Параметры качества управленческого решения и условия их обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 07:59, реферат

Описание работы

Особенно большая ответственность ложится на человека при принятии решений, затрагивающих интересы и судьбы коллектива людей, общества в целом – управленческих решений. Принятие управленческих решений – одна из основных функций управления, пронизывающая всю управленческую деятельность. Роль управленческих решений возросла в условиях научно-технического прогресса, значительно расширяющего возможности человека в достижении своих целей и в научном обосновании принимаемого решения, его оптимизации и практической эффективности.

Содержание работы

Введение
1. Управленческие решения и их классификация
2. Требования, предъявляемые к управленческим решениям
3. Параметры и условия обеспечения качества управленческих
решений
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат управленческие решения.docx

— 59.57 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………...

3

1. Управленческие решения  и их классификация………………………

5

2. Требования, предъявляемые к управленческим решениям ………...

10

3. Параметры и условия обеспечения качества управленческих

решений……………………………………………………………………

14

Заключение………………………………………………………………..

19

Список использованной литературы……………………………………

21


 

 

Введение

Человек на протяжении всей жизни принимает решения, которые затрагивают его самого и интересы других людей и общества в целом. И от качества принимаемых решений зависит дальнейшая судьба человека, группы людей, общества и государств.

Особенно большая ответственность  ложится на человека при принятии решений, затрагивающих интересы и  судьбы коллектива людей, общества в  целом – управленческих решений. Принятие управленческих решений – одна из основных функций управления, пронизывающая всю управленческую деятельность. Роль управленческих решений возросла в условиях научно-технического прогресса, значительно расширяющего возможности человека в достижении своих целей и в научном обосновании принимаемого решения, его оптимизации и практической эффективности.

Современную организацию  отличают значительные масштабы управленческой деятельности. Процесс принятия управленческих решений сопровождается современными коммуникационными и интеллектуальными технологиями, которые требуют от менеджера высокого уровня профессионализма.

Выбор рационального управленческого  решения – необходимое условие эффективности любой деятельности. От обоснованности управленческих решений зависит эффективность системы менеджмента организации, прежде всего рациональность использования ресурсов и качество продукции.

Разработка и выбор  управленческих решений – связующая  функция управленческого процесса. Она завершает цикл управленческих действий, предшествующих разработке плановых мероприятий. От качества принятого  решения зависит жизнедеятельность  организации в следующем ее цикле. В рыночной экономике на каждом уровне организационной системы должны решаться все вопросы, ответы на которые  необходимы для реализации поставленных задач.

 Данная тема реферата важна по своей актуальности. Вся история человечества – это цепь решений, удачных или неудачных. По существу, каждый человек непрерывно принимает решения, делает это в повседневной жизни, в процессе учебы, творчества, в трудовой деятельности. Управленческие решения принимаются в организации и нацелены на проведение требуемых изменений внутри нее. Своевременность, правильность, рациональность – вот те основные свойства, которыми должны обладать эффективные решения. Для того чтобы принимать такие решения, менеджер должен много знать и уметь применять свои знания в практической деятельности.

Целью работы является раскрытие темы реферата на основе различных источников информации и выявление различных факторов, которые влияют на выбор рационального управленческого решения с целью достижения эффективной практической деятельности организации.

 

 

1. Управленческие решения и их классификация

Управленческое решение  – это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента (2, 20).

Импульсом управленческого  решения является необходимость  ликвидации, уменьшения актуальности или решения проблемы, то есть приближение в будущем действительных параметров объекта (явления) к желаемым, прогнозным.

Классификация решений необходима в следующих ситуациях:

– для определения методов решения различных задач, которые возникают в управленческой практике. Выбор того или иного инструментария при этом базируется на закономерностях развития объектов того или иного класса;

– для обозначения типов ситуаций, или иначе, параметров входа в систему принятия решений;

– для определения того, что можно ожидать на выходе системы принятия решения при решении различных проблем.

