Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 16:09, реферат
Для китайцев деньги без жизни - ничто, но и жизнь без денег лишена ценности. Более того, деньги в китайском обществе являются главным выражением и мерилом любви и чувства солидарности в рамках той же семьи, где первостепенное значение придается именно материальным интересам. Китайские родители дарят детям на Новый год красные конверты с деньгами, давая им наглядный урок важности денег как знака личной симпатии. Те же красные конверты (и ничего кроме них!) дарят новобрачным в день их свадьбы.
3.
Особенности менеджмента в
9 характеристик
зарождающейся новой модели
- Динамичность. Задачей,
стоящей перед менеджерами в
будущем, является
- Адаптирование. Не смотря на невозможность предпринимателей находиться в полном равновесии с бизнес средой Китая, существуют экономические ритмы, циклы и сезоны. Решения и действия необходимы в тот момент, когда они необходимы.
- Гибкость. Для
поддержания баланса в столь
турбулентном и
-Комплексность.
Стиль Китайского менеджмента
можно назвать комплексным в
том смысле, что он впитал и
адаптировал принципы, характерные
черты, средства и техники из
разных стилей и традиций
- Взаимность. Понимание
того, что компания -- это часть
системы взаимодействующих
- Слаженность. Поиск
Руководителем широкой
- Духовность. В
Китае духовное начало и
- Дисциплина. Нелинейность логики и духовность общения, не означают, что новый стиль управления будет «пушистым и розовым», он подразумевает также строгую дисциплину.
- Естественность.
Китайский стиль управления
Менеджмент в Китае
Для китайцев деньги без жизни - ничто, но и жизнь без денег лишена ценности. Более того, деньги в китайском обществе являются главным выражением и мерилом любви и чувства солидарности в рамках той же семьи, где первостепенное значение придается именно материальным интересам. Китайские родители дарят детям на Новый год красные конверты с деньгами, давая им наглядный урок важности денег как знака личной симпатии. Те же красные конверты (и ничего кроме них!) дарят новобрачным в день их свадьбы.
Китайские торговцы
традиционно склонны снижать
цены за счет более быстрого оборота
капитала (следовательно, и больших
усилий) и довольствоваться даже незначительной
прибылью. Китайцы готовы работать
почти круглые сутки без
Одним словом, по китайским представлениям, жизнь нужно использовать для того, чтобы зарабатывать деньги, а чтобы жить воистину, нужно быть богатым.
В реальной жизни
традиционное отношение китайцев к
богатству предстает как
Деньги - излюбленная
тема разговора в китайской
Следует иметь в виду некоторые особенностях китайской семейной организации - например, обычай делить семейное состояние между всеми наследниками, не исключая дочерей. Подобное дробление семейного имущества усиливало неустойчивость экономического положения семьи, что усугублялось жесткой конкуренцией как в хозяйственной деятельности, так и в социальной карьере. С давних времен в китайском обществе повсеместно господствует убеждение в том, что процветание семьи не продлится более трех поколений. Классические китайские романы о семейной жизни почти всегда являют собой повествование о неотвратимом упадке и гибели состоятельного семейства. Возможно в этом кроется причина навязчивого желания главы китайской семьи оставить как можно больше сбережений своим детям, чтобы обеспечить будущее потомства.
Но вернемся к характеристике китайской социальности. В структурном отношении присущий китайской цивилизации социум представляет собой как бы три концентрические сферы. Его ядро составляет семейный коллектив, члены которого связаны кровными узами и, соответственно, некими безусловными и неотменяемыми взаимными обязательствами. Внешняя сфера соответствует кругу друзей и доброжелательных знакомых, которые способны оказать помощь или услугу в различных делах. На периферии находятся разного рода чужаки - от незнакомых земляков до иностранцев, - с которыми не ведется никаких дел. Эти три группы различаются между собой по степени оказываемого им доверия: «своей семье доверяют абсолютно, друзьям и знакомым доверяют в той мере, в какой с ними находятся в отношениях взаимной зависимости и от них зависит собственное "лицо". В отношении же всех прочих не предполагается наличия доброй воли».
