Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 21:26, доклад
Япония во всем мире считается страной с особенной культурой и традициями. Оказавшись после Второй мировой войны на грани полного разорения, Япония сумела возродить свою экономику. И этому способствовала в первую очередь специфика японского менеджмента.
Большинство специалистов выделяют несколько характерных черт японского менеджмента, которые существуют на протяжении многих десятилетий и сегодня изменяются под влиянием европейского менеджмента.
СОВРЕМЕННЫЙ ЯПОНСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Япония во всем мире считается страной с особенной культурой и традициями. Оказавшись после Второй мировой войны на грани полного разорения, Япония сумела возродить свою экономику. И этому способствовала в первую очередь специфика японского менеджмента.
Большинство специалистов выделяют несколько характерных черт японского менеджмента, которые существуют на протяжении многих десятилетий и сегодня изменяются под влиянием европейского менеджмента.
В первую очередь,
внимание привлекает отношение работодателя
к своим сотрудникам. Устраиваясь
на работу, каждый японец точно знает,
какие перспективы его ждут. Эта
уверенность рождается
Сегодня под воздействием
экономических преобразований, стремлений
компаний выжить в жестких условиях
соперничества система «
Одной из причин всемирной известности японской техники является высокое качество продукции. И действительно, такой системы контроля качества нет ни в одной другой стране. Японские рабочие все как один чувствуют личную ответственность за производимую ими продукцию. Примером удачной практики контроля качества может служить все та же фирма «Тойота», в которой принято прослеживать качество продукции на каждом этапе ее производства
Японский менеджмент учитывает потребности общества и в отличие от американского менеджмента, всегда старается определить нужды потребителей. Правда, практика манипулирования и уговоров перспективного покупателя посредством рекламы, распространенная в Европе и Америке, начинает все чаще применяться и в Японии, но все же она носит несколько иной характер, нежели на Западе. Так, в компании Sony приоритет отдается производству новой продукции, которая будет, безусловно, интересна потребителю. При таком подходе покупатель становится ведомым, а компания Sony — ведущим.
Сегодня в мировой практике большое значение в развитии компаний имеет четко разработанный план действий. И японцы здесь занимают лидирующее место.
В большинстве японских организаций план действий составляется как минимум на год вперед. Это позволяет избежать в будущем непредвиденных ситуаций и минимизировать затраты при решении возникающих проблем. Например, компания OMRON Electronics, разработав «модель предсказания будущего технологий», сумела определить потребности общества в контексте далекой перспективы. Это позволило ей производить продукцию, которая априори была интересна обществу.
Говоря о японском
менеджменте, совершенно невозможно обойти
вниманием тот факт, что в каждой
корпорации существует гласность информации.
Любой сотрудник может
Но, как и в любой системе управления, в японском менеджменте есть свои недостатки. Пожалуй, наиболее видимым недостатком является то, что квалифицированные кадры менее усердно и лояльно относятся к практике перераспределения кадров. И если молодой сотрудник без возражений будет выполнять и функции сборщика, и уборщика помещений, то старший сотрудник подобного рода изменения работы воспримет без энтузиазма. Что, в принципе, свойственно и для работников западных компаний.
Тем не менее, японские
управляющие стремятся
В Японии принято
управлять не только рабочей деятельностью
сотрудников, но и их досугом. Так, широко
применяются
Современный менеджмент в Японии отличается от той системы управления, которая была принята на протяжении ХХ века. И в первую очередь это связано с влиянием западной модели управления. Японские менеджеры осознали, что без изменений невозможно добиться прогресса в развитии. Так, разрабатывая цель компании, менеджеры отдают предпочтение формулированию основной задачи, для чего специально отбираются определенные сферы действия. Выбрав сферу, компания обращает все свои ресурсы на данное направление. Изменяется и отношение к потребителю. Все большую ценность приобретает информация, касающаяся потребительских предпочтений, на основе чего компания сужает свой целевой рынок.
Стабильная иерархичная система отношений внутри японской организации также сегодня все больше подвержена изменениям. В частности, достаточно частым явлением стало привлечение внештатных сотрудников к выполнению той или иной работы, да и коммуникация все чаще строится не через систему «канбан», а посредством информационных сетей, как это принято на Западе.
Западное стремление
к самостоятельности и
Основное отличие
японского менеджмента от западного
заключается в том, что японцы
используют систему гласности и
контроля качества продукции. Они не
пытаются повысить
доход путем увеличения объемов производства.
Наоборот, стараются отдавать приоритет
отслеживанию качества, нежели сверхпроизводству.
Практика открытого обсуждения планов
развития компании позволяет внедрять
новые методы управления и производства
без сопротивления со стороны сотрудников.
Ведь они уже осведомлены о грядущих переменах
и морально к ним готовы. Такой метод управления
крайне отличается от западного, где руководство
предпочитает ставить работников перед
фактом внедрения изменений.
Последнее десятилетие
ознаменовало новый этап развития японской
системы управления, на котором был
сделан большой шаг в сторону
сближения с европейским