Показатели инновационной активности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 12:16, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы: проанализировать показатели инновационную активность предприятий.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Дать понятие инновационной активности организации;
Раскрыть показатели инновационной активности организации;
Определить параметры оценки инновационной активности предприятия.

Файлы: 1 файл

Контрольная ИМ.doc

— 72.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

В современной  экономике роль инноваций значительно  возросла. Без применения инноваций  практически невозможно создать  конкурентоспособную продукцию, имеющую  высокую степень наукоемкости и  новизны. В рыночной экономике инновации  представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы – ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних.

Любая организация, в соответствии со своей миссией, в динамично изменяющейся среде вырабатывает стратегии получения устойчивого успеха, конкурентных преимуществ, самовоспроизводства с улучшениями и прогрессивного инновационного развития в долгосрочной перспективе. Средствами достижения целей в такой ситуации служит, как интенсивное развитие всех компонентов, элементов организации, так и их инновационное развитие [5, 107с.].

Динамичный  экономический рост является важнейшим  фактором конкурентоспособности страны в рыночной системе. В процессе совершенствования рыночной модели экономики приоритетное внимание должно быть уделено развитию производства на новой технической основе, активизации инновационной деятельности по воплощению результатов научно-технических разработок в производство, созданию новых технологических процессов и перестройке на современной научно-технической основе всех отраслей материального производства и сферы обслуживания.

Во всем мире инновации сегодня - это не прихоть, а необходимость выживания, сохранения конкурентоспособности и дальнейшего процветания.

Опыт экономически развитых стран показывает, что победителем  в борьбе за потребителя оказывается  тот, кто строит свою деятельность преимущественно  на основе инновационного подхода и  главной целью стратегического плана ставит разработку новых товаров и услуг.

Инновационная активность предприятия может стать  одним из основных условий формирования его конкурентоспособной стратегической перспективы, удержания и расширения рыночной ниши.

Цель контрольной работы: проанализировать показатели инновационную активность предприятий.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

  • Дать понятие инновационной активности организации;
  • Раскрыть показатели инновационной активности организации;
  • Определить параметры оценки инновационной активности предприятия.

 

  1. Понятие инновационной активности организации

 

Инноватика, как  и любая другая теория, имеет свой понятийный аппарат, включающий как  свою собственную систему понятий, так и базовые для инноватики понятия основополагающих отраслей знания: теории научно-технического прогресса, организации производственных функций (НИОКР, идеи, предложения, продукция, технологии), стратегического управления (миссия и ценностные ориентиры, цели и среда, потенциал, базовые и предпочтительные стратегии), управления проектами (моно-, мульти - и мегапроекты, программы, матричные структуры), управления финансами (инвестиции, финансовые потоки, риски, дисконтирование), маркетинга (конкурентная среда, конкурентное преимущество, конкурентные силы) и др.

Система категорий  инноватики включает, прежде всего, следующие категории: новшества/новации и новатор, инновации и инноватор, инновационный процесс, инновационная деятельность, инновационные риски и, конечно, инновационная активность (ИА) [4, 193с.].

Инновационная активность – самостоятельная категория. Ее значение состоит в том, что с помощью ИА оценивается характер инновационной деятельности. Инновационная деятельность, как любая другая деятельность (маркетинг, формирование и реализация стратегии и др.), прежде всего, характеризуется содержанием, составом конкретных действий, совершаемых по определенной технологии, процедуре. По этому признаку один вид деятельности отличается от другого. Например, действия по исполнению функций маркетинга и производства будут различны [6, 234с.].

Далее, любая  деятельность любого субъекта есть всего  лишь часть более общего процесса. Например, действия новатора, создающего новшество, - это всего лишь часть  общего инновационного процесса (ИП), отражающего жизненный цикл инновации (ЖЦИ). Общность процесса связана с тем, что кроме новатора необходима деятельность других субъектов инновационного процесса, совершающих действия по другим стадиям ЖЦИ. Таким образом, место данной инновационной деятельности в структуре инновационного процесса однозначно определено. Его необходимо знать для организации, как данной деятельности, так и всего ИП. Поэтому для описания инновационной деятельности необходимо использовать такой ее признак, как место в структуре инновационного процесса. Все виды деятельности, включая и инновационную, должны быть ориентированы на какой-либо результат, т.е. характеризоваться определенной результативностью и эффективностью, поскольку требуют затрат ресурсов и приводят к некоторому результату.

