Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 09:04, сочинение
Под должностью понимается учрежденная в установленном порядке первичная структурная единица той или иной организации, определяющая содержание и объем полномочий занимающего ее лица. Эта организационно-правовая категория присуща только служащим; другие группы населения работают по специальности (например, рабочие в промышленном комплексе), учатся (студенты, учащиеся) и т.д.
В статье 1 Федерального закона от 31 июля 1995 г. «06 основах государственной службы Российской Федерации» дано понятие государственной должности в современном ее значении, в отличие от всякой другой негосударственной должности. Государственной теперь называется только должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
- для высших
и главных государственных
- для ведущих
и старших государственных
- для младших государственных должностей государственной службы - среднее профессиональное образование по специализации государственных должностей государственной службы или образование, считающееся равноценным.
Решение о признании
образования равноценным
Во-вторых, для
лиц, замещающих государственные должности
федеральной государственной
Так, для замещения высших государственных должностей (5-я группа) требуется иметь стаж государственной службы на должностях, отнесенных к главным государственным должностям, не менее 5 лет и профессиональные качества руководителя; для главных государственных должностей (4-я группа) - стаж государственной службы на должностях, отнесенных к ведущим государственным должностям, не менее 3 лет или на должностях, отнесенных к старшим государственным должностям, не менее 5 лет и профессиональные качества руководителя для лиц, замещающих соответствующую государственную должность или претендующих на ее замещение;
Для ведущих государственных должностей (3-я группа) - стаж государственной службы на должностях, отнесенных к старшим государственным должностям, не менее 2 лет или стаж работы по специальности не менее 5 лет и профессиональные качества руководителя для лиц, замещающих соответствующую государственную должность или претендующих на ее замещение;
Для старших государственных должностей (2-я группа) - стаж государственной службы не менее 3 лет или стаж работы по специальности не менее 3 лет и профессиональные качества руководителя для лиц, замещающих соответствующую государственную должность или претендующих на ее замещение.
Для замещения
младших государственных
Руководители федеральных органов государственной власти и их аппаратов, иных государственных органов и их аппаратов, образованных в соответствии с Конституцией, могут в отдельных случаях оставлять на государственной должности или назначать на такую должность лиц, не имеющих установленного стажа государственной службы, но обладающих профессиональными качествами, необходимыми для исполнения соответствующих должностных обязанностей.
Устанавливаются, в-третьих, требования и к уровню знаний федеральной Конституции и федеральных законов, конституций, уставов и законов субъектов Федерации применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.
Многие эксперты полагают, что задачи, которые выдвигаются перед государственными служащими, они должны осознавать еще до уровня профессиональной подготовки, так как именно в это время закладывается восприятие этических ценностей, занимающих в госслужбе первостепенное значение и относящиеся к группе общегражданских принципов. В последнее время в российской системе образования проводится эксперимент, связанный с профессиональной подготовкой школьников, отдающих предпочтение государственной службе. Цель этого эксперимента выявить, насколько школьник пригоден для деятельности в системе государственной службы с этической и общеобразовательной точки зрения. Для достижения положительных результатов созданы учебные планы, разработаны программы подготовки. Как показывают результаты данного исследования, проведенные, в частности, кафедрой акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте РФ, в становлении государственного служащего как субъекта профессиональной деятельности первостепенное значение имеют психические образования, входящие в базис личности, обеспечивающие целостность и устойчивость ее структуры, придающие социальную значимость профессиональным установкам. К числу таких образований относится Я-концепция госслужащего. Поэтому на этапе допрофессиональной подготовки важно опираться на особенности развития Я-концепции той личности, которая предполагает в будущем профессиональную деятельность в системе государственной службы. Подобные исследования дают четко проследить и главное, сформировать отношение потенциального госслужащего к профессиональной деятельности. Ученые пришли к выводу, что юношеское сознание значительно восприимчивее к новой информации, поэтому закладка базисных знаний, предусмотренных подготовкой госслужащих, должна осуществляться именно на этом этапе развития человека.
Кстати, частично опыт такой подготовки госслужащих Россия переняла у Японии, где занятие государственных должностей является пожизненным, а потому знания о профессиональной деятельности могут начинать закладываться еще в юношеском, подростковом возрасте. Успешные результаты таких исследований явственно указывают на то, что в ближайшем в будущем в России подобная система подготовки госслужащих будет внедрена повсеместно. Пока психологическая система подготовки госслужащих только проходит стадию апробации и подтверждает право на существование.
