Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 00:27, контрольная работа
Подбор и расстановка персонала - одна из наиболее сложных задач для руководителей подразделений. С целью облегчения ее решения нужна регламентация мероприятий по работе с персоналом и оценке делового уровня работников, учету и контролю перемещения персонала. Целью рациональной расстановки кадров является распределение работников по рабочим местам, при котором несоответствие между личностными качествами человека и предъявляемыми требованиями к выполняемой им работе является минимальным без чрезмерной или недостаточной загруженности.
Введение
Управление
персоналом признается одной
из наиболее важных сфер жизни
Система управления
персоналом обеспечивает
В нашей
стране на протяжении долгих
лет при назначении на
Подбор и расстановка
персонала - одна из наиболее сложных
задач для руководителей
Основная задача подбора
и расстановки персонала
Профессиональный отбор кадров в организации является одним из наиболее важных этапов подбора персонала и включает следующие этапы: создание кадровой комиссии; формирование требований к рабочим местам; объявление о конкурсе в средствах массовой информации; медицинское обследование кандидатов; оценка психологической устойчивости кандидатов; анализ увлечений и вредных привычек кандидатов; комплексная оценка кандидатов по рейтингу и формирование окончательного списка; заключение кадровой комиссии по выбору кандидатуры на вакантную должность; утверждение в должности, заключение трудового договора; оформление и сдача в отдел кадров кадровых документов кандидата.
Перечень типовых документов для приема и оформления на работу на предприятие: листок по учету кадров (резюме); личное заявление о приеме на работу; трудовая книжка; рекомендательное письмо (характеристика); копия документа об образовании; фотографии сотрудника; бизнес-план работы в должности (для руководителя).
После оформления перечисленных выше кадровых документов и сдачи их в отдел персонала необходимо провести комплексную оценку потенциала и качеств кандидатов. Объем и степень детализации оценки зависят от категории работника и важности его рабочего места. Чем выше уровень управления, тем больше должна быть детализация и достоверность оценки. После анализа оценки и положительного решения вопроса о приеме на работу руководителем предприятия в отделе кадров оформляются остальные документы: приказ о приеме на работу; контракт сотрудника; должностная инструкция; договор о полной материальной ответственности (для материально ответственных лиц); акт приемки-передачи рабочего места (материальных ценностей). В процессе подбора персонала в зависимости от размера предприятия работодателем должны быть приняты следующие основные решения: сколько дополнительно работников потребуется предприятию; где предприятие планирует искать требуемых работников; какие специальные квалификации и опыт действительно необходимы; каким образом предприятие планирует распространять информацию о вакансиях; как планируется оценивать эффективность работы по подбору персонала.
Процесс подбора персонала
определяется в значительной степени
политикой, принятой на предприятии
в отношении человеческих ресурсов.
Так, при приоритетной ориентации предприятия
на продвижение собственных
Многоэтапный подбор работника
на ответственную должность
•собеседование с
•собеседование с работником службы управления персоналом;
•собеседование с
•беседа с одним из высших руководителей, фирмы;
•наведение справок о кандидате;
•проведение свободного времени одного из представителей администрации с кандидатом;
•направление кандидата для профессиональной оценки к известному специалисту.
Основные требования службы управления персоналом при подборе кандидатов на вакантное место:
•определить личные данные, которыми должен обладать кандидат на вакантную должность;
•разработать показатели оценки эффективности трудовой деятельности по вакантному рабочему месту;
•определить дополнительные обязанности, которые будут возложены на работника;
•проверить данные, которые представил кандидат на должность;
•определить содержание трудового договора;
•провести собеседование с целью уточнения данных кандидата;
•организовать испытание работника в форме деловых игр с целью уточнения деловых свойств кандидата;
•определить возможность совместимости претендента с членами коллектива;
•определить уровень оплаты труда с учетом стоимости рабочей силы на рынке труда;
•разъяснить кандидату его права и обязанности;
•ознакомить кандидата с основными характеристиками организации.
В процессе подбора следует особо помнить, что ожидания и требования есть не только у работодателя, но и у кандидата. Лишь при максимальном сближении этих ожиданий можно рассчитывать на приобретение высокоэффективного и лояльного к организации работника.
Именно поэтому при определении требований к кандидатам важно помнить, что они должны быть реалистичными. Излишне завысив требования, можно вообще не найти ни одного кандидата или получить работника с заведомо завышенными притязаниями.
Определив требования к кандидату, можно приступить к реализации следующего этапа - привлечению кандидатов, основная задача которого - создание достаточно представительного списка квалифицированных кандидатов для последующего отбора. Следующий этап - отбор персонала в организацию. Содержание его во многом зависит от традиций, особенностей (культуры) организации, а также характера должности.
