Особенности инфраструктуры менеджмента на современном предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 19:56, реферат

Описание работы

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Инфраструктура менеджмента" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Теоретическое значение изучения проблемы "Инфраструктура менеджмента" заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.

Содержание работы

Введение
1. Понятие и сущность инфраструктуры менеджмента
1.1 Особенности современного менеджмента
1.2 Сущность и факторы инфраструктуры менеджмента
2. Особенности инфраструктуры менеджмента на современном предприятии
2.1 Краткая характеристика ООО "Виват"
2.2 Оценка менеджмента на предприятии ООО "Виват"
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Менеджмент.docx

— 26.13 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Понятие и сущность инфраструктуры менеджмента

1.1 Особенности  современного менеджмента

1.2 Сущность  и факторы инфраструктуры менеджмента

2. Особенности инфраструктуры менеджмента на современном предприятии

2.1 Краткая  характеристика ООО "Виват"

2.2 Оценка  менеджмента на предприятии ООО "Виват"

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим  интересом к теме "Инфраструктура менеджмента" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной  разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой  носит как теоретическую, так  и практическую значимость.

Теоретическое значение изучения проблемы "Инфраструктура менеджмента" заключается  в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке  сразу нескольких научных дисциплин.

Цель работы - отразить сущность инфраструктуры менеджмента на предприятии.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть особенности современного менеджмента;

Раскрыть сущность инфраструктуры менеджмента;

Выявить факторы, влияющие на инфраструктуру менеджмента;

Изучить особенности инфраструктуры менеджмента на современном предприятии.

Особенности современного менеджмента

Современный менеджмент, в зависимости  от того, где он развивается и  формируется, имеет ряд общих  и специфических особенностей.

Общие черты отражают этап цивилизации, общественно-экономическую формацию, модель экономики, социально-экономические  потребности управления, уровень  развития научно-технического прогресса  и ряд подобных факторов.

К специфическим чертам относятся: национальные особенности общества, исторические особенности его развития, географические условия, культура и  другие подобные факторы.

Реальный менеджмент, который сформировался  в каждом конкретном обществе, имеет в своем составе всегда общие и особенные черты в различных сочетаниях.

Очевидно, что правомерно по аналогии говорить и о российском менеджменте. Состояние развития российского  общества, сложившиеся производственные отношения, менталитет и другие факторы  позволяют выделить 4 основные особенности российского менеджмента:

1) приоритеты в проблематике, акценты внимания и усилий.

Наиболее актуальными проблемами управления в России становятся конверсионные  процессы. Антикризисное управление, управление занятостью людей, информационные технологии, поддержка предпринимательства  и малого бизнеса, мотивирование  экономической активности в сфере  производства, банковский менеджмент. Однако главная проблема состоит  не в том, чтобы выявить их, а в том, чтобы выстроить ранжированные приоритеты. Именно здесь зародились наибольшие трудности в понимании менеджмента и его роли в России.

2) инфраструктура менеджмента, социально-экономические и политические условия его существования.

Здесь важно понять и сформулировать понятие собственно инфраструктуры. Она представляет собой совокупность множества факторов, составляющих ту общественно-экономическую среду, в  которой формируется российский менеджмент.

Здесь можно выделить 3 основных группы факторов:

а) факторы менталитета (ценности, национальные традиции и культура),

б) факторы общественного сознания, т.е. осознание практики зарубежного  и отечественного направления (система  подготовки менеджеров),

в) факторы уровня научного мышления, методологической культуры, развитие социально-экономических знаний.

3) комплекс факторов затрудняющих или благоприятствующих укреплению менеджмента в России: факторы уровня научного мышления, методологической структуры, развитие социально-экономических знаний;

4) культурная среда, особенности общественного сознания, которые невозможно изменить в одночасье и которые, как показывает исторический опыт развития, и не нужно изменять.

Сущность  и факторы инфраструктуры менеджмента

Инфраструктура (от лат. infra - ниже, под и structura - строение, расположение) - комплекс взаимосвязанных, обслуживающих структур, составляющих и/или обеспечивающих основу для решения проблемы (задачи).

Система менеджмента - это целостный  комплекс взаимосвязанных и регулярно  выполняемых действий, позволяющий  результативно управлять компанией  и осуществлять долгосрочный предпринимательский  успех с максимальной прибылью для  конкретного бизнеса за счёт обеспечения  конкурентоспособности продукции  и коммерческого предприятия  в целом.

