ДОКЛАД ПО
МЕНЕДЖМЕНТУ И МАРКЕТИНГУ
НА ТЕМУ:
«ОСОБЕННОСТИ
ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ В
РОССИЙСКОМ МЕНЕДЖМЕНТА».
Выполнила:
Перелыгина В.В.
Учебная группа:
79.
- По сравнению с общецивилизационными этическими нормами делового поведения, сложившиеся в современной России отличаются значительным своеобразием, причем преимущественно негативным.
- Российское общество переживает сегодня трудный процесс трансформации. При этом все более заметное влияние на экономическую, социальную и политическую жизнь страны оказывают менеджеры и предприниматели.
- Сегодня российским бизнесменам крайне важно создать у международной общественности положительное мнение о себе, поскольку это откроет перед ними широкие перспективы установления новых экономических и торговых связей.
Существует целый ряд факторов, тормозящих развитие российской
деловой культуры:
- незначительный опыт ведения дел в условиях рынка;
- неустойчивое и непредсказуемое законодательство;
- отсутствие политической стабильности;
- переходный характер экономики и ее криминализация.
Кроме того, на данный процесс
влияют и социокультурные факторы:
- исторически сложившиеся традиции;
- психология;
- привычки;
- склад ума.
Достаточно вспомнить, что специфика
российской деловой культуры
изначально определялась одним ведущим
отношением - к государству и с государством.
Наиболее существенное влияние на национальный стиль оказывают:
- ценностные ориентации;
- идеологические установки;
- религиозные установки;
- особенности восприятия;
- особенности мышления.
Они определяют суть поведения менеджера.
Некоторые особенности этики
и делового общения менеджмента
в России:
- Наличие командной системы во многих организациях. Руководители в них до сих пор подавляют инициативу подчиненных. Такая система мешает организациям приспособиться к новым экономическим условиям, и они вынуждены топтаться на месте.
- Менеджеры высшего звена избегают делегировать полномочия и ответственность второму эшелону менеджмента, пытаются все сделать сами, лично контролировать.
Причины этого: недоверие к подчиненным,
недостаточная квалификация последних,
но главное — неумение эффективно
мотивировать наемных менеджеров.
- Значительная зависимость условий и оплаты труда наемных работников от взаимоотношений с руководителями, а не от их квалификации и результатов работы — «феодализм отношений».
Имеет место бесправие наемных
работников, их «рабское поведение»
и произвол руководства, чиновников.
Это связано с безработицей
и низкой культурой менеджеров
и наиболее сильно проявляется
в малых городах.
- Неуважение к людям и игнорирование этики управления.
Не секрет, что люди, работающие
в государственных и частных
организациях, считаются руководством
«винтиками», которые в любой
момент можно заменить новыми.
Работники всех уровней во
многих организациях бесправны
и беззащитны перед произволом
руководства. Каждый из них может
быть уволен без объяснения
причин и выплаты заработанных
денег.
- Законы, предписания и правила не имеют обязательного характера.
Правила и законы могут сознательно
игнорироваться в зависимости
от ситуации и применяющих
их лиц. По каким принципам
они делятся на те, которые
соблюдаются и которые не соблюдаются,
сказать невозможно.
- Большее внимание уделяется общим целям и относительно малое — тому, как можно сделать.
А ведь этот вопрос является
ключевым для развития бизнеса.
- Избежание риска, которое ведет за собой ограничение инициативы.
Большинство менеджеров в ситуации
риска предпочитают выбирать
вариант меньшей прибыли при
меньшем риске.
- Большинство россиян в ситуации сотрудничества видят в значительной мере конфликт интересов, нежели их совпадение, считая, что размер пирога известен, и задача — взять себе кусок побольше.
- В отдельных случаях резкая смена настроений в отношении партнера:
от проявления дружелюбия до
крайне холодного официального
отношения. Эмоциональная сторона является важной
составной частью россиян.
- Продвижение и обучение сотрудников в плане повышения квалификации, приобретения новых навыков и знаний в России не особенно распространено.
- Обычно подбор новых сотрудников осуществляется не по деловым качествам. Рабочие места распределяются часто среди родственников и знакомых.
- Без начальника не принимается ни одно решение.
- Со стороны подчиненных решения администрации принимаются практически безоговорочно.
