Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 14:40, реферат
Подбор и расстановка кадров — одна из важнейших функций управленческого цикла, выполняемых руководящим составом организации. Подбором кадров занимаются все руководители от бригадира до директора, подбор кадров сопровождается их расстановкой в соответствии с деловыми качествами. От качества подбора и расстановки кадров как в производственной системе, так и в системе управления во многом зависит успешность работы организации.
Подбор и расстановка кадров — одна из важнейших функций управленческого цикла, выполняемых руководящим составом организации. Подбором кадров занимаются все руководители от бригадира до директора, подбор кадров сопровождается их расстановкой в соответствии с деловыми качествами. От качества подбора и расстановки кадров как в производственной системе, так и в системе управления во многом зависит успешность работы организации.
Под подбором и расстановкой кадров понимается рациональное распределение работников организации по структурным подразделениям, участкам, рабочим местам в соответствии с принятой в организации системой разделения и кооперации труда, с одной стороны, и способностями, психофизиологическими и деловыми качествами работников, отвечающими требованиям содержания выполняемой работы — с другой. При этом преследуются две цели: формирование активно действующих трудовых коллективов в рамках структурных подразделений и создание условий для профессионального роста каждого работника. Подбор и расстановка кадров основывается на принципах соответствия, перспективности, сменяемости.
Принцип соответствия означает соответствие нравственных и деловых качеств претендентов требованиям замещаемых должностей.
Принцип перспективности основывается на учете следующих условий:
Принцип сменяемости заключается в том, что лучшему использованию персонала должны способствовать внутриорганизационные трудовые перемещения, под которыми понимаются процессы изменения места работников в системе разделения труда, а также смены места приложения труда в рамках организации, так как застой (старение) кадров, связанный с длительным пребыванием в одной и той же должности, имеет негативные последствия для деятельности организации.
Исходными данными для отбора и расстановки кадров являются:
В итоге все вакантные рабочие места на предприятии должны быть заняты с учетом личных пожеланий работников и их плановой карьеры.
Подбор и расстановка персонала подразумевает соблюдение определенных для данных условий пропорций по квалификации, социальной активности, возрасту, полу. В инструкциях по расстановке кадров должны быть зафиксированы также и социально-психологические аспекты совместимости сотрудников.
Основная задача подбора и расстановки персонала заключается в решении проблемы оптимального размещения персонала в зависимости от выполняемой работы. При решении этой задачи следует учитывать пригодность работника к выполнению определенных видов работ, а для определения такой пригодности необходимо, с одной стороны, установить требования, предъявляемые к конкретной работе, а с другой — принять во внимание личные качества работников.
Таким образом, целью рациональной расстановки кадров является распределение работников по рабочим местам, при котором несоответствие между личными качествами человека и предъявляемыми требованиями к выполняемой им работе является минимальным без чрезмерной или недостаточной загруженности.
Для решения проблемы подбора и расстановки работников в организации можно рекомендовать профильный метод, который успешно используется в странах с рыночной экономикой.
Применение профильного метода требует аналитического отбора предъявляемых требований и личных качеств работника, который позволяет непосредственно сравнивать их друг с другом.
Основу профильного метода составляет каталог характеристик — требований, предъявляемых к человеку в зависимости от выполняемой им работы, а также с учетом количественных характеристик рабочих мест. Характеристики (показатели) должны быть описаны и разделены на определенное количество категорий. Каждый уровень требований относится к какому-либо показателю и должен быть также охарактеризован. Каждому уровню требований соответствует определенный уровень качеств работника.
Каталог характеристик предоставляет возможность учесть требования, обусловленные особенностями работы на конкретном рабочем месте, а также качества работников и изобразить их графически.
Сравнение уровня требований, обусловленных конкретной работой, и уровня качеств работника, выполняющего эту работу, позволяет сделать вывод о пригодности того или иного человека к данной работе или о необходимости привести их в соответствие друг с другом.
В результате анализа данных отбираются основные показатели, влияющие на подбор и расстановку кадров. В таблице приведены показатели, влияющие на подбор и расстановку кадров на примере управленческого персонала.
Таблица 1. Каталог показателей, влияющих на подбор и расстановку кадров
№ п/п |
Наименование категорий показателей |
Наименование (шифр) показателей |
Оценка степени соответствия работника требованиям рабочего места | |
Показатели, по которым работник не соответствует занимаемой должности |
Показатели, по которым работник соответствует занимаемой должности | |||
1 |
Уровень квалификации |
1.1., 1.2., 1.3. |
1.1. |
2.3., 1.3. |
2 |
Деловые качества |
2.1.,2.2.,2.3., 2.4. |
2.1, 2.2. |
2.3., 2.4. |
3 |
Работоспособность |
3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.5. |
3.1. |
3.2., 3.3., 3.4., 3.5. |
4 |
Качество выполняемой работы |
4.1., 4.2., 4.3., 4.4. |
4.1. |
4.2., 4.3., 4.4. |
5 |
Стиль и методы работы |
5.1., 5.2, 5.3., 5.4., 5.5. |
5.1. |
5.2, 5.3., 5.4., 5.5. |
6 |
Аналитические способности |
6.1., 6.2., 6.3., 6.4. |
6.1., 6.2. |
6.3., 6.4. |
7 |
Участие в инновационной деятельности |
7.1., 7.2., 7.3, 7.4. |
7.1. |
7.2., 7.3, 7.4. |
8 |
Дисциплинированность |
8.1., 8.2., 8.3. |
8.1. |
8.2., 8.3. |
9 |
Психологическая совместимость |
9.1., 9.2., 9.3. |
9.1. |
9.2., 9.3. |
При заполнении таблицы необходимо использовать следующий перечень показателей.
