Политика доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 22:47, контрольная работа

Описание работы

Отношения в социальной сфере развиваются под влиянием социальной политики: социальная политика – это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике, регулирующая отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения. Социальная политика производна от экономики, но не второстепенна, если иметь в виду ее значение для развития материальной и духовной культуры общества.

Файлы: 1 файл

Политика доходов и заработной платы.doc

— 251.50 Кб (Скачать файл)

1. Масштабы  реализации и экономическая база  социальной политики.

Отношения в социальной сфере развиваются под влиянием социальной политики: социальная политика – это составная часть внутренней политики государства, воплощенная  в его социальных программах и практике, регулирующая отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения. Социальная политика производна от экономики, но не второстепенна, если иметь в виду ее значение для развития материальной и духовной культуры общества. Главная задача социальной политики состоит в гармонизации общественных отношений, обеспечении политической стабильности и гражданского согласия. Это достигается:

-поддержанием баланса между денежными доходами населения и товарными ресурсами;

-созданием условий для решения жилищной проблемы;

-удовлетворением спроса населения на количество и качество товаров и услуг;

-созданием базы для укрепления здоровья населения, роста его духовности, образованности и культуры.

На правительственном  уровне основные цели и приоритеты социальной политики в современных условиях сводятся к тому, чтобы стабилизировать уровень жизни граждан Российской Федерации, не допустить дальнейшего обнищания населения страны.

Для достижения этой цели предусматривается создать экономические и правовые условия, стимулирующие активную часть общества на производительный труд как основу личного благосостояния и благополучия общества; поддержать оптимальное соотношение между доходами трудоспособной части общества и нетрудоспособными гражданами; усилить адресность социальной поддержки, ограничить и сократить масштабы бедности; обеспечить основные социальные гарантии в области доходов населения и сохранить на уровне действующих гарантии медицинского обслуживания, образования и культурного развития; стабилизировать положение в жилищной сфере; обеспечить сдерживание безработицы и поддержать вынужденных мигрантов.

В соответствии с поставленными  целями Правительство РФ намерено сосредоточить  свои усилия на ряде приоритетных направлений  социальной политики. В их числе: предотвращение снижения реальных денежных доходов населения; обеспечение баланса экономических интересов работников, предпринимателей и нетрудоспособных граждан; реформирование социальной сферы, прежде всего здравоохранения, социального обеспечения, образования, культуры; усиление воздействия государства на занятость населения и активизация работы по переподготовке кадров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Дифференциация  заработной платы. Объективные и субъективные факторы, определяющие дифференциацию на рынке труда

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ - установление необходимых различий в оплате труда в зависимости  от его сложности (квалификации), интенсивности, сфер приложения и условий труда. В отдельных случаях могут учитываться соц. факторы. Дифференциацию заработной платы можно рассматривать и как результат сложившихся соотношений в оплате труда работников, которые определяются не только указанными выше факторами, но и результативностью труда. В современных условиях дифференциация оплаты труда возникает и в зависимости от формы собственности предприятия (организации), а также сферы приложения труда. Последние факторы вызывают порой необоснованную дифференциацию заработной платы, поскольку работники в ряде отраслей, имеющие одинаковую с другими квалификацию, интенсивность и условия труда, оплачиваются в более высоком размере, чем в других отраслях (сферах приложения труда) с аналогичными условиями. Более того, работники более низкой квалификации оплачиваются в повышенном размере по сравнению с работниками более высокой квалификации.

 

Функции заработной платы

1. Воспроизводственная  функция предполагает обеспечение  работников, а также членов их  семей необходимыми жизненными  благами для воспроизводства  рабочей силы без увеличения  состава обеспечиваемой семьи.

2. Стимулирующая функция  — установление зависимости заработной  платы работника от его трудового  вклада, от результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

3. Функция формирования  платежеспособного спроса населения.  Поскольку платежеспособный спрос формируется под воздействием потребностей и доходов общества, то с помощью заработной платы в условиях рынка устанавливаются необходимые пропорции между товарным предложением и спросом.

