Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 05:50, реферат
В целом, в настоящий период организационная культура предприятий малого бизнеса способствует лишь внутренней интеграции организаций, но не в полной мере обеспечивает внешнюю адаптацию предприятия к постоянно изменяющимся условиям. Следовательно, формирование, уровень и эффективность влияния организационной культуры на деятельность организаций малого бизнеса, их адаптацию к изменяющейся внешней среде зависят от времени существования организации, своевременных симметричных преобразований внутренней структуры организации в процессе адаптации к внешней среде.
Особенности процесса адаптации предприятий малого бизнеса
к изменениям внешней среды (региональный аспект)
В условиях рыночной экономики,
высокого динамизма производства условием
выживания предприятия
Понятия «малый бизнес», «малое предпринимательство», «малое предприятие» используются как международные деловые термины. Различия в отношении к ним связаны с изменяющимися экономическими условиями и специфическими задачами этого сектора экономики.
Рассматривая сущность, место и роль малого предприятия следует отметить, что понятие «малое» характеризует его размер. Изучение различных точек зрения на определение понятия малого предприятия позволил выделить количественный, качественный и комбинированный подходы к их определению[1]. Наиболее часто применяют количественый подход. По этому критерию применяют такие показатели, как численность занятых работников, объем производства и продаж, балансовая стоимость активов. При этом может быть использован как один из показателей, так и несколько.
На практике такой подход реализуется по-своему в каждой стране. Показатель «число занятых» стал одним из наиболее часто используемых и сопоставимых для всех стран. Однако следует отметить, что в мировом опыте нет единого подхода к определению предельного количества работающих на предприятиях малого предпринимательства. Так, в Дании определяется численность в 20 человек, в рядом расположенной Швеции – 200, Японии – 300, США – 500. Наиболее типичный подход для Европы –100 человек. Это зафиксировано в международных документах Комиссии Европейских сообществ, Болттонского комитета, в национальных документах Австрии, Великобритании, Италии. В Германии и Франции данная численность определяется в 50 человек. Таким образом, важнейшая социальная характеристика функционирования малого предприятия не имеет общих критериев определения, что требует анализа их функционирования на рынке[2].
Остановимся на особенностей функционирования предприятий малого бизнеса в Приднестровской Молдавской Республике. Это развитый индустриально-аграрный регион. Республика располагает значительным промышленным потенциалом. В состав промышленного комплекса входят следующие отрасли: электроэнергетика, черная металлургия, машиностроение и металлообработка, электротехническая, химическая, деревообрабатывающая, мебельная, полиграфическая, стекольная, легкая промышленность, промышленность строительных материалов.
Ведущее место занимает отраслевая обрабатывающая промышленность, большое значение придаётся развитию сельского хозяйства. Традиционная сельскохозяйственная специализация не препятствует внедрению в экономику региона трудоемких и наукоёмких производств. Многие виды продукции, выпускаемые в Приднестровье, получили сертификаты, закрепляющие соответствие их качества мировым стандартам.
Экспортируются
Импортируются первичные энергоносители, минеральные удобрения, сельхозтехника, бумага, автомобильный и железнодорожный транспорт, бытовая техника и ЭВМ, хлопчатобумажное сырье, деловая древесина, товары народного потребления.
В докладе, посвященным 11-летию Республики, президент И. Смирнов отметил, что «объем ВВП в первом полугодии 2001 г. возрос по сравнению с прошлогодним уровнем на 17,0% и составил $112,0 млн, на душу населения – $173. в 2002 г. рост объемов инвестиций в экономику республики по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 59,0%, за счет реконструкции и технического перевооружения СП АОЗТ «Молдавский металлургический завод», АОЗТ «Тиротекс», АОЗТ «Электромаш», АОЗТ «МГРЭС» и ГП «Молдавкабель».
Развитие внешнеторгового
оборота за 7 месяцев 2001 г. характеризуется
высокими темпами прироста, как экспорта,
так и импорта. Общий объём
внешнеторгового оборота
Наиболее крупными внешнеторговыми партнёрами остаются Российская Федерация, на долю которой приходится 25,2% общего оборота, Республика Молдова – 15,4%, Украина – 11,9 %, Италия – 4,8%, США – 6,7%.
Продолжается курс реформирования промышленного потенциала, целью которого является достижение устойчивого экономического роста, развития народного хозяйства повышение качества жизни населения. Развиваются интеграционные процессы на основе создания совместных предприятий, холдингов с иностранными партнёрами, инвестиционных, кредитных и лизинговых отношений. Уже работают совместные предприятия ЗАО «Днестравто», СП «Газполимерсервис», ЗАО «Приднестровьегазреализация», ЗАО «Александр Суворов». В дальнейшем планируется вхождение АОЗТ «Электрофарфор», ГУП «Прибор», ЗАО «Машиностроительный завод» в российские холдинги [3].
Е. Акулай считает[4], что субъекты малого бизнеса оптимально вписываются в сложившуюся структуру населенных пунктов Молдовы. Несмотря на высокую плотность населения, страна представлена значительным количеством небольших городов и поселков, что объективно благоприятствует становлению малых предприятий, предпочитающих работать на узких сегментах рынка.
С середины 90-х гг. начался процесс ужесточения основных направлений и методов регулирования, который продолжается до настоящего времени. «Система регулирования малого бизнеса должна носить активный характер и быть нацеленной, прежде всего, на стимулирование рыночных процессов, а также на «корректировку» дефектов рыночной экономики, тех процессов, которые рынок не в состоянии урегулировать без воздействия государства»[5].
