Перспективы экономического развития и повышения уровня экономической безопасности России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 13:41, контрольная работа

Описание работы

Цель работы - изучить критерии экономической безопасности и выявить пути повышения экономической безопасности.
Задачи:
1 рассмотреть сущность экономической безопасности: объект, субъект, понятие и т.д.;
2 рассмотреть критерии экономической безопасности и их пороговые значения;
3 выявить направления повышения экономической безопасности;
4 рассмотреть перспективы экономического развития и повышения уровня экономической безопасности России.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….………………3
1 Экономическая безопасность………………………………………….….….4
2 Критерии экономической безопасности………………………………….....6
3 Направления повышения экономической безопасности……………….…..9
4 Перспективы экономического развития и повышения уровня экономической безопасности России………………………………….……….13
Заключение…………………………………………………………………….…16
Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 39.40 Кб (Скачать файл)

Укрепление экономических  основ безопасности страны напрямую зависит от государственной промышленной политики. Ее императив – создание многоотраслевого высокотехнологичного и конкурентоспособного промышленного комплекса.

В настоящее время новейшие технологии являются определяющими  в

качестве и динамике экономического роста. Вот почему технологическая безопасность выступает доминирующей составляющей экономических основ безопасности государства в целом.  Укрепление технологической безопасности предусматривает защиту научно-технического комплекса страны. Недопустимо строить систему национальной технологической безопасности на принципах технологической автаркии, тотальной закрытости своего научно-технического потенциала. Стержневым принципом сохранения и укрепления технологической безопасности выступает равная технологическая зависимость с партнерами по международному сотрудничеству.

Важным направлением укрепления материальных основ безопасности

страны является рациональное проведение конверсии военного производства. Мировой опыт проведения конверсионных мероприятий позволяет выделить следующие основные формы наиболее рационального проведения этого процесса. Во-первых, использование для гражданского производства действующих военных заводов. Во-вторых, замена на военных предприятиях непригодного для гражданского производства оборудования новым, которое соответствовало бы избранному направлению конверсии. В-третьих, диверсификация военного производства, широкое внедрение технологий двойного назначения, на основе которых возможен выпуск как военной, так и гражданской продукции.

Актуальным направлением укрепления экономических основ обеспечения безопасности государства является ее экономическое сотрудничество с зарубежными странами. С учетом современных реалий интересы безопасности стран мирового сообщества требуют не просто поддержания хозяйственных связей, а формирования новых, способствующих технологическому, институциональному и социальному прогрессу.

Важное место в системе  обеспечения национальной безопасности государства занимает военно-экономическое сотрудничество с зарубежными странами. Расширение и углубление этого сотрудничества позволяют более эффективно использовать выделяемые на военные цели финансовые средства, расширяют технологическую базу военного производства, способствуют разработке и принятию на вооружение сложнейших систем оружия, увеличивают мобилизационные возможности экономики, обеспечивают повышение уровня стандартизации вооружения.

Таким образом, могут быть выделены как внутриэкономический

механизм обеспечения  экономической безопасности государства, так и

внешнеэкономический механизм.

Главными направлениями  реализации внутриэкономического механизма являются:

- рыночные преобразования  в экономике страны;

- сочетание централизованных  начал и рыночных инструментов

в управлении экономикой;

- накопление стратегических  резервов и запасов. 

Основными направлениями  реализации внешнеэкономического механизма обеспечения экономической безопасности государства являются:

- развитие экономической  интеграции с иностранными

государствами;

- повышение конкурентоспособности  отечественных товаров; 

- расширение военно-экономического  сотрудничества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Перспективы экономического развития и повышения уровня экономической безопасности России

 

По поручению президента Российской Федерации Министерство экономического развития и торговли разработало Концепцию долгосрочного  социально-экономического развития нашего государства на период до 2020 года, целью которой явилось определение путей устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укрепления экономической безопасности страны и развития экономики России. При этом главным стратегическим экономическим ориентиром было названо восстановление Россией статуса мировой экономической державы.