4. Социальная функция.  Заработной плате отводится роль реализации принципа социальной справедливости. Эта функция в России в настоящее время работает в наименьшей степени, так как в основном зависит от силы влияния государства на процесс формирования заработка трудящегося.

5. Измерительно-распределительная функция раскрывает то, что посредством заработной платы определяется индивидуальная доля в фонде потребления каждого участника производственного процесса в соответствии с его трудовым вкладом. Кроме того, она определяет меру участия живого труда в Процессе образования цены Продукта, его долю в совокупных издержках Производства

6. Ресурсно-разместительная  функция. Указывает на то, что  через установлен  определенного  уровня заработной платы возможна  оптимизация размещения трудовых  ресурсов по регионам, отраслям экономики, предприятиям

 

 

 

Факторы дифференциации заработной платы

 

• Государство, в законодательном  порядке устанавливающее минимальный  размер заработной платы 

• Уровень производительности рабочей силы

• Уровень квалификации работника 

• Трудовой стаж работника

• Сложность выполняемой  работы

• Условия труда 

• Интенсивность работы

• Динамика цен на потребительские  товары и услуги

• Качество и срочность  выполнения работы

 

Факторы дифференциации заработной платы

       

Государство, в законодательном порядке устанавливающее минимальный размер заработной платы

   

Динамика цен на потребительские товары и услуги

   
       

Уровень производительности рабочей  силы

   

Сложность выполняемой работы

   
       

Уровень квалификации работника

   

Условия труда

   
       

Трудовой стаж работника

   

Интенсивность работы

   
   

Качество и срочность выполнения работы




 

Дифференциация денежных доходов работников складывается преимущественно под влиянием двух факторов: дифференциация заработной платы и дифференциация семейного положения работников. Однако дифференциацию заработной платы и дифференциацию доходов нельзя оценивать с одних и тех же позиций. В первом случае экономическое неравенство соответствует понятию социальной справедливости в рамках данного общественного строя и является условием прогресса; во втором случае неравенство складывается в результате перераспределения доходов в семьях, которое в известной мере является «несправедливым», поскольку в определенной части не имеет отношения к труду и трудовым заслугам людей.

В условиях централизованной экономики  и эгалитарного общества, основанных на равномерном распределении доходов  населения, проблемы дифференциации и  экономического неравенства были незначительными  и не вызывали озабоченности специалистов. Характерной чертой плановой экономики был жесткий контроль государства за доходами граждан в целях предотвращения их дифференциации. Это достигалось путем установления обязательных тарифных ставок и окладов, определения разного рода «пределов» в оплате труда, ограничения размеров премий.

Положение резко изменилось с начало преобразования и становлением рыночных отношений. С одной стороны, работнику  предоставлена свобода выбора места  работы, профессии и т.д. С другой, — усилилась конкуренция на рынке  труда. У работодателей появилось право выбора принимать на работу, определять размер оплаты труда. Хозяйственные структуры стали самостоятельными в сфере организации оплаты труда. Высокий уровень дифференциации доходов принципиально присущ странам с развитой рыночной экономикой, в особенности на начальном этапе развития, и связан с ограничениями в занятости, инфляцией, сдвигами в структуре производства.

Причинами неравенства и имущественного расслоения по доходам являются неравное распределение доходов и собственности; неодинаковые стартовые условия для развития индивидуально-трудовой деятельности, предпринимательства, бизнеса; относительно низкий размер оплаты труда у некоторых категорий работников; повышение доли иждивенцев в семье; наличие незанятых трудоспособных лиц; низкий уровень социальных выплат; несвоевременные выплаты заработной платы, пенсий, пособий.

Одним из серьезных факторов нарастания дифференциации служит инфляция, при  которой выплаты практически  не индексируются по мере роста цен, а удорожание потребительской корзины происходит темпами, опережающими общий рост цен.

