Особенности менеджмента в Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 16:09, реферат

Описание работы

Для китайцев деньги без жизни - ничто, но и жизнь без денег лишена ценности. Более того, деньги в китайском обществе являются главным выражением и мерилом любви и чувства солидарности в рамках той же семьи, где первостепенное значение придается именно материальным интересам. Китайские родители дарят детям на Новый год красные конверты с деньгами, давая им наглядный урок важности денег как знака личной симпатии. Те же красные конверты (и ничего кроме них!) дарят новобрачным в день их свадьбы.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 21.67 Кб (Скачать файл)

3. Особенности менеджмента в Китае

9 характеристик  зарождающейся новой модели менеджмента  в Китае:

- Динамичность. Задачей,  стоящей перед менеджерами в  будущем, является балансирование  в динамичной бизнес среде,  в которой постоянное равновесие / покой являются настолько далекой  перспективой, что было бы глупо  пытаться их достичь.

- Адаптирование. Не смотря на невозможность предпринимателей находиться в полном равновесии с бизнес средой Китая, существуют экономические ритмы, циклы и сезоны. Решения и действия необходимы в тот момент, когда они необходимы.

- Гибкость. Для  поддержания баланса в столь  турбулентном и непредсказуемом  мире, Вы не можете позволить  себе находиться постоянно в  состоянии готовности или полностью  придерживаться плана. Китайские  менеджеры ценят гибкость, которую  могут предоставить погрешности  / неточности.

-Комплексность.  Стиль Китайского менеджмента  можно назвать комплексным в  том смысле, что он впитал и  адаптировал принципы, характерные  черты, средства и техники из  разных стилей и традиций управления.

- Взаимность. Понимание  того, что компания -- это часть  системы взаимодействующих элементов,  которые имеют взаимную заинтересованность  в друг друге, полностью согласуется с акцентом в Китайской культуре на обоюдных обязательствах сторон.

- Слаженность. Поиск  Руководителем широкой согласованности  мнений в коллективе вытекает  из методов управления самого  Китая.

- Духовность. В  Китае духовное начало и материальность  неразрывны. Это было бы странным, если бы Руководитель не использовал силу духовных принципов и идей, отраженных в Китайской культуре.

- Дисциплина. Нелинейность  логики и духовность общения,  не означают, что новый стиль  управления будет «пушистым и  розовым», он подразумевает также строгую дисциплину.

- Естественность. Китайский стиль управления становится  ближе к стилю, который бы  появился не будь «американской модели». Он становится «естественным». Во всех значениях этого слова. Он базируется на единстве.

Менеджмент в  Китае

Для китайцев деньги без жизни - ничто, но и жизнь без  денег лишена ценности. Более того, деньги в китайском обществе являются главным выражением и мерилом  любви и чувства солидарности в рамках той же семьи, где первостепенное значение придается именно материальным интересам. Китайские родители дарят  детям на Новый год красные  конверты с деньгами, давая им наглядный  урок важности денег как знака  личной симпатии. Те же красные конверты (и ничего кроме них!) дарят новобрачным  в день их свадьбы.

Китайские торговцы традиционно склонны снижать  цены за счет более быстрого оборота  капитала (следовательно, и больших  усилий) и довольствоваться даже незначительной прибылью. Китайцы готовы работать почти круглые сутки без выходных и праздников (единственное исключение - недельный отдых на китайский  Новый год). Современные китайские  предприниматели любят подчеркивать, что истинная мера жизненного счастья - это работа, которая одновременно приносит доход и моральное удовлетворение. Очевидным фактом является то, что  китаец умеет находить интерес в  любой работе и потому прилежно ее выполняет. А где есть неподдельная личная заинтересованность и хорошие  навыки, там легко появиться и  общественному, и экономическому успеху. Отсюда и высокая конкурентоспособность  китайских предприятий и магазинов  там, где есть китайские общины. Напомним, наконец, что китайцы всегда ставили акцент на способности человека жить совместно с другими людьми и находиться с ними во взаимовыгодном обмене, считая это самым естественным свойством человеческого сознания. Обращение денег и финансов китайцы уподобляли циркуляции жизненной энергии в организме: чем свободнее осуществляется это обращение, тем больше пользы для всего общества.

Одним словом, по китайским  представлениям, жизнь нужно использовать для того, чтобы зарабатывать деньги, а чтобы жить воистину, нужно быть богатым.

В реальной жизни  традиционное отношение китайцев к  богатству предстает как хозяйская  рачительность, которая в узких  рамках повседневности кажется крепко поставленной бережливостью, даже скупостью. Во всяком случае, китайские общества отличаются самой высокой в мире нормой сбережений.

