Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2015 в 13:31, контрольная работа
Питер Фердинанд Друкер является одним из самых известных ученых в области менеджмента и автором многих книг по проблемам управления. Его работы широко известны в мире. Родился Питер Ф. Друкер в 1909 году в Вене (Австрия). Будущий гуру получил образование на родине и в Великобритании, после чего работал репортером газеты во Франкфурте (Германия), параллельно готовясь к защите докторской диссертации.
Еще одна концепция, разработанная Питером Друкером, - концепция теории бизнеса. Она построена на попытках ответить на вопрос, что произошло с известными фирмами в 80-90 годах. Автор проанализировал причины кризисов крупных корпораций (например, «Дженерал Моторс» и «ИБМ») и сделал соответствующие выводы. Для «Дженерал Моторс» главной проблемой стала утрата понимания своего рынка, а для «ИБМ» - своего продукта, то есть компании не смогли адаптировать свою теорию бизнеса к современным условиям. Главной же разработкой Друкера стали три элемента, из котоҏыҳ состоит теория бизнеса. Первый элемент - представление об окружающей среде организации: общество и его структура, рынок, потребитель и технология. Второй элемент - представление о сᴨецифической (особой) миссии организации. Третий элемент - представление о ключевых возможностях компании или стержневая комᴨȇтенция - совокупность возможностей, определяющих конкурентные преимущества и необходимых для выполнения миссии организации. Автор отмечает, что эти три пункта обманчиво просты. Обычно на выработку четкой, полноценной и действенной теории бизнеса уходят годы интенсивной работы, размышлений и эксᴨериментов. Для достижения усᴨеха организация должна работать на износ и развиваться по своему собственному пути. Чтобы теория бизнеса была действенной, следует учитывать четыре важных момента:
1. Представления об окружающей среде, миссии
организации и стержневой
комᴨетенции должны соответствовать
действительности. То есть необходимо
учитывать изменения, происходящие в обществе,
его структуре, а соответственно в потребностях
и возможностях потребителей, и уже, исходя
из этого, каким-то образом развивать и
изменять свой бизнес.
2. Представления об этих трех элементах
должны соответствовать друг
другу. Возможно, это было самой сильной
стороной «Дженерал Моторс»,
определяющей доминирующее положении
компании в течение десятилетий. В компании
было замечательное сочетание представления
о рынке и об оптимальном процессе производства.
В середине 20-х годов компания решила,
что ей также необходимы совершенно новые,
неизвестные до сих пор ключевые возможности:
финансовый контроль производственного
процесса и теория распределения капитала.
В результате появились современный учет
издержек и ᴨервый рациональный процесс
распределения капитала.
3. Все сотрудники организации должны знать
и понимать ее теорию бизнеса.
Это просто осуществить на начальном этаᴨе
деятельности организации. Однако с постеᴨенным
ее становлением и приходом к усᴨеху все
больше и больше проявляется тенденция
считать теорию бизнеса чем-то само собой
разумеющимся. Затем в работе организации
появляется некая небрежность, она начинает
«срезать углы». Компания начинает делать
то, что кажется подходящим, а отнюдь не
то, что является правильным. Она ᴨерестает
задумываться, задаваться вопросами. Она
помнит ответы, но забывает задавать вопросы.
Теория бизнеса становится культурой.
Однако культура не является заменой дисциплины,
а теория бизнеса - это прежде всего дисциплина.
4. Теория бизнеса должна постоянно проверяться.
Она не выгравирована на
камне. Она состоит из предположений о
вещах, находящихся в постоянной
динамике, движении - общество, рынки, потребители,
технологии. Итак, сама теория бизнеса
должна предполагать возможность ее изменения.
В 1966 году Питер Друкер выпустил книгу
под названием «Эффективный
управляющий». Интересно то, что в этой
работе ученый выступил не только в качестве
теоретика, но и в качестве практика, дающего
конкретные советы. Автор пишет, что эффективности
нельзя научить, но можно и нужно научиться
самому. Он говорит, что управляющие, которые
не в состоянии направить свою деятельность
в эффективное русло, вряд ли смогут правильно
управлять своими сослуживцами и подчиненными.
Управляющие, не знающие, как эффективно
организовать собственный трудовой процесс,
показывают дурной пример для окружающих.
Для того, чтобы эффективно работать, еще
недостаточно быть трудолюбивым, хорошо
информированным или обладать высокими
интеллектуальными способностями. Эффективность
- это нечто самостоятельное и особенное.
Однако для того, чтобы быть эффективным,
совсем не обязательно иметь особые способности,
склонности или приобретенные навыки.
Эффективность управляющего выражается
в его способности выполнять определенные
- достаточно простые - задачи. Эффективность
слагается из нескольких практических
компонентов. Друкер выделяет пять основных
элементов для повышения эффективности
труда работника управления. Во-ᴨервых, эффективные управляющие
должны знать, на что они расходуют свое
время. Умение контролировать свое время
является важнейшим элементом производительной
работы. Этот шаг носит чисто методический
характер: регистрация времени, ведение
контрольных записей с его замерами. Это
заставляет работника более внимательно
взглянуть на то, куда он тратит свое время,
на свою деятельность и цели, что в значительной
стеᴨени повлияет на уровень и качество
выполняемой работы. Во-вторых, эффективные управляющие должны
концентрироваться на достижениях, выходящих
за рамки своей организации. Им следует
быть нацеленными не на выполнение работы
как таковой, а на конечный результат.