Активность  деятельности фирмы - это такая ее характеристика, которая должна показать связь между намеченным содержанием  деятельности и ее результатами. Эта  связь объясняется поведением фирмы  при реализации планируемых действий. В самом деле, с одной стороны, разработан план определенных действий по улучшению конкурентных позиций. С другой стороны, после совершения этих действий можно получить либо положительный, либо отрицательный результат. При одних и тех же планах, стратегиях, целях, потенциале руководители различных фирм достигают разных результатов, что связано с их неодинаковой активностью. Именно различия в инновационной активности объясняют разные инновационные результаты при одинаковых исходных посылках.

При этом признак "инновационная активность" носит следующие черты инновационной деятельности фирмы:

  • Во-первых, инновационная деятельность должна носить стратегический характер и быть управляемой в реальном масштабе времени (поскольку резко увеличилась нестабильность внешней среды). Стратегический подход обеспечивает высокое качество инновационной деятельности.
  • Во-вторых, ИД должна в текущем времени быть рациональной как по последовательности действий, так и по их своевременности, что обеспечит требуемую по ситуации динамичность ИД, определенные темпы проведения необходимых действий и изменений. В противном случае ИД будет просто ненужной и даст негативные последствия (неэффективно исчерпаны резервы времени и ресурсов) [3, 159с.]..

На рисунке 1.1 показано назначение категории "инновационная активность".

 



 

 

Рис. 2.1 – НАЗАНАЧЕНИЕ КАТЕГОРИИ «ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ»

 

В стратегическом плане ИА характеризуется следующими частными показателями:

  • Качество инновационной стратегии организации;
  • Уровень мобилизации или использования инновационного потенциала;
  • Размер привлеченных капиталовложений - инвестиций;
  • Качество методов, используемых при проведении инновационных изменений;
  • Обоснованность реализуемого уровня инновационной активности.
  • В тактическом плане инновационная активность определяется двумя частными показателями:
  • Соответствие реакции фирмы характеру конкурентной стратегической ситуации;
  • Скорость (темп) действий и проведения стратегических инновационных изменений [6, 92с.].

 

  1. Показатели инновационной активности организации

 

Показатели, наиболее широко применяемые в отечественной и зарубежной практике и характеризующие инновационную активность организации, ее инновационную конкурентоспособность, можно разбить на следующие группы: затратные; по времени; обновляемости; структурные.

  1. Затратные показатели:
    • Удельные  затраты на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки) в объеме продаж, которые характеризуют показатель наукоемкости продукции фирмы;
    • Удельные затраты на приобретение лицензий, патентов, ноу-хау;
    • Затраты  наприобретение инновационных фирм;
    • Наличие фондов на развитие инициативных разработок.
  1. Показатели, характеризующие динамику инновационного процесса:
    • Показатель инновационности ТАТ («turn – around time» («успевай поворачиваться»).
    • Длительность  процесса разработки нового продукта (новой технологии);
    • Длительность подготовки производства нового продукта;
    • Длительность производственного цикла нового продукта.
  1. Показатели обновляемости:
  • Количество разработок или внедрений нововведений-продуктов и нововведений-процессов;
  • Показатели динамики обновления портфеля продукции (удельный вес продукции, выпускаемой 2, 3, 5 и 10 лет);
  • Количество приобретенных (переданных) новых технологий (технических достижений);
  • Объем экспортируемой инновационной продукции;
  • Объем предоставляемых новых услуг.
  1. Структурные показатели:
  • Состав  и количество исследовательских, разрабатывающих и других научно-технических структурных подразделений (включая экспериментальные и испытательные комплексы);
  • Состав  и количество совместных предприятий, занятых использованием новой технологии и созданием новой продукции;
  • Численность и структура сотрудников, занятых НИОКР;
  • Состав и число творческих инициативных временных бригад, групп [4, 54 с.].

 

  1. Оценка инновационной активности

При оценке инновационной активности используют следующие параметры, которые оцениваются по 5-балльной шкале.

Содержание  элементов признака «инновационная активность».

