Показатели эффективности управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 15:54, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучение оценки эффективности управления персоналом.
Задачи:
1. Рассмотрение основы совершенствования управления персоналом предприятия.
2. Изучение развития персонала в организации.
3. Исследование оценки эффективности управления персоналом.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
1. Теоретические основы совершенствования управления персоналом предприятия
1.1 Современный подход к управлению персоналом предприятия…............5
1.2 Формирование персонала на предприятии...................................................13
1.3 Использование и развитие персонала на предприятии…………………17
2. Показатели эффективности управления
2.1 Показатели экономической эффективности……………………………23
2.2 Оценка эффективности управления персоналом………………………..29
Заключение.............................................................................................................31
Список использованных источников..................................................................

Файлы: 1 файл

курсовая работа маркетинг персонала.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

Затраты на персонал подразделяются на два крупных блока: основные расходы и дополнительные расходы. Основные расходы отражают оплату результатов труда; к ним относятся заработная плата, оклады штатных и внештатных сотрудников и прочие выплаты. К дополнительным относятся расходы, которые образуют две группы: расходы, основанные на тарифах и законодательных актах, и расходы на социальное обслуживание.

К первой группе обычно относят затраты на технику безопасности, отчисления работодателя на социальное страхование и страхование от несчастных случаев, оплачиваемые больничные листы, отпуска, оплату особых достижений, оплату подготовки и повышения квалификации работников, прочие расходы (единовременные пособия и т.п.).

Ко второй группе относятся полная или частичная  компенсация расходов работников на питание, жилье, транспортные услуги, содержание медицинской службы на производстве, страхование, доплаты.

В составе расходов на производство затраты на персонал могут быть рассчитаны на единицу мощности или на единицу прироста производства продукции, работ или услуг. Это удельные затраты на персонал, которые учитываются при составлении планов предприятий для анализа эффективности системы управления персоналом. Удельные затраты на персонал позволяют определить потребность в финансовых ресурсах для обеспечения предприятия кадрами. Расчет показателя нормативных удельных затрат осуществляется индексным методом по формуле-

УЗн = УЗф * Ич * Ир вр * Икв,

где УЗН – удельные затраты на персонал – нормативные;

УЗф – удельные затраты на персонал;

Ич– коэффициент изменения численности;

Ир вр – коэффициент изменения рабочего времени;

Икв – коэффициент изменения квалификации.

Для интегральной оценки эффективности управления персона-лом используется показатель статистической эффективности, ис-числяемый как отношение балансовой прибыли к затратам на управление по формуле:

Эстат = ПБ / ЗУ

где: Эстат – статистическая эффективность управления (балансовая прибыль на 1 руб. затрат на управление);

ПБ – балансовая прибыль, руб.;

ЗУ – затраты на управление, руб.

Оценка эффективности  управления персоналом может выступать  мощным рычагом роста результативности управленческого процесса. Для этого  необходимо знать, как она должна осуществляться, в каком соотношении находится с другими этапами управленческого цикла, каков, наконец, ее действительный психологический смысл [5].

Чтобы судить, насколько  эффективна та или иная система управления персоналом, нужны, естественно, критерии, позволяющие произвести такую оценку. Их выбор зависит от того, что брать за точку отсчета: деятельность конкретно взятого руководителя, трудовые показатели коллектива или особенности исполнителей.

Оценка функционирования службы управления кадрами  требует  систематического опыта, измерения затрат и выгод общей программы управления персоналом и сравнения ее эффективности с эффективностью работы предприятия за тот же период. В связи с этим возникает вопрос о том, как следует наилучшим образом организовать саму аналитическую работу, когда и с какой частотой следует проводить оценку и кто должен вести эту работу.

Эффективность функционирования системы управления персоналом определяется ее вкладом  в достижение организационных целей. Управление кадрами эффективно настолько, насколько успешно персонал фирмы использует свой потенциал для реализации стоящих перед ней целей. И было бы ошибкой строить умозаключения о деятельности руководителя, основываясь на каких-то особых, присущих только ей характеристиках.

В этом смысле нельзя не согласиться с А.И. Китовым, считающим, что “деятельность руководителя не может оцениваться только по каким-то ее собственным параметрам. Подлинным критерием ее оценки служит конечный результат труда всего коллектива, в котором органически соединены результаты труда и руководителя, и исполнителей. В своих рассуждениях А.И. Китов, по сути дела, лишь фиксирует сложившуюся практику оценки эффективности управления персоналом. Правда, не учитывает при этом психологические критерии последней. Хотя без них оценка степени эффективности управления персоналом будет далеко не полной, о чем свидетельствует и мировой опыт [5].

Что касается конкретных методов оценки управленческого  труда, то предлагаемые и используемые на практике методы можно разделить  на три группы: количественные, качественные (или описательные) и комбинированные (или промежуточные). К количественным методам оценки относятся балльный, коэффициентный, метод рангового порядка, метод парных сравнений, система графического профиля, метод “эксперимента“ и т.д. К качественным (описательным) методам относятся система устных и письменных характеристик, метод эталона, матричный и биографический методы, метод групповой дискуссии. Примерами комбинированных методов являются методы стимулирующих оценок, группировки работников, тестирование.