Не менее
важна в системе
Психологические особенности подготовки госслужащих в РФ тесно взаимосвязаны с карьерными вопросами. В советское время вопрос карьеры в государственном аппарате специалиста не волновал, так как все назначения о повышениях и снятиях с должности приходили от вышестоящих инстанций и не имели никакого отношения к самостоятельному карьерному росту. В настоящий момент в РФ отмечается тенденция, явно свидетельствующая о том, что специалист имеет возможность сделать карьеру на государственной службе, приложив определенные усилия, постоянно развиваясь и совершенствуясь и следуя профессиональным и этическим принципам госслужбы. Но заложенные еще в советское время понятия о продвижении по государственной лестнице, многим из профессионалов не дают возможности нормально и успешно работать. Над ними довлеют психологические аспекты возможности карьерного роста на государственной службе. По этой причине сегодня уделяется большой внимание в психологической подготовке госслужащих карьерным вопросам, которые, кстати, являются отличными мотивирующими факторами. Так, по данным ученых Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации одним из наиболее важных и существенных факторов продуктивной деятельности государственных служащих является их успешная карьера. Удовлетворенность госслужащих своим социальным и служебным положением эксперты определяют в пределах 10-13%.
Большинство респондентов считают, что в настоящее время в настроении служащих преобладает неуверенность в возможности своего служебного продвижения за счет трудолюбия и развития профессиональных качеств. Готовность человека к деятельности в сверхсложных, трудно прогнозируемых условиях, часто достигается развитием у него способности к системному видению карьерного процесса во всей сложности формирования его составляющих, их внутренних и внешних связей, а также обретения средств и умения опережающего воздействия на механизмы карьерных деструкций. Оптимальным образом спланированная и выстроенная траектория профессионального развития и должностного роста позволяет сотруднику более четко определить свое место в организации, стимулирует его максимально полно и всесторонне раскрыть собственный профессиональный, деловой и личностный потенциал. В этом случае достигается оптимальное соответствие целей и удовлетворение потребностей, как организации, так и самого работника. Если в организации действует отлаженная система планирования и развития карьеры, то она не только обеспечивает достижение корпоративных целей, но и одновременно поддерживает устойчивость сотрудников, способствуют формированию деловой оптимальной атмосферы.
Таким образом, явственно видно, что психологические особенности подготовки госслужащих в РФ, обусловлены сложным характером и особенностями государственного устройства страны, в котором госслужащие не имеют уверенности и специально созданных условий для достижения ими благополучия. Внутреннее (личностное) и внешнее (достойное материальное положение) благополучие способно сформировать у госслужащего положительный образ выбранной профессии и этические принципы, являющиеся основой общегражданской группы принципов работы госслужащего.
Современное развитие России указывает на то, что в системе профессиональной подготовки госслужащих в РФ много пробелов, которые можно с легкостью закрыть, обходя нормативные документы и не учитывая интересы государств и населения. Если рассматривать недостатки профессионального развития и образования работников государственной отрасли в соответствии с компетентными исследованиями, то можно выделить общие пункты.
1. Отсутствие
конкуренции государственных и
негосударственных
2. Полная подчиненность
образовательных учреждений
3. Широкое и
не всегда оправданное
4. Оторванность системы дополнительного профессионального образования чиновников от федеральной системы общего и профессионального образования, курируемой Министерством образования и науки РФ. Итогом этого становится мало координируемое с общими образовательными стандартами преподавание общеобразовательных гуманитарных дисциплин, что снижает ценность повышения квалификации государственных служащих.
5. Проблемы с
качеством разработки правовой
базы профессиональной
6. Формирование образовательной системы, призванной проводить профессиональную подготовку и переподготовку кадров государственной службы, затруднено по причинам слишком долгого поиска решений по созданию стройной системы учебных заведений, которым специально поручается заниматься обучением и переподготовкой кадров государственного управления.
Таким образом,
становится понятно, что особенности
подготовки госслужащих в РФ продиктованы
несовершенством системы
Информация о работе Особенности подготовки государственных служащих в РФ