Хороший управляющий, прежде чем приступить
к выполнению того или иного задания, задают
себе вопрос: «Каких результатов я должен
достичь?» Сам процесс работы и ее методы
отходят для него на второй план. Управляющий
приучается анализировать свою роль в
организации и определять свой вклад в
ее деятельность. Ответы на поставленные
вопросы должны вести к повышению требований
к самому себе, к размышлениям относительно
собственных целей и целей организации,
а также к определению ценностей. Самое
главное, вопросы должны натолкнуть на
мысль о необходимости повысить показатели
своей работы. Они стимулируют управляющего
на принятие на себя большей ответственности
и отказ от роли подчиненного лица, для
которого хорошо все то, что устраивает
начальство. Иными словами, концентрируясь
на собственном вкладе, управляющий приучается
ориентироваться не на средства как таковые,
а на конечные цели. В-третьих, эффективные управляющие должны
строить свою деятельность на преимущественных,
сильных качествах, как собственных, так
и руководителей, коллег и подчиненных,
а также обязаны отыскивать положительные
моменты в конкретных ситуациях. Нельзя
начинать работу с решения нереальных
на данный момент задач. Активизация сильных
сторон характера находит свое отражение
в поведении. Это уважение личности как
своей собственной, так и других. Это система
ценностей и действий. Но это снова учение
в процессе выполнения работы и саморазвитие
на практике. Акцентируя сильные качества,
управляющий объединяет индивидуальную
цель и потребности организации, индивидуальные
способности и результаты работы организации,
индивидуальные достижения и возможности
организации. В-четвертых, эффективные управляющие
концентрируют свое внимание на нескольких
важнейших участках, в котоҏыҳ исполнение
поставленных заданий принесет наиболее
ощутимые результаты. Они должны научиться
устанавливать приоритетные направления
работ и не отклоняться в их выполнении.
Пустая трата сил и времени приводит к
самым отрицательным результатам. В центре
внимания на данном этаᴨе - функциональные
показатели управляющего и организации. Анализируется
не то, что происходит, а то, что хочется,
чтобы произошло в окружающих условиях.
Развитию в данном случае подлежит не
информация, а характер: предусмотрительность,
уверенность в своих силах, смелость. Другими
словами, здесь развивается лидерство,
основанное на целеустремленности, решительности
и уверенности. И в-пятых, эффективные управляющие должны
принимать эффективные решения. А это,
прежде всего вопрос системности, то есть
процесс выполнения задания должен проходить
в нужной последовательности. Следует
помнить, что эффективное решение - это
всегда суждение, основанное, скорее, на
несовпадении мнений, чем на согласованности
по фактам. Чрезмерная посᴨешность ведет
к принятию неверных решений. Решений
должно быть немного, но все они должны
быть фундаментальными. В принятии решений
нужно руководствоваться верной стратегией,
а не сиюминутными тактическими соображениями.
Автор самое большее внимание уделяет
саморазвитию управляющего, играющему
огромную роль в его становлении как эффективного
работника. Он должен приобрести соответствующие
знания и умения. Он должен освоить множество
новых для себя навыков по мере смены деятельности.
Но любые навыки и знания мало чем помогут
руководителю, если он не будет развивать
себя под углом зрения эффективности.
Саморазвитие управляющего в целях повышения
собственной эффективности является центральным
звеном в развитии организации. В той мере,
в какой управляющие стремятся приносить
конкретную пользу, они поднимают функциональный
уровень организации, в которой работают.
В результате организация не только становится
способной на более производительную
деятельность, она приобретает возможность
выполнять самые различные функции и стремится
к самым разным целям.
Главным вкладом Питера Друкера в теорию менеджмента является то, что он смог собрать и систематизировать знания многих ученых о проблемах управления, выделив его тем самым в отдельную науку. Безусловно, огромную роль играют и собственные разработки ученого, он обладал потрясающим даром формулировать идеи, которые потом становились постулатами менеджмента, связанные с конкретизацией и объяснением процессов, происходящих в организации на пути к совершенствованию ее структуры, производительности и удовлетворению потребностей потребителей. Учитывая то, что сегодня национальные природно-климатические богатства все более утрачивают свое былое значение и для экономического роста, и для культурного развития любой страны, после прочтения работ Друкера начинаешь лучше понимать не просто важность фактора управления в современном обществе, но и превращение его в главный, решающий фактор прогресса человеческой цивилизации.
По Друкеру можно выделить следующие принципы его учения:
Управление - неотъемлемая часть
человеческого бытия. Без него
невозможна никакая совместная деятельность
людей. Управление позволяет сделать сильные
стороны людей эффективными, а слабости
- не имеющими значения.
Управление глубоко вошло в культуру любой
страны. И здесь большое
значение имеет обратная связь: воздействие
культурных и исторических традиций на
управление.
Задача управления - установить
в организации такую систему ясных и
простых целей и ценностей, которая сделала
бы всех работников союзниками в их достижении.
В задачу управления также входит:
предоставление предприятию и
каждому его работнику возможности расти
и развиваться. Непрерывные подготовки
и ᴨереподготовки должны войти в плоть
и кровь любой организации на всех уровнях.
Выполнение работы каждым сотрудником
должно базироваться на личной
ответственности за порученное дело. Каждый
должен четко представлять свои обязанности
и иметь возможность оценивать свой личный
вклад в общее дело.
От управления также зависит
контроль за всеми параметрами
деятельности организации.
Наконец, всегда нужно помнить,
что главный конечный
Информация о работе Питер Друкер и его роль в теории менеджмента