Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 16:17, дипломная работа
Коммерческие банки выполняют функции, необходимые для обеспечения деятельности хозяйствующих субъектов. В России в настоящее время существует двухуровневая структура банковской системы, к первому уровню относится Центральный банк с региональными управлениями соответствующих субъектов Федерации. Ко второму уровню относятся коммерческие банки и другие кредитные учреждения. Коммерческие банки осуществляют следующие операции: расчетные, вкладные, кредитные, кассовые и другие. Для осуществления перевода денежных средств клиентов банки устанавливают между собой корреспондентские отношения.
Переход России к рыночной экономике изменяет и банковскую систему расчетов. В настоящее время возникла конкурсная среда в сфере банковских услуг и коммерческий банк должен предложить своему клиенту комплекс банковских услуг, при этом получить доход, позволяющий обеспечивать последние технологии и технические средства для оказания банковских услуг.
Выбор данной темы обосновывается исходя из интересов потенциального вкладчика и как клиента банка. Актуальность заключается в следующем: безналичные расчеты все шире вторгаются и в сферу денежных отношений физических лиц. Зачисление доходов на банковские счета, использование чеков, пластиковых карт для расчетов расширяет зависимость физических лиц от банков, делая банки кровеносной системой рыночной экономики.
В связи с выбранной темой ставится цель – оценить эффективность действующей системы безналичных расчетов и определить приоритетные направления совершенствования системы безналичных расчетов.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
раскрыть понятие платежной системы Российской Федерации (принципы построения и элементы платежной системы, теория безналичных расчетов);
на практическом примере проанализировать организацию безналичных расчетов;
определить будущее развития платежной системы РФ;
сделать выводы и определить приоритетные направления совершенствования системы безналичных расчетов.
Каждая из услуг включает в себя
ряд полностью
Расчетные операции как самый массовый вид операций банков опосредуют практически все другие виды операций, классифицируемые по различным критерием: депозитные, ссудные, валютные, фондовые, операции на межбанковском рынке и др. Проведение большинства из них предполагает наличие соответствующих счетов в банке, услуга по открытию и ведению которых, как изложено, является одним из видов расчетных услуг.
Именно на базе «скрещивания» указанных и расчетных операций, как правило, создаются новые банковские продукты, (например, управление денежной наличностью клиента, НАУ - счета, депозитные счета денежного рынка, АТС-счета и другие) или происходит сращивание банков и промышленных компаний в виде сложных конгломератов различных типов.
Указание переплетение расчетных и других банковских операций, их взаимосвязь обуславливают тот факт, что эффективное проведение каждой из операций способствует соответствующей результативности других и наоборот.
Функционирование большинства платежных систем сопряжено с представлением кредита в явной или скрытой форме, которая (срытая форма), в частности, существует в межбанковской системе взаимозачетов, предусматривающей выполнение окончательного расчета в конце дня. Возникающая в течение дня потребность в ликвидных средствах удовлетворяется за счет фактического взаимного кредитования участников системы (а не оператором), т.е. посредством своего рода «молчаливого» предоставления кредитов банками-получателями, знающими, что им не перечислят причитающего средства до завершения клирингового периода. По результатам клиринга взаимных обязательств каждый член клиринговой палаты либо уплачивает. Либо получает одну чистую денежную сумму, означающую многостороннее чистое сальдо, подлежащее выплате всем остальным членам или получению от них.
Вместе с тем среди различных
юридических, экономических и
Другой стороны кредитных
Основные причины «зависания» средств:
1.Особенности применения
2.Необходимость доставки
3.Задержки платежей из-за
4.Операционные ошибки и сбои в расчетах: засылка документов по неверному адресу или вовсе их потеря и другие.
5.Преднамеренные задержки
Нахождение средств в расчетах затрагивает интересы всех участников платежа: плательщиков, получателей, банков и обеих сторон, третьего(коммерческого или центрального) банка при условии вовлечения его качестве посредника в данной операции. Причем насколько одни участники получают выгоды, настолько другие несут издержки, а в итоге получается «игра» с нулевым сальдо. Тем не менее для участников, отвлекающих средства, флоут оборачивается серьезной потерей дохода. Приведем типы средств в расчетах с последствиями для участников в зависимости от применения тех или других платежных инструментов (см. таблицу 3.1).
Табл. 3.1.