Наибольшее  распространение получили количественные методы оценки управленческого труда, особенно балльный, коэффициентный и  балльно-коэффициентный. Их преимуществами являются объективность, независимость  от личного отношения экспертов к специалисту, возможности формализации и систематизации результатов, сравнения параметров, использование математических методов.

Эффективность управления персоналом определяется исходя из объема, полноты, качества и своевременности  выполнения закрепленных за ним функций. Для определения степени эффективности управления персоналом необходимы соответствующие критерии и показатели.

При выборе критериев  оценки следует учитывать, во-первых, для решения каких конкретных задач используются результаты оценки и, во-вторых, для какой категории работников устанавливаются критерии, учитывая, что они будут дифференцироваться в зависимости от сложности, ответственности и характера деятельности [8].

В качестве критериев  в области эффективности управления персоналом, может выступать выполнение установленных норм выработки или обслуживания при надлежащем качестве работы и снижение издержек, возникающих из-за повышенной текучести персонала, необоснованных простоев и др.

При этом, оценка эффективности управления персоналом состоит из двух компонентов: экономической эффективности, характеризующей достижение целей фирмы путем использования персонала на основании принципа экономичного расходования имеющихся ресурсов, и социальной эффективности, характеризующей степень ожидания потребностей и интересов наемных работников [8].

В качестве компонентов  экономической эффективности управления персоналом некоторые экономисты8  предлагают рассматривать:  

– соотношение результатов работы и издержек на персонал, рассматриваемое с точки зрения поставленных организационных целей;  

– компоненты, отражающие вклад персонала в долгосрочное существование и развитие организации. К ним относятся:

– стабильность, которая отражается в преемственности кадрового состава, в надежности выполнения работниками порученных ими заданий, в отсутствии напряженности и конфликтов;

– гибкость, которая означает способность персонала адаптироваться к новым условиям, активно содействовать организационным изменениям и быть готовым к конфликтам, если это необходимо для реализации инновационных концепций.

Эффективность управления кадрами  необходимо оценивать  по системе показателей, наиболее полно  отражающих эту область менеджмента  и отвечающих следующим требованиям:  

– полнота и достоверность производимой оценки;

– учет результатов управленческих решений, как в количественных, так и качественных характеристиках;

– учет показателей, на которые управленческие решения оказывают прямое влияние;

– соответствие целям оценки;

– соизмеримость результатов управления с затратами на их получение.

ТакДж.М. Иванцевич  и А.А. Лобанов предложили методику анализа функционирования служб управления кадрами, где критерии оценки сгруппированы следующим образом:

1. Собственно  экономическая эффективность:  

– показатели эффективности;

– стоимость оцениваемой программы на одного работника.

2. Показатели  степени соответствия.

3. Степень удовлетворенности  работников:  

– компенсацией;

– собственно работой.

4. Косвенные  показатели эффективности работы  служащих:  

– текучесть персонала;

– абсентизм - количество самовольных невыходов на работу;  

– брак;

– частота заявок о переводе на другие работы;

– количество жалоб;

– безопасность труда и количество несчастных случаев;

– прочие показатели качества труда.

Каждый из вышеперечисленных показателей и их комбинации выражают эффективность работы служб управления персоналом, для целей оценки их сопоставляют с заранее заданными значениями [2].

Э.Б. Фигурнов предлагает следующие показатели, характеризующие интенсификацию использования персонала:  

– разность уровней производительности труда, их соотношение;

– экономия численности работников в результате увеличения выработки при повышении производительности труда.

С помощью предложенных показателей можно определить направление влияния каждого фактора на изменение степени производительности, но нельзя количественно выразить это влияние.

Безусловно, система  показателей, необходимых для определения  эффективности управления персоналом, нуждается в доработке. Решение  этой задачи позволит объективно оценивать эффективность организационных и социальных мероприятий, уточнять ближайшие задачи и цели.

По нашему мнению, систему показателей эффективности  управления персоналом следует строить  на базе теории факторов производства. Производительность труда является основным показателем использования персонала и характеризует доходность производства в расчете на одного занятого. Этот показатель рассчитывается как отношение годового дохода предприятия к среднегодовому числу работников [8].

Оценку эффективности  управления персоналом целесообразно производить по трем позициям : 

– оценка организации управленческого труда;

– анализ технологии управления персоналом;  

– анализ качества управления персоналом.

При оценке организации  управленческого труда анализируются формы и методы взаимодействия управленческих работников с объектами управления и между собой. Подлежит анализу штатное расписание, распределение обязанностей, документооборот отдела [3].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Андреев, С. В. Несостоятельность (банкротство) предприятий. Проблемы и пути реформирования экономического кадрового потенциала: Учеб. пособие [Текст]/ С. В. Андреев.-М.: РУЦ, 1996.- 151-152 с.
  2. Веснин, В.Р. Основы менеджмента [Текст]/ В.Р. Веснин. – М.: «ГНОМ - пресс», 2000 - 440с.
  3. Виханский, О.С. Стратегическое управление [Текст]/ О.С. Виханский, - М.: «Гардарика», 1998 - 296с.