Одним из существующих факторов дифференциации оплаты труда работников выступают  подоходные налоги. Россия отличается от западных стран своеобразной «уравниловкой». В настоящее время введен единый подоходный налог на доходы населения в размере 13%. В то время как в странах ЕС действуют прогрессивные шкалы с увеличением налоговых ставок при росте денежных доходов. Так, в Германии высшая налоговая ставка установлена в размере 53% дохода, в Великобритании, Испании, Венгрии, Эстонии –40%

Неравенство и социально-имущественное  расслоение населения одна из серьезных проблем становления и развития рыночных отношений. Для количественной оценки дифференциации доходов применяются децильный коэффициент, коэффициент Джини и кривая Лоренца.

Децильный коэффициент- это соотношение между средними доходами 10% наиболее обеспеченных и 10% наименее обеспеченных граждан.

Коэффициент Джини —  это индекс концентрации доходов  населения.

Кривая Лоренца показывает степень удаления фактического распределения  доходов от состояния абсолютного  равного распределения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Анализ коллективного  договора на примере МДОУ д/с № 14

Социальная  гарантия

Размер условия  реализации

1. Заработная плата работников МДОУ д/с № 14 включает в себя размеры:

-должностного оклада, образуемого путём умножения минимального оклада по уровню соответствующей профессиональной группы на повышающие коэффициенты;

-выплаты компенсационного характера,

-выплаты стимулирующего характера (стимулирующие доплаты, стимулирующие надбавки, премии).

 

2. Размеры выплат заработной платы работникам МДОУ д/с № 14 устанавливаются заведующим самостоятельно в соответствии с ПКГ на основе расчетов и в пределах средств, предусмотренных на оплату труда работников, с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности и включают в себя:

 

базовый (минимальный) размер, должностной оклад (ставка) работника  МДОУ д/с № 14;

базовый (минимальный) размер, должностной оклад (ставка) работника  МДОУ д/с № 14 умноженный на размеры повышающих коэффициентов с учетом сложности и объема выполняемой работы, на основе дифференциации типовых должностей, включаемых в штатное расписание МДОУ д/с № 14. Данная выплата устанавливается решением заведующего на учебный год. В дальнейшем с учетом качества выполняемых работ и наличием средств, предусмотренных на оплату труда, может повышаться или понижаться.

 

3. за специфику работы

 

-за работу в коррекционных  группах  для детей с тяжёлыми  нарушениями речи на 20%. Оплата  труда по повышенным окладам производится за часы общения и занятий с воспитанниками этих групп.

-за индивидуальное  обучение детей-инвалидов на дому  на 20%.

Оплата труда по повышенным окладам производится за часы общения  и занятий с воспитанниками этих групп.

специалистам логопедических пунктов на 20%;

-специалистам, работающим  в образовательных учреждениях  в сельской местности и посёлках  городского типа повышение должностного  оклада на 25%;

-за работу в образовательных  учреждениях, расположенных в  ЗАТО на 20%

 

 

 

 

повышение оклада на 20%

 

 

 

повышения оклада на 20%

 

 

 

Повышения оклада на 20%

 

 

 

 

 

повышение должностного оклада на 25%

 

повышения окна на 20%

4. за квалификационную категорию

 

-для педагогических работников, имеющих вторую категорию – 1,05

-для педагогических работников, имеющих первую категорию – 1,10

-для педагогических работников, имеющих высшую категорию – 1,15

Повышение оклада на 1,05

 

Повышение оклада на 1,10

 

Повышение оклада 1,15

5.  На основании Постановления Главы муниципального образования (в действующей редакции) устанавливаются следующие виды компенсационного характера:

-выплаты работникам, выплачиваемые за труд в особых условиях (на тяжелых, вредных или опасных работах; на работах с иными особыми условиями труда; в местностях с особыми климатическими условиями).

-выплаты работникам, выплачиваемые за труд в условиях,

отклоняющихся от нормальных (выполнение работ различной квалификации; совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы или исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором; сверхурочная работа; работа в ночное время; работа в выходные и нерабочие праздничные дни).

-другие выплаты, предусмотренные нормативными актами Российской Федерации, нормативными актами регионального и муниципального уровней.

 

6. Доплаты за работу с тяжелыми и вредными условиями труда устанавливаются до 12% тарифной ставки (оклада) согласно Перечням работ с неблагоприятными условиями труда (утв. приказами Гособразования СССР от 20.08.90 № 579). Повышение заработной платы по указанным основаниям производится с учетом результатов аттестации рабочих мест.