1. Показатели уровня квалификации:
1.1. квалификация
работника не соответствует
1.2. квалификация работника не соответствует
требованиям занимаемой должности, но
работник имеет достаточный опыт работы
и постоянно работает над повышением уровня
знаний;
1.3. квалификация работника соответствует
требованиям занимаемой должности.
2. Показатели деловых качеств:
2.1. работник не
выполняет многие должностные
обязанности;
2.2. работник не выполняет некоторые (отдельные)
должностные обязанности;
2.3. работник полностью выполняет предусмотренные
должностной инструкцией обязанности;
2.4. работник полностью выполняет предусмотренные
должностной инструкцией обязанности
и постоянно выполняет работы, входящие
в круг должностных обязанностей других
работников в период их временного отсутствия
на работе (отпуск, болезнь, по вакантной
должности).
3. Показатели работоспособности:
3 1. работник недостаточно
трудолюбив;
3.2. работник трудолюбив, но работает безынициативно;
3.3. работник трудолюбив, но недостаточно
инициативен;
3.4. работник достаточно трудолюбив и инициативен;
3.5. работник в труде проявляет самоотверженность,
высокую инициативу.
4. Показатели качества выполняемой работы:
4.1. исполняемые
работником документы
4.2. исполняемые работником документы
можно принять за основу, но они еще нуждаются
в доработке старшего по должности; допускает
незначительные дефекты и ошибки, обычно
не влекущие срыва сроков выполнения работ,
брака в работе;
4.3. исполняемые работником документы
в основном соответствуют требованиям,
в дополнительной доработке старшего
по должности, как правило, не нуждаются,
он хорошо выполняет предусмотренные
должностной инструкцией обязанности;
4.4. исполняемые работником документы
соответствуют требованиям, в дополнительной
доработке старшего по должности не нуждаются,
он четко выполняет предусмотренные должностной
инструкцией обязанности.
5. Показатели стиля и методов работы:
5.1. сотрудник не
работает над
5.2. сотрудник недостаточно работает над
совершенствованием стиля и методов в
работе, иногда не делает должных выводов
из критических замечаний в его адрес
или не устраняет свои недостатки в работе;
5.3. работник самокритичен, делает правильные
выводы из критики и активно работает
над устранением недостатков, удачно строит
взаимоотношения в работе;
5.4. работник самокритичен, делает правильно
выводы из критики и активно работает
над устранением недостатков в работе,
правильно строит взаимоотношения в работе,
непримирим к недостаткам, активно и принципиально
выступает с их критикой, вносит конкретные
предложения по их ликвидации;
5.5. работник делает правильные выводы
из критики и активно работает над устранением
недостатков в работе, правильно строит
взаимоотношения в работе, непримирим
к недостаткам, активно и принципиально
выступает с их критикой, вносит конкретные
предложения по их ликвидации, с высокой
ответственностью относится к порученной
работе, систематически проявляет деловитость
и желание выполнить работу наилучшим
образом, умеет генерировать идеи и добиваться
их претворения в жизнь, создает наиболее
благоприятные условия для творческой
и высокопроизводительной работы.
6. Показатели, характеризующие аналитические способности:
6.1. работник не
проявляет способности к
6.2. работник анализирует деятельность
подразделения (организации) в пределах
функций, определенных должностными обязанностями,
но этот анализ не носит системного характера,
не позволяет на его основе разрабатывать
мероприятия по развитию производства
и управления;
6.3. работник анализирует деятельность
подразделения (организации) в пределах
функций, определенных должностными обязанностями,
разрабатывает и вносит конкретные предложения
по улучшению деятельности организации;
6.4. работник анализирует деятельность
подразделения (организации) не только
в пределах функций структурного подразделения,
но и организации в целом.
7. Показатели
участия в инновационной
7.1. работник не
принимает участия в
7.2. работник принимает участие в совершенствовании
производства и управления, имеет творческий
план и активно работает над ним, вносит
рационализаторские предложения или представляет
законченные разработкой творческие темы,
актуальные для организации;
7.3. работник принимает участие в совершенствовании
производства и управления, имеет творческий
план и активно работает над ним, вносит
рационализаторские предложения или представляет
законченные разработкой творческие темы,
актуальные для организации, принимает
активное участие во внедрении в производство
рационализаторских предложений или творческих
разработок;
7.4. работник принимает участие в совершенствовании
производства и управления, имеет творческий
план и активно работает над ним, вносит
рационализаторские предложения или представляет
законченные разработкой творческие темы,
актуальные для предприятия. Принимает
активное участие во внедрении в производство
внесенных рационализаторских предложений
или творческих разработок, при этом внедрение
рационализаторских предложений, творческих
разработок или изобретений приносит
прибыль организации.
8. Показатели дисциплинированности:
8.1. работник систематически
допускает нарушение трудовой
или технологической, или исполнительской
дисциплины;
8.2. работник иногда допускает нарушение
трудовой или технологической, или исполнительской
дисциплины;
8.3. работник дисциплинирован.
9. Показатели психологической совместимости с коллективом:
9.1. работник психологически
с коллективом несовместим, неправильно
строит взаимоотношения с
9.2. работник психологически с коллективом
совместим, но допускает отдельные случаи
неправильных взаимоотношений в работе,
что обычно не ведет к отвлечению его и
других работников рабочего времени для
решения возникших в результате неправильных
взаимоотношений вопросов;
9.3. психологически с коллективом совместим,
правильно строит взаимоотношения в работе.