Особенности менеджмента в Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 21:26, доклад

Описание работы

Япония во всем мире считается страной с особенной культурой и традициями. Оказавшись после Второй мировой войны на грани полного разорения, Япония сумела возродить свою экономику. И этому способствовала в первую очередь специфика японского менеджмента.
Большинство специалистов выделяют несколько характерных черт японского менеджмента, которые существуют на протяжении многих десятилетий и сегодня изменяются под влиянием европейского менеджмента.

Файлы: 1 файл

Особенности менеджмента в Японии.docx

— 18.39 Кб (Скачать файл)

СОВРЕМЕННЫЙ ЯПОНСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Япония во всем мире считается страной с особенной культурой и традициями. Оказавшись после Второй мировой войны на грани полного разорения, Япония сумела возродить свою экономику. И этому способствовала в первую очередь специфика японского менеджмента.

Большинство специалистов выделяют несколько характерных  черт японского менеджмента, которые существуют на протяжении многих десятилетий и сегодня изменяются под влиянием европейского менеджмента.

В первую очередь, внимание привлекает отношение работодателя к своим сотрудникам. Устраиваясь  на работу, каждый японец точно знает, какие перспективы его ждут. Эта  уверенность рождается благодаря  такому подходу, как «пожизненный найм». В Японии поощряется приверженность своей фирме, что выражается в системе поощрений и продвижения по службе. Чем дольше ты работаешь — тем выше твой ранг, а следовательно, и заработная плата. Однако и здесь есть свои нюансы, которые вполне логичны и понятны. Так, продвижение по службе и повышение уровня дохода напрямую зависит от качества работы сотрудника, что порождает здоровую конкуренцию внутри организации. Наиболее способные и активные сотрудники могут поощряться как материальными, так и нематериальными способами. К числу последних можно отнести направление на обучение или же повышение статуса в организационной иерархии. Вообще, об обучении персонала в Японии следует сказать отдельно. Многие фирмы предпочитают нанимать сотрудников, которые только что окончили школу или колледжи, с целью их дальнейшего обучения непосредственно в процессе производства. Отличительной чертой японского работника является его универсальность. Он может выполнять самые разнообразные функции, т. к. постоянно обучается в процессе работы. Большинство японских предприятий практикуют перераспределение рабочих кадров в зависимости от обстоятельств. Так, например, руководство электротехнической фирмы «Мацусита Дэнки» ежегодно меняет профиль работы 5 % своих рядовых сотрудников и 1/3 менеджеров.

Сегодня под воздействием экономических преобразований, стремлений компаний выжить в жестких условиях соперничества система «пожизненного  найма» начинает уходить на задний план и приоритет начинает отдаваться, как и в европейских государствах, условиям работы и оплате труда. Если раньше увольнение в середине карьерного пути оценивалось крайне отрицательно и в большинстве случаев не влекло за собой улучшения материального и социального статуса японца, то теперь к этому относятся более лояльно. Здесь прослеживается влияние западного образа жизни, где человек может менять место работы в любом возрасте. Однако японские фирмы стараются удерживать своих сотрудников, например, повышенным единовременным выходным пособием, выплачиваемым при достижении работником пенсионного возраста.

Одной из причин всемирной известности японской техники является высокое качество продукции. И действительно, такой  системы контроля качества нет ни в одной другой стране. Японские рабочие все как один чувствуют  личную ответственность за производимую ими продукцию. Примером удачной  практики контроля качества может служить  все та же фирма «Тойота», в которой принято прослеживать качество продукции на каждом этапе ее производства

Японский менеджмент учитывает потребности общества и в отличие от американского  менеджмента, всегда старается определить нужды потребителей. Правда, практика манипулирования и уговоров перспективного покупателя посредством рекламы, распространенная в Европе и Америке, начинает все  чаще применяться и в Японии, но все же она носит несколько  иной характер, нежели на Западе. Так, в  компании Sony приоритет отдается производству новой продукции, которая будет, безусловно, интересна потребителю. При таком подходе покупатель становится ведомым, а компания Sony — ведущим.

Сегодня в мировой  практике большое значение в развитии компаний имеет четко разработанный  план действий. И японцы здесь занимают лидирующее место.

В большинстве  японских организаций план действий составляется как минимум на год  вперед. Это позволяет избежать в  будущем непредвиденных ситуаций и  минимизировать затраты при решении  возникающих проблем. Например, компания OMRON Electronics, разработав «модель предсказания будущего технологий», сумела определить потребности общества в контексте далекой перспективы. Это позволило ей производить продукцию, которая априори была интересна обществу.