Инфраструктура менеджмента (структура  системы менеджмента) - это совокупность научных подходов, принципов и  методов, а также целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем.

Инфраструктура менеджмента (структура  системы менеджмента) представлена на рисунке:

1.1 - повышение качества выпускаемых  товаров и выполняемых услуг;

1.2 - ресурсосбережение;

1.3 - расширение рынка сбыта и  повышение качества сервиса товара  на конкретном рынке;

1.4 - организационно-техническое развитие  производства;

1.5 - социальное развитие коллектива  и охрана окружающей среды;

2.1 - методическое обеспечение;

2.2 - ресурсное обеспечение;

2.3 - информационное обеспечение;

2.4 - правовое обеспечение;

3.1 - стратегический маркетинг;

3.2 - НИОКР;

3.3 - организационно-технологическая  подготовка производства;

3.4 - производство;

3.5 - тактический маркетинг;

3.6 - сервис выпущенных товаров;

4.1 - управление персоналом;

4.2 - разработка управленческого  решения;

4.3 - оперативное управление реализацией  решения.

Инфраструктура менеджмента характеризует  условия, в которых возможно и  необходимо возникновение и формирование этого типа управления.

Все факторы инфраструктуры менеджмента  можно разделить на три группы:

менталитет, господствующий в обществе;

уровень научного сознания (понимание  проблем развития);

общественная среда, в которой  осуществляется управление.

Менталитет характеризуют ценности, традиции, культура, социально-психологическая  атмосфера, правовое сознание, экономическая  психология. От того, каков менталитет общества во многом зависит какие методы и способы применяет руководитель для воздействия на своих подчиненных, как быстро и добросовестно выполняют работники указания руководителя, как строят отношения с коллегами и руководством и т.д.

Научное сознание характеризуется  общим уровнем функционирующих  в обществе знаний в области экономики, менеджмента, социологии, психологии, информатики, а также отношением к социально-экономическим ситуациям  и власти. Система знаний составляет потенциал, который использует менеджмент.

Общественная среда характеризуется  условиями рынка, характером предпринимательства, образованием, системой государственного управления, структурой собственности, ресурсами. Общественная среда является тем фундаментом, на котором строится менеджмент.

Краткая характеристика ООО "Виват"

ООО "Фирма Виват" занимается оптовой продажей, доставкой своим автотранспортом товаров.

В течение 14 лет ООО "Фирма Виват" является современным, динамично развивающимся предприятием. В настоящее время фирма идет по пути активного развития и расширения экономических связей.

Организационная структура управления является линейно-функциональной (штабной). При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя генеральный директор, возглавляющий  определенный коллектив. Ему при  разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат (зам. генерального директора по розничной  торговле, финансовый директор, главный  бухгалтер, начальник ЭМО, начальник  транспортного участка, начальник  отдела кадров и социального развития, начальник технического отдела, начальник  ремонтного цеха, начальник отдела сбыта), состоящий из функциональных подразделений.

В данном случае функциональные структуры  подразделения находятся в подчинении главного линейного руководителя. Свои решения они проводят в жизнь  либо через главного руководителя, либо непосредственно через соответствующих  руководителей служб-исполнителей. Генеральный директор издает приказы  и дает указания, обязательные для  исполнения всеми работниками общества, утверждает штатное расписание и  другие акты, определяющие внутренние вопросы деятельности, принимает  на работу, увольняет, освобождает от должности и намечает взыскание. Таким образом, линейно-функциональная структура включает в себя специальные  подразделения при линейных руководителях, которые помогают им выполнять задачи организации.

Линейно-функциональная структура  имеет свои положительные моменты  и недостатки.

Преимущества: более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников; освобождение генерального директора от глубокого  анализа проблем; возможность привлечения  консультантов и экспертов.

Недостатки: отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными  отделениями; недостаточно четкая ответственность, т.к. готовящий решение, как правило, не участвует в его реализации; чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали, а именно: подчинение по иерархии управления, т.е. тенденция к чрезмерной централизации.

Оценка  менеджмента на предприятии ООО "Виват"

Рассмотрим, какие методы менеджмента  как искусства управления применяются  на рассматриваемом предприятии.

Искусство управления на предприятии  использует такую модель ведения диалога как метод трех раундов, точнее, способ убедить оппонента в правильности и разумности именно вашего предложения. Эта модель ведения диалога строится из трех частей (возможен и более сложный алгоритм этого метода).