Деньги - излюбленная  тема разговора в китайской компании, обсуждаемая с шокирующей европейцев (если не американцев) откровенностью. Поинтересоваться даже у малознакомого  человека, сколько он заплатил за свой автомобиль или костюм, который носит, отнюдь не считается предосудительным среди китайцев. По ответу, по крайней  мере, можно судить о положении  в обществе, на которое претендует данное лицо. Что касается власти, то здесь, конечно, главное значение имеют  объективные критерии социального  статуса, но весьма важно также иметь  манеры, подобающие начальнику, учителю  или знаменитости: выдержку, царственное  спокойствие, снисходительное радушие  и т.д. Щедрость, однако, в число  этих добродетелей не входит, хотя она  и не совсем чужда детям Срединной  страны.

Следует иметь в  виду некоторые особенностях китайской  семейной организации - например, обычай делить семейное состояние между  всеми наследниками, не исключая дочерей. Подобное дробление семейного имущества  усиливало неустойчивость экономического положения семьи, что усугублялось жесткой конкуренцией как в хозяйственной  деятельности, так и в социальной карьере. С давних времен в китайском  обществе повсеместно господствует убеждение в том, что процветание  семьи не продлится более трех поколений. Классические китайские  романы о семейной жизни почти  всегда являют собой повествование  о неотвратимом упадке и гибели состоятельного семейства. Возможно в этом кроется причина навязчивого желания главы китайской семьи оставить как можно больше сбережений своим детям, чтобы обеспечить будущее потомства.

Но вернемся к  характеристике китайской социальности. В структурном отношении присущий китайской цивилизации социум представляет собой как бы три концентрические сферы. Его ядро составляет семейный коллектив, члены которого связаны кровными узами и, соответственно, некими безусловными и неотменяемыми взаимными обязательствами. Внешняя сфера соответствует кругу друзей и доброжелательных знакомых, которые способны оказать помощь или услугу в различных делах. На периферии находятся разного рода чужаки - от незнакомых земляков до иностранцев, - с которыми не ведется никаких дел. Эти три группы различаются между собой по степени оказываемого им доверия: «своей семье доверяют абсолютно, друзьям и знакомым доверяют в той мере, в какой с ними находятся в отношениях взаимной зависимости и от них зависит собственное "лицо". В отношении же всех прочих не предполагается наличия доброй воли».

Китайцам свойственно (чего не скажешь, например, о современных  русских) доверять общественному мнению, пусть даже в примитивном виде «людской молвы», суду истории и  просто стихии народной жизни, которая, как убежден каждый китаец, сама расставит все по своим местам и вынесет каждому справедливый приговор.

На практике китайцы  в вопросе доверия часто пользуются одним простым приемом. Вся сеть их знакомств составляет круг лиц, которые  заслуживают только «малого доверия». В рамках же этого круга со временем образуется узкий круг близких друзей, которые пользуются «большим доверием». В китайском языке есть даже специальное  понятие для такого близкого друга, которое означает буквально: «знающий тебя так, как ты сам себя знаешь». Заметим, что в политической и  деловой жизни Китая предательство  своего патрона - явление сравнительно редкое.

Классический для  Америки образ деловито-сухого менеджера, исповедующего «административно-командный» стиль работы, совершенно неприемлем в китайской среде, где управляющий  при всей его неоспоримой власти и авторитете должен держаться по-отечески мягко и радушно по отношению  к подчиненным, постоянно извиняться и благодарить их за труды.

Потребность в неформальных, «душевных» связях между руководителем  и подчиненными может выражаться в довольно-таки резких и непривычных  даже для демократической Америки  формах. Кажется, только в Китае высшие лица государства могут давать телеинтервью, развалившись перед камерой в одних носках. И это тоже, как ни странно, исполнение определенной формальности.

В китайском бизнесе  доминируют семейные или, по крайней  мере, семейные в своей основе предприятия. В китайском деловом мире господствуют мелкие и средние компании, специализирующиеся на производстве одного вида продукции  или оказании очень узкого спектра  услуг и, как правило, вписанные  в более широкую сеть смежных  и обслуживающих друг друга предприятий. Расширение бизнеса сопровождается выделением из компании смежных, но в  значительной мере самостоятельных  структур, остающихся верными принципу узкой специализации. Приверженность китайцев к малому и среднему бизнесу  особенно заметна на периферии китайской  цивилизации и в странах ЮВА, где китайская община существует в чуждом этническом и культурном окружении и развивается вполне автономно.

Нетрудно предугадать  особенности организации маленьких, семейных в своей основе предприятий. Для них свойственны простота и аморфность структуры, слабое размежевание между их отдельными функциями, важная роль личных отношений и неписаных  правил этикета, которые безусловно важнее законов и формальных обязательств, налагаемых контрактными отношениями. Фактору родства отдается безусловное предпочтение, и капитал, вообще говоря, сохраняет значение семейного достояния.