до 12% тарифной ставки (оклада)

7.  Выплату работникам надбавки в размере 35% тарифной ставки (оклада)

за работу в ночное время (с 22:00 до 6:00).

35% оклада

8. Выплату педагогическим работникам ежемесячной денежной компенсации на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий в

соответствии с нормативными документами.

 

9. Работодатель выплачивает работникам за счет собственных средств пособие по временной нетрудоспособности с учетом продолжительности общего

трудового стажа в  соответствии с действующим законодательством (ст. 1, 2 Федерального закона от 22.12.05 № 180-ФЗ).

 

10. Совместным решением работодателя и выборного профсоюзного органа

МДОУ д/с № 14 средства, полученные от экономии фонда заработной платы, могут быть направлены на поощрение - премии.

 

11. За работу в местностях с особыми климатическими условиями:

 

- полярные надбавки;

 

- коэффициент

 

 

 

 

до 80%

 

50%

12. За работу с неблагоприятными условиями труда:

 

- младшим воспитателям

 

- повару

 

- оператору стиральных  машин

 

 

 

11%

 

10%

 

10%

13. При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором.

 

до 100%

14. Воспитателям, младшим воспитателям за переработку рабочего времени вследствие неявки сменяющего работника или родителей

В соответствии с Трудовым Кодексом РФ


 

По данному предприятию  можно сделать вывод что в  целом обстановка по выплате социальных гарантий считается удовлетворительной.  Выплачиваются все надбавки за переработку, за неблагоприятные условия труда и за работу с детьми, отстающими в развитии. Коллективный договор соответствует Трудовому законодательству в сфере социальных гарантий, что удовлетворяет требования обоих сторон, т.е. работодателя и сотрудников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Используя  статистический, субъективный и  другие методы экономического анализа определить:

а) денежные доходы в среднем  на одного работающего в структурном  подразделении.

Денежные доходы работников структурного подразделения

Наименование должности  Денежные доходы, в рублях

Начальник управления 80000

Начальник отдела 40000

Главный специалист  19000

Старший специалист 18000

Специалист  16500

Специалист 16500

Старший инспектор 13500

Старший инспектор 13500

Старший инспектор 11500

Специалист 2 кат 13500

Секретарь-референт 13500

Денежные доходы в  среднем на одного работающего в структурном подразделении 23227 рублей.

б) номинальные и реальные располагаемые денежные доходы.

Показатель Апрель 2011 года Апрель 2012 года

Номинальный денежный доход  16000 рублей 23000 рублей

Повышение номинальной  заработной платы на 44% при росте цен на 15% (при условии неизменности налоговых отчислений) привело к повышению реальной заработной платы на 25, 2% (144:115*100).

в) отношение к прожиточному минимуму: среднедушевых реально-располагаемых  денежных доходов, среднемесячной заработной платы (сопоставить результаты, сделать выводы).

Бюджет семьи из 2 человек в  трудоспособном возрасте за апрель 2012 года составил 48000 рублей. Среднемесячная заработная плата семьи за период с апреля 2011 по апрель 2012 года составила 37307,7 рублей, соответственно на 1 члена семьи 18653,85 рублей. Прожиточный  минимум на 1 квартал 2012 года составил 7091 рубль для трудоспособного населения.

Отношение среднедушевого дохода семьи  к прожиточному минимуму составило 3,4, т.е. доход на одного члена семьи больше прожиточного минимума в 3,4 раза. Показатель близок к среднему по Свердловской области.

Отношение среднемесячной заработной платы к прожиточному минимуму составило 2,6, т.е. в 2,6 раза среднемесячная заработная плата больше прожиточного минимуму, и прожиточный минимум составляет 38 % от средней заработной платы данной семьи. Для сравнения, в США минимум заработной платы на общегосударственном уровне устанавливается в размере 40-50% от средней заработной платы.

г) долю расходов на питание в бюджете семьи.

Информация о работе Политика доходов