Руководителю необходимо добиться выполнения важных, но непопулярных в  коллективе мероприятий. Руководитель ООО "Виват" приглашает двух-трех ведущих специалистов, к мнению которых  особенно прислушивается коллектив, и  поручает им, опытным и уважаемым  профессионалам (это подчеркивается особо!), в четко обозначенный срок подготовить вариант решения  возникшей проблемы. Собравшись вновь, выслушав и в основном одобрив  предложения специалистов, руководитель вносит ненавязчиво свои принципиальные коррективы (в этом случае второй раунд  с производственной точки зрения особо сложен, но убедить двух-трех человек всегда проще, чем весь коллектив). И, наконец, третий раунд: проводится совещание, на котором возглавляющий группу специалист докладывает о разработанных  мероприятиях и после обсуждения и критики (в адрес, естественно, докладчика!) руководитель соглашается  с его мнением. Этот метод очень эффективен и часто применяется.

Самым сложным и противоречивым инструментом управления является управленческое решение. В его основе лежит обоснованная разработка директивного документа, организующего и стимулирующего совместную деятельность членов коллектива. Чаще всего разрабатываются оперативные решения, обеспечивающие тактические, частные управленческие задачи: сроки выполнения, изменения в технологии кадровые вопросы и т.п. Более глубоких творческих проработок требуют стратегические решения, которые зачастую касаются структурных изменений, вопросов перестройки привычного хода производства и постоянно сопровождаются негативными реакциями сторонников сложившихся, апробированных форм и методов работы. Сопротивления управленческим нововведениям можно ожидать не только со стороны рядовых сотрудников, но иногда и от высоких руководителей, ревниво относящихся к творческим идеям, им не принадлежащим. Отстоять свою идею, убедить оппонентов в своей правоте не всегда удается даже опытным, владеющим методами искусства управления и деловой полемики специалистам, и иногда приходится искать нестандартные, обходные пути.

Для этого на рассматриваемом предприятии ООО "Виват" используется метод "Штирлица". Суть этого метода: во время приватного разговора или на совещании руководитель ненавязчиво, как бы вскользь, среди других вариантов решения предлагает свою идею и немедленно "забывает" ее.

Если начальник, к которому обратился  руководитель, умен, то он сразу оценит разумность мысли и потом, продумав ее, предложит эту идею как свою, значительно расширив ее, уточнив и конкретизировав. Человеку свойственно доверять больше идеям, родившимся в собственной голове, чем чужим. Руководитель в свою очередь добивается своей цели.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что современный менеджмент, в  зависимости от того где он развивается  и формируется, имеет ряд общих  и специфических особенностей.

Инфраструктура менеджмента характеризует  условия, в которых возможно и  необходимо возникновение и формирование этого типа управления.

Анализ структуры управления показывает, что она соответствует современным  требованиям, научной организации  труда на предприятии, т.е. четко  распределит обязанности и ответственности  специалистов управления, обозначена схема группирования отдельных  подразделений и принципы руководства  ими.

В условиях сложной социально-экономической  обстановки ООО "Виват" удается успешно решать многие проблемы благодаря современному подходу и прогнозированию на перспективу.

Список  используемой литературы

1. Валуев С.А., Игнатьева А.В. Организационный  менеджмент: Учеб. пособие. - М.: Нефть и газ, 2007.

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. - М.: МГУ, 2008.

3. Дафт Р.Л. Менеджмент. - СПб: Питер, 2008.

4. Кнышова Е.Н. Менеджмент: Учебное  пособие. - М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2007.

5. Латфуллин Г.Р., Райченко А.В. Теория организации: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009.

6. Мильнер Б.З. Теория организации. - М.: ИНФРА, 2009.

7. Менеджмент / В.П. Галенко, А.И.  Рахманов, О.А. Страхова. - СПб.: Питер, 2008.

8. Мескон М. Альберт А, Хедоури Ф. "Основы менеджмента". - М.: Знание, 2006.

9. Пригожин А.И. Социология организаций. - М., 2008.

10. Радченко Я.В., Смирнов Э.А.  Теория организации. ГУ-М.: ЗАО Финстатинформ, 2009.

11. Рогожин С.В. Теория организации. - М.: ЭКЗАМЕН, 2007.

12. Смирнов Э.А. Основы теории  организации. - М.: "Аудит" Издательское  объединение ЮНИТИ, 2008.


Информация о работе Особенности инфраструктуры менеджмента на современном предприятии