В беседе с кандидатом следует:
побуждать собеседника к
При постановке вопросов следует учитывать, что косвенные вопросы действуют более эффективно, ставить вопросы следует, связывая их друг с другом, тематика вопроса предполагает развернутый ответ. Собеседник часто стремится предугадать выгодный для себя ответ, поэтому следует избегать односложных ответов.
Ход беседы следует строить по заранее подготовленному плану. Остановка в беседе вызывает чувство неуверенности, поэтому недопустимы длительные паузы. Желательно избегать помех во время беседы (присутствие посторонних, телефонные звонки, шум, беспорядок).
В общем виде этот этап может быть представлен следующей схемой: первичный отбор - собеседование с сотрудниками отдела человеческих ресурсов - справкой о кандидате собеседование с руководителем подразделения - испытание - решение о найме.
Объективное решение о выборе может основываться на образовании кандидата, уровне его профессионализма, опыте предшествующей работы, медицинских характеристиках, деловых и личных качествах.
Выбор метода отбора во многом зависит от количества претендентов на вакантное место. Среди этих методов:
•собеседование;
•анализ документов (анкеты, автобиография, резюме, сведения об образовании и др.);
•тестирование;
•графологическая и
•медосмотр (если выполняемая работа требует определенных физических качеств - остроты зрения, слуха, выносливости, силы и т.д.).
Основная цель первичного отбора состоит в отсеивании кандидатов не обладающих минимальным набором характеристик, необходимых для занятия вакантной должности. Наиболее распространенными методом здесь являются анализ анкетных данных и тестирование. Тестирование в последнее время завоевывает все большую популярность, так как позволяет определить с достаточной степенью точности личностные характеристики кандидатов и их потенциал.
Собеседование выступает как широко распространенный метод, который дает возможность оценить интеллект человека, его эрудицию, открытость к новому, благоразумие, причины оставления прежнего места работы и т.п. Собеседование следует сконцентрировать на тех вопросах, которые конкретно относятся к работе. Ход беседы следует строить по заранее подготовленному плану, желательно избегать помех во время беседы (присутствие посторонних, телефонные звонки, шум, беспорядок).
Цель собеседования
Важно помнить, что собеседование
- двухсторонний процесс, так как
не только организация оценивает
кандидата, но и кандидат оценивает
ее. Чтобы лучше оценить
При постановке вопросов следует учитывать, что косвенные вопросы действуют более эффективно, ставить вопросы следует, связывая их друг с другом, тематика вопроса предполагает развернутый ответ. Обстановка в беседе вызывает чувство неуверенности, поэтому недопустимы длительные паузы.
Кандидат, отвечая на ваши вопросы, должен охватить три области: прошлое (о прежней работе), настоящее (мнения, суждения, образ жизни и т.д.) и будущее (задачи, намерения, планы). Кандидата необходимо слушать, что воплощается в проявлении к нему внимания, в отсутствии излишней эмоциональности, в выслушивании без прерываний.
Лучше избегать преждевременных оценок, постараться отбросить факторы, не относящиеся к последующей работе кандидата, выделить сильные стороны характера кандидата и сравнить их с отрицательными. Особенно важно менеджерам избегать резких высказываний и суждений во время собеседования. Нужно выполнить все формальности, избегая при этом возможных ошибок и ловушек. Такими ловушками могут быть:
•Эффект ореола (ослепления), возникающий из-за того, что по какому-либо одному качеству претендента получена очень хорошая информация, заслоняющая все остальные и отодвигающая их на задний план.
•Неправомерное обобщение,
заключающееся в переносе суждения
манерах и поведении
•Ошибки «по контрасту»
- тенденция оценивать кандидата
с другим лицом, непосредственно
с которым проводилось
Завышение оценки тех кандидатов, которые похожи в чем-то на проводящего собеседование (внешним обликом, манерами поведения, социальным положением). Главной проблемой отбора работников является правильная интерпретация анкетных материалов, результатов собеседований и другой информации о претендентах. Здесь важно соблюсти требование объективности, а следовательно, принимать на работу человека, который способен внести наибольший вклад в производственную деятельность организации.
Если руководитель подразделения
удовлетворен результатами собеседования,
проведенного работниками кадровой
службы, он назначает встречу с
кандидатом. Это интервью должно позволить
оценить профессиональные качеств
кандидата, его способность выполнять
производственные функции. Одновременно
руководитель оценивает степень
своей личной профессиональной совместимости
с кандидатом и вероятность успешной
интеграции последнего в подразделение.
На основе анализа результатов