В 2003 г., подводя итоги года, министр экономики ПМР Е. Черненко отметила, что по данным минэкономики в Приднестровье насчитывается 2836 малых предприятий и 10392 индивидуальных предпринимателя. Самый высокий процент малых предприятий - свыше 50% - в сфере торговли. Появилось малое предпринимательство и в промышленности – 12,3% от общего объема, в строительстве – 6,4%, жилищно-коммунальном хозяйстве – 6%. В 2002 г. объемные показатели по малому бизнесу выросли на 47%, в 2003 г. – на 36%. По итогам года «малый бизнес» заплатил налогов в бюджет на сумму 4,7 млн рублей, тогда как в 2002 г. - 2,2 млн. Выручка малого предпринимательства от реализации составила около 18 млн рублей, что на 50,3% превышает уровень соответствующего периода 2002 г.[6]
Поддержка местных властей
становится все более весомым
фактором, обеспечивающим устойчивое
положение и развитие малого предпринимательства.
За последние годы создана экономическая
и законодательная основа для
развития предпринимательства. Действуют
законы «О предпринимательской
Однако, несмотря на созданные
условия, предприятия малого бизнеса
сталкиваются с определенными трудностями,
детерминируемыми, прежде всего, нестабильной
политической и социально-экономической
ситуацией. Сильное влияние оказала
и экономическая блокада
Следует отметить, что серьезные финансовые затруднения малого бизнеса не являются специфичными для периода кризиса, последний только усугубляет их. Финансовые проблемы, равно как и трудности поиска рынка сбыта товаров и услуг, присущи малому бизнесу со дня учреждения предприятия. Одна из значимых проблем в развитии малого бизнеса – низкая платежеспособность потребителей. Существенными для предпринимателей являются также проблемы, связанные с невыгодными условиями аренды помещений, высокими налогами, нестабильностью законодательства.
По мере прохождения предприятием различных стадий становления и развития ключевые проблемы заметно меняются. Для молодых предприятий менее существенна проблема высоких налогов, но более значима высокая конкуренция. Для предприятий, имеющих большой стаж работы на рынке товаров и услуг, остра проблема роста издержек, старения оборудования и технологий; ввиду накопления финансовых средств важную роль начинает играть ненадежность банков. На этапе создания у фирм возникают некоторые проблемы с организацией снабжения, которые быстро решаются. Однако по мере развития производства дают о себе знать недостатки в управлении бизнесом. Примерно после 2-4 лет с момента создания заметно усиливается потребность малых предприятий в осуществлении инвестиций с целью сохранения конкурентоспособности. Это обуславливает зарождение проблемы дефицита финансовых средств.
Нестабильность рыночной среды представляется одним из наиболее негативных факторов, сдерживающих развитие малых предприятий. Это определяется их спецификой как более рентабельных и мобильных образований, по сравнению с крупным бизнесом, но характеризующихся при этом повышенным уровнем риска.
Таким образом, сопоставление
реальных процессов с критериями
и показателями организационной
культуры малого бизнеса показывает,
что они пытаются приспособиться
к неблагоприятному воздействию
внешней среды и пытаются адаптироваться
к ней. При этом уровень подготовленности
руководителей в большей
Индивидуальность стиля управления проявляется в своеобразии применяемых конкретным руководителем способов деятельности (методов, приемов, принципов и т.п.), что детерминировано: во-первых, индивидными качествами и психологическими особенностями (ее направленностью, характером, типом темперамента, способностями и др.); во-вторых, личностными мировоззренческими взглядами, мотивами, которые обусловливают применение тех или иных принципов и норм для организации применяемых способов в систему своей деятельности и поведения; в-третьих, уровнем профессионального мастерства в области социального управления; в-четвертых, сложившейся организационной культурой. В индивидуальности стиля проявляются и ситуационные особенности объекта управления и средовые факторы, влияющие на деятельность.
Как показывает практика, в
последнее время в стиле
В управлении персоналом в этой связи большое значение приобретает фактор организационной культуры. На малых предприятиях она проявляется по-разному. В одних случаях помогает организации, создавая обстановку, способствующую повышению производительности и внедрению нового. В других действует против организации, создавая барьеры, препятствующие выработке и реализации корпоративной стратегии, проявляющиеся в сопротивлении новациям и через неэффективные коммуникации.
Отметим, что функционированию организационной культуры предприятий малого бизнеса мешают такие вызовы рыночного реформирования, как непоследовательность в реализации нормативных правовых положений и оказания государственной помощи, ограниченность финансирования и инвестирования, налоговый пресс. Это ведет к «теневым» формам работы данных социальных организаций, с одной стороны, а, с другой - к тому, что внутренняя интеграция является, во многом, единственным основанием выживания и ростом-развития малых предприятий.
В целом, в настоящий период
организационная культура предприятий
малого бизнеса способствует лишь внутренней
интеграции организаций, но не в полной
мере обеспечивает внешнюю адаптацию
предприятия к постоянно
[1] См. подробнее: Управление
социально-экономическим
[2] См.: Эггертсон Т. Экономическое поведение и институты / Пер. с англ. М., 2001. С.4.
[3] Из доклада Президента
ПМР, посвященного 11-летию Республики,
торжественное заседание 1.09.
[4] Акулай Е. Предпосылки развития малого бизнеса в Молдове, http://www.moldova.ru/, 07.10.2003.
[5] Акулай Е. Предпосылки развития малого бизнеса в Молдове, http://www.moldova.ru/, 07.10.2003.
[6] http://olvia.idknet.com/ol162-
[7] О феноменах «позитивного сдвига риска» и «выученного диссонанса» см. подробнее: Малышев К.Б. Психология управления. М.: ПЕР СЭ, 2000; Китов А.И. Психология принятия решений. М.: Экономика, 1977.