Стратегической целью  было провозглашено превращение  нашего государства в одного из глобальных лидеров мировой экономики, выход  его на уровень социально-экономического развития высокоиндустриальных стран. К 2020 году, согласно этой Концепции, Россия должна: войти в первую шестерку ведущих стран мира по экономической мощи – производству валового внутреннего продукта; обеспечить уровень благосостояния населения до соответствующего развитым странам мира; а также достичь научного, технологического и финансового лидерства, обеспечивающего специализацию страны в мировой экономике.

Системное решение этих задач  состоит в переходе российской экономики  от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному типу. Это позволит резко расширить ее конкурентный потенциал за счет наращивания сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и на этой основе задействовать новые источники экономического роста.

В условиях глобальной конкуренции  предлагается обеспечить опережающее  «прорывное» развитие в тех секторах российской экономики, которые определяют ее специализацию в мировом хозяйстве. Это, в свою очередь, обусловливает  необходимость реализации сразу  четырех стратегий экономического развития:

  • во-первых, использование глобальных конкурентных преимуществ России в сферах энергетики, транспорта и аграрного сектора;
  • во-вторых, формирование мощного научно-технологического комплекса, обеспечивающего глобальную специализацию России на высокотехнологичных рынках;
  • в-третьих, структурная диверсификация национального хозяйства и,
  • в-четвертых, развитие рыночных отношений, демократии и обеспечение защиты прав и свобод предпринимательства.

Однако реализация этих стратегий  будет происходить в условиях сохранения в долгосрочной перспективе высоких темпов роста мировой экономики, поступательного развития глобализации и усиления ее региональной составляющей.

Мировой экономический рост будет достигнут главным образом за счет развивающихся стран, прежде всего Китая и Индии, которые будут определять 45 – 50 % роста мирового хозяйства. Опережающие темпы роста затрат на НИОКР в Китае и Индии приведут к 2020 году к превращению их в одних из лидеров научно-технического развития в мире.

Таким образом, тенденции  развития мировой экономики в  долгосрочной перспективе создают  и новые возможности, но и новые риски для Российской Федерации в плане обеспечения ее экономической безопасности.

Новые возможности для  повышения уровня экономической  безопасности России будут заключаться, в использовании имеющихся стратегических ресурсов, прежде всего – в реализации энергетического, транзитного, экологического и высокотехнологичного потенциала нашей страны и ее экономики. Одновременно, новая волна высокотехнологичных  разработок на основе нано- и биотехнологий открывают перед Россией возможности для «порыва» на мировые рынки.

В то же время нестабильность мировых рынков энергоносителей, диверсификация каналов поставки газа и нефти  на европейский и китайский рынки в обход России неизбежно окажет влияние на изменение ее позиций как одного из ведущих поставщиков этих видов энергоносителей.

 Одновременно глобализация  финансовых рынков может повысить  риски утраты российской финансовой  системой своей самостоятельности  и превращения ее в периферийный  сегмент европейского и американского  финансовых рынков.

Таким образом, перспективы экономического развития и повышения уровня экономической безопасности России будут определяться как объективными условиями и факторами развития мирового хозяйства, так и субъективными экономическими, социальными, но, главное – политическими процессами, происходящими в различных мировых регионах и в нашей стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Эффективная система обеспечения  экономической безопасности – вопрос жизни любого государства. Тем более  это важно для сегодняшней  России, стремящейся занять достойное  место в мировом геополитическом  и экономическом пространстве.

Анализ тенденций развития мирохозяйственных связей, научно-технических  преобразований в экономике, мировых  интеграционных процессов и воздействия  этих факторов на экономические основы национальной безопасности государств мирового сообщества позволяет наметить основные направления обеспечения  экономической безопасности государства. При этом, очевидно, что оценка эффективности обеспечения безопасности национального хозяйства страны немыслима без определения ретроспективных, текущих и предполагаемых уровней экономической безопасности государства.

В ходе выполнения работы были изучены критерии экономической безопасности и выявлены пути повышения экономической безопасности.