 

  1. Журавлев, А. Г. Управленческий труд и эффективность общественного производства [Текст]/ А. Г. Журавлев.-Минск: Наука и техника, 1981. -87 с.
  2. Иванцевич, Дж. М. Человеческие ресурсы управления [Текст]/ Дж. М. Иванцевич.- М.: «Дело», 1993.- 276 с.
  3. Китов, А. И. Экономическая психология [Текст]/ А.И. Китов.- М.: 1987.-41 с.
  4. Маслов, Е. В. Управление персоналом предприятий [Текст]/ Е. В. Маслов.- М.: ИНФРА-М, 1998.-59 с.
  5. Марр, Р. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики [Текст]/ Р. Марр.- М.: МГУ, 1997.-95-96 с.
  6. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник [Текст]/Г.В. Савицкая.-М.: ИНФРА-М,2006.-425с.
  7. Стражев, В. И. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: учебник [Текст]/ В.И. Стражев.- Мн.: Высшая школа,2005.-480с.
  8. Фигунов, Э. Б. Статистическое измерение интенсификации производства [Текст]/ Э. Б. Фигунов.- М.: Вестник статистики, 1983.- 10 с.
  9. Шекшня, С. В. Управление персоналом современной организации [Текст]/ С. В. Шекшня.-М.: “Бизнес-школа “Интел-Синтез“, 1997.-295-296 с.
  10. Учебная литература К 1 ой главе
  11. . Архипова Н. И., Кульба В. В., Косяченко С. А. Организационное управление: учебное пособие. - М.: ПРИОР, 2002.
  12. . Базаров Т. Ю., Еремин Б. Л. Управление персоналом: учебник. - М.: - ЮНИТИ, 2002.
  13. . Бизюкова И. В. Кадры управления: подбор и оценка: учебное пособие - М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 2001.
  14. . Веснин В. Р. Основы менеджмента - М.: «ГНОМ - пресс», 2000 - 440с.
  15. . Веснин В. Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе - М.: - Юрист, 2000 - 496с.
  16. . Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: учебник. - М.: «Гардарика», 1998 - 528с.
  17. . Виханский О. С. Стратегическое управление: учебник. - М.: «Гардарика», 1998 - 296с.
  18. . Герчикова И. Н. Менеджмент: учебник. - М.: ЮНИТИ, 1997 - 501с.
  19. . Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. - 3-е изд. - Н.Новгород: НИМБ, 2010.
  20. 10. Иванцевич Дж., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. - М.: Дело, 2009. - 128с.
  21. . Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. М.: ИНФРА-М, 2010, стр. - 370с.
  22. . Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 415с.
  23. 13. Коротков Э. М. Концепция менеджмента: учебное пособие. - М.: Дела, 1996 - 304с.
  24. . Коротков Э. М. Исследование системы управления: учебник. - М.: Дела, 2000 - 285с.
  25. . Лукашевич В. В. Основы менеджмента: учебник. - М.: - Экономика, 1998 238с.
  26. . Маслов Е. В. Управление персоналом предприятия: учебное пособие. - М.: ИНФРА - М, 1999 - 312с.
  27. . Минаев Э.С. Менеджмент персонала: функции и методы. - М., 2009. - 218с.
  28. 18. Плешин Ю.И. Управление персоналом: учебное пособие. - СПб, 2010г. - 218с.
  29. 19. Поляков В. А. Технология карьеры .- М.: «Дело ЛТД», 2009. - 113с.
  30. . Румянцева З. П., Саломатин Н. А., Акбердин Р. З. Менеджмент организации: учебное пособие. - М.: - ИНФРА - М, 1996 - 432с.
  31. . Русинов Ф. М., Разу М. Л. Менеджмент: учебник. - М.: ФБК - ПРЕСС, 1999 - 504с.
  32. . Спивак В. А. Организационное поведение и управление персоналом. - Питер, 2000 - 416с.
  33. . Травин В. В., Дятлов В. А. Менеджмент персонала предприятия: учебник. М.: - Дело, 2000 - 227с.
  34. . Ципкин Ю. А. Управление персоналом: учебное пособие. - М.: - ЮНИТИ ДАНА, 2001 - 446с.
  35. . Чаплина А. Н. Культура управления: учебное пособие. Красноярск: КГПУ, 1997
  36. . Шекшня С. В. Управление персоналом современной организации: учебник. - М.: - «Бизнес - школа», 2000 - 368с.
  37. 2. Периодические издания
  38. 1. Орлова Т.В., Статья «Особенности подбора линейных руководителей», Справочник кадровика №10, 2008.
  39. 3. Иностранная литература
  40. 1.Магура М.И. Отбор персонала и управление человеческими ресурсами организации. // Управление персоналом. - 2010.- №7. - 40-49с.
  41. .Магура М.И. Основные принципы построения системы отбора кадров. // У<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-family: 'Georgia', 'Arial'; te

Информация о работе Показатели эффективности управления