Китайцам свойственно (чего не скажешь, например, о современных русских) доверять общественному мнению, пусть даже в примитивном виде «людской молвы», суду истории и просто стихии народной жизни, которая, как убежден каждый китаец, сама расставит все по своим местам и вынесет каждому справедливый приговор.
На практике китайцы
в вопросе доверия часто
Классический для
Америки образ деловито-сухого менеджера,
исповедующего «
Потребность в неформальных, «душевных» связях между руководителем и подчиненными может выражаться в довольно-таки резких и непривычных даже для демократической Америки формах. Кажется, только в Китае высшие лица государства могут давать телеинтервью, развалившись перед камерой в одних носках. И это тоже, как ни странно, исполнение определенной формальности.
В китайском бизнесе доминируют семейные или, по крайней мере, семейные в своей основе предприятия. В китайском деловом мире господствуют мелкие и средние компании, специализирующиеся на производстве одного вида продукции или оказании очень узкого спектра услуг и, как правило, вписанные в более широкую сеть смежных и обслуживающих друг друга предприятий. Расширение бизнеса сопровождается выделением из компании смежных, но в значительной мере самостоятельных структур, остающихся верными принципу узкой специализации. Приверженность китайцев к малому и среднему бизнесу особенно заметна на периферии китайской цивилизации и в странах ЮВА, где китайская община существует в чуждом этническом и культурном окружении и развивается вполне автономно.
Нетрудно предугадать
особенности организации
Какова природа
китайского семейного бизнеса сточки
зрения его организационных основ?
В литературе часто отмечается, что
для китайского типа семейного предприятия
характерны, во-первых, патернализм
как сосредоточение собственности,
власти и авторитета в лице хозяина
семейного дела; во-вторых, доминирование
личностного фактора в
Неизбежным следствием такой авторитарной и одновременно аморфной корпорации, скрепленной больше символическим единством, являются интриги и фракционная борьба среди служащих, их жадный интерес к всевозможным сплетням и слухам. Более того, в таких условиях работники не испытывают чувства преданности компании или даже ее хозяину, а руководство не очень-то доверяет низовому персоналу. Бдительный контроль начальства за действиями подчиненных считается разумным и необходимым.
Главным качеством китайского менеджера является виртуозное мастерство, вырабатываемое многолетними и методическими упражнениями. Именно таков общий идеал человеческой практики в китайской цивилизации.
Другой гранью является
неискоренимая подозрительность руководства
по отношению к рядовым работникам
и почти маниакальное стремление
контролировать каждый шаг подчиненных.
Это почти маниакальное стремление
обеспечить полный контроль над деятельностью
предприятия выдает все ту же глубинную
неуверенность в будущем, которая
проявляется в привычке китайцев
оценивать жизненный успех
Со своей стороны, служащие должны были выказывать всяческое усердие и преданность даже не столько компании, сколько лично ее хозяину. Личная просьба хозяина к работнику, да к тому же в подчеркнуто вежливой форме, непременно возымеет действие.
Профсоюзы слабы и ориентированы на сотрудничество с руководством предприятия. Открытый конфликт с начальством и, тем более забастовка, практически исключены.
Естественно, авторитарный стиль руководства китайской компании не способствует проявлению инициативы со стороны подчиненных и снижает их чувство личной ответственности. Другим важным ограничением семейного бизнеса по-китайски является неспособность компании к расширению. Потребность хозяина сохранить единоличный контроль над всеми сторонами деловой деятельности и нежелание эту деятельность диверсифицировать вкупе с традиционной осторожностью китайских предпринимателей ставят свои жесткие пределы роста даже очень успешно действующего предприятия. Обычно от него отпочковывается новая компания, во главе которой встает член семьи, ведущей бизнес. И даже если компания со временем приобретает большие размеры, она по-прежнему управляется как семейное предприятие.
Как всякий тип
организации, китайские семейные предприятия
имеют свои сильные и слабые стороны,
и дать строго объективную оценку
их деятельности едва ли возможно. К
достоинствам таких компаний можно
отнести сравнительно высокий уровень
сплоченности ее служащих, эффективное
сотрудничество благодаря устойчивым
личным связям, низкие транзакционные
издержки, способность быстро откликаться
на изменения обстановки, отсутствие
необходимости в жестком