В практике управления существует множество ситуаций, в которых  руководителю приходится принимать решения. Каждая такая ситуация (хотя бы по некоторым факторам) уникальна. Тем не менее, возможна классификация управленческих решений по некоторым существенным признакам.

Ниже представлена классификация  управленческих решений по наиболее существенным из них:

1) по субъекту принятия решения (по числу лиц, принимающих участие в его разработке):

– индивидуальные (ЛПР);

– групповые (группа, принимающая решение (ГПР));

2) по объекту принятия:

– личные, например, решения, затрагивающие интересы ЛПР и окружающих его близких людей, направлены на достижение личных целей;

– деловые, например, решения, принимаемые в организациях, политические, экономические, финансовые, юридические и технические.

3) по уровню принятия:

– высший уровень (как правило, стратегические решения, принимаемые топ-менеджарами);

– средний уровень (как правило, тактические решения, принимаемые менеджерами среднего звена);

– низший уровень: руководители подразделений и служб изыскивают необходимые ресурсы, контролируют выполнение мероприятий, докладывают о проблемах, возникающих в процессе реализации намеченных (стратегических, тактических, оперативных) планов;

4) по принципу (методам) разработки:

– алгоритмические (разрабатываются по определенному алгоритму и допускают строгую формализацию);

– шаблонные (допускают частичную формализацию; разрабатываются методами, которые успешно зарекомендовали себя для решения существовавших ранее проблем);

– оригинальные (разрабатываются не использовавшимися оригинальными методами);

5) по уровню решаемых проблем:

– стратегические (решения, обеспечивающие решение стратегических проблем, достижение стратегических целей и требующие значительных, зачастую необратимых изменений);

– тактические (подчинены стратегическим целям и решениям, служат их реализационными этапами);

– оперативные (подчинены стратегическим и тактическим решениям, служат для решения задач оперативного управления);

6) по эффективности:

– оптимальные (решения, обеспечивающие максимальную степень достижения целей управления);

– удовлетворительные (решения, приводящие к достижению цели управления организацией, но не обязательно в максимальной степени);

– неудовлетворительные (неразумные решения, не приводящие к достижению целей управления);

7) по преемственности:

– приемлемые (удовлетворяющие всем ограничениям);

– неприемлемые (решение может быть оптимальным по эффективности, но личные предпочтения ЛПР, провозглашенные организацией ценности, сложившийся имидж, особенности внешней среды накладывают табу на его принятие);

8) по новизне решаемой задачи:

– повторяющаяся задача (задача, решаемая разработанным инструментарием по разработанной технологии);

– новая (уникальная) задача (задача, для которой не разработаны инструменты и технология решения);

9) по структурированности:

– структурированные (задачи, допускающие строгое количественное описание зависимостей между решаемыми проблемами, факторами внешней и внутренней среды, альтернативами и последствиями их реализации);

– неструктурированные (задачи, содержащие лишь качественное описание элементов проблемы; количественные зависимости между альтернативами, факторами среды и последствиями решений не определены или определены в незначительной части);

– частично структурированные (задачи, содержащие как количественные, так и преобладающие качественные зависимости между основными элементами проблемной ситуации);

10) по методам обоснования:

– интуитивные (принимаются ЛПР на основе ощущения того, что они правильные, вследствие работы подсознательного процесса оценки альтернатив по доминирующим критериям, которые соответствуют личным предпочтениям);

– логические (решения, принимаемые на основе знании, опыта и логических суждений, здравого смысла);

– рациональные (принимаются на основе объективною анализа проблемных ситуаций с использованием научных методов и компьютерных технологий);

11) по форме представления:

– невербальное (решение, доводимое до исполнителей в виде жестов, мимики и т.п.);

– звуковое (решение, доводимое до исполнителей в виде речевой модели того, что необходимо делать);

– письменное (решение, доводимое до исполнителей в виде письменных распоряжений, указаний, инструкций и т.п.);

– электронное (решение, доводимое до исполнителей по каналам электронной коммуникации, в виде речевой, письменной или иной формы);

12) по степени определенности информации:

