специалист вновь дробится, и вместо него появляется сообщество специалистов. Теперь менеджер координирует работу специалистов, используя для этого специальные инструменты координирования, в частности, систему принятия решений, цели политики компании и др.

В течение последних 50 лет США были лидером мировой экономики: росла производительность труда, увеличились экономические показатели, доходы населения, правительство проводило широкую инновационную политику, частую смену технологий и т.д. Однако в последнее время в США наблюдается экономический спад по сравнению с другими развитыми странами мира (Германия, Франция и др.). Производительность труда в Германии и Франции стала возрастать на 5 – 6%, а в Японии на 8 – 9%. Темпы роста производительности за последние 20 лет составляют 1% и являются самыми низкими среди всех промышленно развитых стран, увеличивается разрыв в доходах различных слоев населения, колоссальный ущерб экономике страны наносит преступность. В США из 500 крупнейших фирм, действовавших в 1900г., к 1970г. Сохранилось только 70, из 100 крупнейших в 1917г. фирм к 1970г. осталось 43, из 200 преуспевающих в 1940г.фирм к 1970г.осталось 30 [ 19,с.456 ].

Американский  экономист С.Лоор отмечал: «Сегодня, когда иностранные руководители компаний говорят об американских коллегах, они склонны исполниться скорее презрения, чем благоговения. И в самом деле, Соединенные Штаты как будто переполнены доказательствами краха управления [19, с.457].

Поэтому все  происходящие процессы в экономике США послужили толчком для пересмотра некоторых аспектов теории и практики управления. В настоящее время взят курс на постоянное внедрение в производство принципиально новых изделий при сокращении всех видов затрат, повышение качественных и потребительских характеристик и снижение цен на выпускаемые изделия, усилия ведущих корпораций сосредотачиваются на комплексной автоматизации производственных процессов, развитии кадрового потенциала при повышении квалификации и активности каждого работника. Совершенствуются организационные структуры управления, сокращается количество иерархических уровней управления [56, с.457].

 Итак, несмотря  на современное состояние экономики,  американский менеджмент внес  значительный вклад в теорию  и практику управления. Опыт управления и планирования в фирмах и корпорациях США с учетом конкретных условий и специфики может быть использован в крупных Российских холдингах, корпорациях и акционерных обществах на практике. Именно с учетом этих особенностей американской экономики и формируется американская модель менеджмента.

    1. Характерные черты американской модели менеджмента

 

Американский  менеджмент  впитал в себя основы классической школы, основателем которой  является Анри Файоль. Американцы Лютер  Гьюлик и Линдал Урвик сделали  много для популяризации основных положений классической школы. Впоследствии другие американские авторы внесли в систему принципов управления немало дополнений, уточнений и изменений. Классическая школа оказала значительное влияние на формирование всех других направлений в американской теории управления.

Современный американский менеджмент в таком виде, какой  сложился в настоящее время, базируется на трех исторических предпосылках:

1. Наличие рынка.

2. Индустриальный способ организации производства.

3. Корпорация как основная форма предпринимательства [23, с.88; 15, с.111].

Американский  экономист Роберт Хейлбронер указал на три основных исторически сложившихся  подхода к распределению ресурсов общества. Это – традиции, приказы  и рынок. Традиционный подход имеет в виду распределение экономических ресурсов общества посредством сложившихся традиций, от одного поколения к другому. Командный подход подразумевает распределение ресурсов через приказы. Рыночный подход предусматривает распределение ресурсов с помощью рынка, без какого – либо вмешательства общества. Этот подход является наиболее эффективным. Он основан на взаимоотношениях продавца и покупателя, которые самостоятельно устанавливают цены, требования к качеству товара и пр. Рыночные отношения часто требуют принятия управленческих решений в условиях и риска, что повышает ответственность менеджеров за их разработку и принятие. Современная американская модель менеджмента ориентирована на такую организационно - правовую форму частного предпринимательства, как корпорация (акционерное общество), возникшую еще в начале 19в. Большое влияние на формирование теории корпорации оказала книга «Современная корпорация и частная собственность», опубликованная А.Берли и М.Минз в 1932г. Корпорации получили статус юридического лица, а их акционеры приобрели право на часть прибыли, распределяющейся пропорционально количеству принадлежащих им акций. Корпорации пришли на смену небольшим предприятиям, в которых вся собственность принадлежала владельцам капитала, и они полностью контролировали деятельность рабочих. По мнению теоретиков менеджмента, создание корпораций повлекло за собой отделение собственности от контроля над распоряжением ею, т.е. от власти. Американский профессор отмечал возникновение «новой управленческой элиты, чья мощь основывается уже не на собственности, а скорее на контроле за процессом в целом». Реальная власть по управлению корпорацией перешла к её правлению и менеджерам (специалистам в области организации и управления производством). В модели американского менеджмента и в настоящее время корпорация является основной структурной единицей.

Американские  корпорации широко используют в своей  деятельности стратегическое управление. Это понятие было введено в  обиход на стыке 60 – 70-х., а в 80 – е  гг. охватило практически все американские корпорации. Слово «стратегия» произошло от греческого strategos, «искусство генерала». В общем виде стратегия – это способ использования средств и ресурсов, направленных на достижение поставленных целей [14,с.89]. Стратегию можно определить как генеральную программу действий, выявляющую приоритеты проблем и ресурсов для достижения главной цели корпорации [5, с.80]. Стратегия формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что корпорация получает единое направление действий. Появление новых целей, как правило, требует поиска и выработки новых стратегий.

Содержание  стратегического управления заключается, во–первых, в разработке долгосрочной стратегии, необходимой для победы в конкурентной борьбе, и, во–вторых, в осуществлении управления в реальном масштабе времени. Разработанная стратегия корпораций, впоследствии превращается в текучие производственно – хозяйственные планы, подлежащие реализации на практике. Концепция стратегического управления основана на системном и ситуационном подходах к управлению. Предприятие рассматривается как «открытая» система. Основой стратегического управления является системный и ситуационный анализ внешней (макроокружение и конкуренты) и внутренней (научные исследования и разработки, кадры и их потенциал, финансы, организационная культура и пр.) среды.

Стратегическое  управление требует создания организационной  стратегической структуры, в состав которой входит отдел стратегического  развития на высшем уровне управления и стратегические хозяйственные центры (СХЦ). Каждый СХЦ объединяет несколько производственных подразделений фирмы, выпускающих однотипную продукцию, требующую идентичных ресурсов и технологий и имеющую общих конкурентов. Количество СХЦ в фирме, как правило, значительно меньше количества производственных подразделений. При создании СХЦ большое значение имеет правильный выбор области деятельности. СХЦ отвечают за своевременную разработку конкурентоспособной продукции и ее сбыт, формирование производственной программы выпуска продукции по номенклатуре. Самыми главными, перспективными вопросами должен заниматься непосредственно генеральный директор или хозяин фирмы, которому могут помогать референты (штаб). В противном случае ему придется уступить место другому лицу, фактически выполняющему данные функции.

 

Стратегический  менеджмент предполагает реализацию следующих функций:

а) определение  целей фирмы с учетом рыночной ситуации;

б) определение средств достижения этих целей;

Информация о работе Особенности американской модели управления и возможность ее использования в России