Типы средств в расчетах, образующихся в платежной системе
Участники расчетов |
Средства в расчетах «зависающие» при переводах | |
Кредитовых |
Дебетовых | |
Коммерческие банки и их клиенты |
В процессе жирорасчетов и расчетов платежными поручениями КБ получают выгоды за счет клиентов |
При расчетах чеками клиенты получают выгоды за счет КБ-ов |
Центральный банк и коммерческие банки |
Счета «НОСТРО» банков- плательщиков в ЦБ-ке дебетуются до того, как кредитуются счета банков- получателей. ЦБ получает выгоду за счет КБ-ов так как резервы последних сокращаются |
Счета «НОСТРО» банков- получателей в ЦБ кредитуются до того, как дебетуется счета банков-плательщиков .КБ получают выгоды за счет ЦБ, поскольку их резервы увеличиваются. |
Слабая предсказуемость и
Кардинальное решение данной проблемы заключается во внедрении новейших расчетных технологий, практически ликвидирующих задержки платежей. Наибольшую актуальность они имеют для крупных платежей, поскольку сведение до минимума времени их проведения существенно сокращает и средства в расчетах. За рубежом определенное применение нашли и такие способы уменьшения средств в расчетах, как «сглаживание» денежных потоков с помощью специальных операционных процедур, а также применение графиков зачисления средств, синхронизующих операции по списанию и зачислению средств по счетам банков, пользующихся услугами центрального банка. Другими словами графики позволяют согласовывать время совершения бухгалтерских операций по счетам плательщика и получателя средств. При их составлении учитываются внутри- и межрегиональные платежи, среднее время доставки и обработки документов. Все это усложняет операционную практику, зато дает выигрыш в использовании средств, которого не было бы при отсутствии графиков. Примерно аналогом подобного способа в России является введение центральным банком в 1998г. в качестве важнейшей составляющей порядка расчетов между банками – корреспондентами так называемой ДПП – даты перечисления платежа – одновременно банком- плательщиком и банком- получателем. Однако данное нововведение не распространяется на клиентов банков, по-прежнему иммобилизующих средства в расчеты. Слабо разработан и в целом порядок кредитования в процессе проведения безналичных расчетов.
В России до перестройки банковского дела существовала глубокая взаимосвязь между системой расчетов и кредитованием. Кредит «сопровождал» расчеты в экономике, начиная от онкольного кредита, предоставлявшегося поставщику (под расчетные документы в пути - своего рода факторинга), и заканчивая платежным кредитом - покупателю для оплаты счетов при недостатке у него средств. С начала 1990-х гг. подобный опыт (хотя и по ряду объективных причин) был утрачен, что привело к дезорганизации расчетов в России. Как отмечают ведущие российские экономисты «…расчетная система России не обладает механизмом преодоления кратковременных несовпадений между получением средств и моментом оплаты. Этот механизм создается или представлением банковских кредитов или векселями. Ни того, ни другого практика расчетов в России пока не имеет».
Значит, остро стоит задача решения данной проблемы. Определенные сдвиги в этом направлении имеются. В конце 1990-х гг. Банк России ввел в практику рефинансирования представление кредитным организациям внутридневных и однодневных (овернайтных) кредитов.
В следующем параграфе рассмотрим современные технологии проведения безналичных расчетов.
Современные технологии проведения расчетов
В условиях роста платежного оборота
и вызванного им увеличения трудовых
затрат остро встала проблема создания
принципиально нового механизма
денежных расчетов, обеспечивающего
ускорение оборачиваемости дене
Этот процесс осуществляется на двух уровнях. На первом уровне вводятся сложные внутрибанковские и межбанковские системы расчетов на базе электронных технических средств, обслуживающие оптовый банковский бизнес. На втором уровне внедряются системы розничного автоматизированного обслуживания клиентов – как юридических, так и физических лиц.
Рост международных банковских операций привел к созданию в мае 1973 г. международной организации СВИФТ – Сообщества всемирной межбанковской финансовой телекоммуникации. В настоящее время СВИФТ объединяет более 6000 банков и финансовых организаций и ежедневно проводит около 3 млн. финансовых сообщений. Система передает по каналам спутниковой связи инструкции банков-участников друг другу по осуществлению различных финансовых переводов и т.д. Банки отправляют и принимают приказы о переводы средств через электронные терминалы, соединенные с региональными накопительными центрами, которые направляют информацию в главные ретрансляторы, откуда она в дальнейшем передается в пункт назначения.
Система СВИФТ не предназначена для осуществления расчетов, она лишь передает информацию для их реализации, а фактическое перечисление денег проводят сами банки путем отражения операций по счетам «ностро» и «лоро». Участие в этой системе дает банкам возможность использовать круглосуточную высокоскоростную сеть передачи банковской информации в стандартной форме при высокой степени защиты от несанкционированного доступа.
Инструментами осуществления электронных денежных расчетов с клиентами банков выступают пластиковые карточки (см. Приложение 2). Важнейшей особенностью пластиковых карт является то, что на них хранится определенный набор информации, используемый в различных прикладных программах, которые обеспечивают и электронные карты со встроенным микропроцессором, а также многофункциональные лазерные или оптические карты.
Наибольшее распространение
Вместо сравнительно недорого импринтера может использоваться более дорогой авторизационной кассовый терминал с микропроцессором, что более надёжно с точки зрения определения платежеспособности клиента и предотвращение карточных мошенничеств. Терминал считывает идентификационную информацию с магнитной полосы, проводит идентификацию карты в режиме связи on – line с банком в случае подтверждения банком платежа печатает слип. В обоих случаях карта используется в идентификационных целях.
Одним из недостатков использования магнитных карт является то, что процедура списания денег со счета клиента, находящегося, например, в магазине, является достаточно сложной и длительной. Схема прохождения платежей при использовании магнитной карты представлена в Приложении 3.
К другим недостаткам применения магнитных карт можно отнести невозможность надежного и оперативного обновления информации, содержащейся на карте, плохие эксплутационные характеристики, низкую степень защиты карты. Пытаясь предотвратить несанкционированное использование пластиковых карт, обслуживающие банки ведут специальные стоп-листы, в котором фиксируют украденные и потерянные карты. Информация из этих стоп-листов доводится до предприятий, принимающих карты. Кроме того, создается строгий порядок доступа к карточному счету, возможность блокировки карты в случае ее продажи и т.п.