1 Экономическая безопасность - это такое состояние национальной экономики, при котором обеспечиваются защита национальных интересов, устойчивость к внутренним и внешним угрозам, способность к развитию и защищенность жизненно важных интересов людей, общества, государства.

Объектами экономической  безопасности является государство, общество, граждане, предприятия, учреждения и  организации, территории, отдельные  составляющие экономической безопасности. Основным субъектом экономической  безопасности выступает государство, которое осуществляет свои функции  в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

2 Важнейшими показателями экономической безопасности являются: структура ВВП, объем и темпы развития промышленности, объем и динамика инвестиций; природно-ресурсный производственный и научно-технический потенциалы страны; эффективность использования ресурсов; конкурентоспособность экономики на внутреннем и внешнем рынках; темпы инфляции; уровень безработицы; качество жизни, т.е. ВВП на душу населения, степень дифференциации доходов, обеспеченность населения материальными благами и услугами; дефицит бюджета и государственного долга; энергетическая зависимость; интегрированность в мировую экономику. Важное значение для экономической безопасности имеют не сами критериальные показатели, а их пороговые значения, то есть предельные величины, превышение которых угрожает экономической безопасности.

3 Важным направлением укрепления экономической безопасности государства является укрепление его экономического потенциала. К числу важнейших направлений укрепления экономической безопасности государства можно отнести также научно-технические преобразования в экономике. В этом плане одно из главных мест для обеспечения экономической безопасности государства занимают стандартизация и унификация производственных и технологических процессов. Укрепление экономических основ безопасности страны напрямую зависит от государственной промышленной политики. Ее императив – создание многоотраслевого высокотехнологичного и конкурентоспособного промышленного комплекса. Важным направлением укрепления материальных основ безопасности страны является рациональное проведение конверсии военного производства.

Таким образом, могут быть выделены как внутриэкономический

механизм обеспечения  экономической безопасности государства, так и

внешнеэкономический механизм.

Главными направлениями  реализации внутриэкономического механизма являются:

- рыночные преобразования  в экономике страны;

- сочетание централизованных  начал и рыночных инструментов

в управлении экономикой;

- накопление стратегических  резервов и запасов. 

Основными направлениями  реализации внешнеэкономического механизма обеспечения экономической безопасности государства являются:

- развитие экономической  интеграции с иностранными

государствами;

- повышение конкурентоспособности  отечественных товаров; 

- расширение военно-экономического  сотрудничества.

4 Таким образом, тенденции развития мировой экономики в долгосрочной перспективе создают и новые возможности, но и новые риски для Российской Федерации в плане обеспечения ее экономической безопасности. Перспективы экономического развития и повышения уровня экономической безопасности России будут определяться как объективными условиями и факторами развития мирового хозяйства, так и субъективными экономическими, социальными, но, главное – политическими процессами, происходящими в различных мировых регионах и в нашей стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Антикризисное управление/Под ред. Г.А.Александрова.-М.: БЕК, 2002.
  2. Антикризисное управление/Под ред. Г.П. Иванова.—М.: ЮНИТИ, 1995.
  3. Антикризисное управление: Учеб. пособие для технических вузов / В.Г. Крыжановский, В.И. Лапенков, В.И. Лютер и др.; Под ред. Э.С. Минаева и В.П. Панагушина. — М.: ПРИОР, 1998.
  4. Антикризисное управление / под ред. Э. С. Минаева, В. П. Поналимина. М.: МГАИ. 1999.
  5. Антикризисное управление: Учеб./Под ред. Э.М. Короткова. 2 изд., перераб., и доп.-М.: Инфра - М, 2007.
  6. Антикризисное управление: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 11.—М.: «ИНФРА-М», 1999.
  7. Антикризисное управление: учебное пособие// авт.кол. под рук. Ларионова И.К. 5-е изд., перераб. и доп..- М, 2007.
  8. Антикризисное управление: Общие основы и особенности России. Учебное пособие / Под ред. И. К. Ларионова. — М.: Издательский Дом "Дашков и К°", 2001

Информация о работе Перспективы экономического развития и повышения уровня экономической безопасности России