Говоря о японском менеджменте, совершенно невозможно обойти вниманием тот факт, что в каждой корпорации существует гласность информации. Любой сотрудник может ознакомиться с планами организации на будущее, с поставленными целями и перспективами  развития. Для этого создаются  специальные стенды или буклеты, где отражаются графики и этапы  развития корпорации. Такой подход обуславливает гармоничность отношений  в коллективе и укрепляет корпоративные  связи.

Но, как и в  любой системе управления, в японском менеджменте есть свои недостатки. Пожалуй, наиболее видимым недостатком  является то, что квалифицированные  кадры менее усердно и лояльно  относятся к практике перераспределения  кадров. И если молодой сотрудник  без возражений будет выполнять  и функции сборщика, и уборщика помещений, то старший сотрудник  подобного рода изменения работы воспримет без энтузиазма. Что, в  принципе, свойственно и для работников западных компаний.

Тем не менее, японские управляющие стремятся построить  рабочий процесс так, чтобы он приносил удовольствие персоналу. В  связи с этим происходят сокращения часов работы в день, однако это  отражается на длительности отпуска, который  длится на 7-9 дней меньше, чем, например, в России. Введение гибкого графика, аналогично многим европейским компаниям, позволяет японцам увеличить  производительность. Например, фирма  «Амано» позволяет своим работникам приходить и уходить с работы в любое время при условии, что они будут на месте в обязательные рабочие часы. Посещаемость работы отслеживается при помощи бланков, информация с которых поступает в электронный регистратор. Причем подобная система управления основывается только на доверии к работникам и вполне оправдывает себя.

В Японии принято  управлять не только рабочей деятельностью  сотрудников, но и их досугом. Так, широко применяются психотерапевтические системы «Найкан» и «Морита», которые позволяют работникам восстанавливать свои силы, находясь за пределами рабочего места.

Современный менеджмент в Японии отличается от той системы  управления, которая была принята  на протяжении ХХ века. И в первую очередь это связано с влиянием западной модели управления. Японские менеджеры осознали, что без изменений  невозможно добиться прогресса в  развитии. Так, разрабатывая цель компании, менеджеры отдают предпочтение формулированию основной задачи, для чего специально отбираются определенные сферы действия. Выбрав сферу, компания обращает все  свои ресурсы на данное направление. Изменяется и отношение к потребителю. Все большую ценность приобретает  информация, касающаяся потребительских  предпочтений, на основе чего компания сужает свой целевой рынок.

Стабильная иерархичная  система отношений внутри японской организации также сегодня все  больше подвержена изменениям. В частности, достаточно частым явлением стало привлечение  внештатных сотрудников к выполнению той или иной работы, да и коммуникация все чаще строится не через систему «канбан», а посредством информационных сетей, как это принято на Западе.

Западное стремление к самостоятельности и независимости  стало все больше проявляться  и в Японии. Так, если раньше финансирование компании шло из центрального «головного»  банка, то сегодня многие компании самостоятельно управляют собственными финансовыми  активами, что оказывает непосредственное влияние на развитие организации. Меняется и портрет, и функции топ-менеджеров. Если раньше практиковался принцип преемственности и руководитель сам назначал своего преемника, то сегодня стать руководителем может любой. Для этого, правда, необходимо обладать харизмой и высоким уровнем знаний и умений, но и пост управляющего стоит того, чтобы за него побороться.

Основное отличие  японского менеджмента от западного  заключается в том, что японцы используют систему гласности и  контроля качества продукции. Они не пытаются повысить 
доход путем увеличения объемов производства. Наоборот, стараются отдавать приоритет отслеживанию качества, нежели сверхпроизводству. Практика открытого обсуждения планов развития компании позволяет внедрять новые методы управления и производства без сопротивления со стороны сотрудников. Ведь они уже осведомлены о грядущих переменах и морально к ним готовы. Такой метод управления крайне отличается от западного, где руководство предпочитает ставить работников перед фактом внедрения изменений.

Последнее десятилетие  ознаменовало новый этап развития японской системы управления, на котором был  сделан большой шаг в сторону  сближения с европейским менеджментом, что определило сегодняшнее положение  Японии на мировом экономическом  рынке.


Информация о работе Особенности менеджмента в Японии