– условия определенности ситуации (детерминированные задачи; наличие полной и достоверной информации о проблемной ситуации);

– условия неопределенности ситуации (ситуация, когда принятие решения зависит как от определенных, так и от неопределенных факторов, не подвластных ЛПР, не известных ему или известных с недостаточной точностью);

13) по количеству критериев:

– однокритериальные (решения, принимаемые на основе оценки альтернатив по одному критерию);

– многокритериальные (решения, по которым критерии выбора альтернатив не могут быть сведены к одному комплексному критерию, принимаемые на основе выбора ЛПР, исходя из личных предпочтений или на основе экспертных оценок);

14) по длительности реализации:

– долгосрочные;

– краткосрочные.

15) по способу фиксации  решения:

– документированные;

– недокументированные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Требования, предъявляемые к управленческим решениям

Процесс принятия решений можно рассматривать как последовательность двух взаимосвязанных, но в то же время, самостоятельных стадий – разработки  решения и его реализации. Здесь необходимо отметить в соответствии  с этим две модификации управленческого решения: теоретически найденного и практически реализованного. По отношению к первому следует применять понятие «качество», а ко второму – эффективность. Таким образом, качество управленческого решения возможно и необходимо оценивать  еще на стадии его принятия, не дожидаясь получения фактического результата, используя для этого совокупность характеристик, выражающих основные требования к решению. Другими словами, качество управленческого решения – это степень соответствия параметров выбранной альтернативы решения определенной системе характеристик, удовлетворяющая его разработчиков и потребителей и обеспечивающая возможность эффективной реализации. К числу таких характеристик следует отнести:

− научную обоснованность;

− своевременность;

− непротиворечивость;

− адаптивность;

− реальность.

Научная обоснованность решения  определяется, прежде всего, степенью учета как закономерностей функционирования и развития объекта управления, так и тенденций развития экономики и общества в целом. Другим важнейшим фактором, обусловливающим научную обоснованность управленческого решения, является компетентность лица, принимающего решение (ЛПР). Менеджер может быть компетентным и в состоянии принять высококачественное решение, а также реализовать его эффективно лишь в том случае, если он обладает специальными знаниями в той области деятельности, которой руководит. Решение будет компетентным, если в нем достаточно полно отражены цели и задачи управления конкретным объектом в сочетании со знанием природы и специфики этого объекта, а также тенденций его развития во взаимодействии с окружающей средой. Кроме того, знание дела, конкретного объекта и решаемой проблемы должно дополняться знанием менеджмента и, в частности, теории принятия решений.

Обоснованным может быть лишь то решение, которое принято  на основе достоверной, систематизированной обработанной информации, что достигается использованием научных методов разработки и оптимизации решений.

Единство управления современными сложными организациями не может достигаться иначе, чем последовательностью взаимодополняющих, непротиворечивых частных решений, носящих целеполагающий, организующий, мотивирующий, контролирующий и регулирующий характер. То, чем в действительности руководствуются исполнители, обычно есть их обобщенное представление о решениях, заданиях, инструкциях и нормативах, доведенных до них разными органами управления и менеджерами и в разное время. Положение осложняется тем, что прогнозные сценарии развития объекта управления, как правило, отсутствуют, и аппарат управления реагирует только на текущие проблемы. Кроме того, каждый менеджер, принимая решение, преследует и свои собственные цели, и интересы, что требует оценки каждого из разрабатываемых решений с позиции интересов организации в целом. Все это свидетельствует об огромной важности непротиворечивости и согласованности управленческих решений. При этом следует различать внутреннюю непротиворечивость решения, под которой понимается соответствие целей и средств их достижения, а также соответствие сложности решаемой проблемы и методов разработки решения, и непротиворечивость внешнюю – преемственность решений, их соответствие стратегии, целям организации и ранее принятым решениям. Достижение сочетания этих двух условий и обеспечивает согласованность и непротиворечивость управленческого решения.

Информация о работе Параметры качества управленческого решения и условия их обеспечения