Какова природа  китайского семейного бизнеса сточки зрения его организационных основ? В литературе часто отмечается, что  для китайского типа семейного предприятия  характерны, во-первых, патернализм  как сосредоточение собственности, власти и авторитета в лице хозяина  семейного дела; во-вторых, доминирование  личностного фактора в отношениях и, в-третьих, обостренное внимание к сплоченности корпорации и защите интересов ее членов. Бросается в  глаза, прежде всего, совершенно исключительное положение, которое в жизни компании занимает ее хозяин - по-китайски лаобань. Именно он единолично принимает практически все решения, касающиеся организации и деятельности его предприятия, и притом исполняет свою роль руководителя в давно исчезнувшем на Западе патерналистском ключе, представая для своих подчиненных одновременно добрым и строгим отцом, наставником и старшим другом. В соответствии с древними правилами китайского «искусства власти» только он обладает всей полнотой информации о положении предприятия и скупо делится ею с отдельными служащими сообразно их функции и рангу. Только он один знает о мотивах и целях принятия решений, что позволяет ему поддерживать подобающую дистанцию с работниками. На долю последних остаются догадки и глухое соперничество с сослуживцами, что только укрепляет власть хозяина. Открытый обмен мнениями и тем более противодействие начальнику - вещи совершенно немыслимые в китайской среде. Более того, гласность невозможна даже в отношениях между рядовыми сотрудниками, ибо каждый китаец с детства приучен держать свое мнение при себе и «проглатывать» обиду и недовольство ради согласия в коллективе. Он старается не обсуждать и тем более не спорить, а «безмолвно постигать» смысл происходящего. Ибо всякий спор, даже разрешенный, говорил еще даосский патриарх Лао-Цзы, надолго, если не навсегда, оставляет в сердце неприятный осадок, и это может стать причиной нового конфликта.

Неизбежным следствием такой авторитарной и одновременно аморфной корпорации, скрепленной больше символическим единством, являются интриги и фракционная борьба среди служащих, их жадный интерес  к всевозможным сплетням и слухам. Более того, в таких условиях работники  не испытывают чувства преданности  компании или даже ее хозяину, а руководство  не очень-то доверяет низовому персоналу. Бдительный контроль начальства за действиями подчиненных считается разумным и необходимым.

Главным качеством  китайского менеджера является виртуозное мастерство, вырабатываемое многолетними и методическими упражнениями. Именно таков общий идеал человеческой практики в китайской цивилизации.

Другой гранью является неискоренимая подозрительность руководства  по отношению к рядовым работникам и почти маниакальное стремление контролировать каждый шаг подчиненных. Это почти маниакальное стремление обеспечить полный контроль над деятельностью  предприятия выдает все ту же глубинную  неуверенность в будущем, которая  проявляется в привычке китайцев оценивать жизненный успех деньгами и притом откладывать как можно  больше на черный день.

Со своей стороны, служащие должны были выказывать всяческое  усердие и преданность даже не столько компании, сколько лично  ее хозяину. Личная просьба хозяина  к работнику, да к тому же в подчеркнуто  вежливой форме, непременно возымеет действие.

Профсоюзы слабы  и ориентированы на сотрудничество с руководством предприятия. Открытый конфликт с начальством и, тем  более забастовка, практически исключены.

Естественно, авторитарный стиль руководства китайской  компании не способствует проявлению инициативы со стороны подчиненных  и снижает их чувство личной ответственности. Другим важным ограничением семейного  бизнеса по-китайски является неспособность  компании к расширению. Потребность  хозяина сохранить единоличный  контроль над всеми сторонами  деловой деятельности и нежелание  эту деятельность диверсифицировать  вкупе с традиционной осторожностью  китайских предпринимателей ставят свои жесткие пределы роста даже очень успешно действующего предприятия. Обычно от него отпочковывается новая  компания, во главе которой встает член семьи, ведущей бизнес. И даже если компания со временем приобретает  большие размеры, она по-прежнему управляется как семейное предприятие.

Как всякий тип  организации, китайские семейные предприятия  имеют свои сильные и слабые стороны, и дать строго объективную оценку их деятельности едва ли возможно. К  достоинствам таких компаний можно  отнести сравнительно высокий уровень  сплоченности ее служащих, эффективное  сотрудничество благодаря устойчивым личным связям, низкие транзакционные издержки, способность быстро откликаться  на изменения обстановки, отсутствие необходимости в жестком контроле персонала и производства. Что  же касается недостатков, то в их числе  можно назвать отсутствие инициатив  и инноваций в среде низших служащих и четкой стратегии у  руководства, недостаток профессионализма, постоянную угрозу разделения персонала  на соперничающие фракции и, наконец, крайне ограниченные возможности для  сотрудничества.

Информация о работе Особенности менеджмента в Китае