Нередко указания начальника
исполняются даже тогда, когда
они считаются заведомо неправильными
или исход их неизвестен («начальнику
лучше знать»).
- Руководство организаций делает упор на осуществление функций контроля
(на
практике — надзора).
- Специфическое отношение менеджеров к ошибкам.
Когда что-то случается, то чаще всего интересуются,
кто виноват. За этим, очевидно, скрывается потребность
приписать кому-то вину, а затем привлечь
за неудачу к ответственности. Причины, повлекшие ошибку, редко анализируются, никто, как правило,
не интересуется чему можно научиться
на той или иной ошибке, или же вопросом,
— что необходимо предпринять, чтобы не
повторить ошибку в будущем.
- Что касается повышения производительности труда, в России также есть своя специфика.
Зачем высококвалифицированному
специалисту у нас — оазисе
перекуров и задушевных разговоров
в рабочее время — трудиться
с полной отдачей, если он рыночную
зарплату получает, а не зарабатывает.
- Стиль деловых переговоров многих российских предпринимателей говорит о недостатке опыта делового общения.
- Обсуждая вопросы, отечественные участники переговоров обращают большее внимание на общие цели и мало уделяют внимания — как это можно сделать.
- Еще одно, в чем мы уступаем иностранным партнерам — это в умении “торговаться”. Русские всегда переплачивают, т.к. не знают реальных цен. Иностранцы это отлично знают и используют.
К недостаткам
российских менеджеров можно отнести:
- слабое знание иностранных языков;
- общая скованность во время деловых переговоров;
- недостаток знания собственной истории и ее взаимосвязи с мировой историей;
- недостаток знания географии;
- низкий общий уровень культуры, отсутствие культуры дискуссий;
- незнание риторики;
- неумение воспринимать проблему глазами партнера;
- на переговорах объективная информация подменяется субъективными взглядами и др.
- Каждый народ имеет свои обычаи, традиции, свою культуру, политическое и государственное устройство. Все это оказывает влияние на деловые отношения.
- Российские компании в настоящее время ведут дела с широким кругом партнеров. При работе с представителями различных национальностей следует помнить, что в сравнении культур не бывает понятий «лучше» и «хуже», а бывает «иначе».
- Российская деловая культура пока не соответствует тем стандартам ведения дел, которые приняты в ведущих странах. Поэтому одни призывают «подравниваться», учиться, осваивать зарубежный опыт и т. п., а другие указывают на специфику России, на ее особый цивилизационный (евразийский) склад и сложности национального русского характера.
- Многие иностранные компании не могут свыкнуться с особенностями российского национального бизнеса. Порой иностранные фирмы подводит неспособность «вписаться» в местные экономические условия и «вжиться» в существующую бизнес-культуру. Иностранцы жалуются на коррумпированную бюрократию, необязательность российских партнеров.
- Знание правил поведения, обусловленных культурными традициями, в том числе менеджером, имеет огромное значение для бизнеса. Оно позволяет избежать многих недоразумений и ненужных трений.
Список использованной литературы:
1. Брэддик У. Менеджмент в
организации.- М.:ИНФРА-М,2010.-344с.;
2. Бизнес и менеджер.-М.:Азимут-Центр,2011.-448с.;
3. Герчикова И. Менеджмент.-М.:МГУ,2012.-560с.;
4. Карлофф Б. Деловая стратегия.-М.-2012.;
5. Как добиться успеха: Практические
советы деловым людям.-М.:Политиздат,2012.-510с.;
6. Мескон М., Альберт М.,
Хедоури Ф. Основы менеджмента.-М.:Дело,2011.-702с.;
7. Мицич П. Как проводить
беседы.- М.: Экономика, 2010.-207с.;
8. Петренко А. Безопасность
и коммуникации делового человека.-
М.: Технологическая школа бизнеса,
2011.- 208 с.;
9. Пиз А. Язык телодвижений.-
М.:Гутенберг, 2009.-247с.;
10. Стэк Дж. Большая игра
в бизнес: единственный разумный
способ руководить компанией.-М.:2011.-611с.;
11. Холопова Т.Н., Лебедева
М.М. Протокол и этикет для
деловых людей.- М.: Инфра, 2012.-
135 с.;
12. Энциклопедия хороших манер.-
СПб.: Диамант, 2010.- 512 с.;
13. Этикет в будни и праздники.-М.:Мир
книги,2009.-352с.