  1. Качество инновационной стратегии и цели: соответствие стратегии миссии-предназначению и миссии-ориентации, внешней среде, потенциалу, целям, другим стратегиям фирмы.
  2. Уровень мобилизации инновационного потенциала: проявленная руководством способность привлечения требуемого потенциала, способность привлечь не только очевидную и известную часть, но также скрытую (латентную) часть потенциала, то есть способность проявить высшую компетенцию при мобилизации инновационного потенциала.
  3. Уровень привлеченных капиталовложений - инвестиций: проявленная руководством способность привлечения инвестиций, требуемых по объему и приемлемых по источникам.
  4. Методы, культура, ориентиры, используемые при проведении инновационных изменений: применение в инновационной деятельности концепций и методов, направленных на получение реальных конкурентных преимуществ. Например, в инновационных процессах распространен метод «параллельного проектирования». В маркетинге инноваций таким методом или такой концепцией на сегодняшний момент является концепция «фокусирования на клиентах».
  5. Соответствие реакции организации характеру конкурентной стратегической ситуации: инновационная ситуация определяется состоянием объекта (предлагаемого новшества) и состоянием среды. Известны три типа поведения или реакций на стратегическую ситуацию: реактивное поведение, когда ситуация уже воспринимается даже недостаточно компетентными руководителями и только затем организация приступает к ее изменению; активное поведение, когда ситуация распознается профессионально компетентным руководством и после этого разрабатывается и реализуется стратегия; планово-прогнозное поведение, при котором реализуется метод управления по «слабым сигналам».
  6. Скорость (темп) разработки и реализации инновационной стратегии: интенсивность действий по созданию и продвижению новшеств, проведению стратегических инновационных изменений. Такая интенсивность характеризуется комплексом показателей, включающих показатель инновационности «ТАТ», обновляемость продукции, обновляемость технологии и технологического оборудования, обновляемость знаний персонала, обновляемость организационных структур и другие показатели.
  7. Обоснованность реализуемого уровня инновационной активности: соответствие того или иного уровня стратегической и тактической активности состоянию внешней среды и состоянию самой организации. Резкое необоснованное усиление активности может превратить организацию в так называемого «мертвого героя», а неадекватная пассивность обрекает ее стать неудачницей [2, 156с.].

 

Заключение

 

По рассмотрении различных аспектов понятия "инновационная  активность" можно дать следующее  определение: инновационная активность фирмы - это комплексная характеристика ее инновационной деятельности, включающая степень интенсивности осуществляемых действий и их своевременность, способность мобилизовать необходимый потенциал, в том числе его скрытые стороны, обоснованность и прогрессивность применяемых методов, рациональность технологии инновационного процесса по составу и последовательности операций. Это рациональная стратегия и тактика инновационной деятельности фирмы на всех этапах жизненного цикла инновации.

Для активизации инновационной деятельности предприятий необходимо наличие механизма управления инновационной деятельностью, адекватного требованиям рыночной экономики. В настоящее время подобный механизм отсутствует, что является одной из главный проблем развития предприятий на основе инновационных преобразований. В то же время необходимо отметить отсутствие четкой инновационной политики как на уровне региона, отрасли, так и отдельных предприятий и организаций строительного производства. Причем, для активизации инновационной деятельности не обязательно создание долгосрочных федеральных инновационных программ, необходима четко сформулированная стратегия развития инновационной деятельности на уровне страны, региона, отрасли, предприятия.

В данной контрольной  работе рассмотрены показатели инновационной активности организации, определены, что разбиты на следующие группы: затратные; по времени; обновляемости; структурные. Также раскрыто содержание каждого параметра, по которым дается оценка инновационной активности предприятия.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Гохберг Л.М. Новая инновационная система для "новой экономики". - М.: ГУ ВШЭ, 2007. 245с.
  2. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. СПб.: Питер, 1999. 284с.
  3. Инновации и экономический рост. - М.: Наука, 2002. - С.178.
  4. Кабалина В., Кларк С. Инновации на постсоветских промышленных предприятиях // Вопросы экономики. 2001. № 7.
  5. Мельников О.Н., Шувалов В.Н. Инновационная активность как фактор повышения конкурентоспособности предприятия // Российско<span class="dash0410_0431_04

Информация о работе Показатели инновационной активности организации